12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Морозова Татьяна Николаевна16

Урок 24. Что такое однозначные и многозначные слова?

Задачи урока:

Предметные:

-познакомить  учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;
- развивать навык сравнения  значения  слова в словаре и тексте;
- выяснить причины появления у слов нескольких значений;
- учить  пользоваться  толковыми словарями;   
- воспитывать любовь  к русскому языку, культуру  речи  и письма.

Метапредметные:

*познавательные: - соотносить изученные понятия с реальными знаниями;

*регулятивные: - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке;

*Личностные: способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению; воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к урокам русского языка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?   

- Начинаем урок русского языка.

2. Актуализация знаний

Чистописание: Уч Чу

Сегодня мы будем писать буквы, которые ежедневно встречаются в школе. Как вы думаете, что это за буквы?

При написании строчных У и Ч обращается внимание на написание наклонной линии с закруглением, у у – закругление влево, а у ч – закругление вправо.

Назовите и запишите школьные слова с этими буквами: урок, учитель, ученик, умение, ученица, ученье, чтение, чистописание, четыре, чисто.

Работа с пословицами: Ученье – лучшее богатство. Уменье всегда найдёт применение.

 

3. Целеполагание

Воспроизведение знаний о том, что означают однозначные и многозначные слова.

— Прочитайте слова: Ромашка, ключ, берёза, норка, арбуз, лисички.

— Соотнесите слова с картинками.

На доске предметные картинки: цветок ромашка, ключ гаечный, ключ от замка, ключ — родник, дерево берёза, ягода арбуз, лисички — звери, лисички — грибы.

- Почему вы смогли подобрать к одному слову по две картинки?

- Что вы можете сказать о значении этих слов. Эти слова могут называть несколько предметов.

- Так о чём мы будем говорить на уроке?

-  Чему мы будем учиться на уроке?

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 47, упр. 58.

- Прочитайте задание про себя.

- Прочитайте задание вслух. (1 чел. читает)

- Что нужно сделать в этом упражнении? (рассмотреть рисунки и прочитать)

- Что изображено в верхнем ряду? (швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа)

- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены иглы)

- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)

- Почему словом иглы названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)

- Что изображено в нижнем ряду? ( соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя)

- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены шляпы)

- Если у слова шляпа несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)

- Почему словом шляпа названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)

- Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)

- Подчеркни главные члены в этом предложении.

 

5. Физкультминутка

 

6. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику. С. 48, упр. 59.

Работа со схемой.

Обсуждение: какие значения есть у слов звезда, хвост, язык? Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы? Составление (устно) предложения с любым многозначным словом.

Словарная работа:

Разгадайте шараду:

Начало – нота,

Потом оленя украшенье.

А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога)

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О.

-Как мы называем дорогу ласково?  (дороженька)

- Как называется знак, который стоит на дороге. (Дорожный)

- Во всех  словах пишется буква О, написание этих слов нужно запомнить.

- Прочитайте слово как мы его произносим, а потом как пишем: дорога, дорожка, дороженька. Выделение не проверяемую гласную букву  о в первом слоге.

Запишите предложение: Мы ехали по железной дороге.

- Назовите главные члены предложения. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.

- Прочитайте второстепенные члены предложения.

Что означает словосочетание железная дорога?

Работа по учебнику. С. 49, упр. 61.

Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений по толковому словарю (учебник, с. 138-139). Запись пары предложений по выбору. Выделение грамматической основы в каждом из выписанных предложений.

— Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом.

Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет.

Запись слов по их лексическому значению:

1) лиственное дерево с белой корой (берёза),

2) первый месяц осени (сентябрь),

3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте),

4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро),

5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды),

6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата).

 

7. Домашнее задание

Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь

 

8. Подведение итогов урока

— Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?

Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?

- Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.)

 

9. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

- Что вам больше всего удалось?

 - За что вы можете себя похвалить?

- Что не удалось?

- Чему вам еще нужно научиться?

- По- вашему мнению, как вы работали на уроке?  

Спасибо вам за урок!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.