Урок русского языка во 2 классе на тему «Что такое однозначные и многозначные слова?»
Урок 24. Что такое однозначные и многозначные слова?
Задачи урока:
Предметные:
-познакомить учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;
- развивать навык сравнения значения слова в словаре и тексте;
- выяснить причины появления у слов нескольких значений;
- учить пользоваться толковыми словарями;
- воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма.
Метапредметные:
*познавательные: - соотносить изученные понятия с реальными знаниями;
*регулятивные: - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке;
*Личностные: способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению; воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к урокам русского языка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Начинаем урок русского языка.
2. Актуализация знаний
Чистописание: Уч Чу
Сегодня мы будем писать буквы, которые ежедневно встречаются в школе. Как вы думаете, что это за буквы?
При написании строчных У и Ч обращается внимание на написание наклонной линии с закруглением, у у – закругление влево, а у ч – закругление вправо.
Назовите и запишите школьные слова с этими буквами: урок, учитель, ученик, умение, ученица, ученье, чтение, чистописание, четыре, чисто.
Работа с пословицами: Ученье – лучшее богатство. Уменье всегда найдёт применение.
3. Целеполагание
Воспроизведение знаний о том, что означают однозначные и многозначные слова.
— Прочитайте слова: Ромашка, ключ, берёза, норка, арбуз, лисички.
— Соотнесите слова с картинками.
На доске предметные картинки: цветок ромашка, ключ гаечный, ключ от замка, ключ — родник, дерево берёза, ягода арбуз, лисички — звери, лисички — грибы.
- Почему вы смогли подобрать к одному слову по две картинки?
- Что вы можете сказать о значении этих слов. Эти слова могут называть несколько предметов.
- Так о чём мы будем говорить на уроке?
- Чему мы будем учиться на уроке?
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 47, упр. 58.
- Прочитайте задание про себя.
- Прочитайте задание вслух. (1 чел. читает)
- Что нужно сделать в этом упражнении? (рассмотреть рисунки и прочитать)
- Что изображено в верхнем ряду? (швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа)
- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены иглы)
- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)
- Почему словом иглы названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)
- Что изображено в нижнем ряду? ( соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя)
- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены шляпы)
- Если у слова шляпа несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)
- Почему словом шляпа названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)
- Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)
- Подчеркни главные члены в этом предложении.
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику. С. 48, упр. 59.
Работа со схемой.
Обсуждение: какие значения есть у слов звезда, хвост, язык? Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы? Составление (устно) предложения с любым многозначным словом.
Словарная работа:
Разгадайте шараду:
Начало – нота,
Потом оленя украшенье.
А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога)
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О.
-Как мы называем дорогу ласково? (дороженька)
- Как называется знак, который стоит на дороге. (Дорожный)
- Во всех словах пишется буква О, написание этих слов нужно запомнить.
- Прочитайте слово как мы его произносим, а потом как пишем: дорога, дорожка, дороженька. Выделение не проверяемую гласную букву о в первом слоге.
Запишите предложение: Мы ехали по железной дороге.
- Назовите главные члены предложения. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.
- Прочитайте второстепенные члены предложения.
Что означает словосочетание железная дорога?
Работа по учебнику. С. 49, упр. 61.
Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений по толковому словарю (учебник, с. 138-139). Запись пары предложений по выбору. Выделение грамматической основы в каждом из выписанных предложений.
— Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом.
Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет.
Запись слов по их лексическому значению:
1) лиственное дерево с белой корой (берёза),
2) первый месяц осени (сентябрь),
3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте),
4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро),
5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды),
6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата).
7. Домашнее задание
Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь
8. Подведение итогов урока
— Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?
Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?
- Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.)
9. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу.
- Что вам больше всего удалось?
- За что вы можете себя похвалить?
- Что не удалось?
- Чему вам еще нужно научиться?
- По- вашему мнению, как вы работали на уроке?
Спасибо вам за урок!