Методическая разработка урока музыки с презентацией по теме «Что за прелесть эти сказки!» (4 класс)
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!»
(разработка урока музыки в 4 классе)
Проблема: Музыкальная живопись оперы
В каком регистре звучит инструмент?
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание музыкальной живописи, регистра, тембра.
Цель урока: Формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе сказки и музыки.
Задачи урока:
Обучающие:
Углубление познавательных интересов через знакомство со сказочными героями. 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане»
2. Научить учащихся определять регистр.
3. Вызвать интерес к классической музыке.
Развивающие:
Развить вокально-хоровые навыки, творческие способности учащихся.
Воспитывающие:
Воспитание коммуникативной культуры (навыки взаимодействия и сотрудничества, навыки работы в паре, в группах, ансамблем).
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации к изучению предметов искусства, формирование умений и навыков творческих способностей.
Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр, тембр.
Средства обучения:
Видеоматериалы, презентация, кроссворд, музыкальные инструменты.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, раздаточные дидактические материалы.
Применяемые технологии:
Информационно - коммуникационные, интерактивные, здоровьесберегающие, дистанционные.
Музыкальный материал:
Н. А. Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» (фрагменты
Ход урока
(Вход детей под песню "Спор Маши и Вити о сказках "Песня из к/ф "Новогодние приключения Маши и Вити")Учитель. Длинными зимними вечерами под завывание вьюги (?этому писателю) рассказывала сказки его няня. Что за прелесть эти сказки! – говорил великий русский поэт. – Каждая есть поэма. Я думаю, что вы узнали его? (Ответы детей). Слайд 1
Дети. А.С.ПушкинУчитель. Правильно, А.С.Пушкин.
Назовите сказки А.С.Пушкина, которые вы читали?
(Ответы детей). Слайд 2
Учитель. Сказки всегда начинались одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»Сказки А.С.Пушкина близки к народным песням. Нас пленяет напевность и
легкость их стиха. Они звучат как музыка. Поэтому, неудивительно, что сказки А.С. Пушкина вдохновили русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на
создание музыкального произведения. Слайд 3
Великий русский композитор Н.А. Римский – Корсаков родился неподалеку от
Новгорода в городе Тихвине. Мама учила маленького Николя музыке. Но
мальчик мечтал о море, о путешествиях. Тогда родители решили отдать его
учиться в морской корпус в Петербурге, который он окончил с отличием
и его взяли в кругосветное путешествие на корабле «Алмаз».
Несмотря на то, что он нес морскую службу, он не переставал
заниматься музыкой. И все-таки любовь к музыке стала главным в его жизни. Он стал великим композитором.
Одна из жемчужин композитора является опера «Сказка о царе Салтане».
Ребята, а что такое опера? (Ответы детей). Слайд 4
Задание. Вам предлагается в командах расшифровать кроссворд со словом «Опера». (Работа в группах, ответы детей).
.
Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
Дети. Волшебством.
А как начинаются музыкальные сказки?Дети. Со вступления.
Учитель. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.Пушкина композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков передал в музыке. Слушание вступления ко 2-му действию оперы.
Задание. Во время слушания следи за развитием поэтического текста на стр. 49 учебника.
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Слушание вступленияУчитель. Как прозвучала музыка? Какой инструмент вы узнали?
Дети. Торжественно, празднично…Труба.
Учитель. Опера открывается праздничной блестящей фанфарой. Звонкий голос трубы как - будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается!»
После звучания фанфар в оркестре возникает широкая и величественная тема.
Что она изображает?
Дети: Колышущийся океан. Музыка отрывистая, холодноватая.
Учитель. Она пронизана аккордами челесты (по-русски – небесная). В небесных звуках мы слышим, как зажигаются звёзды.
Какая музыка звучит далее? Назовите инструменты?
Дети. Неожиданно тревожная, мрачная. Литавры, тромбоны.
Учитель. Это надвигается туча и возникает новая тема в оркестре – тяжёлая и неуклюжая на фоне скрипок. По волнам перекатывается тяжеленный предмет. Что же это?
Дети. Бочка с царицей и младенцем.
Учитель. «И растёт ребёнок там не по дням, а по часам». Неужели и это рисует музыка? Да. Как звучит музыка?
Дети. Светло и высоко, а затем в низком регистре.
Учитель. Правильно. Словно ломается голос подростка, который превращается в юношу.
Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
Дети. Помогла.
Учитель. А каким образом?
Дети. Звучали разные инструменты. Слайд 5 Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.
Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.
Что такое регистр? Слайд 6
Дети. Звучание инструментов на разной высоте, то высоко, то низко.
Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.
А что такое тембр?
Дети. Тембр - это окраска звука.
Учитель. Молодцы ребята. Откройте пожалуйста словарики и запишите это. (Регистр…) Слайд 6
(дети записывают определение регистр)
Звонкая фанфара будет звучать еще не раз, извещая о каждом новом действии.
Ребята, вы читали эту сказку. Кто может напомнить, как начинается сказка,
какими словами? (Ответы детей).
Видеофрагмент сказки
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Какую девицу выбрал царь Салтан ? (Ответы детей). Третью.
Что придумали сестры во время отсутствия царя? (Ответы детей).
Слайд 7
Учитель.Что случилось с царицей и ребенком? (Ответы детей).
От кого спас Гвидон царевну Лебедь? (Ответы детей).
Слайд 8
Я хочу предложить вам послушать арию царевны Лебедь, которую она поет
своему освободителю. Послушайте и определите какая мелодия,
характер, темп, солирующие инструменты.
Как вознаградила царевна Лебедь царевича Гвидона? (Ответы детей).
Разучивание арии царевны Лебедь
(- В сказке «О царе Салтане…» есть эпизод, в котором князь Гвидон превращается с помощью царевны Лебедь в шмеля, и нагоняет корабль. В опере Римского-Корсакова есть музыкальное описание полёта шмеля.
Шмелем царь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал…
Слушание фрагмента оперы «Полёт шмеля».
Какую картину вы представили, слушая это произведение? Как летит шмель?
Какой характер у музыки?)
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда, которые удивляют самих героев сказки. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. В этой музыкальной картине слышатся знакомые мотивы, народные интонации (некоторые из них подсказал Пушкин): белочка поёт «Во саду ли, в огороде…», а царевна Лебедь «речь-то говорит, словно реченька журчит…». В музыке слышится и тяжёлая поступь витязей – богатырей, и шум «бурливого моря». Такое изображение героев в музыке мы называем музыкальной живописью ( понятие на доске). Слайд 9
Слушание фрагмента оперы Римского – Корсакова «Три чуда».
Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
Дети. Белка.
Слайд 10
Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
(Дети рассказывают)
1 чудо – Белочка
Есть там белка,что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?
Дети. (Легко, отрывисто, подвижно). Звучит одна и та же мелодия, но от куплета к куплету как бы расцвечивается.
Учитель. Появляются интонации, которые изображают даже переливы драгоценных изумрудов. А в каком регистре звучала тема белки?
Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.
Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
(Дети называют инструменты симфонического оркестра).
Задание. Ребята, давайте поможем белочке исполнить знаменитую русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» (дети исполняют на инструментах: бубен, ложки, треугольник, трещотка).
Молодцы!
А сейчас антракт. (физ. Минутка) Игра в оркестр.
Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.
(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)
Учитель. А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) Слайд 11
« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке. Каким тембром голоса говорит дядька Черномор? В каком регистре
Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
( Звучит фрагмент)
Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.
В каком регистре звучал марш?
Дети. Марш звучал в низком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей.
Слушаем 3 чуда
Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» Слайд 12
Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?
Дети. Красивая, волшебная, таинственная…
Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Дети предполагают.
Учитель. Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков
Звучит фрагмент.
Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским ?
(У многих детей совпало) Слайд 13
Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
Итог.Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»
Учитель. Кто написал эту оперу?
Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.
Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями). Это называется в музыке музыкальной живописью.
А при помощи чего изображались в опере герои?
Дети. При помощи инструментов.
Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали.
Дети называют.
Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?
Дети отвечают.
Учитель. Молодцы, ребята! По- моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
Исполнение песни. Дорога добра Слайд 14
Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.
Учитель выставляет оценки.
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
В гостях у сказки муз. В. Дашкевича сл. Ю. Кима (Михайлова) Если вы не так уж боитесь Кощея Или Бармалея и Бабу-Ягу, Приходите в гости к нам поскорее, Там, где зеленый дуб на берегу. Там гуляет черный Котище ученый, Пьет он молоко и не ловит мышей, Это настоящий, кот говорящий, А на цепи сидит Горыныч-змей. Припев: Приходите в гости к нам Поскорей, приходите в гости к нам, Кот про все расскажет вам, потому что он Видел все сам. Ах, как тихо и темно, Ах, как чудно и чудно, Ах, как страшно и смешно, Зато в конце все будет хорошо. Тут тебе и репка и ключ золотой, Тут и Черномор, тот самый которой, Зря всех пугал своею бородой. А в конце концов, всему свету на диво, После приключений, сражений и драк, Станешь ты веселым как Буратино, И очень умным как Иван-дурак. |