Что такое красота и почему ее обожествляют люди..?

7
0
Материал опубликован 29 March 2020 в группе

Описание внеклассного мероприятия



Организационная информация

Тема мероприятия

«Что такое красота и почему ее обожествляют люди..?»

Класс

10

Автор мероприятия

Поддубная Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

КГКОУ Школа №2

Населённый пункт

г. Комсомольск-на-Амуре

Методическая информация

Форма проведения

Круглый стол

Цель мероприятия

Формирование у учащихся социально и морально значимых норм и ценностей

Задачи мероприятия (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: вырабатывать умение выразительно читать наизусть стихотворные тексты; отрабатывать навык работы с толковым словарем; учить логически, грамматически, верно оформлять свою мысль; учить детей создавать индивидуальные проекты-презентации, пользоваться различной литературой для отбора необходимой информации;

развивающие: развивать и корректировать коммуникативные возможности учащихся, умение самостоятельно формировать и грамотно высказывать мысль, доказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать эстетический вкус у учащихся;

воспитательные: корректировать эмоциональную и нравственную сферу учащихся; воспитывать нравственные качества, умение видеть и ценить в человеке внутреннюю красоту; воспитание культуры и общения и умения устанавливать взаимоотношения с участниками мероприятия, в том числе при работе в паре

Используемые педагогические технологии, методы и приёмы

Педагогические технологии: развитие критического мышления через самостоятельную работу учащихся; коллективное взаимодействие через обсуждение информации с участниками команды-соперника; комбинация самостоятельной работы учащихся с книгой и техническими средствами; личностно-ориентированные технологии, имеющие целью моральное и творческое развитие учащихся; технология сотрудничества;

Методы и приёмы: метод проектирования; проблемно-поисковый метод; творческий метод; метод дискуссии; работа с книгой; демонстрация и комментирование видеоматериалов; чтение наизусть, подбор цитат

Время реализации мероприятия

60 минут

Знания, умения, навыки и качества которые актуализируют/приобретут/закрепят дети в ходе мероприятия

Учащиеся продолжат развивать свои коммуникативные способности, вырабатывать и закреплять умение выразительно читать наизусть стихотворные тексты, умение самостоятельно формировать и грамотно высказывать мысль, доказывать и обосновывать свою точку зрения;; отработают навык работы с толковым словарем; продолжат учиться логически, грамматически, верно оформлять свою мысль; закрепят навык создания индивидуальных проектов-презентаций, использования литературы и интернет-ресурсов для отбора необходимой информации.

У учащихся закрепятся социально-значимые нравственные качества, умение видеть и ценить в человеке внутреннюю красоту. Дети отработают навык культуры общения и умение устанавливать взаимоотношения с участниками мероприятия, в том числе при работе в паре

Необходимое оборудование и материалы

ПК и интерактивная доска для демонстрации презентаций и видео; костюмы; заранее расставленные друг напротив друга столы; репродукции картин с изображением красивых людей

Дидактическое обеспечение мероприятия

Карточки с пословицами; карточки с высказываниями великих людей о красоте; толковые словари, словарь синонимов; выдержки из сочинений детей; бумажное сердце, заранее разрезанное на части (для каждого участника)

Список учебной и дополнительной литературы

1. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.; Шведова Н.Ю. Москва, 1996 г.

2. Толковый словарь русского языка. В 4 т./ Под ред. Д.Н.Ушакова. Т.2.: М.: Русские словари, 1995 г.

3. Современный толковый словарь / ред. И.Е. Андриевского.-Москва, 1996 г.

4. Словарь синонимов русского языка. /ред. Абрамова Н.А. – Москва, 1999 г.

5. Полная иллюстрированная энциклопедия. Русский народ. Пословицы и поговорки. / ред. М. Забылина. Москва: ЭКСМО, 2005 г.

6. Н.А. Заболоцкий. Стихотворения. – Москва: Советский писатель, 1999 г

7. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: Высшая школа., 1992 г.

8. История культуры Древних стран: Индия, Япония, Китай. – Мосвка: Директ Медиа, 2004 г.

Ход и содержание мероприятия, деятельность учителя и учеников

Мотивация учащихся

Каждому учащемуся предлагается подойти к столу учителя, взять бумажное заранее разрезанное на части сердце и написать на них слова-ассоциации, которые возникают у них, когда они слышат слово «красота».

Слово учителя: В конце мероприятия мы попытаемся сложить общую картинку и определить для себя, что же входит в понятие «красота» и что важнее: красота внешняя или внутренняя

Подробное описание всех этапов мероприятия

Учитель: Красота – понятие относительное. В разные времена представления о прекрасном менялись. Но неизменно красивым в лице человека оставалось отражение внутреннего вдохновения, чистоты чувств. Перед вами, ребята, репродукции картин разных художников, написанные в разное время. Мастера кисти считали эти лица красивыми. Мы можем согласиться с ними или нет, ведь и вкусы у нас, у людей, разные. Каждый из нас создал для себя определённые критерии красоты. Давайте сегодня поговорим о ней.

1 ученик: Во все времена люди задумывались о красоте. А что это такое? Часто человек при слове «красота» задумывается о внешних критериях. Но без внутренней красоты – красоты души, человек тоже не может существовать…Пустая, неодухотворенная красота отталкивает…

2 ученик: Читает наизусть стихотворение «У природы она не в любимчиках…»

У природы она не в любимчиках,

Не шедевр гениальный творца.

Просто девочка с тоненьким личиком.

Непонятного цвета глаза.

Две косички, как мышкины хвостики,

И худые коленки торчком.

Лежат плечи, как шаткие мостики,

К хрупкой шейке под воротничком.

Поскупилась природа на яркое,

Простым грифелем здесь обошлась.

На рожденье пришла без подарков.

Только душу с собой принесла,

Поселив ее в тельце невзрачном –

Пусть хоть что-то достанется ей,

Хоть кусочек малюсенький счастья,

Пусть хоть чуточку будет теплей.

И в глазах огонек зародился.

Разгораясь с годами сильней,

В красоту естества превратился,

В разноцветье зовущих огней.

Усмехнулась природа лукаво,

Подивилась, что в тельце таком

Красота распустилась такая,

И души ожила цветником!

1 ученик: Известный русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий в своем творчестве отвел значительное место спорному вопросу о красоте внутренней и внешней (читает наизусть стихотворение Н.А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»)

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Он же в своем стихотворении «Некрасивая девочка» сформулировал вопрос, который волнует людей на протяжении тысячелетий: «Что такое красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?».

Сегодня мы тоже попытаемся порассуждать на эту тему и ответить на вопрос: что важнее – красота внешняя или внутренняя? Все мы знаем слова Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир!», но мало кто знает, что у этих слов есть печальное продолжение: «Ах, кабы она добра была…».

Сегодня у нас состоится своеобразный «суд», в котором примут участие две «противоборствующих» стороны (следует представление «сторон»: одна сторона утверждает, что важнее красота внешняя (ученики 3 и 4), а другая сторона отстаивает первостепенность красоты духовной, внутренней. В «спор» вступает первая «сторона» (ученики 5 и 6):

Ученик 5: Обратимся к определению слова «красота» (см. статьи Словарей):

- Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое наслаждение (Словарь Ожегова);

- Красивое, прекрасное; красивые места, красивая наружность (Словарь Д.Н. Ушакова);

- Красота…есть эстетически прекрасное (Словарь Брокгауза и Евфрона);

- Благоличие, благообразие, восхищение, красивость, пригожая внешность, хорошая наружность (Словарь синонимов).

Мы видим, что в словарях дается понятие о красоте внешней.

Ученик 3: Однако слово «красота» имеет и негативные значения. В Толковом словаре В.И. Даля читаем:

- «Красава; красавка» - женщина дурного поведения;

- «Красик» - бранное слово, в значении «щеголь», тот, кто красуется;

- «Красотка» - на бумажных фабриках тряпка, ветошь красного цвета;

- «Красовитка» - кокетка.

Ученик 1: Внешность человека может быть невыразительна и даже невзрачна, но при этом внутренний мир – богат и разнообразен (для сравнения предлагается красочное видео о красоте подводного мира (Приложение №1). Великолепна скрытая красота, которую таит в себе море, на вид спокойное и однообразное!.

Ученик 5: Если внешняя красота не столь важна, то почему тогда люди во все времена придавали заботе о ней особое значение и даже шли на жертвы, чтобы сохранить ее как можно дольше? (Предлагается проект-презентация «Каноны красоты в разные эпохи» (Приложение №2). Озвучивается вывод о том, что внешняя красота во все времена – от древности до современности – имела для людей – как для мужчин, так и для женщин - особое значение и являлась первостепенной: «Таким образом, люди, начиная с древних времен, заботились о своей красоте и шли на жертвы ради ее сохранения, значит внешняя красота важнее, и некрасивые люди далеко не всем нужны и интересны).

Ученик 3: встаёт и в «ответ» читает наизусть стихотворение «Некрасивых людей не бывает…»

Некрасивых людей не бывает!
Некрасивой бывает душа…
Чья-то – тело собой украшает,
Чья-то – злобой убьёт без ножа…
Красота – как обёртка конфеты…
И возможно, под нею обман…
Развернёшь, а съедобного нету…
Или будешь от сладости пьян…
А души красота не увянет,
И потом, по прошествии лет,
Расцветёт, заискрится, воспрянет…
Это будет достойный ответ!
Для обложек гламурных журналов,
Что учили красивыми быть…
Хоть картинок красивых немало,
Только стоит ли фантик любить?

А вокруг столько добрых созданий,
Что в душе – неземной красоты…
Вдалеке от крикливых компаний,
А в сердечке о счастье мечты…
Без души мир себя потеряет
За изменчивой модой спеша…
Некрасивых людей не бывает…
Некрасивой бывает душа…

Ученик 6: Все народы придавали большое значение телесной красоте и физической полноценности человека. В индуизме телесный порок считался наказанием, им были наделены люди, совершившие грехи в прошлой жизни. В китайских преданиях общественные и государственные несчастья происходили оттого, что государство было доверено наследнику с поврежденной ногой. В Древней Риме жрицами огня могли быть только красивые девушки без телесных недостатков.

Ученик 3 (в ответ): Но телесный порок мог быть знаком особых заслуг, избранности. Хромота и слепота могли означать мудрость и магическую силу. Хромыми и слепыми часто бывали колдуны и сказители. Хромым был библейский патриарх Иаков и древнерусский богатырь Илья Муромец. Одноглазым был верховный бог скандинавов, вещий Один.

Давайте подумаем, существует ли прямая зависимость между внешним и внутренним миром человека и его успешностью? (Предлагается проект-презентация на тему «Знаменитые и успешные некрасивые люди» (Приложение №3), озвучивается соответствующий вывод о том, что физическая «некрасота» не является залогом душевной «некрасоты» человека ).

Ученик 5: Может мы сможем разрешить наш спор, обратившись к народной мудрости? («стороны» обмениваются пословицами и поговорками о красоте):

Для «защитников» внешней красоты:

По одежке встречают, по уму провожают;

Красивый вид человека не портит;

Аленький цветок бросается в глаза;

В медной кастрюле легко варить, некрасивым мужем легко командовать;

Пригожий хорош и в рогоже;

Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде;

Сера утица – охота моя, красна девица – зазнобушка моя;

Иссушила молодца чужая девичья краса;

Добро нуждается в доказательствах, красоте оно ни к чему.

Для «защитников» внутренней красоты:

Личиком беленький, да душой черненький;

С лица воду не пить;

На красивого человека глядеть хорошо, с умным жить легко;

Рожа крива, да душа пряма;

Плоть грешна, да душа хороша;

Не родись красивым, а родись счастливым;

Красота приглядится, а ум пригодится;

Не гонись за красотой, а гонись за добротой;

Красота без разума пуста;

Красота до вечера, а доброта навек;

Хороша очами, да нехороша речами;

Молодец красив, да на душу крив.


Ученик 6: Мы снова не разрешили наш спор. Давайте обратимся к высказываниям знаменитых людей о красоте:

Оскар Уайльд: «Красота вше гения, потому что не требует понимания…»

Фридрих Ницше: «Красота – это обещание счастья. Лицо – зеркало души…»

Аристотель говорил, что красивым принадлежит право повелевать, а тем из них, чья красота уподобляется ликам богов, подобает оказывать такое же поклонение, как богам.


Ученик 3: Стендаль говорил: «Красота есть обещание счастья…»


Ученик 5 (в ответ): Но у этой фразы есть продолжение: «…Но нигде не сказано, что это обещание будет исполнено…»


Ученик 6: Жан-Поль Туле: «Красота – это вечность…»


Ученик 3 (в ответ): Продолжение этих слов: «…Вечность, длящаяся мгновение»


Ученик 6: Ф.М. Достоевский: «Красота спасет мир…»


Ученики 3 и 4: В ответ читают наизусть стихотворение «Красота спасет наш мир…»

Красота спасет наш мир,

Но не красота снаружи.

Та, что находится внутри,

Ей точно ведь пиар не нужен.

Она тихонечко сидит,

На публике не выступая.

С заботой на других глядит,

О доброте она все знает.

Не надо денег ей совсем,

И драгоценности ей чужды.

Помочь она ведь хочет всем,

Ей славы блеск совсем не нужен.

А видит она все вокруг

Таким красивым, разноцветным.

Она, как самый лучший друг, -

Всегда бывает неприметной.

Но если вдруг кому-то срочно

Нужна забота и поддержка,

Придет на помощь она точно,

Всегда поможет без задержки.

Хотелось бы, чтоб в мире нашем

Та красота внутри ценилась,

А снаружи внешность наша

К красоте внутри стремилась…

Ученик 6: Официальные социальные исследования показали, что на собеседовании с работодателем работу чаще всего получают те, кто является внешне привлекательным. Создать хорошую семью больше шансов у тех, кто обладает красотой внешней. Даже в Библии за богатых королей выходили замуж наиболее привлекательные девушки.

Ученик 1: С целью узнать ответ на вопрос «Что важнее – красота внешняя или внутренняя?» нами было проведено социальное исследование, в ходе которого были опрошены педагоги нашей школы (Предлагается видеорепортаж, иллюстрирующий мнение педагогов школы о первостепенности внутренней красоты).

Учащиеся 7-10 классов написали сочинения на данную тему (Дима зачитывает выдержки из сочинений, где высказано мнение о первостепенности духовного мира человека).

Ученик 3: Говорят, внешность обманчива, то есть не всегда внутреннее содержание соответствует внешнему, и наоборот. Так что же такое красота? Какая красота важнее: внутренняя или внешняя?

Древнегреческий ученый Поликлет, живший в 5 веке до н.э., создал канон о пропорциях человеческого тела и воплотил его в своих скульптурах. Какова же единица измерения красоты? Наверное, для каждого она своя. Но внешняя красота не существует без внутренней. Не случайно по-гречески два понятия – «добро» и «красота» - обозначаются одним словом.


Ученик 1: Читает стихотворение «Что такое красота?»

Что такое красота?
Спор зашёл случайно
Это спорили глаза
И душа печально
"Ничего красивей нет
Женского созданья:
Внешний облик, грация-
Основы мирозданья.
И черты её лица
И её фигура"-
С блеском спорили глаза,
В этом их натура.
Тихо слушала душа
Эти восклицанья.
Её очередь дошла
Делать замечанья:
"Вы глаза во всём правы,
Только слушать грустно.
Если сверху красота,
А внутри всё пусто?
Красота-это когда
Мир богат духовный,
А внутри и доброта
И уют любовный".
Этот спор бы никогда
Не имел финала,
Но
гармония тогда
Мимо пролетала.
Выслушав сей глупый спор
И присев тихонько,

Рассудила она так
И сказала тонко:
"Красота только тогда
Совершенной станет,
Когда внешность и душа
Спорить перестанут"

Не случайно А.П. Чехов сказал когда-то: «В человеке ВСЕ должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

В заключение предлагается видео-притча (Приложение №4) о том, что красивым человека делает отношение к нему со стороны других людей.

Заключительное слово учителя: Итак, ребята, сегодня мы с вами попытались найти ответ на один из самых сложных вопросов, которые волнуют человечество. Почему так трудно получить на него ответ? Да и возможно ли это? Дело в том, что понятие красоты внешней для каждое свое. Но, думаю, многие со мной согласятся, что истинная красота – это доброта. Чем больше будет добра, тем меньше будет зла. Красота спасет мир, если люди будут любить друг друга. Как гласит мудрая пословица, красота сердца дороже красоты лица. И я желаю вам, ребята, на всю жизнь сохранить красоту ваших сердец!

Рефлексия деятельности на мероприятии

Слово учителя: В груди у каждого из нас, ребята, бьется сердце. Если мы с вами частицу нашего сердца отдадим друг другу, совершая добрые поступки и дела, честно и порядочно будем поступать друг к другу, посмотрите, что получится из наших сердец (Учащиеся выбирают части бумажного сердца с подписанными ценными душевными качествами человека: доброта, честность, порядочность, любовь, умение придти на помощь. Из отдельных частей на доске складывается сердце).

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что в человеке важнее: красота внутренняя, душевная или внешняя?»

Дополнительная необходимая информация

Для проведения мероприятия необходимо заранее подготовить детей: раздать стихи для заучивания наизусть, дать задание поработать со словарями, создать необходимые проекты-презентации, написать с детьми разных возрастов сочинение на тему о красоте внутренней и внешней.

Перед проведением мероприятия необходимо заранее расставить столы: два стола друг напротив друга для «противоборствующих» команд, один стол посередине для «судьи».

Заранее подбираются костюмы для детей: при проведении мероприятия были использованы красные рубашка и платье для «защитников» внешней красоты и длинная черная мантия для «судьи».

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru/

http://nalsosh09.ucoz.ru/

http://www.newacropol.ru/

http://www.uroki.net/

k-yroky.ru/

http://www.metod-kopilka.ru

http://infourok.ru

http://ru-poetry.ru/

https://stihi-russkih-poetov.ru/

irbis.crimea.edu/cgi


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.