Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова» (2 класс)
Тема урока: Однозначные и многозначные слова.
Цели: создать условия для знакомства учащихся с однозначными и многозначными словами.
Задачи:
Предметные:
- уточнить представления об однозначных и многозначных словах;
- учить различать эти слова в речи;
- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
-содействовать умению составлять распространенные предложения;
Метапредметные:
познавательные: - соотносить изученные понятия с реальными знаниями;
регулятивные: - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке;
Личностные: способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению; воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к урокам русского языка.
Оборудование: тетради для учащихся, учебники авт. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
- Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
-Сейчас урок русского языка. Это наверное самый сложный предмет из всех в начальной школе.
- А вы любите преодолевать трудности?
-Поднимите руку те, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке?
- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
II. Чистописание.
(на доске прописаны слова: кисть, корень, ручка, коса)
- Прочитайте слова написанные на доске. Кто догадается, какую букву мы будем сегодня прописывать. Почему вы так решили?
- Назовите слова, в которых буква к обозначает твердый согласный звук.
- В каком слове буква к обозначает мягкий согласный звук?
-Молодцы! Прописываем заглавную и строчную буквы Кк. Запишите на следующей строке слова: кисть, корень, ручка, коса.
- В каком из этих слов буква к является суффиксом. Разберем слово ручка по составу.
III. Физкультпауза.
Вот мы руки развели
Словно удивились.
И друг другу до земли
Низко поклонились!
Поклонились, выпрямились 2раза
Ниже, дети, не ленитесь
Поклонитесь, улыбнитесь.
IV. Проблемная ситуация.
- Поработайте в группах и определите значения этих слов. ( Учащиеся разделены на 4 группы. Каждой группе дается карточка со словом, которые писали на минутке чистописания)
- Проверяем. Какие значения слов вы можете назвать. (Если группа назвала не все значения слова, ей помогают другие группы. Во время ответов на доске в презентации показать картинки- со значениями слов)
- Мы с вами видим, что слова могут иметь несколько значений. Как вы думаете, как такие слова, у которых много значений, называются?
- А есть в русском языке слова с одним значением? Приведите примеры.
V. Тема урока.
-Правильно, есть в русском языке слова однозначные и многозначные. Это тема нашего урока.
- Какие задачи перед собой поставите?
- А сможем мы сами сделать вывод, о том какие слова называются многозначными , а какие однозначные?
- Проверим свои выводы с выводом в учебнике с.27 рубрика "Тайны языка"
VI. Отработка полученных знаний.
1) - Каждая группа еще раз посмотрите на значения ваших слов. Кто догадается, почему разные предметы названы одним словом? Подсказка: похожи по форме или по назначению.
2) -Группа, у которой слово ручка подумайте и скажите, при каком значении слово нельзя употреблять без уменьшительно- ласкательного суффикса к. (ручка двери, шариковая ручка, ручка чайника)
- Остальные группы. Подумайте и скажите, при каком значении слово нельзя использовать с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (корень слова, кисть руки, коса инструмент и коса песчаная)
VII. Физкультминутка. (музыкальная)
3) распределение слов по группам: однозначные, многозначные.
- Что делать, если возникнут затруднения по значению слов: многозначные они или однозначные. (обратиться к толковому словарику учебника).
Работа с доской Smart "Водоворот"
4) Составление предложений употребляя правильно значение слова.
VIII. Рефлексия.
Каждый получает рисунок кисти винограда. Вы можете раскрасить ее в любой цвет каким бывает виноград.
Перед вами ваза с тремя ярусами.
Если вам было все понятно на уроке и не было затруднений. Прикрепите кисть винограда на верхнюю тарелочку вазы.
- Если были затруднения, но вы с ними справились и все поняли. Прикрепите кисть на среднюю тарелочку.
- Если были трудности и вы не все поняли с урока - на нижнюю тарелочку.
IX. Итог урока и оценивание.
- Чтобы знания были впрок.
Давайте повторим урок.
- Какие слова мы называем однозначными?
-Какие слова мы называем многозначными?
- Где вы можете посмотреть значение слова?
- Оцените каждого в своей группе.