Методическая разработка урока музыки с презентацией по теме «Что за прелесть эти сказки!» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 25 October 2017 в группе

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!»

(разработка урока музыки в 4 классе)

Проблема: Музыкальная живопись оперы

В каком регистре звучит инструмент?

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание музыкальной живописи, регистра, тембра.

Цель урока: Формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе сказки и музыки.

Задачи урока:

Обучающие:

Углубление познавательных интересов через знакомство со сказочными героями. 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане»

2. Научить учащихся определять регистр.

3. Вызвать интерес к классической музыке.

Развивающие:

Развить вокально-хоровые навыки, творческие способности учащихся.

Воспитывающие:

Воспитание коммуникативной культуры (навыки взаимодействия и сотрудничества, навыки работы в паре, в группах, ансамблем).

Ожидаемые результаты:

Повышение мотивации к изучению предметов искусства, формирование умений и навыков творческих способностей.

Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр, тембр.

Средства обучения:

Видеоматериалы, презентация, кроссворд, музыкальные инструменты.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, раздаточные дидактические материалы.

Применяемые технологии:

Информационно - коммуникационные, интерактивные, здоровьесберегающие, дистанционные.

Музыкальный материал:

Н. А. Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» (фрагменты

 

Ход урока

(Вход детей под песню "Спор Маши и Вити о сказках "Песня из к/ф "Новогодние приключения Маши и Вити")

Учитель. Длинными зимними вечерами под завывание вьюги (?этому писателю) рассказывала сказки его няня. Что за прелесть эти сказки! – говорил великий русский поэт. – Каждая есть поэма. Я думаю, что вы узнали его? (Ответы детей). Слайд 1

Дети. А.С.Пушкин

Учитель. Правильно, А.С.Пушкин.

Назовите сказки А.С.Пушкина, которые вы читали?

(Ответы детей). Слайд 2

Учитель. Сказки всегда начинались одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

Сказки А.С.Пушкина близки к народным песням. Нас пленяет напевность и

легкость их стиха. Они звучат как музыка. Поэтому, неудивительно, что сказки А.С. Пушкина вдохновили русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на

создание музыкального произведения. Слайд 3

Великий русский композитор Н.А. Римский – Корсаков родился неподалеку от

Новгорода в городе Тихвине. Мама учила маленького Николя музыке. Но

мальчик мечтал о море, о путешествиях. Тогда родители решили отдать его

учиться в морской корпус в Петербурге, который он окончил с отличием

и его взяли в кругосветное путешествие на корабле «Алмаз».

Несмотря на то, что он нес морскую службу, он не переставал

заниматься музыкой. И все-таки любовь к музыке стала главным в его жизни. Он стал великим композитором.

Одна из жемчужин композитора является опера «Сказка о царе Салтане».

Ребята, а что такое опера? (Ответы детей). Слайд 4

Задание. Вам предлагается в командах расшифровать кроссворд со словом «Опера». (Работа в группах, ответы детей).

.

Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

А как начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Учитель. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.Пушкина композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков передал в музыке. Слушание вступления ко 2-му действию оперы.

Задание. Во время слушания следи за развитием поэтического текста на стр. 49 учебника.

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут…»

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Слушание вступления

Учитель. Как прозвучала музыка? Какой инструмент вы узнали?

Дети. Торжественно, празднично…Труба.

Учитель. Опера открывается праздничной блестящей фанфарой. Звонкий голос трубы как - будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается!»

После звучания фанфар в оркестре возникает широкая и величественная тема.

Что она изображает?

Дети: Колышущийся океан. Музыка отрывистая, холодноватая.

Учитель. Она пронизана аккордами челесты (по-русски – небесная). В небесных звуках мы слышим, как зажигаются звёзды.

Какая музыка звучит далее? Назовите инструменты?

Дети. Неожиданно тревожная, мрачная. Литавры, тромбоны.

Учитель. Это надвигается туча и возникает новая тема в оркестре – тяжёлая и неуклюжая на фоне скрипок. По волнам перекатывается тяжеленный предмет. Что же это?

Дети. Бочка с царицей и младенцем.

Учитель. «И растёт ребёнок там не по дням, а по часам». Неужели и это рисует музыка? Да. Как звучит музыка?

Дети. Светло и высоко, а затем в низком регистре.

Учитель. Правильно. Словно ломается голос подростка, который превращается в юношу.

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. Слайд 5 Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.

Что такое регистр? Слайд 6

Дети. Звучание инструментов на разной высоте, то высоко, то низко.

Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

А что такое тембр?

Дети. Тембр - это окраска звука.

Учитель. Молодцы ребята. Откройте пожалуйста словарики и запишите это. (Регистр…) Слайд 6

(дети записывают определение регистр)

Звонкая фанфара будет звучать еще не раз, извещая о каждом новом действии.

Ребята, вы читали эту сказку. Кто может напомнить, как начинается сказка,

какими словами? (Ответы детей).

Видеофрагмент сказки

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.

Какую девицу выбрал царь Салтан ? (Ответы детей). Третью.

Что придумали сестры во время отсутствия царя? (Ответы детей).

Слайд 7

Учитель.Что случилось с царицей и ребенком? (Ответы детей).

От кого спас Гвидон царевну Лебедь? (Ответы детей).

Слайд 8

Я хочу предложить вам послушать арию царевны Лебедь, которую она поет

своему освободителю. Послушайте и определите какая мелодия,

характер, темп, солирующие инструменты.

Как вознаградила царевна Лебедь царевича Гвидона? (Ответы детей).

Разучивание арии царевны Лебедь

(- В сказке «О царе Салтане…» есть эпизод, в котором князь Гвидон превращается с помощью царевны Лебедь в шмеля, и нагоняет корабль. В опере Римского-Корсакова есть музыкальное описание полёта шмеля.

Шмелем царь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал…

Слушание фрагмента оперы «Полёт шмеля».

Какую картину вы представили, слушая это произведение? Как летит шмель?

Какой характер у музыки?)

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда, которые удивляют самих героев сказки. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. В этой музыкальной картине слышатся знакомые мотивы, народные интонации (некоторые из них подсказал Пушкин): белочка поёт «Во саду ли, в огороде…», а царевна Лебедь «речь-то говорит, словно реченька журчит…». В музыке слышится и тяжёлая поступь витязей – богатырей, и шум «бурливого моря». Такое изображение героев в музыке мы называем музыкальной живописью ( понятие на доске). Слайд 9

Слушание фрагмента оперы Римского – Корсакова «Три чуда».

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети. Белка.

Слайд 10

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают)

1 чудо – Белочка

Есть там белка,что при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно). Звучит одна и та же мелодия, но от куплета к куплету как бы расцвечивается.

Учитель. Появляются интонации, которые изображают даже переливы драгоценных изумрудов. А в каком регистре звучала тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра).

Задание. Ребята, давайте поможем белочке исполнить знаменитую русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» (дети исполняют на инструментах: бубен, ложки, треугольник, трещотка).

Молодцы!

А сейчас антракт. (физ. Минутка) Игра в оркестр.

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель. А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) Слайд 11

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке. Каким тембром голоса говорит дядька Черномор? В каком регистре

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей.

Слушаем 3 чуда

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» Слайд 12

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Дети предполагают.

Учитель. Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков

Звучит фрагмент.

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским ?

(У многих детей совпало) Слайд 13

Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Итог.Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

Учитель. Кто написал эту оперу?

Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями). Это называется в музыке музыкальной живописью.

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали.

Дети называют.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Дети отвечают.

Учитель. Молодцы, ребята! По- моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.

Исполнение песни. Дорога добра Слайд 14

Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.

Учитель выставляет оценки.

Кроссворд

 

1

о

   
 

2 п

         

3

 

е

         
 

4

р

     

5

а

       

1.Коллективное пение в опере.

2.Вокальный жанр в опере.

3.Оркестровое вступление к опере.

4.Сольный номер в опере.

5.Хореографический жанр в опере.

Кроссворд

 

1

о

   
 

2 п

         

3

 

е

         
 

4

р

     

5

а

       

1.Коллективное пение в опере.

2.Вокальный жанр в опере.

3.Оркестровое вступление к опере.

4.Сольный номер в опере.

5.Хореографический жанр в опере.

Кроссворд

 

1

о

   
 

2 п

         

3

 

е

         
 

4

р

     

5

а

       

1.Коллективное пение в опере.

2.Вокальный жанр в опере.

3.Оркестровое вступление к опере.

4.Сольный номер в опере.

5.Хореографический жанр в опере.

Кроссворд

 

1

о

   
 

2 п

         

3

 

е

         
 

4

р

     

5

а

       

1.Коллективное пение в опере.

2.Вокальный жанр в опере.

3.Оркестровое вступление к опере.

4.Сольный номер в опере.

5.Хореографический жанр в опере.

Кроссворд

 

1

о

   
 

2 п

         

3

 

е

         
 

4

р

     

5

а

       

1.Коллективное пение в опере.

2.Вокальный жанр в опере.

3.Оркестровое вступление к опере.

4.Сольный номер в опере.

5.Хореографический жанр в опере.

Кроссворд

 

1

о

   
 

2 п

         

3

 

е

         
 

4

р

     

5

а

       

1.Коллективное пение в опере.

2.Вокальный жанр в опере.

3.Оркестровое вступление к опере.

4.Сольный номер в опере.

5.Хореографический жанр в опере.

Кроссворд

 

1

о

   
 

2 п

         

3

 

е

         
 

4

р

     

5

а

       

1.Коллективное пение в опере.

2.Вокальный жанр в опере.

3.Оркестровое вступление к опере.

4.Сольный номер в опере.

5.Хореографический жанр в опере.

Кроссворд

 

1

о

   
 

2 п

         

3

 

е

         
 

4

р

     

5

а

       

1.Коллективное пение в опере.

2.Вокальный жанр в опере.

3.Оркестровое вступление к опере.

4.Сольный номер в опере.

5.Хореографический жанр в опере.

В гостях у сказки муз. В. Дашкевича
сл. Ю. Кима (Михайлова)

Если вы не так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу-Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный Котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий, кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.

Припев:
Приходите в гости к нам
Поскорей, приходите в гости к нам,
Кот про все расскажет вам, потому что он
Видел все сам.
Ах, как тихо и темно,
Ах, как чудно и чудно,
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо.

Тут тебе и репка и ключ золотой,
Тут и Черномор, тот самый которой,
Зря всех пугал своею бородой.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселым как Буратино,
И очень умным как Иван-дурак.


 
 
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.