Урок русского языка на тему «Однозначные и многозначные слова» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 11 October 2018

однозначные и многозначные слова
PPTX / 979.38 Кб

Чаузова Ольга Юрьевна, учитель русского языка

ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА


 

Цели деятельности учителя

Ознакомить с понятиями многозначные и однозначные слова, учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия однозначные и многозначные слова, общее сходство между разными значениями многозначного слова; уметь определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся; выставка толковых словарей русского языка

Основные понятия
и термины

Лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учеб-

ной деятельности-

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Эмоциональный настрой. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Я рада видеть каждого из вас!

И пусть весна лучами в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке предстоит большая и серьезная работа. Я хочу пожелать вам удачи.

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Листы обратной связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, просмотр мультиме-

В каком разделе языкознания изучаются слова и их значения?

Что такое словарный состав языка?

Что такое лексическое значение слова?

По лексическому значению определите слово, данное в кроссворде (Слайд1,2)

1. Одно из наиболее популярных домашних животных.

2. Палатка для мелкой торговли.

3. Защитный головной убор.

4. Короткая женская одежда.

5. Составная часть скелета.

1.к

о

ш

к

а

2.к

и

о

с

к

3

а

с

к

а

4

о

ф

т

а

5.к

о

с

т

ь

 

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; понимают информацию, представлен-

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

дийной презентации, сопровождающей ход урока

 

   

ную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

3. Выявление места

и причины затруднения

Творческая работа, анализ языковых единиц. Обсуждение результатов работы по заданиям презентации.

Создание проблемной ситуации

- Не задавая мне вопросов, составьте простое предложение с выделенным словом. Прочитайте, что у вас получилось. Какой можно сделать вывод?(Слайд 3) Итак, тема урока…(Слайд4).. Однозначные и многозначные слова(записывают в тетрадь)Что должны узнать сегодня на уроке?

 

 

 

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них
недостаточно для полных ответов; выделяют в рисунках общее и различное, при-

ходят к обобщению, что предмет может включать в себя только одно понятие
или несколько значений.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации.

 

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Выполнение упражнений

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

4. Целеполагание и построение проекта выхода
из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Ознакомление
с целью урока

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово?

- Какова цель нашего урока?

Узнать:

Сколько лексических значений имеет слово?

Какие слова называются однозначными, а какие – многозначными?

Как узнать многозначность слова?

(Чтение теории)

-Какие слова называются однозначными? Двузначными?

(Слайд5)

Как визуально, не вчитываясь в текст, определить по словарной статье многозначное слово или однозначное?

- Что помогает понять конкретное значение многозначного слова? (Контекст)

-Рассмотрим словарную статью.

Упр.708

Воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока в диалоге с учителем

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
или самостоятельно) необходимые действия

Листы обратной связи

5. твор-

ческая практическая деятельность по реализации построенного

проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах,

Работа со словами. Постараемся разобраться.

(Слайд 6)

1). Белка песенки поёт, 2). Золотые нивы,

Да орешки всё грызёт; Гладь и блеск озёр,

А орешки не простые, Светлые заливы,

Все скорлупки золотые, Без конца простор.

Ядра – чистый изумруд.

3)Золотой работник наш мастер Иванов!

4). Пролетела золотая пора каникул. Скоро в школу!

5). Бабушка, золотая моя!

-Что значит слово золотой в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина?

-Что значит золотые нивы? То же самое, что скорлупки золотые у Пушкина? Очевидно, нет. А что может быть такое же золотое, как золотые нивы? (Рожь, пшеница, листья, лучи, солнечные зайчики).

-Что значит золотой работник? О каком работнике так можно сказать? (О хорошем, ценном, он всё умеет делать и делает хорошо). Ещё можно сказать, что руки у такого работника золотые. Золотым называют и хорошего, доброго человека.

-Что значит золотая пора, золотое время, золотое детство, золотые дни?

-Что значит золотой мальчик, золотая девочка, золотая бабушка?

Итак, сколько значений в слове золотой?

(В этом нам помогают слова-соседи многозначного слова – контекст.)

 

Составляют предложения, отвечают на вопросы, работают с учебником. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Групповая,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее
в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи

Вопросы для уточнения информации, устные ответы, записи
в тетрадях

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

работа с учебными пособиями, письменная работа

         

6. Первичное закрепление
с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по теме урока, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа

Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (По толковому словарю.)

Найдите в толковом словаре значение слов составьте предложения..

1-й ряд колонна

2-й ряд – ветеран

 

Почему эти слова являются многозначными? (Имеют несколько значений.)

-Найдите однозначное слово.

Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье? (Все эти значения расположены в одной словарной статье.)

Сделайте вывод: какие слова мы называем многозначными?однозначными?

Найдите в словаре однозначное и многозначное слово и составьте с ними предложения.

1. Выполнение упражнений 713 (Слайд 7), 716(Слайд 8), 717.

 

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; выполняют упражнения; работают с заданием

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

7. Самостоятельная работа с са-

Обобщение
и систематизация знаний,
формирование

3)Есть всегда он у людей, 4) Эх, звоночки, синий цвет,

Есть всегда у кораблей. С язычком, а звону нет.

(Нос) (Колокольчики)

5)В тетради я бываю Я планка для черчения

Косая и прямая; И наконец, порою

В другом своём значении В шеренгу вас построю.

(Линейка)

Слайд9

Угадай многозначное слово (Слайд 10,11)

Работают с заданием; отвечают на вопросы, формулируют собст-

Индивидуальная,

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Устные ответы, письменные

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

мопроверкой
по эталону

рациональных способов применения их
на практике.

Письменная работа, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися

(Слайд12,13,14,15)

венные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку зрения

групповая

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

работы

8. Включение
в систему знаний и по-

вторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

-В каком лексическом значении употреблено слово каша в стихотворении?

Живёт на свете Саша. На сладком молоке.

Во рту у Саши каша- …Когда он вслух читает,

Не рисовая каша, Поймёшь едва-едва:

Не гречневая каша, И звуки он глотает,

Не манка, не овсянка И целые слова.

С. Михалков

-У нас в классе нет таких учеников?

Чтобы не было во рту каши, надо стараться говорить громко, чётко, много учить наизусть и выполнять домашние задания.

 

 

Заполняют листы обратной связи, оценивают работу товарищей; отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание учащихся
за работу
на уроке

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

9. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам

Чтобы знания были впрок,

Кратко повторим урок!

Какие слова мы называем однозначными?

Какие слова мы называем многозначными?

Где мы можем узнать значение слова?

Что нового узнали на уроке?

Д/З Слайд 16

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился –

выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков
и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации