Урок трудового обучения в 3 классе «Чудесный материал-соломка»
Чудесный материал - соломка. Урок трудового обучения в 3 классе.
Учитель 3 класса ОШ І – ІІІ ступеней № 15 г. Горловки.
Цель: ознакомление учащихся с историей аппликации из соломки, обогатить творческий потенциал школьников. Донести до сведения учащихся как подготовить соломенные ленты к работе разными способами. Формировать практические навыки выполнения аппликации из соломы. Развивать творческую и познавательную активность ,художественную фантазию и вкус.
Оборудование: цветной картон ,клей ,ножницы, образцы аппликаций , музыкальное сопровождение.
Тип урока: познание нового, урок творчества.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Актуализация опорных знаний.
Ребята отгадайте загадку:
Весной — травкой шелковистой,
Летом — нивой золотистой,
Ну, а зимнею порою —
Аппликацией — игрою.
Сухая очень ломка.
Зовут ее… (Соломка)
- Как вы думаете , что такое солома?
- Как она появляется?
Сообщение темы и цели..
Слово учителя.
Немного истории
Работа с соломкой – одно из древнейших ремесел декоративно-прикладного искусства.
В ХVIII веке в Европе мастера оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, шкатулочки, веера, мелкие предметы, покрывая орнаментом все их плоскости.
В Японии применяют рисовую соломку для оформления ширм-перегородок, декоративных панно, скульптур и при изготовлении игрушек.
В арабских странах, Польше, Украине, Чехословакии делают панно-картины, используя ржаную и пшеничную соломку.
Соломоплетение, как вид народного искусства, успешно развивается в Белоруссии. Особую славу завоевали куклы из соломки (фигуры людей, животных, птиц).
Подготовка соломки к работе
Соломка – необыкновенное сырье для декоративно-прикладного творчества. Ее золотистый блеск, легкость, пластичность, достаточно высокая прочность делают ее любимым материалом мастеров и любителей прикладного творчества.
Соломка имеет гладкую глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном направлении. Естественно, что узор, составленный из таких элементов, находящихся под разными углами по отношению к свету, создает эту неповторимую игру – блеск золота. Такое декоративное свойство и было подмечено давно.
Более всего пригодна соломка зерновых культур (ржи, пшеницы, овса. Проса), а также некоторых луговых и болотных растений. Соломку можно собирать на протяжении всего лета (как только начинает наливаться колос. Самой золотистой соломка бывает только осенью, когда вызревают хлеба. Не вызревшие злаки имеют зеленый цвет и лишены золотистого цвета.
Соломкой приятно работать: возьмите в руки соломку и потрогайте.
Практическая работа.
Рассмотреть соломку, определить признаки и свойства.
Назовите признаки соломки: (золотая, гладкая, гибкая, пахучая).
НА ДОСКУ
Внимательно рассмотрите эти работы.
При помощи каких материалов они сделаны? (высказывают дети)
Для фона какой еще материал можно использовать? (бумагу, картон).
Сегодня на уроке вы создадите свою аппликацию, а в конце урока сделаем выставку ваших работ. А чтобы приступить к выполнению работы мы повторим правила работы с ножницами.
Правила работы с ножницами.
1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
3. Ножницы клади кольцами к себе.
4. Следи за движением лезвий во время резания.
5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
6. Передавай ножницы кольцами вперед.
7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.
8. Используй ножницы по назначению.
Индивидуальная работа учеников.
Дети выполняют аппликацию, которую создают сами.(Под музыку)
Выставка работ.
Оценивание .
Я вижу, что у всех отличное настроение.
Спасибо за урок.