Справочный материал «Что такое музыкальный жанр?»
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР?
Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.
Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.
КАКИЕ БЫВАЮТ ЖАНРЫ МУЗЫКИ: КЛАССИФИКАЦИЯ
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы: инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония) вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл). Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают: обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей; массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями; концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора; театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.
К роме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.) НАЗВАНИЯ ЖАНРОВ О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская). Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.
Вокальные жанры.
Песня – простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни различают по жанрам, видам, складу, формам исполнения. Различают песни профессиональные, написанные в народном духе и народные.
Народная песня.
Народная песня – небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного творчества.
Формы народной песни
Эпические.
Исторические.
Революционные.
Рекрутские.
Обрядовые.
Трудовые.
Лирические.
Хороводные.
Игровые.
Плясовые.
Сатирические
Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском») языке в отличие от латинских песнопений.
В XVI веке романсом начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением.
Как лирический жанр романс возник в XIX веке, способный передать внутренний мир человека.
Баллада – (разновидность романса) произведение, повествующее о народных преданиях. О героических подвигах, давно минувших событиях, иногда фантастических сказаниях.
Элегия – произведение задумчивого, печального, скорбного характера.
Серенада – песня, обращенная к любимой.
Баркарола – песня лодочника.
Колыбельная – песня, которой убаюкивают ребенка. Жанр народного музыкально-поэтического творчества.
Вокально-инструментальные жанры.
Кантата – концертное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра торжественного или лирико-эпического характера. Кантаты могут быть только хоровыми (без солистов) без инструментального сопровождения, а также камерными с сопровождением фортепиано вместо оркестра.
Они могут быть одночастными или состоять из отдельных частей и номеров (сольных, хоровых, ансамблевых, оркестровых).
П о структуре Кантата близка оратории и опере, от которых отличается меньшими размерами, одноплановостью содержания и отсутствием драматургически разработанного сюжета.
Симфонии пишутся для исполнения:
-большим симфоническим оркестром,
-неполным составом симфонического оркестра,
-духовым оркестром,
-оркестром народных инструментов,
-оркестра и хора с солирующими голосами,
-симфонии для солирующего инструмента с оркестром.
Слово «Симфония» в Древней Греции обозначало благозвучное сочетание тонов, а также совместное пение в унисон. В Древнем Риме это понятие было перенесено на инструментальный ансамбль, оркестр. В 18 веке симфония обособилась в самостоятельный концертный жанр.
Слово «Симфония» в Древней Греции обозначало благозвучное сочетание тонов, а также совместное пение в унисон. В Древнем Риме это понятие было перенесено на инструментальный ансамбль, оркестр. В 18 веке симфония обособилась в самостоятельный концертный жанр.
Джаз
Джаз (англ. - jazz) род увеселительной музыки, преимущественно увеселительного характера. Джаз возник в США в 1915 году и получил широкое распространение в других странах. Он был заимствован от негритянского фольклора спиричуэл-с.
Типичные формы джаза: фокстрот, блюз, уан-степ, чарльстон, танго, румба, буги-вуги, рок-н-ролл, и т.д. Одним из предшественников Джаза был рэгтайм (англ. Ragtime, от rag – обрывок и time – время, темп, такт, «рваный ритм». Форма городской танцевально-бытовой музыки американских негров.)
Джаз заимствовал в народной музыке американских негров некоторые особенности ритма (острые ритмы) лада, инструментовки, звукоизвлечения. В джазе специфический лад с нефиксированным точно третьей и седьмой ступенями; простая гармония изобилующая плагальными оборотами и последованиями параллельных субдоминантовых секстаккордов. Элементы Джаза используются с большей или меньшей самостоятельностью в искусстве некоторых современных эстрадных оркестров, а также в симфонических и оперных произведениях.
Джаз-Банд (англ. Jazz-band; band – оркестр) – инструментальный ансамбль, оркестр, исполняющий джазовую музыку. В состав Джаз-Банд обычно входят 4-6 саксофонов, 2-4 трубы, 2-3 тромбона, контробас или туба, банджо, гавайская гитара, несколько скрипок, фортепиано и набор ударных инструментов. Состав этот варьируется, иногда значительно расширяется (например симфонический джаз), иногда сокращается до 3-5 инструментов. Название свое Джаз-Банд получил, как полагают, по имени негра Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого такого оркестрового ансамбля в США.
Характерные особенности джазовой музыки.
Специфический лад с нефиксированными точно третьей и седьмой ступенями.
Использование глиссандо.
Особый синкопированный ритм.
Простая гармония изобилующая плагальными оборотами и последованием параллельных субдоминантовых секстаккордов.
Б алет - (Франц. Ballett, от лат. Ballo – танцую.) вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах. Балет соединяет в едином театральном действии, на основе общего драматургического плана (сценария), музыку, танец и пантомиму, а также изобразительные искусства. Музыка балета не только сопровождает танец и пантомиму, но и выражает драматическое содержание.
Балет – музыкальный спектакль, сценическое действие которого сопровождается танцем.
Танцы в балете принято разделять на классические и характерные (последние близки к народным танцам). Главная система выразительных средств Балета – классический танец. Существуют специфические балетные музыкально-хореографические формы (например, па-де-дё - дуэт определённой структуры) . Большое место занимают действенные танцевальные эпизоды (па д’аксьон). Массовые танцы исполняются кордебалетом. Танцы и пантомимы нередко объединяются в целостные музыкально-хореографические сцены. Для музыки танца типична чёткость ритмической основы, устойчивость ритмического движения, относительная завершённость форм. Музыка пантомимы строится более свободно и гибко, не ограничиваясь специфическими танцевальными элементами. Наряду с небольшими музыкальными пьесами в балете встречаются более развёрнутые, приближающиеся к типу крупных симфонических произведений, а также музыкально-хореографические сюиты (дивертисмент).
Балет различаются по жанру – героические, комические, романтические, Балет-феерия и т.д. Особой популярностью в Балете пользуются сказочные и фантастические сюжеты.
Опера (итал.opera, буквально – сочинение, произведение, от латинского opera – труд, изделие) – вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах.
О пера – музыкальный спектакль, сценическое действие которого сопровождается пением.
Опера объединяет в едином театральном действии вокальную (соло, ансамбль, хор) и инструментальную (симфоническую) музыку, драматургию, изобразительные искусства (декорации, костюмы), нередко хореографию. В опере находят многообразное воплощение различные формы оперной музыки. Это номера сольного пения (ария, ариозо, песня, монолог), речитативы, ансамбли (дуэты, терцеты, квартеты и т.д., включая большие финалы, часто с хором),хоровые сцены, танцы, оркестровые номера (увертюры, антракты и .д.)
В процессе исторического развития определились различные оперные жанры: Опера историко-героическая, историко-романтическая, историко-бытовая, героико-эпическая, народно-сказочная, лирическая, драматическая, комедийная, сатирическая и т.д.
Опера-балет.
Опера-балет (франц. Opera-ballet) жанр оперы, в котором балетные сцены занимают такое же значительное место, как и вокальные. Характерен для французского музыкального театра конца 17 и 18 вв. Для французского Оперы-балета типично разделение на самостоятельные по сюжету акты (или антре), объединяемые в единый спектакль общей идеей.
Жанры лирической музыки.
Песня – наиболее распространенный род вокальной музыки, не только народной, но и профессиональной. Ее можно исполнять без сопровождения, спеть хором; легко запоминается простая мелодия – обобщенный образ всех куплетов песни.
Шансон (песня) – широкое музыкальное понятие, объединяющее французские песни, начиная с народных песен эпохи Возрождения и кончая современными эстрадными песнями.
Канцонетта (песенка)– в конце 16 начале 17 века род небольшой многоголосной вокальной пьесы, легкой и подвижной.
Романс – жанр более развитый, чем песня. Чувство носит характер более индивидуальный, личный, предназначается для певца-солиста. Аккомпанемент часто развернутый и значительный – неотъемлемая часть произведения. Мелодия более сложная, чем в песне. Композитор откликается на каждый новый образ текста, создавая соответствующее настроение в музыке. Такое построение, в отличие от строфического, называется сквозным.
Ария – более крупный жанр вокальной лирики, составная часть оперы.
Ариетта – ария более малых масштабов в опере.
Элегия – один из жанров, проникших в музыку из поэзии. Грустная мечтательность или печальное размышление – вот обычный характер элегии. Воспоминание о невозвратном былом, об ушедшем дорогом человеке частый мотив элегий. Это жанр и вокальный и инструментальный. Элегии Грига, Рахманинова, элегичен романс Глинки «Сомнение», «Элегия» Массне. Элегии пишутся в медленных темпах и тяготеют к минорному ладу. Ее разновидности
Размышления, Мечты. Здесь элегическая минорность не обязательна, окраска мечтаний бывает светла, прозрачна (Шуман «Грезы»).
Пастораль – пастушеская музыка, в более широком значении – сельская идиллия, чувство душевной гармонии, покоя. Фактура легка, отдельные мелодические голоса напоминают свирель, а неподвижный, покачивающийся нижний голос напоминает волынку.
Ноктюрн (фр. «ночной»). Музыка, связанная с образами природы – вечерней, ночной, затуманенной, притихшей. Прежде всего – это лирическая песнь и колорит природы входит как элемент в общее лирическое ощущение. Начало ноктюрну в этом понимании положил Джон Фильд – ирландский композитор, много лет проживший в России, один из учителей Глинки. По ощущению покоя, умиротворенности некоторые темы ноктюрнов близки пасторальным, но отличаются от них специфическим «ночным» колоритом. В некоторых преобладают настроения сосредоточенной задумчивости или же глубокой скорби. Очень характерны аккомпанементы в ноктюрнах – звуки гармонии в них образуют мягко-извилистые, как бы баюкающие узорные линии, в которых можно уловить поэтические образы вечерней и ночной природы: колыхание волн, шелест листвы. Ощущение воздуха, сумерек.
Серенада имеет много общего с ноктюрном. Оба эти жанра в 18 веке имели общий смысл как музыка, исполняемая на открытом воздухе, но не обязательно лирическая. Слово «серенада» - «вечерняя музыка». Позже она получила значение как приветственная или любовная песня, распеваемая под окном. Отсюда сочная, иногда призывная мелодия и аккомпанемент, который подражает бряцанию аккордов гитары или мандолины, нередко с оттенком вальсового типа.
Баркарола тоже тесно связана с образами природы. В узком смысле это песнь лодочника (в венецианском варианте – гондольера); в широком – песнь, распеваемая на воде. Это музыкальное изображение и мечтательного лодочника, и лодки на воде, и самой воды. Неторопливо скользит по водной глади гондола, лодочник поет песню неторопливую, как течение воды, как взмахи весел. Музыка баркаролы неторопливая, мечтательная. Мелодия выразительная, умеренный темп. В фактуре аккомпанемента элементы изобразительности: подражание всплеску волн, имитация мерного движения весел.
Колыбельная – широко распространенная в быту, она получила свое воплощение и в музыке. Колыбельная песня требует однообразия, нарочитой монотонности, способных усыпить дитя. В аккомпанементе – подражание мерному и длительному колыханию «люльки».
Поэма – жанр, пришедший в музыку из поэзии. Если это небольшое произведение, то композитор хочет подчеркнуть либо необычность, особую утонченность эмоции (Скрябин), либо ее значительность, глубину, пылкость (фортепианная «Поэма любви» Грига). В поэмах крупной формы: особое чувство вдохновенности, возвышенность, приподнятость тона, контрасты чувствований – порою очень сильные, свобода в их чередовании.
Песни без слов – стремление к глубокому раскрытию душевного мира человека, его переживаний и чувств. Это небольшие инструментальные произведения напевного склада. У Мендельсона 48 пьес – задушевно-лирических, ласковых, грустно-мечтательных или устремленных, бурных, порывистых. К этому же жанру можно отнести фортепианный «Романс» Чайковского, его «Песня жаворонка», «Осенняя песнь» из «Времен года». Характерна «Грустная песенка» Калиникова, «Мелодия» Рахманинова.
Баллада – так издавна назывались повествовательные песни с напряженно развивающимся сюжетом. Повествование это чуждо горячности, порывистости; его характер – неторопливое изложение, величаво-спокойная настроенность («эпический тон»). Предмет повествования – значительные деяния настоящего или прошлого времени. Эпосу близок элемент сказочно-легендарный, фантастический. Речь может идти о реальных исторических событиях или о поэтически воображаемых. Близко примыкают к балладе два менее распространенных жанровых названия – Сказка и Легенда. Заглавия эти уже определяют как повествовательность, так и характер ее содержания.
Танцевальные жанры
Т анцевальная музыка крепко связана с народным бытом, отражает национальные особенности. Широко развита русская народно-плясовая музыка: трепак, камаринская, «Барыня», более новые жанры – кадриль, плясовые частушечные «припевки», местные разновидности танцев. Хорошо развиты и плясовые жанры украинской (гопак, казачок), молдавской (жок, молдавеняска), белорусской (лявониха, бульба, полька-янка), дагестанской (лезгинка), грузинской (лекури или картули) народной музыки. Знамениты и танцы народов других стран – польские мазурка и краковяк, чешская полька, югославское коло, венгерский чардаш, итальянская тарантелла, испанские хота, фанданго, болеро, австрийский лендлер, немецкий гросфатер.
Ритмический рисунок – своего рода «зеркало танца». Он так передает характер движения, что по ритму, по характеру аккомпанемента мы можем угадать, каков сам танец – плавны или резки его «па», состоит ли из мелких шажков или включает смелые прыжки, горделив ли он или тих и спокоен.
Вальс – плавный, кружащийся, как бы «полетный» парный танец в трехдольном размере. Мелодия плавная и певучая или задорная и быстрая, но всегда полна упругой грации, производит впечатление кружения. Аккомпанемент прост – басы отмечают сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли. Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса.
Гавот – появился как видоизмененный французский бранль, широкую известность получил в 17-18 веке. Двухдольный и четырехдольный размер. Подвижный, веселый танец, исполнялся с подскоками и вприпрыжку. По характеру ему близок галоп.
Краковяк – польский танец, получил свое название от города Кракова. Характер живой, стремительный, жизнерадостный, горделивый. Движения имеют много общего с мазуркой. Ритм острый, синкопированный. Размер двухдольный.
Мазурка – национальный польский танец. Она родилась в Мазовии (области Польши), среди смелых польских наездников, поэтому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Трехдольный метр, острые ритмические фигуры и контрастная динамика.
«…Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком…»
Так описывал мазурку А.С.Пушкин.
Ритмика этого танца своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта. Эмоциональное богатство этого танца, сочетание в ней удали, стремительности, задушевности. Как и вальс она стала инструментальной музыкой, но, благодаря своеобразному ритму, можно без труда узнать этот танец.
Менуэт («маленький шаг») – старинный французский танец, один из самых популярных европейских танцев 17-18 века. Его называли «королем танцев и танцем королей». Танцевали его мелкими шагами, с поклонами и реверансами. Распорядитель давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. Мягкость, пластичность, элегантность, грациозность, красивые изгибы рук – вот характерные особенности этого трехдольного танца.
Полонез – как и многие другие бальные танцы, имеет народную основу. Произошел от польского народного танца «худзоны». Первоначально исполнялся на свадьбах или других праздниках. Обычно он открывал веселье и часто исполнялся со свечами. В основе движения – плавный ход с акцентированием третьей доли такта. Как бальный танец полонез стал широко известен к началу 19 века. Постепенно теряет свою простоту и становится танцем привелигированным, открывая балы. Своеобразный ритм, величественность – привлекали к нему многих композиторов.
Полька – национальный чешский танец. Живой ритм, веселый и жизнерадостный характер способствовали в 19 веке популярности среди молодежи нового бального танца. Использовали во время исполнения легкие прыжки, боковой галоп. Положение рук крест-накрест с движением вперед, кружением на месте.
Сарабанда – медленный танец испанского происхождения (с 16 века). Постепенно она приобрела величавый, скорбный характер. Важнейшие признаки жанра – медленный темп, характер шествия, трехдольный метр и акцент на второй доле такта.