12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тиминова Светлана Леонидовна175
Россия, Кировская обл., Яранск
2

Урок русского языка Тема: «Слова однозначные и многозначные»



 Урок русского языка

Тема: «Слова однозначные и многозначные»

Метапредметная тема: рисунок и схема

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Методы ведения урока: деятельностный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование проблемно-диалогического обучения.

Учебные задачи:

Личностные:

- воспитывать внимательное и вежливое отношение к близким

- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные:

Регулятивные: - формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Коммуникативные:

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Познавательные:

- формирование понятий рисунок, схема

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Предметные:

- развивать навык конструирования предложений.

- совершенствовать навык чтения.

1 этап –Постановка учебной проблемы. К проблеме подвела, используя побуждающий диалог с помощью приёма создания проблемной ситуации с удивлением - задание на столкновение мнений.

2 этап Поиск решения учебной проблемы. Побуждающий к гипотезам диалог, через который ребята сами дают определение понятий, подводящим диалогом от проблемы подвела к осознанию того, почему многозначные слова названы одним словом.

3 этап Выражение решения. Применяют многозначные слова при составлении предложений, анализируя значение слова.

4 этап Реализация продукта. Свернули новые знания в виде схемы.

Межпредметные связи: математика – схема, окружающий мир – грибы, строение зубов, чтение- применение многозначных слов в произведениях разных жанров.

Конспект урока

Здравствуйте, ребята. Русский язык имеет много тайн.

-Как вы считаете, все ли тайны русского языка вам известны?

-Я предлагаю сегодня продолжить разгадывать тайны русского языка.

А помогут нам понятия рисунок и схема. Ребята, что такое рисунок? А схема? (объяснения ребят) На каких уроках мы встречались со схемами? слайд.

У вас на столах лежат рабочие листы. Нарисуйте простым карандашом в 1 столбик мяч, а во второй-иголку.


 


 

Ребята, я тоже нарисовала мяч и иголку. (какую представляешь)

Посмотрите, что вы заметили? (мяч такой же, а иголка другая).

Сколько предметов на рисунке в первом столбике (1)

Сколько слов используем для подписи рисунка?

Какое значение имеет слово?

Сколько значений? (1)

-Как такие слова можно назвать? (однозначные)


 

Сколько рисунков мы использовали, чтобы нарисовать иголку? (2 или 3 или 4 сколько нарисуют)

Можем по-другому нарисовать иголку? (да)

Как? (Показываю рисунки) слайд.

Сколько предметов обозначает слово иголка?

- Значит, сколько значений имеет слово иголка? (много)

-Как такие слова можно назвать? (многозначные)

Для записи названия этих предметов мы использовали одно слово.

-Кто догадался, какая тема урока? (слова одн. Мног.)

Подпишите столбики, прочитайте внимательно, прочитаем по слогам, запишите названия на листок, списывайте внимательно, проверьте.

А цель нашего урока узнать какие слова называются однозначные, а какие многозначные, т. Е. научимся находить эти слова и составлять с ними предложения. А ещё узнаем, почему слово одно, а значений у него много.

Слайд

Чтобы выполнить первую задачу предлагаю следующее задание.

-Рассмотрите рисунки. (кисть 3 рисунка, карандаш, книга) и разделите их на две группы (предлагают варианты) Кто думает так же Есть ли другие предположения.

-Почему так разделили? (У кого будет правильно), а если не будет правильных – А я так разделила слайд

-Как вы думаете, чей вариант подходит к теме урока?

-Почему карандаш и книга в первой группе? В какой столбик запишем?

-Сколько значений имеют слова, записанные в 1 столбике (имеют одно значение). Как такие слова называются?

Сколько слов запишем во второй столбик (одно)

Но рисунков то 3?

Значит слово имеет много значений и называется многозначное .

-Что нам помогло увидеть многозначность слов? (рисунок).

Итак, что мы узнали? (какие слова лдн. Мног.)

Сейчас я предлагаю вам стать соавторами учебника и самим составить определение понятий однозначные слова, многозначные слова. Работу предлагаю провести в парах. На листочках допишите пропущенные слова.

Что сейчас мы с вами узнали? Кто понял, чем отличается однозначное слово от многозначного, поставьте в кружочке плюс.

Физкультминутка

-Продолжаем нашу работу. Теперь мы узнаем почему слово одно, а значений у него много. Обратимся снова к рисунку. Посмотрите на предметы, почему три предмета названы одним и тем же словом кисть? Чем они похожи? (формой).

-Что помогло увидеть форму предметов? (рисунок)

Итак, мы узнали, что многозначные слова похожи по форме. А чем они ещё могут быть похожи, продолжим работу.

Прочитайте. Найдите многозначное слово.

Больному удалили корень зуба.

Учитель выделил корень слова.

Крот повредил корни роз.

Могут ли эти предметы существовать без корня?

Значит, какой частью предмета является корень?

Эти предметы схожи по назначению

Слово корень сходно по назначению

Какие правила использовались для записи предложений? (С большой буквы, в конце точка)

Чем ещё могут быть похожи вы узнаете из мультфильма

Кто вы ?

Мы лисички, дружные сестрички.

А вы кто? Мы лисички тоже.

Как с одной то ножкой?

Нет, ещё со шляпкой.

Что помогло увидеть многозначность слова? (рисунок)

Чем сходны предметы? (цветом).

С помощью рисунка составьте предложения. Девочки составляют про животного, мальчики про грибы, а лучшее предложение мы запишем.

Кто догадался, в какой столбик надо записать предложение, а почему?

Один человек к доске. Запишем предложение, не забывая о правилах.

Мы узнали, что сходны многозначные слова по формой, назначением, цветом) , и составили предложение с многозначным словом, кто это понял, поставьте плюс в кружочке.

А для чего нужно видеть многозначные слова? Можете ответить? Проверим предположение.

Поработаем над стихотворением А. Барто слайд

В Какие стихи писала А Барто? (детские)

Послушайте стихотворение «Разговор с дочкой»

Как вы думаете, дочка поняла маму?
- Что дочка понимала под словом теплота?
- А мама что хотела от дочки?..

-Почему они не поняли друг друга? (многозначное)

А проверить наши предположения поможет толковый словарь. Вы уже знакомы с большим толковым словарём (показываю), а у вас в учебнике есть маленький словарик. Откройте по закладке (с.153) Найдите слово

-Что заметили? Почему? (2 цифры)

-Прочитайте, что написано под цифрой 1. (Т. Е от батареи от печки в комнате становится тепло). Прочитайте под цифрой 2.

-Почему две цифры? (два значения)

-Дочка поняла это слово, в каком значении?

- А мама это слово произносила, в каком значении?

- А вы дарите тепло своей маме?

-А как вы это делаете?

Не забывайте, что близкие вам люди нуждаются в теплоте.

Нужно записать это слово. В какой столбик будем писать? (во второй) Списываем внимательно, красиво,

На этом примере мы увидели, что многозначные слова поэты часто используют, для того, чтобы показать богатство, яркость и выразительность русского языка.

Найдите в словаре многозначные слова на букву т.

Итог

Какую тайну русского языка мы сегодня открыли? (Слова бывают однозначные и многозначные)

Мы весь урок работали с рисунком, а записи оформляли в виде схемы.

А ещё в виде схемы можно обобщить новые знания

Она поможет нам рассказать об однозначных и многозначных словах, кто желает?

Приведите примеры. Кому легко было рассказать об однозначных и многозначных словах, поставьте плюс?

Какие понятия помогли открыть тайну ?

На память о нашей встрече я дарю вам ключ, а вы догадались, почему. Он вам поможет открывать другие тайны русского языка.

 

Слова, которые имеют ___________ значение, называются однозначными.

Слова, которые имеют ___________ значений, называются многозначными.

Слова для справок: много, одно

 

Многозначные и однозначные слова
PPT / 1.71 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.