Тема: Многозначные слова.

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с понятиями многозначные слова».

Задачи урока:

Предметные:

·       создать условия для формирования  представлений детей о многозначных словах и особенностях их лексического значения;

·       способствовать формированию речевой культуры, правильности употребления многозначных слов в речи;

·       обеспечить усвоения учащимися умения работать с толковым словарём;

·       помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

·       познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

·       коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

·       формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?   

- Начинаем урок русского языка.

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

(Правильно и красиво говорить, …)

-Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

II.Актуализация знаний

1.Минутка чистописания

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики. Массаж пальцев.

-Погрейте ладони.

-Разогрейте каждый пальчик.

-«Скалка».

- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

(Обратить внимание на правильность посадки).

-Напишите сегодняшнее число.

1)Дождь полил лесочек,

Вырос гриб-грибочек.

В тот лесочек мы пойдем,

Где он спрятался, найдем.

Чтоб не печься в пироге,

Стал грибочек буквой… (Г)

-Сегодня мы потренируемся писать букву Г, г.

2)Работа со скороговоркой

-Ладони вертикально поставлены к друг другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются, образуя цветок, то вновь смыкаются.

Гриб стоит среди дорожки –

Голова на тонкой ножке.

- Какие орфограммы встретились в словах?

- Как проверить парную согласную в опасном месте? (Надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная буква.)

- Как проверить безударную гласную? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы эта гласная стала ударной.)

- Запишите по памяти. Подчеркните орфограммы.

Проверьте, сами себя оцените. Занесите баллы в лист самооценки.

2.Словарная работа.

Вот конверт простой, с виду он пустой, но там живут слова. Правда не совсем понятные, что-то с ними случилось, может быть, вы сможете прочитать их. (корвьмо, пуската, сёво, щиово, льефкарто, груоце, роужай.)

- Какие слова получились? (Морковь, капуста, овёс, картофель, огурец, урожай.)

- Можно ли назвать эти слова каким-то одним словом? (Если исключить слова овес, овощи, урожай, то все остальные – овощи.)

- Запишем предложение.

Морковь, капуста, картофель, огурец – овощи.

- Эти слова из словаря, их написание надо запомнить.

III.Самоопределение к деятельности

Вчера на арене цирка два клоуна вели беседу. Один говорил: «Вечер уже наступил». Второй спрашивал: «На кого?»

- Почему клоуны не поняли друг друга? (Говорили о разных вещах.)

- Какое значение имеет слово наступить? (Настать и придавить кого-то или что-то ногой.)

- Важно научиться так использовать многозначное слово, чтобы было ясно, в каком значении мы его употребляем.

-Составьте предложения со словом наступить так, чтобы в них были отражены оба значения. (Наступили зимние каникулы. Я нечаянно наступил другу на ногу.)

- Сформулируйте тему урока. (Многозначные слова.)

- Какую цель поставим перед собой? (Учиться правильно использовать многозначные слова в своей речи.)

Арт-кластер (кластер с картинками)

- Перед вами кластер с картинками слева, а в центре ключевое слово. Многозначные слова – это слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Вам нужно наклеить составляющие компоненты этих картинок справа.

Вывод: Многозначные слова имеют два и более лексических значений.

IV.Работа по теме урока

1.Беседа

- Что это за слово? КЛКЛЬЧК (Колокольчик.)

- Что такое колокольчик?

- Почему вы представили разные предметы? (Слово многозначное.)

- Где мы точно можем найти информацию о слове колокольчик?

(В толковом словаре.)

- Вот это мы сейчас сделаем. Мне помогут два ученика. Они будут работать по разным толковым словарям.

2.Работа по учебнику

Упр.31 (с.23)

- Обратите внимание на авторов стихов. О каком колокольчике пишет А.С. Пушкин? (О звоночке под дугой упряжи лошади.)

- О каких колокольчиках говорит А.К. Толстой? (О луговых цветках.)

- Почему цветы называются тем же словом, что и звонок? (Они похожи по форме.)

- Что нашли в словарях наши ученики?

1 ученик: 1. Маленький колокол, подвешиваемый к упряжи, к дуге. 2. Цветок похожий на колокольчик.

2 ученик: 1. Звонок в форме маленького колокола. 2. Ударный музыкальный инструмент – набор металлических пластинок, звук из которых извлекается ударами деревянных молоточков. 3. Травянистое растение с лиловыми или темно –голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола.

- Количество значений у разных авторов разное, но два значения есть в каждом словаре.

- Итак, на каком принципе основана многозначность слова колокольчик? (На принципе сходства формы.)

- Спишите любое стихотворение – какое вам больше нравится.

- Обменялись с соседями тетрадями, оценили на полях с помощью знаков «!», «+», «-«. Перевели на баллы, занесли баллы в лист самооценки.

V. Физкультминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих.

Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

VI. Продолжение работы по теме урока

С.23. «Узелки на память»

- Прочитай текст. Поставьте вопрос к первому предложению. (Сколько значений имеют многозначные слова?)

- Поставьте вопрос ко второму предложению. (Какие слова имеют одно значение?)

- Профессор Самоваров сообщает вам важную информацию. (Читает вслух один ученик.)

- Почему многозначные слова часто используют писатели и поэты? (Многозначные слова делают речь яркой, образной.)

- На чем основана многозначность слова седой? (Сходство цвета.)

-В каком сочетании – волк воет или ветер воет – слово воет имеет переносное значение? (Ветер воет.)

- Почему? (Выть - значит издавать вой, это делают волки, а ветер гудит как, будто воет волк.)

VII. Рефлексия.

- У вас на столах лежат карточки с отрывками из стихотворений.

- Работая в группе, постарайтесь разобраться в значении выделенных слов и сочетаний. Объясните всему классу, что у вас получилось. Один ученик от каждой группы сообщает классу выводы, которая сделала вся группа.

1) Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

2) И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

3) Поет зима – аукает,

Сосновый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

4) Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят….

- Вы прочитали отрывки из стихотворений классиков русской литературы и убедились, что они в своих произведениях умело используют многозначные слова.

- Какую роль играют многозначные слова в поэтических произведениях? (Делают стихи яркими, выразительными, образными.) (Самооценка.)

VIII. Подведение итогов урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие слова мы называем многозначными?

-Где мы можем узнать значение слова?

IX. Выставление оценок.

- Оцените свою работу на уроке. Кто понял тему урока, работал хорошо, оценивает себя по «5» бальной шкале, если остались вопросы по теме урока, то по «4» бальной шкале. Кто не понял тему урока, нужна помощь, по «3» бальной шкале. Занесите свои баллы в лист самооценки.

- Подсчитайте количество полученных баллов, сравните полученную сумму с

записями на слайде и поставьте себе оценку за урок.

«5» –15-14 баллов.

«4» –13-12 баллов

11-0 баллов – «Моя хорошая оценка ждет меня на следующем уроке»

X. Домашнее задание.

 По выбору: найти и написать 2-3 пословицы в которых используются многозначные слова или написать 2-3 предложения с многозначными словами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.