Что значит коммуникативная методика при изучении английского?
Около 70% занятия по коммуникативной методике посвящено разговорной практике на различные темы. И все же ошибочно было бы считать, что communicative approach — это исключительно разговоры на английском языке. Перефразируя известное выражение, у человека все должно быть прекрасно: и устная речь, и письменная, и словарный запас, и грамматика, и навыки аудирования и чтения. Но можно ли объять сразу все эти области? Можно, коммуникативный подход именно на это и рассчитан.
Основные принципы коммуникативной методики обучения английскому языку:
Ученик начинает говорить на английском с первого занятия. Даже те, кто изучает язык с нуля, на первом уроке овладевают парой десятков фраз. Это позволяет быстро привыкнуть к звучанию речи, предупреждает появление или избавляет от языкового барьера.
Преподаватель проходит с учеником три стадии обучения: engagement (вовлечение), study (изучение) и activation (активация — использование). На стадии engagement педагог вовлекает ученика в процесс обучения: инициирует увлекательную дискуссию, предлагает обсудить картинку и т. п. На стадии изучения студенту поясняют грамматическую тему и использование новых слов и выражений, то есть работают над расширением словарного запаса и овладением грамматикой. На стадии активации знаний ученик выполняет различные упражнения для закрепления новой грамматики и слов. Это может быть продолжение обсуждения изучаемой темы, но уже с применением полученных знаний.
Ролевые игры
Учащимся предлагается ситуация, в которой они могут действовать по своему усмотрению – правильных вариантов нет. Главная цель – выяснить необходимую информацию, донести свое мнение.
В качестве сюжета можно использовать такие сценарии:
Иностранец заблудился в Лос-Анджелесе, ему нужно добраться до своего отеля.
Журналист задает вопросы про впечатления приехавшему футбольному фанату.
Репетитор проводит с иммигрантом.
Человек ведет репортаж с концерта американской рок-группы.
Важно помочь участникам представить себя реальными персонажами и потренироваться. Сюжеты могут быть забавными и даже юмористическими. Важно, чтобы ученик запомнил слова и контекст их использования.
ПазлыИнтересный вид активности, в котором учеников делят на группы или дают им индивидуальные данные. Фишка заключается в том, что вся информация идёт на одну тему, но рассматривается с разных сторон.
Примером выполнения этой техники может быть разделение класса на 3 группы, и демонстрация трех видео роликов на тему «Как можно сберечь природу». Одни ученики смотрят ролик по то, как достичь безотходного производства дома, другая группа анализирует видео про то, чем можно заменить пластик, а остальные – короткометражку про инновационные идеи экологичного потребления.
Затем стартует дискуссия, в которой каждый высказывается, предлагает собственные идеи или отвечает на вопросы.
Открытые дискуссии и дебатыКлассный инструмент для тренировки беглости речи. На обсуждение выносится спорная тема, например, кто в доме главный – папа или мама, с какого возраста можно работать подростку, как предотвратить буллинг в классе.
Чем старше ученики, тем интереснее могут быть дебаты. Взрослые студенты могут обсуждать равноправие полов или политику. Основной задачей является формирование способности вежливо и быстро сформулировать ответ. Зачастую к такому уроку готовятся заранее, чтобы суметь конструктивно и аргументированно выразить несогласие. Дискуссия может быть формой оценивания коммуникативной компетентности.
Важно помнить, что по какой бы методики вы ни обучались, выучить язык для беглого общения за пару-тройку месяцев невозможно. Все «авторские» и «уникальные» методики — всего лишь маркетинговая уловка. И конечно, коммуникативная методика может дополняться другими инструментами, из других подходов, если это необходимо, поскольку эффективность зависит от индивидуальных способностей ученика, его целей.
Если вы хотите говорить бегло и грамотно, понимать английскую речь на слух, перестать мысленно переводить с русского на английский, прежде чем что-то сказать, то коммуникативная методика — ваш выбор.