Статья на тему «Что такое международное общество сознания кришны (МОСК)»
ЧТО ТАКОЕ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (МОСК).
Некоторые родители уверенны в том, что если какая-то организация называет себя религиозной, то там должны воспитывать в детях всё лучшее. Поэтому легко и не задумываясь, отдают своих детей в любые религиозные организации. Но, про прошествии некоторого времени, вдруг замечают, как в мышлении и психике детей, ставших членами некоторых религиозных организаций, начинают происходить какие-то не очень хорошие изменения. Иногда изменения психического состояния принимают настолько серьезный характер, что приходиться обращаться за помощью к специалистам – медикам. Поэтому объективно возникла необходимость рассказать родителям, классным руководителям, школьным психологам, социальным педагогам и педагогам – организаторам о некоторых нетрадиционных религиозных культах.
В данной статье рассказ о «Международном обществе сознания Кришны (МОСК)», чьи филиалы есть практически во всех республиках, образовавшихся после распада СССР. МОСК относится к религиозным организациям т.н. «восточной ориентации». Члены этих организаций постоянно всем улыбаются и хронически счастливы. Подростков и молодежь они привлекают в свои ряды экзотическими нарядами, необычными обрядами, красиво иллюстрированными книгами и якобы здоровым образом жизни. Учитывая стремление организации влиять на подростковый и молодежный социум, необходимо ознакомиться с внутренней сутью МОСК. В статье движение МОСК будет рассматриваться с двух точек зрения: психологической и исторической. Автор заранее просит прощения у читателей за тщательное и подробное описание всего связанного с этой псевдоиндийской организацией. Но эти знания, позволят объяснить подросткам и молодым людям суть организаций, членами которых они хотят стать. Автор статьи не стремиться навязать кому – либо свое личное мнение о кришнаитах – московцах и их организации. Читателям предлагается самим решать, как относиться к этому нетрадиционному религиозному культу.
1)История создания.
«МОСК» (Международное общество сознания Кришны) это америко - европейские вариация древнеиндийской религии. Организация была создана в 1965 году в Нью - Йорке индийским бизнесменом Абхеем Саран Де. После основания организации Абхей Саран Де стал называть себя - «Его божественная милость Абхей Саран Бхактиведанта Свами Прабхупада». Основу учения МОСК составляет беззаветное, беспрекословное служение Кришне, для установления с ним «прочного любовного союза». Но, т.к. в МОСК кришнаизм не является классическим, а всего лишь вариациями Прабхупады на темы кришнаизма, то в Индии московцев настоящими кришнаитами не считают. В Европе и США к московцам относятся насторожено. Так, например, в «Вербальной ноте» посольства ФРГ в Москве (от 22 ноября 1995 г.) в списке опасных тоталитарных сект (деструктивных культов) фигурируют и МОСК.
Организация двухуровневая. Так в США (родине организации) по некоторым данным всего около 20 тысяч «полных членов» (настоящих московцев). Остальные десятки тысяч сочувствующих движению, можно условно обозначить «неполными членами» (ненастоящими, рядовыми). Это просто персонал для обслуживания запросов и интересов «полных членов». Задача рядовых членов организации, живущих вне ашрамов, работать на МОСК, распространять учение, налаживать связи с различными учреждениями и организациями, привлекать новых людей в организацию и т.д. Основным признаком показывающим «неполного члена» является проживание вне «ашрама». Но об этом будет рассказано дальше. «Международное общество сознания Кришны» - закрытая организация. Прабхупада поясняет, что нельзя сразу давать полностью учение, т.к. оно «действует, как яд»». Он настаивает на необходимости постепенного приучения адептов к учению МОСК. Закрытость обусловлена и полным отречением членов организации от окружающего мира.
Часто кришнаиты - московци регистрируются, как филиалы какого – либо столичного «Религиозного общества вайшнавов им. А.Ч.Бхахтивенданта Свами Прабхупада». В СМИ республик, образовавшихся после распада СССР, МОСК преподносится, как гуманная организация, имеющая глубокие исторические корни, члены которой «вносят свой благородный вклад, чтобы помочь восстановить нарушенное равновесие в системе ценностей нашего общества». Практика положительного рекламирования деятельности кришнаитов -московцев в СМИ привела к усилению притока подростков и молодых людей в московские организации.
2)Книги.
Невозможно полностью понять, что изменяет мировосприятие адептов Международного общества сознания Кришны, без ознакомления с текстами книг основателя организации. В данной главе будет использована поступившая в широкую продажу книга «НАУКА САМООСОЗНАНИЯ» и другие книги основателя «МОСК» Ш. Прабхупады,
Книги Прабхупады являются пособиями и учебниками для кришнаитов. Так издатели серии книг основателя «МОСК» пишут: «Как часто говорил Шрйла Прабхупада, есть две формы общения с духовным учителем: физическое (вапух) и общение через его наставления ..., непосредственно общаться с духовным учителем порой возможно, а порой нет, но никто не может лишить нас возможности общаться с ним, обращаясь к его наставлениям». Поэтому, когда кто-то из московцев говорит о каком - то сегодняшнем изменении порядков в организации, то это искажение информации о действительном положении. Книги Прабхупады сегодня свободно продаются и наставления, записанные в них, обязательны для адептов(преданных последователей культа) и сейчас. Вот одна из цитат вышеназванной книги: «В этой книге А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада дает на все вопросы удивительно ясные и исчерпывающие ответы, основанные на древней мудрости Вед».
3)Воспитание адептов (преданных последователей культа).
Первое что требует внимания, это отношение адептов организации к внекультовому окружению, к родителям, к семье, к национальной культуре и к своей Родине.
Основатель организации Прабхупада учит: «Ладья человеческого тела построена таким образом, что должна продвигаться к духовной цели. К сожалению, это тело удерживает на приколе мирского сознания пять прочных якорных цепей:...2) привязанность к родственникам... 3)привязанность к месту рождения и материальной собственности: дому...».
Отсюда особое отношение у московцев к семье. В книге «Бхагавад - Гита как она есть» дано определение отношения к семье и родным, если они не признают учения организации: «Если обстановка в семье неблагоприятна для духовного развития, следует отказаться от семейной жизни...Трудности обычно возникают в связи с необходимостью порвать семейные узы, прекратить отношения с женой и детьми. Тот же, кто сумел выдержать эти испытания, поистине завершает свой путь к духовному осознанию». Создатель МОСК учит, что любовь к дому, семье, детям, своей Родине якобы является путем к деградации и бездуховности : «...Таким образом человек запутывается...материальная привязанность , предполагает такой образ мыслей: «Я- это тело...я- индиец, я- немец...Это моя страна. Я пожертвую всем ради своей родины и общества». Так иллюзия становиться все сильнее и сильнее...Люди постепенно деградируют, и человеческое общество опускается до животного состояния». С психологической точки зрения это начало изоляции от окружающего мира. Разрыв со всем, что может связывать с прошлой жизнью вне организации: с семьей, друзьями, интересами, приводит к возникновению негативной ситуации отчуждения. Так же происходит изменение традиционных и национальных ценностей с замещение их культовыми традициями, преподносимыми адепту, как традиции новой «семьи».
Кстати, всё это формирует особое отношение «полных» московцев и к своим детям. Родители из ашрамов (общежительных центров) часто отдают своих детей в «гурукулы», своеобразные детские дома. Делают они это спокойно, т.к. любовь к детям не поощряется, ибо дети считаются «побочным продуктом человеческого тела». Цитата из поучений основателя МОСК: «...побочные продукты тела, а именно дети...Человек, который ...считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю на которой родился , достойной поклонения...должен считаться подобно ослу». Дети, выросшие в «гурукулах», никогда не будут знать материнской ласки. И, что естественно, взрослые из персонала гурукул будут относиться к ним с презрением. Можно привести отрывок из письма юноши выросшего в одном из гурукул: «Попытка вновь напомнить о кошмарах гурукулы - это самая жестокая вещь, которую можно сделать подростку. Я пытаюсь забыть все ужасы, которым мы подвергались во имя Бога, физические избиения, психологическое преследование, постоянные изнасилования...Меня изнасиловал тот самый -учитель , который так же изнасиловал моего брата во Франции ,мою сестру по матери заставили пить ее собственную мочу в Далласе, мой отчим перевозил деньги от продажи наркотиков из Лас-Вегаса в Лос-Анджелес. Мою мать заставили выйти замуж против ее воли... На самом деле, если ты не знаешь, таких, как я, тысячи по всему миру». Естественно, что дети, вырастающие под постоянным отрицательным психологическим прессом, никогда не вырастут психически полноценными людьми. В особенно тяжелом состоянии находятся дети, родившиеся в «ашрамах». Эти дети рождаются от вечно голодных и физически переутомленных матерей. Давно определена зависимость умственного и физического развития детей от качества питания матери во время беременности (т.е. получения матерью необходимых элементов для нормального развития плода) и питания ребенка в первые годы жизни. Дж. Черчил (университет Уэйна, США) обследовал несколько сот беременных женщин. Исследования показали, что у женщин во время беременности не получающих достаточного количества белков и аминокислот дети рождались с пониженным объемом черепа и недостаточным весом. Л.И. Киво (университет Британской Колумбии, Канада) установил, что дети, родившиеся у неполноценно питающихся матерей, имеют более низкий К.И., чем дети от полноценно питающихся матерей. К шести месяцам их отставание от здоровых детей оставляет 4-5 баллов. А к 4 годам интеллектуальное отставание уже равняется 17 баллам. Самым страшным, как установил П. Россо (Корнельский университет, США), является то, что у неполноценно питающихся матерей часто рождаются дети с мозгом, в котором количество клеток может составлять 60% от необходимой нормы. Напомню, что женщины в ашрамах обязаны придерживаться определенной диеты, которая не содержит необходимого числа белков и аминокислот. Опираясь на результаты исследований канадских и североамериканских ученых, можно с долей вероятности предположить, что дети, рожденные матерями из МОСК, обречены в своем большинстве на проблемы в умственном или физическом развитии. Таким образом, можно так же сделать вывод и о том, что собирая в ашрамы здоровых юношей и девушек, московци будут воспроизводить физически и умственно неполноценное потомство.
Следующим этапом изоляции московцев от окружающего мира является окончательный отказ от родной культуры и Родины. Любые произведения литературы, искусства, где не говориться о Кришне, должны считаться «украшением мертвеца». О великих писателях и поэтах, таких как Пушкин, Куприн, Янка Купала, Якуб Колос, Тарас Шевченко,Леся Украинка и многих других, в книге «Шримад Бхагаватам, Первая песнь» говориться: «Мирская литература относится к гуне тьмы и невежества...Вороны получают удовольствие, роясь на свалках и помойках ... разные виды литературы..., привлекающие людей, подобно воронам, содержат главным образом гниющие отбросы чувственных тем...».
Своеобразное отношение членов организации и к восприятию Родины. Учение МОСК утверждает, что для истинного члена организации есть только одна обетованная земля, куда может переселится его душа (естественно только при старательном исполнении правил организации) - это США. В книге «Наука самоосознания» утверждается: «Те, кто в предыдущих жизнях были благочестивы, получают в этом материальном мире возможность родиться в благополучных семьях и хороших странах. Американцы очень богаты и красивы, и эти их достоинства- следствие их благочестивых поступков. Американцы привлекают к себе весь мир, так как по своим познаниям в науке, богатству, красоте и т.д. превосходят других. Эта планета (т.е. Земля) занимает ничтожное место во вселенной, но одна страна в ней – АМЕРИКА - обладает столькими привлекательными чертами». Здесь мы видим вытеснение любви к Родине и родной культуре, любовью к культуре и уважению к «богоизбранным» США. Этим устанавливается жесткий контроль информации. Происходит замена старого мировоззрения новым - культовым, через отрицание предыдущих ценностей. Таким образом, вступающий в организацию, полностью порывает с окружающим миром и родными, самоизолируется и попадает под влияние культа, который теперь заменяет ему семью.
Становиться ясно, что достигнуть «истинной духовности» по Прабхупадовски возможно при условии отказа от родителей, жены или мужа, своих детей, от родного дома, родной культуры и научившись презирать место своего рождения (Родину). Тут, наверное, любые комментарии излишни.
Следующим этапом подчинения адепта организации - является воспитание у него своей исключительности (элитарной ментальности) и брезгливого отношения ко всем окружающим, не входящим в организацию. В учении Прабхупады так говорится о тех, кто не входит в организацию: «Непреданные (т.е. не кришнаиты) же вообще не обладают никакими положительными качествами». Всех людей кришнаиты делят на две группы -«бхакты (преданные Кришне)» и «асуры, карми или демоны (не кришнаиты)». Вот эпитеты которыми награждены в разных книгах Прабхупады «асуры» и «карми» (т.е. все, кто не входит в МОСК): «рафинированные животные», «люди с низким интеллектом», «самые отвратительные формы жизни», «первейшие глупцы», «низшие из людей», «эта человеческая форма жизни...подобна ослам, свиньям и собакам» и т.д. Так как «карми» низшие существа, то задача кришнаита заставить их работать на Кришну и МОСК любыми способами. В правилах обращения с «карми», говориться: «Главная цель вашей предприимчивости и изобретательности «карми» с набитыми деньгами карманами. Деньги эти предназначены для греха - на них будут куплены мясо, табак, развлечения... Абсурдно бросать деньги на ветер. Тем более, если «карми» становятся все глупее и омерзительнее... Вы должны отобрать эти деньги. Что для этого необходимо сделать? Прежде всего, заставить «карми» получить ваш маленький подарок! После этого любыми средствами вы должны подчинить «карми» вашей воле...».
Таким образом, учение Прабхупады приучает адептов думать обо всех не входящих в организацию, как о низших существах подобных животным. И естественно любое преступление по отношению к этому «рафинированному животному, современному цивилизованному человеку» оправдывается самим Кришной: «Достигшие совершенного сознания Кришны в конечном итоге не ответственны за свои действия». Любое преступление, адептом МОСК не должно быть наказуемо: «Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением (т.е. организации и Кришне), следует считать его праведником». Убийство, не говоря об обмане и других преступлениях, совершенное для блага организации, всегда оправдывается: «Убийство... во имя религиозных принципов ...не считается актами насилия», «Любой человек, действующий в сознании Кришны... даже убивая, не совершает убийства». Получается, что каждый адепт может стать потенциальным убийцей, готовым совершить преступление во имя организации: «Для уничтожения безбожников у Господа есть много... посредников, которые и без Него могут выполнить эту задачу», «Есть множество слуг Господа, являющихся Его карающей силой, и среди них самые важные те, кто подавляют безбожников».
У адептов МОСК, через создание психологической изоляции от внекультового окружения, появляются различные фобии (например, фобия на выход из культа из-за боязни внешнего мира). Учение организации формирует у адепта постоянную готовность самозащиты от нападения на него «сил зла» и готовность наносить превентивные удары, вплоть до физического уничтожения мнимого или реального противника. Таким образом, у члена Международного общества сознания Кришны воспитывается не только элитарный менталитет, но и презрение к окружающим людям, не входящим в организацию. Адепт организации воспринимает мир вне организации враждебной и грозящей всякими опасностями средой.
По Прабхупаде вероучение Кришны можно полностью освоить, только вступив в «ашрам» (примерно что-то похожие на смесь культового и общежительного центра), где культ Кришны является единственным мотивом, результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают с семьями, бросают работу, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни. Здесь они получают новые «духовные имена». Мужчины меняют внешность. Бреют голову, на лоб наносится особый знак в форме буквы - Y. Этим показывается полный разрыв с окружающим миром, и готовность жить своей обособленной жизнью, куда непосвященным вход закрыт.
Дальше над последователем культа идет работа по установлению «контроля мышления». Это достигается отвлечением адепта от «ненужных» мыслей. Для этого в ашраме устанавливается такой распорядок дня, при котором у адепта просто не хватает физических сил думать о чем-то постороннем. Весь распорядок жизни кришнаита в ашраме построен на создании послушного, бездумного существа лишенного каких-либо индивидуальных черт. Подъем примерно в 3.30. утра. Едва встав, кришнаит производит омовение «чтобы очиститься от ночи». Затем начинается торжественный ритуал пробуждения богов, который длится примерно 3 часа. В ритуале пение и танцы, групповая декламация мантр, изучение санскритских текстов и комментариев к ним. Через пять часов после подъема завтрак. Пища строго вегетарианская. Существует специальная процедура ее приготовления, т.к. прием пищи это особый ритуал «очищения» и приобретения духовности. Затем до часу дня работа. Работа зависит от месторасположения ашрама. Если в селе, то работа в поле. Если в городе, то работой является попрошайничество, продажа книг и сувениров. В 15 часов обед. После обеда работа до 18.30. Затем омовение и еда. После еды до 21.50. культовые мероприятия. Затем сон. Этот распорядок жестко поддерживается из дня в день. Любое отклонение рассматривается, как провинность.
Самым действенным средством устранения ненужных мыслей является постоянное повторение мантр. Кришнаит должен постоянно повторять каждую мантру не менее 108 раз в день. В каждой мантре 16 кругов, в круге 1728 фраз. Многочасовое повторение одних и тех же фраз: «Хара Кришна», вводит человека в своеобразное гипнотическое состояние. Сам Прабхупада отмечает появление состояния транса от постоянного повторения мантр. Он перечисляет стадии трансцендентного экстаза от мантр: «1)потеря дара речи; 2)испарина; 3)волосы на теле встают дыбом; 4)дрожание голоса; 5) озноб; 6) побледнение кожи; 7)плач в экстазе; 8)транс» (Наука самоосознания., с219). Это подтверждено диалогом Прабхупады с его американским учеником Бобом Коэном :
Боб: «Преданные (т.е. московци) говорили мне, что во время повторения мантры они ощущают экстаз».
Ш. Прабхупада: «Да. Чем больше вы очищаетесь, тем сильнее экстаз. Процесс повторения мантры- это процесс очищения».
Мы видим, что московци пребывая в состоянии хронического недосыпания, недоедания, приглушенного сознания от постоянного повторения одной и той же фразы впадают в состояние близкое к трансу. В этом состоянии они легко управляемы и внушаемы. В «Шримад Бхагаватам» разъясняет к чему приводит следование правилам организации: «Это слушание способно сделать человека настолько не привязанным к мирскому, что даже маленький мальчик мог воспринять смерть своей матери - единственного человека, который заботился о нем, - как благословение Бога»(песнь 1, ч. 1.2, гл. 6. Текст 36).
«Бхагавад - Гита» так показывает результат московского воспитания, и кого можно называть настоящим последователем учения Кришны: «Только тот, кто одинаково взирает на счастье и несчастье»(БхГ,гл. 11, текст 15), «...кто не радуется, не ненавидит , покинувший все хорошее и нехорошее (БхГ, гл.12. текст 17), « кто не испытывает удовольствия от общества людей»(БхГ, гл.13. текст 8-10), «кого мало волнуют такие происшествия, как болезнь, нужда, и даже смерть близких родственников»(БхГ, с.330). Т.е. человек становится совершенно безразличным к окружающему миру, к родным и к ближним, к самому себе. Так же он полностью отрекается от своего прошлого и от внекультового мира. В книгах МОСК приводятся слова Кришны для чего необходимо превращать адепта в бесчувственный аппарат: «Лишь стань орудием» (БхГ, гл. 11, т. 33). Рядовой кришнаит должен стать орудием выполнения воли высшей касты - «брахманов». Если он не подчиняется, то его сурово наказывают. Прабхупада говорит, как будут поступать с теми, кто откажется подчиниться правилам будущего МОСКовского мира: «Правителям следует не только выносить резолюции по борьбе с деградацией и разложением общества, они должны быть готовы острым мечом казнить тех. кто с точки зрения авторитетных шастр, является причиной этого разложения».
4)Вывод:
Все вышеперечисленное показывает, что «Международное общество сознания Кришны» является тоталитарной религиозной организацией, опасной для общества и личности. Где используются следующие формы и методы негативного воздействия на сознание человека:
а)Завоевание контроля над сознанием, путем замены старых стереотипов новыми, отказа от родных, культуры своего народа и прошлого;
б)Завоевание контроля поведения, через сенсорные перегрузки, загруженность ритуалами, работой и изоляцией от мира.
в) где человека превращают в послушного робота, готового выполнят любой, даже аморальный, приказ главы организации.
Поэтому читатель сам должен решить, надо или не надо слушать тех, кто защищает МОСК и его адептов. Или слушать тех, кто утверждает, что нет разницы какой дорогой идти к Богу. Или соглашаться с уверяющими, что нет никакой разницы какому Богу служить. Видимо такие вопросы каждый должен решать сам, т.к. от этого решения зависит не только его (её) судьба, но и судьба их детей.
Автор: Психолог Чепелев Л.А.