12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна92837
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
14

Рабочая адаптированная программа по трудовому обучению, 3 класс

Пояснительная записка

Программа разработана на основе основной образовательной программы школы, учебного плана школы на 2014-2015 учебный год и в соответствии с программой для Специальных (коррекционных) Образовательных Учреждений VIII вида, 1-4 класс под редакцией В.В.Воронковой. М, Просвещение, 2001 г.

Цели учебного предмета.

Образовательные:

сообщение элементарных знаний по видам труда, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде;

формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;

Коррекционно-развивающие:

развитие и коррекция умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки; определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);

исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук;

Воспитательные:

формирование уважения к людям труда, привитие интереса к труду;

воспитание положительных, трудовых качеств личности ученика: трудолюбие, настойчивости, умение работать в коллективе.

Учебно – методический комплекс:

Коньшева Н.М. «Лепка в начальных классах». – М.: Просвещение, 1980г.

Кузнецова А.Л. «Технология. Ручной труд. 3 класс». Учебник для С(к)ОУ 8 вида. С-Пб.: Просвещение, 2010г.

Майорова И.Г., Романина В.И, «Трудовое обучение в начальной школе» - М.: Просвещение, 1978.

Петрова В.Г. «Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы». Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.

Программы для С(К)ОУ 8 вида, 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2-е издание, 2001г.

Задачи учебного предмета:

совершенствовать умения детей работать с бумагой, картоном, пластилином, текстилем, природным материалом;

формировать организационные умения в труде, знания правил безопасного труда;

формировать умение ориентироваться в задании, самостоятельно планировать ход работы, определять приёмы работы; сравнивать образец с натуральным объектом, игрушкой, иллюстрацией;

продолжить работу по формированию приёмов аппликации, композиции, развивать чувство сочетаемости;

создавать условия для коррекции мелкой моторики, творческого мышления и познавательных процессов, пространственной ориентации.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 3 класса.

Обучающийся должен уметь:

самостоятельно сравнивать образцы с натуральным объектом (игрушкой, иллюстрацией);

самостоятельно и по наводящим вопросам составлять план работы и придерживаться его при выполнении задания;

самостоятельно и частично с помощью учителя подбирать материал и инструменты для выполнения задания;

проводить анализ своего изделия и изделия товарищей;

употреблять в речи техническую терминологию, слова, обозначающие пространственные признаки предметов и их пространственные отношения;

ориентироваться в пространстве при выполнении плоскостных и объемных работ, соблюдать пропорции и размеры, их правильное расположение;

самостоятельное ориентироваться в задании.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА: 1. Примерный учебный план (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 10.07 2002г. 2. Учебный план общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости (приложение к письму от 18.02.2000г. №3885/04

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ. 3 КЛ.

№ п/п

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.

Всего часов

Дата

Коррекционно-развивающие задачи

1

Техника безопасности на уроках труда

1

 

Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепление навыков по подготовке рабочего места и содержанию его в порядке. Выявление знаний о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах, используемых при их обработке.

2

Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия)

Экскурсия в природу «Сбор природного материала»

1

 

Закрепление представлений о деревьях и листьях. Развитие умений сравнивать и находить сходство и различие в листьях деревьев. Формирование представлений о природном материале как поделочном и его художественно-выразительных свойствах.

3

Изготовление жирафа

1

 

Закрепление знаний об изделиях и игрушках, сделанных из природных материалов. Формирование представлений о признаках и свойствах орехов (форма, величина, цвет, поверхность).

4

Изготовление по рисунку паука

1

 

Обучение изготовлению изделий из скорлупы грецкого ореха с применением других поделочных материалов (бумага, клей). Развитие умения анализировать объект, ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя

5

Работа с бумагой и картоном

Окантовка картона полосками бумаги, листом

1

 

Проверка знаний о картоне. Формирование знаний об окантовке картона полосками бумаги. Закрепление технологических операций, используемых при окантовке картона (разметка по линейке, резание бумаги ножницами, смазывание деталей клеем). Обучение технологии с опорой на предметно-операционный план.

6

Изготовление подложек

1

 

Формирование умения составлять план и придерживаться его при изготовлении изделия, умения оценивать своё изделие самостоятельно и по вопросам учителя. Развитие умения работать в коллективе

7

Работа с проволокой

Экскурсия в слесарную мастерскую

1

 

Формирование знаний о проволоке: понятие «проволока», применение проволоки в изделиях из природных и других материалов, виды и свойства проволоки, инструменты, используемые при работе с проволокой (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Обучение организации рабочего места для работы с проволокой и правилам обращения с проволокой. Выработка практического навыка формирования при работе с проволокой (сгибание проволоки руками волной, в кольцо, в спираль, намотка проволоки руками на карандаш, сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами)

8

Изготовление из проволоки стилизованных рыб

1

 

Развитие воображения. Закрепление технологических приемов работы с проволокой (резание проволоки кусачками, сгибание проволоки под прямым углом с помощью плоскогубцев).

9

Изготовление из проволоки стилизованных птиц

1

 

Обучение изготовлению птиц по предметно-операционному плану самостоятельно и с частичной помощью учителя. Закрепление организационных навыков и правил безопасности (подготовка рабочего места для работы с проволокой, правила обращения с проволокой).

10

Изготовление из проволоки стилизованных животных

1

   

11

Работа с древесиной

Экскурсия в столярную мастерскую

1

 

Формирование представлений об изделиях из древесины. Ознакомление с понятиями «дерево» и «древесина», формирование умений понимать различия между ними. Обучение способам обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инструментами (напильник) и приспособлениями (крупнозернистая и мелкозернистая наждачная бумага). Ознакомление с условиями труда в школьной столярной мастерской.

12

Работа с древесиной. Изготовление изделия из древесины. «Опорный колышек для растений»

2

 

Закрепление и расширение представлений об изделиях из древесины (опорный колышек, мерный колышек, колышек этикетка) и их назначение. Обучение технологии изготовления опорного колышка. Закрепление организационных навыков и правил безопасности (подготовка рабочего места для работы с древесиной, правила безопасной работы с древесиной, инструментами и материалами). Закрепление понятия «брусок» (прямоугольное геометрическое тело).

13

Срез лучины под углом.

1

 

Обучение употреблению в речи слов, обозначающих технологический процесс обработки древесины (зачистка деревянной заготовки напильником и крупнозернистой наждачной бумагой, шлифовка мелкозернистой шкуркой).

Развитие мелкой моторики движения рук: координация движений рук, дифференциация движений пальцев, регуляция мышечного усилия.

14

Работа с природными материалами

Изготовление по замыслу изделий из природного материала

1

 

Закрепление и расширение представлений об изделиях из природных материалов и о видах работы с природными материалами (конструирование объемных изделий). Повторение материала о приемах соединения деталей из природного материала (соединения с помощью заостренной палочки и пластилина).

15

Работа с металлоконструктором

Сборка треугольника из трех

плоских планок

1

 

Формирования представлений об изделиях из металлоконструктора. Развитие умения находить нужные детали (планки, пластины, косынки, углы, скобы, планшайбы, гайки, винты) и инструменты (гаечные ключи, отвертка) в наборе «Металлический конструктор».

16

Сборка квадрата

1

 

Повторение познавательных сведений о наборе «Металлический конструктор». Закрепление технологии соединения планок винтом и гайкой (завинчивание гайки пальцами и приемы работы ключом и отверткой) закрепление знаний о треугольнике и квадрате.

17

Сборка лопатки из большого квадрата и планки

1

 

Обучение сборке треугольника и квадрата из планок (подбор нужного количества планок с соответствующим числом отверстий и нужного количества винтов и гаек этих планок)

18

Сборка лесенки

1

   

19

Сборка стола по образцу

1

   

20

Работа с бумагой и картоном

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации

1

 

Обучение технологии работы с бумажными полосами. Совершенствование технических приемов (разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по длинной линии; склеивание полос-заготовок; сгибание полос).

21

Изготовление елочных игрушек

1

 

Обучение технологии работы с бумажными кольцами. Совершенствование технических приёмов (разметка круга по шаблону (полушаблону); вырезание по кругу, симметричное вырезание; сборка колец-заготовок).

22

Изготовление елочных игрушек

1

   

23

Изготовление карнавальных полумасок и масок из картона

1

 

Формирование представлений о карнавальных масках и полумасках (о применении, способах изготовления, материалах, используемых при их изготовлении). Совершенствование технических приемов (разметка бумаги и картона по шаблонам (полушаблонам) сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание)

24

Изготовление карнавальных полумасок и масок из картона

1

   

25

Отделка изделий аппликативными украшениями

1

   

26

Изготовление из картона кар­навальных головных уборов

(кокошник, шапочка с козырь­ком)

1

 

Формирование представлений о карнавальных головных уборах (о применении, способах изготовления, материалах, используемых при их изготовлении). Совершенствование технических приемов (разметка бумаги и картона по шаблонам простой и сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание, склеивание заготовок).

27

Изготовление из картона кар­навальных головных уборов

(кокошник, шапочка с козырь­ком)

1

 

Обучение технологии изготовления карнавальных головных уборов на основе ободка (определение нужной длины полосок ободка (обмер головы полосками),сборка головного убора).

28

Отделка изделий аппликативными украшениями

1

   

29

Работа с бумагой и картоном

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке

1

 

Закрепление приемов разметки бумаги по линейке. Закрепление знаний о технологии окантовки картона полосками бумаги или технической ткани.

30

Изготовление обложки для учебников

1

   

31

Изготовление складной доски для игры в шашки

1

 

Ознакомление с технологией изготовления складной доски способом окантовки картона листом бумаги. Обучение последовательности окантовки картона бумагой. Совершенствование технических приёмов (разметка бумаги и картона по линейке; вырезание заготовок, склеивание заготовок).

32

Изготовление складной доски для игры в шашки

1

   

33

Изготовление папки для тетрадей с завязками

1

   

34

Изготовление папки для тетрадей с завязками

1

   

35

Работа с текстильными материалами

Ознакомление с косым обметочным стежком

1

 

Закрепление знаний о технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Закрепление правил работы иглой. Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец – самостоятельно или выборочно по вопросам учителя. Обучение употреблению в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (сшивание строчкой прямого стежка, выкраивание из ткани по лекалу, скалывание деталей булавками).

37

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкла­дышем

1

   

38

Оформление концов закладки кисточками

1

   

39

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу

1

 

Обучение технологии сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Закрепление правил работы иглой. Обучение употреблению в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (сшивание строчкой косого стежка). Развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности.

40

Изготовление кармашка для счетных палочек, ножниц

1

 

Закрепление технологии сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Закрепление правил работы иглой. Закрепление употребления в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (сшивание строчкой косого стежка).

41

Обметывание боковых сре­зов кармашка

1

   

42

Изготовление подушечки-прихватки

1

 

Закрепление технологии сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Закрепление правил работы иглой. Закрепление употребления в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (изготовление лекала из бумаги, раскрой ткани, выкраивание деталей из ткани, пошив изделия, сшивание строчкой косого стежка). Развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности.

43

Изготовление подушечки-прихватки

1

   

44

Работа с древесиной

Подготовительные упражнения при работе с древесиной

1

 

Формирование представлений об использовании древесины в разных видах работы. Закрепление понятий «дерево» и «древесина». Повторение способов обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инструментами (напильник) и приспособлениями (крупнозернистая и мелкозернистая наждачная бумага

44

Аппликация из древесных опилок «Собака»

3

 

Ознакомление с условиями труда в школьной столярной мастерской при работе со столярной ручной пилой (ножовкой) и с отходами в виде опилок. Обучение технологии изготовления аппликации из древесных опилок. Обучение организации рабочего места для работы с опилками.

45

Экскурсия в столярную мастерскую.

1

   

46

Работа с бумагой и картоном (объемные изделия из картона)

Изготовление открытых коробок из картона

1

 

Закрепление представлений о картоне как поделочном материале. Развитие умений узнавать и называть предметы, сделанные из картона, и определять их функциональную значимость в быту, игре, учебе. Расширение социального опыта школьников. Закрепление знаний о картоне: сорта картона (переплетенный, коробочный). Формирование представлений о коробках (назначение, форма, детали). Закрепление знаний о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, многоугольник, ромб).

Обучение изготовлению открытых коробок способом склеивания с помощью клапанов и оклеиванию их полосками бумаги.

47

Изготовление открытых коробок из картона

1

   

48

Работа с текстильными материалами

Составление по образцам рисунка на листе бумаги в клетку

1

 

Закрепление знаний о технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка.

49

Вышивание рисунка ручными стежками

     

50

Вышивание рисунка ручными стежками

1

 

Обучение шитью строчкой прямого стежка в 2 приема. Закрепление правил работы иглой. Обучение употреблению в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (сшивание строчкой прямого стежка, сшивание строчкой прямого стежка в 2 приема).

51

Вышивание рисунка ручными стежками

1

 

Развитие пространственных представлений (шитье справа на лево с заполнением промежутков между стежками). Развитие координации движения рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности

52

Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольно­го полотенца и т. д.

1

 

Закрепление знаний о технологии сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Обучение шитью строчкой косого стежка в 2 приема. Закрепление правил работы иглой. Обучение употреблению в речи слов, обозначающих технологический процесс шитья (сшивание строчкой косого стежка, сшивание строчкой косого стежка в 2 приема, зигзаг, крестик).

53

Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольно­го полотенца и т. д.

3

 

). Развитие пространственных представлений (шитье справа налево с заполнением промежутков между стежками). Развитие координации движения рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности

54

Работа с металлоконструктором

Самостоятельная сборка по образцу стола с перекрещенными ножками

1

 

Обучение технологии соединения планок винтом и гайкой (завинчивание и отвинчивание гайки пальцами и приемы работы гаечным ключом и отверткой). Формирование правильной хватки инструмента. Ознакомление с профессией слесаря.

55

Самостоятельная сборка по образцу стола с перекрещенными ножками

1

 

Развитие координации движения рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. Воспитание аккуратности

56

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорож­ного знака

1

   

57

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорож­ного знака

1

   

58-59

Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек

2

   

60-61

Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек

2

   

62-63

Работа с древесиной

Самостоятельное изготовление по образцу и по представ­лению вагончика

2

 

Ознакомление с условиями труда в школьной столярной мастерской при работе со столярной ручной пилой (ножовкой) и с отходами в виде опилок. Обучение технологии изготовления аппликации из древесных опилок. Обучение организации рабочего места для работы с опилками.

     

Итого:

63

   

 

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.