12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталия Александровна Белякова18 |
«ЧТО я? ГДЕ я? КОГДА это начнется?»
Методическая разработка классного часа для обучающихся старших классов
«ЧТО я? ГДЕ я? КОГДА это начнется?»
Цель занятия: формирование представления о нюансах студенческой жизни.
Задачи:
привитие интереса к пополнению багажа знаний;
развитие кругозора;
развитие умения слушать, анализировать, рассуждать, решать ситуативные задачи;
способствовать развитию умений работать в команде.
Форма занятия: игра по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?» с элементами ситуативного практикума.
Технологии: сотрудничества, информационная.
Методы:
иллюстративный (демонстрация наглядности);
кейс-метод (решение ситуативных задач);
диалоговый;
репродуктивный (обобщение материала).
Формы: коллективная, индивидуальная.
Межпредметные связи: история, эстетика, психология, мировая культура.
Наглядные пособия: цитаты, пословицы, видеозаписи, презентация, скотч, черно-белый ящик, квитанции на оплату коммунальных услуг жилья.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, стикеры для голосования.
Технические средства: мультимедийный комплекс, планшет, приложение «Случайное число UX», секундомер
Предварительная работа:
Беседа-опрос 11-классников «Что меня волнует после окончания школы?»
Классный час с педагогом-психологом «Конфликт».
Ход классного часа:
№ пп | Этап. | Содержание этапа. |
1. | Слово классного руководителя (далее – ведущего). | Уважаемые дамы и господа, сегодня _______ (дата) в _________(время) московского времени в _____ школе начинается заседание клуба знатоков «ЧТО я? ГДЕ я? КОГДА это начнется?». Ведущий: Сегодня команда играет в расширенном составе(представление игроков) против неминуемо наступающей взрослой, студенческой, а не детской, ученической жизни. Игра до… пока вопросы не закончатся. Правила игры: Только капитан отвечает версию команды. Капитан в каждом раунде назначается новый (по алфавитному списку). После того, как каждый побывал капитаном, команда назначает на оставшуюся игру одного капитана путем открытого голосования с аргументацией выбора. 1минута на задание. Блиц – 3 вопроса по 20 секунд. Право на досрочный ответ дает возможность взять неиспользованную минуту в дальнейшем, как дополнительную. Минута в кредит возможна при наличии хорошей кредитной истории, т.е. если в 3 раундах подряд были даны правильные ответы. Итак! Счет: ноль-ноль. Первый раунд. |
2. | Проведение игры: 1 этап | С помощью электронного приложения «Случайное число UX» происходит выбор вопроса. (Список вопросов и ответов в Приложении 1). На игровом столе конверты с карточками – вопросами для игроков. Вопросы носят разный характер и требуют либо точных ответов, либо общих выводов по ситуации: предметные, на знание фактов из различных школьных предметов, студенческие лайфхаки, вопросы по прошедшим ранее классным часам (например, с психологом Соболевой О.Ю.), атрибуты «взрослой» жизни: поступление в вуз, счета за квартиру, самостоятельное приготовление пищи, расчет бюджета. |
3. | Пауза. Выборы капитана. | Вид промежуточной рефлексии. Каждому из игроков нужно отдать голос за кого-то из команды и аргументировать свой выбор. Голосовать можно и за себя. |
4. | Проведение игры: 2 этап. | Разыгрываются оставшиеся вопросы. |
5. | Подведение итогов. Рефлексия. | Прикрепить стикер на тот вопрос, который понравился больше других, помог в чем-то, аргументировав выбор. |
Источники:
Статья «Что? Где? Когда?» Материал из Википедии — свободной энциклопедии
База вопросов «Что? Где? Когда?»
Анализ и результаты:
Планирование (причины проведения мероприятий)
Данное мероприятие является результатом беседы-опроса 11-классников «Что меня волнует после окончания школы?», где ребята высказали свои тревоги перед вступлением в новый этап их жизни. На основе этой беседы мною были составлены некоторые вопросы игры.
Организация подготовки
Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и в соответствии с целями воспитательной работы класса. Подобрана информация, музыкальное сопровождение. Продумана техническая сторона игры.
Проведение (позиция учителя, уч-ся)
Мероприятие строилось в диалоге: учитель – ученик, в котором дети получали знания не в готовом виде. Дети активно включались в диалоговые формы общения и друг с другом, и с учителем. Старалась услышать мнение каждого. На занятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. В процессе взаимодействия с детьми проявляла тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к детям и мотивировала их на такое же взаимодействие по отношению друг к другу. На классном часе шло развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Оценка результатов
Мероприятие проведено на хорошем уровне: сценарий соответствует возрастным особенностям детей, подготовлен материал к занятию, была проведена предварительная работа с детьми.
Выбранная тема актуальна, потому что она связана с жизнью.
Степень достижение поставленных целей, задач, эффективность данной формы.
Считаю, что удалось достигнуть поставленной цели. Удалось вовлечь в работу всех присутствующих в этот день в школе учащихся, и они эмоционально погрузились в тему классного часа, воспринимали все серьезно и осознанно. Выбор такой формы объясняется тем, что вопросы, задаваемые детям, итак для них очень важны и вызывают тревогу, поэтому решила перевести их в более легкую форму, форму игры. Классный час состоялся, что подтверждает рефлексия детей в конце занятия.
Положительные, наиболее удачные моменты проведения мероприятия
Ребята на классном часу работали активно. На мой взгляд, мероприятие оказало положительное влияние на мировоззрение детей.
Неудачи, трудности в ходе подготовки, организации и проведения: старшеклассники – люди занятые, поэтому собрать их в один день оказалось самым трудным, а откладывать мероприятие на наиболее поздний срок в надежде на 100% явку невозможно, т.к. монтаж видео тоже требует длительного времени.
Приложение 1.
Вопрос от ведущего | Ученый и изобретатель Алексей Добротворский утверждает, что в истории был только один незаменимый человек. Назовите имя этого человека | Адам |
Вопрос по предметам гуманитарного цикла | Швейцарец Жан-Жак Бабель подсчитал, что с 3500 года до н.э. человечество провело всего лишь 292 года без… Чего? | Без войн |
Вопрос по предметам естественно-научного цикла | Человек состоит более чем на 75% из воды, кровь состоит изводы на 90%. А что в человеческом организме самое сухое? | Зубная эмаль |
Вопрос о баллах | Чем отличается проходной балл от минимального? | Проходной балл – это сумма баллов последнего по рейтингу абитуриента, которые он получил за все необходимые для поступления экзамены. Минимальный балл егэ — это пороговый минимум баллов, который необходимо набрать, чтобы экзамен считался сданным |
Вопрос о форме | Назовите формы обучения в вузе | Основными формами ведения учебного процесса выделяют: Очная ("дневная") форма обучения Очно-заочная (ее часто называют "вечерняя форма обучения") Заочная (она же часто позиционируется вузами как "дистанционная форма") |
Вопрос о сне | Как не заснуть в самый неподходящий момент? Назовите 5 советов | 1.Энергетик. 2. Холодная вода. 3. Отжимания. 4. Адреналин. 5. Свежий воздух. |
Вопрос от гостя | | |
Черно-белый ящик | По-турецки, в мешочек, по-флорентийски, кокот, скрембл, пашот, шакшука, путин, в кружке, фритата, по-шотландски, бенедикт, хункру. Что в ящике? | Яйцо |
Блиц | 3 вопроса по 20 секунд. Перевертыши. Назовите правильный вариант пословицы. Например, Лысина – мужское безобразие. Коса – девичья краса. 1. Счастье перемещается кучами. 2. Начал развлекаться – трусливо сиди дома. 3. Безделью-часы, слезам-год. | 1. Беда не ходит одна. 2. Кончил дело – гуляй смело. 3. Делу – время, потехе – час. |
Вопрос с предметом | Назовите 10 ситуаций, где можно использовать скотч в студенческой жизни. | Способ № 1. Открыто или закрыто? Способ № 2. Размытая камера. Способ № 3. Самодельная закладка. Способ № 4. Отличительный признак. Способ №5. Чистая клавиатура. Способ №6. Закрытый сосуд. Способ №7. Долой выпавшие волосы. Способ №8. В ожидании врача. Способ №9. Спасение в критической ситуации. Способ №10. Водонепроницаемые ботинки. Способ №11. Пятна от кофе. Способ №12. Скотч на клавиатуре. Способ №13. Скучным рамкам - нет! Способ №14. Акцент на стене. Способ №15. Украсим тетрадки. |
Вопрос от профессионала | Сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, силовое решение… Варианты решения чего перечислены? | Конфликт. Вопрос от школьного психолога |
Вопрос из недалекого будущего | Вам пришли счета на оплату различных услуг. Сколько нужно заплатить в целом? Какой квитанции не хватает? Что делать в этой ситуации? | Нет квитанции на оплату электроэнергии. |
13 сектор | Завтра стипендия. А сегодня только 100 рублей в кармане. Как вы проживете этот день с точки зрения финансов, не нанося вред своему здоровью и репутации, соблюдая Уголовный и Административный Кодексы РФ? | Важно дать понять детям, на что стоит потратить деньги, а где можно сэкономить и главное, что это не катастрофа, что есть близкие люди, которые могут помочь. |