12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Гайнутдинова Марина Владимировна31
Россия, Башкирская респ., Белебей

Конспект урока

Класс: 5

Предмет: русский язык

Дата: 15.12.2016 г.

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Цели: = научить различать однозначные и многозначные слова;

= отрабатывать первичные умения и навыки;

Планируемые результаты:

Предметные:

= дать понятие об однозначных и многозначных словах;

= учить находить общее в значениях многозначных слов.

Метапредметные:

познавательные:= развивать умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

регулятивные:= выполнять учебное задание в соответствии с целью;

коммуникативные: = учить высказывать и доказывать свое мнение.

Личностные:

= воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: проектор, экран, учебник, тетрадь, доска.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей. Садитесь. Не стесняйтесь, отвечайте, т. е. работайте как всегда. Я желаю вам успехов в изучении нового материала.

Предлагаю прочитать эпиграф к уроку и сказать, на какие размышления наводят строки:

«Слово только оболочка,

Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем».

А.Тарковский.

Объясните, о чем хотел сказать автор строк?

Учащиеся размышляют.

Слайд 1

Сдайд 2

II. Актуализация знаний

Цель: поторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

Игра «Мозговой штурм»

У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и вставьте пропущенные слова.

1. Любое слово имеет..... значение (лексическое)

2. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется...(«Толковый словарь»)

3. Наука, изучающая словарный состав языка, называется... (лексикологией).

4.Разные слова различаются лексическим …. (значением).

5. Одна из главных единиц языка- это.... (слово)

А теперь проверим себя.

Оцените себя и работу соседа знаками «+» или «-».

Анализируют, отвечают на вопросы, работают в парах.

Слайд 3

Слайд 4 (проверка)

III. Постановка проблемного вопроса.

Цель: обсуждение затруднений, возбуждение желания познать то, что предстоит изучить.

«Познавательная задача»:

Ответьте на вопросы:

1. Какой кистью нельзя рисовать?

2. Какой иглой не сошьешь рубашку?

3. В каком магазине ничего не купишь?

4 Какой рукав нельзя пришить?

Докажите,что слова «кисть», «игла», «магазин», «рукав» имеют несколько значений.

Размышляют, затрудняются ответить, строят предположе

ния,доказыва

ют свой выбор

Слайд 5

Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема нашего урока?

Чему мы сегоднядолжны научиться?

Запишите число, классная работа и тему урока: Однозначные и многозначные слова»

Учащиеся выделяют цель,задачи урока, планируют результат

Слайд

Слайд

IV. “Открытие» нового знания.

Первичное закрепление с проговарива

нием во внешней речи.

Цель: построение проекта выхода из затруднений.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы выполнить задачу урока?

Какие есть предположения?

Сформулируйте определения: однозначное слово и многозначное слово.

Итак, в словарном составе языка есть однозначные и многозначные слова.

Однозначные слова — это слова с одним лексическим значением, например рюкзак, доброта.

Многозначные слова — слова, имеющие два и более значений, например, кисть ,крыло.

Цель: проговаривание нового знания.

Как вы думаете, откуда в нашей речи появились многозначные слова?

А что прозойдет с нашей речью, если не использовать многозначные слова?

Ребята, как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (по «Толковому словарю»)

Давайте обратимся к учебнику и разберемся, как помещаются значения слова в словарной стсатье (с. 154).

Сделайте вывод из прочитанного.

Вывод: Разные лексические значения слова помещаются в одной и той же словарной статье. Разные лексические значения слова нумеруются подряд. Многозначное слово называет разные предметы, признаки,действия, на основе сходства между собой.

Задание: запишите значение слова тихий в колонке напротив. Сделайте вывод.

Тихий голос -

тихий нрав -

тихая езда -

тихая погода -

тихое дыхание -

Слова для справок: негромкий, спокойный, медленный, безветренный, ровный.

Вывод: слово ТИХИЙ - многозначное.

Дети высказывают свои предположе

ния по решению поставленной задачи.

Самостоятельное исследование — сообщение обучающихся по заданной теме

Чтение статьи в учебнике.

Учащиеся проводят лексический анализ слова, учатся выявлять принадлеж

ность слов к группе однозначных или многозначных слов.

Дети по очереди записывают задания на доске.

Слайд

Слайд

Слайд

Физминутка

     

V. Применение полученных знаний в новой ситуации.

Цель: формирование общеучебных умений и навыков.

Задание: из «Толкового словарика» в конце учебника выпишите 3 многозначных слова. Составьте со словами словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.

Фронтальная проверка.

Коллективнаядеятельность.

Коллективный поиск, кото

рый сопровождается обменом мнений.

Слайд

VI. Самостоя

тельная работа с самопровер

кой по эталону

Цель: каждый учащийся должен сделать вывод для себя, что он уже умеет.

Задание: определите и разбейте на две группы слова. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника.

Прочтите слова:

АЙСБЕРГ, ЧИСЛО, КАБИНЕТ, ОЗИМЬ, МАЯК, ПОЗЕМКА, ШАРАДА, АРФА, ОКОНЧАНИЕ, ПРОТАЛИНА, АРШИН

На какие группы вы разделите эти слова?

Какого слова нет в вашем словарике? (Арфа) Как быть? (Обратиться к толковому словарю)

Однозначные: айсберг, маяк, поземка, шарада, арфа.

Многозначные: число, кабинет, озимь, окончание, проталина, аршин.

Самостоя

тельная работа учащихся по анализу, обобщению,

практической группировке.

Несколько учащихся работают по «Толковому словарю»

С. Ожегова.

Самопроверка (на экране)

Слайд

слайд

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: обогащение кругозора, формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях

С данными словами составьте и запишите словосочетания. Подчеркните сочетания слов, которые употреблены в переносном значении.

Теплый (комната, зима, встреча, слова, взгляд).

Горький (мысли, лекарство, перец, слова).

Прямой (дорога, человек, линия).

Острый (ум, нож, язык, копье).

Какое задание из предложенных для вас вызыват трудность? (слова в переносном значении). Почему?

Вот о прямом и переносном значении слова мы продолжим беседу на следующем уроке.

Дайте характеристику данных словосочетаний.

РЕЗЕРВ: Составьте и запишите простое распространное предложение с одним словосочетанием, выполните синтаксический разбор.

Учащиеся выполняют задание с проверкой. Эта деятельность способствует формированию умения осуществлять самоконтроль и самооценку. Коррекция индивидуаль

ных пробелов в знаниях.

Один учени работает у доски,осталь

ные — в тетрадях.

Слайд

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности себя и всего класса

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами хорошо поработали.

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Чему научились на уроке?

У вас на столе лежит листок с «Лесенкой успеха». Каждая ступенька — это шаг к новым знаниям.

Если на уроке вы научилсь различать значения слов, можете объяснить тему товарищу, то нарисуйте себя в виде человечка на самой верхней ступеньке.

Если научились различать однзначные и многозначные слова, то ставьте себя на среднюю ступеньку.

И если остались вопросы, которые требуют ответа, поставьте себя на нижнюю ступеньку лестницы.

Самооценка (умение оценить себя и других).

Слайд (задачи урока продублиро

вать)

Слайд»Лесенка успеха»

Домашнее задание

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.

Кто узнал, что слово может иметь одно или несколько значений, выполните упр. 342 на с. 155.

Кто научился различать однозначные и многозначные слова, то поработайте устно с упр. 344 на с. 156 и письменно ответьте на вопрос, который поставил нам автор стихотворения - Л.Мартынов: «Какой ты след оставишь на земле?» Ответ должен состоять из 5-6 предложений.

 

Слайд

Итог урока

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Справились со всеми заданиями. И я хочу отметить оценками следующих учеников....

Вернемся к эпиграфу урока.

Теперь, получив новые знания, скажите, что за «розовая точка» «бьется» и «светится огнем»? (Это значение слова).

На этом урок окончен. Спасибо.

 

Слайд (дублируется эпиграф)

Самоанализ урока русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Предметные:

= дать понятие ободнозначных и многозначных словах;

= учить находить общее в значениях многозначных слов.

Метапредметные:

познавательные:= развивать умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

регулятивные:= выполнять учебное задание в соответствии с целью;

коммуникативные: = учить высказывать и доказывать свое мнение.

Личностные:

= Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

= учащиеся научатся различать различать однозначные и мнгозначные слова;

= отрабатывать первичные умения и навыки.

Используемая технология: проблемно-диалогическая

Методы работы на уроке:

решение проблемной ситуации;

работа в парах;

коллектианя деятельность;

самостоятельная работа.

Урок является продолжением предыдущего, повторяется тема «Лексика». На уроке используются методы, позволяющие увидеть главное, систематизаровать, работать по шаблону. Материал излагается отдельными этапами, закрепляя изученное. На уроке обучающиеся общаются в парах, коллективно, совершенствуются устная и письменная речь.

Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся («письмо с дырками» - этап актуализации знаний).

На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока.

На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

фронтальная(во время проверки раннее изученного материала)

групповая (во время систематизации имеющихся знаний)

  • самостоятельная работа.

При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся.

Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала разноуровневое, творческое.

Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

Дата проведения: по 19 февраля
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.