12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Михалёва Маргарита Григорьевна23

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Кокшинская общеобразовательная школа-интернат»





«Чудесный мир народной игрушки -

Матрёшка»

Ученический проект

t1664162120aa.png





Выполнили учащиеся 7 класса

Руководитель:

Михалева М.Г.

с. Кокши 2022г.



Содержание:



1.Паспорт проекта…………………………………………………………...……3

2.Вводная часть………………………………………………………...………….4

3.Основная часть…………………………………………………………………..7

4.Заключительная часть…………………………………………………………14

5. Литература. …………………………………………………….……………16

6. Приложение………………………………………………………………….17

































I. Паспорт проекта

Название проекта: «Чудесный мир народной игрушки - Матрёшка!»

По продолжительности: краткосрочный

По доминирующему методу: творческий (с элементами исследования)

По количеству участников: групповой

Предмет исследования: матрёшка

Сроки осуществления проекта: январь -март

Первый этап: организационно-подготовительный

осуществление и определение теоретических основ проблемы, изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;

определение цели, задач и основных направлений реализации проекта;

составление плана разработки механизма и этапов реализации проекта;

проведение диагностики с детьми;

разработка информационно-методического, наглядного материала проекта.


Второй этап: основной, практический.

непосредственная реализация проекта: проведение запланированных мероприятий проекта;

отслеживание промежуточных результатов работы по проекту.


Третий этап: заключительный.

Подведение итогов проекта, анализ результатов работы .

Выставка матрёшек

Создание матрёшки.

Презентация проекта.

Место проведения: КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа- интернат», с. Кокши.















II. Вводная часть

Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, я выяснила – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям.

Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых,

Матрешка – развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка непросто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка, став образцом русского декоративно – прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России.

Матрешка – символ народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия и мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появлении на Руси, о мастерах – изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку.



Актуальность.

Актуальность темы в том, что матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно - прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь. А об этом мечтает каждый на земле. Матрёшка остаётся символом материнства.

Эта тема заинтересовала нас не случайно. Она завораживала нас своей простотой и загадочностью. Удивляло, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой мы встречались в детском садике. Много раз мы задумывались о её происхождении, где и когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. Мы решили узнать побольше об этом чуде – матрёшке.



Гипотеза: Мы предполагаем:

что Матрёшка хранит в себе много секретов.

Матрёшку можно сделать своими руками.


Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой. 

Задачи проекта: 

Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография, лоскутная мозаика.

Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России,  народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.

Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.


Познакомиться с различными видами матрешки (Семеновская, Сергиев-Посадская, Загорская, Полхов – Майданская и др.)

Развивать познавательный интерес, поддерживать радость от узнавания нового;

Развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, содействовать развитию творческих способностей детей;

Воспитывать любовь к традициям.


Ожидаемые результаты работы:

знание истории происхождения Матрёшки;

знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

умение передавать простейшие элементы росписи Матрёшек.

повысятся познавательные способности;

расширится интерес и желание к творческой деятельности.

Продукты проекта:



выставка рисунков и аппликаций;

изготовление матрешки своими руками;

создание лэпбука.

















III. Основная часть

Непосредственная реализация проекта: проведение мероприятий.

1.Цикл мероприятий с детьми:

Развлечение «В гости к нам пришла Матрешка»;

обрядовый праздник «Масленица», «Колядки»;

совместная деятельность воспитателя с детьми: рассматривание иллюстраций и книг о народных игрушках;

рассказы воспитателя: «Куклы наших бабушек»; «История куклы России»; об игрушках: Рождественский ангел, Кукла Крестец, Мартинички, Берестяная кукла, Кувадка, Лихоманка, Зайчик на пальчик;

составление описательных и творческих рассказов: «Моя любимая народная игрушка», «Дымковские игрушки и их узоры»; «Красавица Матрешка»;

беседы с детьми: «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком»; о дымковской игрушке, матрешке, филимоновской и каргопольской игрушке, обрядовых куклах, о куколке пеленашке, кукле на ложке, кукле из полена;

дидактические игры: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Наряди матрешку», «Угадай, из чего игрушка сделана»;

заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке; стихотворения «Матрешки» В.Берестова;

чтение русских народных сказок: «Василиса Прекрасная; «Терешечка», Морской царь и Василиса Прекрасная»; детских энциклопедий: «Чудо всюду. Мир вещей и машин», «Я познаю мир. История ремёсел»;

рассматривание книги Н. Курбатовой «Игрушки»;

слушание русской народной музыки: «Камаринская», «Зимушка-зима»; песен «Коробейники» (музыка народная, слова Н.Некрасова) и колыбельной «У кота, кота, колыбелька золота»;

танец «Мы веселые матрешки» (слова Л.Некрасовой, музыка Ю.Слонова);

пение песен: «Матрешки» (слова В.Семернина, музыка Т.Варовиной); «Золотая ярмарка» (слова С.Осиашвили, музыка И.Зубкова); «Мы матрешки» (слова А.Осмушкина, музыка В.Темнова) и народной песни «Матрешки»;


2.Выбрали формы и методы работы:



опрос

обработка данных

подбор и анализ материала

практический





3. Описание проекта

2022 год был объявлен годом народного искусства и культурного наследия. Мы много говорили про то, какие были игрушки, как они были расписаны, из чего сделаны и нам захотелось побольше узнать о матрешке, так как она символизирует доброту и искренность. Матрешка интересна тем, что она состоит из множества других матрешек и расписана она яркими красками. Мы прочитали множество литературы, просмотрели видео ролики про матрешек и выяснили , что существует несколько видов матрешек. И мы стали глубже изучать происхождение и виды матрешек. Благодаря воспитателю было проведено много ознакомительных мероприятий, и мы решили создать свою матрешку.


История возникновения матрешки

Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову. Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.

Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.

Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым.

Расписал фигурку на русский лад – известный художник Сергей Малютин.

Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушки в косынке и народном платье, с петухом в руках.

Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца. Всего восемь куколок.

И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

В России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.

- На Парижской всемирной выставке 1900 года деревянные расписные девушки с семьей получили медаль и всемирное признание.

Сюжеты русских матрешек разнообразны.

Матрешка – обобщающий образ русской красавицы.

Условны форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности.

Первые русские матрешки были созданы в Сергиевом Посаде, как забава для детей, которые помогали усвоению понятия формы, цвета, количества и размера. Спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрешки практически весь Сергиев Пасад делал этих обаятельных куколок.

Матрешка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: плавно ровно круглится форма матрешки, медленно перетекает из одного объема в другой. Роспись гуашью с черной графической наводкой и лаковое покрытие. Она наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы.

t1664162120ab.jpg

Матрешки из Полховского Майдана.

Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский Майдан, Горьковской области. Полхов – Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложиться темно-зеленый, а синий с желтым. Все объединяет черный контур. У неё нет никаких конкретных деталей, как руки платок, сарафан, кофта, характерных для Сергиевской матрешки. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, Девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри» - черные, завитые штопором, перышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки. Основным мотивом росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. Часто это яркая роза вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья. Цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывали фигурку матрешки спереди.

t1664162120ac.jpg


Семеновская матрешка.

Семеновская матрешка из г.Семенова, Горьковской области. Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку их Загорска, но украшать её стали по-своему. Сочетание красителей (анилиновых), желтых, зелёных, фиолетовых, красных дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Черные на пробор волосы обрамляют овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды, листья собраны в разнообразные букеты. Основной цвет в росписи – красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.


t1664162120ad.jpg

Современные авторские матрешки. В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Фантазии современных художников нет границ. Матрешки- девушки, женщины с корзинками фруктов, самоварами, различными ковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.

По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек.

На фартуках изображены сюжеты народных сказок.

На фартуках изображены живописные пейзажи. Часто используются известные картины русских художников – пейзажистов: А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова.

На фартуках изображены памятники архитектуры. Такая кукла – матрешка представляла собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места.

Используются декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.

Приемы традиционной Хохломской росписи, «под Гжель», «под Жостово».

Стилизованные изображения людей.

Изображение животных.

Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей.

К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образы популярных артистов и спортсменов. Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране и за рубежом. Знаменитая русская матрешка в 2022 году будет отмечать 127 лет с начала массового кустарного изготовления. За этот небольшой период матрешка стала одним из символов русского искусства

4. Защита проекта – презентация.





















IV.Заключительная часть

В ходе нашей работы, мы выявили:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Мы умеем различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

3. Умеем передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;


Итог проекта:

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта мы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У нас сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей . Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, Встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей :в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.







V.Список используемой литературы

Иллюстрации матрешек. http://www.polygon.ee/portal


Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство в 3 классе» Издательство «Просвещение».


Воробьева Т.П., Воробьева В.А. «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Учебно-методическое пособие, Курган, 2008


Клиентов, А.Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А.Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.


тайна матрешки сайт http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000105


старинные матрешки сайт http://www.thimble.ru/mat2.html


символы России сайт http://www.samoffar.ru/matreshki.shtml


История матрешки сайт http://www.organizmica.org/archive/504/grmd.shtml


Стихи,частушки.Интернет-источники.



http://images.yandex.ru/Картинки-яндекс





VI.Приложение



Социологический опрос.


Стихи и частушки о Матрёшке.



Частушки (поют матрешки)

1.Очень любим мы матрёшки

Разноцветные одёжки.

Сами ткём мы и прядём,

Сами в гости к вам идём.



2. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко.

Две матрёшки, три матрёшки,

И одна матрёшечка.

3. Я девчонка ничего!

Не боюсь я ничего.

Если я и упаду,

Все равно не пропаду!



4 . Петь умеем, танцевать,

Очень любим выступать

Сарафаны хороши

И поём мы от души

Считалочка

1. Мы - красавицы матрешки

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена.

Два - Малаша,

Мила — три.

Четыре — Маша.

Маргарита — это пять.

Нас не трудно сосчитать.

Опубликовано


Комментарии (3)

Михалёва Маргарита Григорьевна, 26.09.22 в 06:17 0Ответить Пожаловаться
Чудесный мир народной игрушки - это проектная деятельность, направленная на формирование у детей интереса к культуре и творческой деятельности.
Морозова Татьяна Леонидовна, 26.09.22 в 08:47 0Ответить Пожаловаться
Хорошая работа, спасибо автору!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.