12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефимова Алла Ивановна13731
Работаю воспитателем в детском саду. Люблю свою работу.
Россия, Санкт-Петербург, Колпино
Материал размещён в группе «Проекты в детском саду.»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №43

Колпинского района Санкт-Петербурга


 

Паспорт педагогического проекта

Мини проект «Любимая игрушка - матрешка».


Автор проекта:

Воспитатели: Ефимова А. И.

 


 

Участники проекта:

Воспитатели, дети второй младшей группы, родители.


 


 

Апрель 2017

Паспорт педагогического проекта

Мини проект «Любимая игрушка - матрешка».

Тип проекта: групповой, краткосрочный, игровой, познавательно – речевой.

Срок реализации: 2 недели (с 10 апреля – 21 апреля 2017г.)

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

подбор методической и художественной литературы;

подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);

дидактические игры;

подбор презентаций.

выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность родителей и детей;

методические разработки.

Актуальность проекта: У детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

Проблема: Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.

!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель проекта: Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке. Приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.

Задачи проекта: Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук . Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. 

Методы проекта:

•игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;

•словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинок;

•наглядные: просмотр альбома с фото, рассматривание картинок, просмотр мультфильма, рисунки, презентации, рассматривание матрешек….

Метод трех вопросов:

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где и как найдем ответы на вопросы?

Знаем, что есть матрешки.

Есть ли у матрешки своя история рождения?

• Почему матрешки все разные?

• С матрешкой можно только играть?

Спросим у взрослых.

Задачи по работе с родителями:

•Повысить компетентность родителей по теме проектной недели; приобщать к истокам русской народной культуры;

•Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Предполагаемый результат:

1.Развитие познавательного интереса к народной игрушке – матрешке;

2. Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер);

3.Развитие творческих способностей

4. Активное участие родителей в реализации проекта.

Итоговое мероприятие: Межгрупповое занятие с группой № 3 создание книжки – малышки в виде матрешки.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок «Матрешки нашей группы”.

Задачи:

•Определить актуальные знания детей о матрешках;

•Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы 1 этапа:

Опрос родителей:

- знаете ли вы историю создания народной игрушки матрешки?

- есть ли у вас дома игры-забавы, матрешки?

- какие игры с матрешками вы знаете?

- играете ли вы с детьми в игры с матрешками?

Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;

Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с матрешками;

Подбор интернет - ресурсов по теме проекта;

Разработка плана по реализации проекта

2 этап – практический: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Задачи:

•закрепить знания детей о матрешках;

•развивать выразительность речи, моторику рук;

•формировать представление о том, что матрешки бывают разные;

•пополнить развивающую среду группового помещения материалами по теме проекта.

Формы организации работы 2 этапа:

•Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)

Формы работы с детьми

реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, творческая деятельность).

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Моя любимая игрушка», «Знакомство с матрешками», «Как играть с матрешкой».

Чтение художественной литературы чтение стихотворений, потешек, загадок о матрешках.

Дидактические игры: «Найди домик матрешки», «Собери матрешку», «Больше – меньше», «Путешествие матрешек»;

Подвижная игра «Прячем матрёшку»; «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»; комплекс утренней гимнастики «Звонкие погремушки»; комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки»

Художественно-продуктивная деятельность: индивидуальная работа по лепке «Укрась матрёшке сарафан»; работа по аппликации «Наряди матрёшку»; работа по рисованию «Раскрась матрешку»; дидактическая игра «Найди матрешку», «Найди матрешке пару». дидактическая игра на развитие чувства ритма «Веселые подружки»; пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки»; игры – пляски: «Мы – матрешки-крошки», «Матрешки»; танец с платочками 

 

сюжетная игра «Что делают матрешки?»; «Веселые матрешки»; игра-инсценировка «У матрешки новоселье»

Конструктивная деятельность «Матрёшки ходят в гости»: «Домик для матрёшки» «Ворота для большой и маленькой матрешек» «Заборчик для матрёшки» «Дорожка для матрёшки» «Мебель для матрёшек» и т.д. 

1. Консультация «Как играть с матрёшкой»

2.Консультация «Появление матрешки на Руси».

3. Консультация «В какие игры можно играть с матрешками»

4.Беседы подбор литературы, иллюстраций.

5. Изготовление семейных матрешек. 

Системная «паутинка» проекта

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы чтение стихотворений, потешек, загадок о матрешках.

Беседа «В гости к нам пришла матрешка»;

игры-эксперименты: «Тонет – не тонет», «Легкая – тяжелая», «Твердая – мягкая»;

дидактические игры: «Найди домик матрешки», «Собери матрешку», «Больше – меньше», «Путешествие матрешек»;

математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найди свои игрушки»;

Конструктивная деятельность «Матрёшки ходят в гости»: «Домик для матрёшки» «Ворота для большой и маленькой матрешек» «Заборчик для матрёшки» «Дорожка для матрёшки» «Мебель для матрёшек» и т.д. 


 

Речевое развитие

речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?», «Русские матрешки»; пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»

Социально коммуникативное развитие

сюжетная игра «Что делают матрешки?»; сюжетная игра «Веселые матрешки»; игра-инсценировка «У матрешки новоселье»

Художественно эстетическое развитие

индивидуальная работа по лепке «Укрась матрёшке сарафан»; работа по аппликации «Наряди матрёшку»; работа по рисованию «Раскрась матрешку»; дидактическая игра «Найди матрешку», «Найди матрешке пару». дидактическая игра на развитие чувства ритма «Веселые подружки»; пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки»; игры – пляски: «Мы – матрешки-крошки», «Матрешки»; танец с платочками 

Физическое развитие

подвижная игра «Прячем матрёшку»; подвижные игры «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»; комплекс утренней гимнастики «Звонкие погремушки»; комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки»

 

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.

Задачи:

развивать творческие способности;

воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта «Любимая игрушка - матрешка» предполагаемые результаты были достигнуты:

Ребята познакомились с народной игрушкой – матрешкой. Могут отличить ее от других игрушек, могут назвать материал, из которого они сделаны.

пополнили словарный запас детей.

Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми группы №3 книжек – малышек в виде Матрешек в разных техниках.

Книжки доступны для просмотра педагогам, детям и родителям.

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить начатую работу.


 


Приложения


 


Утренняя гимнастика «Заводные игрушки»

I  Ходьба и бег по одному в колонне, перестроение в круг.

II.Основные движения

Посмотрите, в магазине                        Широко развести руки

Все игрушки на витрине:                      в стороны.

Заводные зайчики,                                Повороты вправо-влево с

Куколки и мячики,                                вытянутыми руками.

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят,                         Присесть.

С нами поиграть хотят.                         Прыжки.

Вот солдатики стоят,                             И. п.: стойка смирно.

Начинается парад!

Раз, два, три, четыре, пять –                  Маршируют.

Начинаем мы шагать.

Вот бегут машины,                                 Руки перед грудью «крутят

Шуршат своими шинами.                      руль». Дробное топанье.

Желтые и красные –

Все такие разные.

Зайчики играют,                                    Легкие прыжки с хлопками

Лапкой ударяют.                                    в ладоши.

Медвежонок  взял гармошку,               Имитация игры на гармошке

Поиграть решил немножко,                  с пружинкой.

Раз, два! Поворот…                               Повороты.

Он танцует и поет.                                Сказать: «ыыыыыыы».

Эй, скорее посмотри:                            Руки слегка отвести в стороны

Куклы танцевать пошли,                      и развернуть ладонями наружу.

Ножки выставляют,                              Поочередное выставление ног

В гости приглашают.                                       на пятку.

Всех красивей паровоз:                         Имитация движения паровоза.

Две трубы и сто колес.                      

Ну, а едут в нем игрушки –                    Сказать: «ту-туууууу».

Куклы, зайчики, петрушки.

 

III Спокойная ходьба, упражнения на восстановление дыхания.

 

 

 Загадки о матрёшке.

 

Яркий сарафанчик,
Расписной платочек,
Прячутся внутри неё 
маленькие дочки!
Фартучек в горошек
Кто это? 

 

 

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

а всего одна игрушка.   

 

                                                     

В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшой темница.

 

 

Внучка с дочкой, посмотри -

Все у бабушки внутри! 

 

 

Какую игрушку вначале пополам ломают,

А потом играют.

 

 

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука   в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко, это русская …(Матрёшка)                            

 

Стихи о матрёшке

 

Зинаида    Медведева

У меня матрёшка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.

А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зелёном, как весной
Травка молодая…

А вторую отвернёшь -
Там еще матрешка.
Та матрёшка вовсе крошка,
То – любимая матрёшка.

Вся она    как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.

 

 

Стихотворение А. Кулешовой

Кукла славная - матрешка,

Где же ручки,

Где же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

 

 

Матрешка

 

У матрёшки синеглазой

С балалайкою в руках,

Сарафан расшит тесьмою,

Весь в лазоревых цветах.

 

Раскрываешь расписную,

Глядь - а в ней ещё одна,

И похожа на большую -

Распрекрасная краса!

 

Только милая девица,

Развернув гармонь слегка,

Песню распевает лихо.

А за ней ещё одна.

 

На трещётке, изловчившись,

Такт весёлый отстучит,

Половинкою раскрывшись,

 К нам меньшую пригласит.

 

Пять красавиц расчудесных,

В сарафанах, что в цветах,

В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.

  

 

 Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к Вам пришли матрёшки,

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

Ах, матрёшечка - матрёшка,

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики!

Весело кружатся в танце,

Яркие букетики!


 

Хороводная игра «Матрешка»

 

Ой, Матрешки, вы Матрешки -

Красные сапожки,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте,

Пляску начинайте

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

 

 

 Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет -

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте в таланте русском

Весь находится секрет!

 

 А эта  Матрешка из Полхов-Майдана.

Украшен её наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

 

 

Из тихого зеленого городка Семёнова.

В гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бордовых

В подарок принесла.

 

 

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками зовут!

 

 

 ***

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

 

*** 

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

***


Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!

 

 

 Матрешкины частушки

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.

Толстая матрешка
Ходит с поварешкой.
Поварешку обронила –
Себе руку обварила!

Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрешку.

Шла по ягоды матрешка,
Позабыла взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?

Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась!

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.

Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрешки.
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках!

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
 

  Консультация для родителей


 

В какие игры можно играть с матрешками?

1. Вначале, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать). 
2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры. 
4.  В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек. 
5. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев. 
6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам. 
7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок. 
8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка. 
9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать. 
В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются. 
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию. 
И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.

 

 

 

 

 Советы родителям.

Как играть с матрешками.


1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывfть одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

 
2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.


3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.


4.  В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.


5. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.

 
6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.


7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.


8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка.

 
9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.


В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются. 
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию. 
И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.


 

 


Консультация для родителей.

История появления первой матрешки на Руси.

Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами – ягодами.

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал – мала меньше. Про матрешку придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,

Было их немножко:

Две Матрены, три Матрешки

И еще Матрешечка!

По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет! Прообразом матрешки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

Деревянная расписная кукла появилась в России в 90 – х годах XIX века. В это время стал активно появляться интерес к русской культуре и искусству. Возникло целое художественное направление «Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал Мамонтовский кружок.

Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918гг.), крупный российский промышленник, покровитель и знаток искусств (меценат), собрал вокруг себя группу видных русских художников. Среди них были И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель и другие. В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы н6ародного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций этой игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, которых одевали в праздничные народные костюмы разных губерний (областей) России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы.

По эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане. (XIX век.) Матрешка Малютина представляла собой круглолицую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках.

Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В. Малютина, состояла из восьми кукол. За девушкой с петухом следовал мальчик, затем девочка…. Последняя куколка изображала спеленатого младенца. Идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова.

Это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник – монах.

Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространённому в народной среде. В основе этого имени Латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрешка остается символом материнства.

Первую матрешку изготовил сам художник Малютин. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство деревянных кукол освоили в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Их вытачивали на токарном станке.

Город Сергиев Посад возник вокруг монастыря – Троице – Сергиевой лавры, основанной в 1340 году монахом Сергием Радонежским. По преданию первую деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже у детей царской семьи были игрушки из Сергиева Посада («потешные возки» с конями, «красные ложки»).

Кроме матрешек, изображавших реальных людей своего времени, распространились куклы по мотивам литературных произведений. В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы матрешки, которые изображали Кутузова и Наполеона. Внутри у них были фигуры военачальников.

Расписывали матрешки по мотивам сказок и былин: «Царь Додон», « Царевна - лебедь», «Конек – горбунок». Сергиево – Посадские матрешки имели от двух до двадцати четырех вкладышей. Самой большой считается 60 – местная кукла, выточенная в 1967 году.

Благодаря популярности этой матрешки в России стали возникать и другие центры по её изготовлению и росписи: в Семенове, Полховском - Майдане, в Вятке, Твери, Йошкар – Оле и других местах. У каждой из них свой стиль и роспись.


 


Конспект НОД «В гости к нам пришла Матрешка».

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

Программное содержание:

Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Методы:

Наглядный, словесный, практический.

Приёмы:

Эмоциональный настрой (использование на занятии музыкальных произведений), словесный, наглядный, сюрпризный и игровой моменты.

Словарная работа

Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Материальное обеспечение:

СD-проигрыватель, иллюстрации с изображением Матрешки, фигурки народной игрушки, игрушка Зайчика (для сюрпризного момента) шаблон с изображением фигуры матрешки на пластилиновой основе, доски для работы (на каждого ребенка), пластилин, природный материал для декорирования (горох, кофейные зерна и Т.Д.)


Ход занятия:

Сюрпризный момент

Под звучание фонограммы народной музыки дети рассаживаются на стульчиках в кружок перед мольбертом и демонстрационным столом. На мольберте размещены иллюстрации с изображением русской матрешки, на столе под вуалью спрятаны матрешки, в руках у воспитателя игрушка Зайчика.

Воспитатель:

- Посмотрите-ка ребята, к нам сегодня Зайка серый в гости пожаловал. Давайте расспросим его, де же он был, к кому в гости ходил.

Звучит запись народной потешки «Шел я полем, шел леском…» Дети слушают диалог:

« -Шел я полем, шел леском, лежит зайка под кустом. Зайка, серенький, где ты был-побывал?

-Был в городе, да на славной площади.

-Зайка, серенький, кого видал-повидал?

-Видел девочек хороших, видел девочек пригожих, Аннушку, да Марьюшку, да Катеньку, лучше всех.

- Заинька, серенький, они звали ли тебя?

-Звали. Аннушка – на часок, Марьюшка – на денек, Катюшенька-удала на недельку звала.

-Заинька, серенький, кормили ли тебя?

- Аннушка – блинами, Манечка – пирогами, Катюшенька – удала кашу с маслицем дала.

-Заинька, серенький, уложили ли тебя?

-Аннушка под лавочку, Манечка – на лавочку, Катюшенька –удала подушечку подала»

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, у кого в гостях побывал наш Зайка?

Ответы детей: у подружек, сестричек, девочек.

Воспитатель:

-Вы все, конечно, правы, но чтобы нам действительно узнать, у кого в гостях побывал наш Зайка, давайте отгадаем загадку:

« Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...»

Дети:

-Матрешка

Познавательно-развлекательный блок

Беседа «В гости к нам пришла Матрешка»

Воспитатель:

-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

Воспитатель достает из-под вуали расписную фигуру матрешки, показывает детям и говорит от лица героини:

«Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»

Воспитатель:

-А где же они, твои подружки - сестрички?

Ответы детей: внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель:

«Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.» Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри.

Ребята, посмотрите, какие наши сестрички-Матрешки: очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.» Ребята, нравятся вам такие игрушки? Что вам в Матрешке особенно понравилось и запомнилось?

Ответы детей: да, нравятся

Ответы детей: она красивая, яркая, всегда улыбается, нарядная, у нее румяные щечки, она веселая, в руке она держит корзинку с ягодами и т.п.

Воспитатель:

-Ребята, а во что одета Матрешка?

Ответы детей: платок, фартук, сарафан, кофта

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает, поясняет, что в матрешке особенно понравилось, запомнилось.

Воспитатель:

«Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся» А еще наши матрешки любят танцевать, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Музыкальная пауза

Танец «Матрешечка-матрешка»

Воспитатель:

-А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева … художник, мастер.

Воспитатель: -А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Воспитатель: -А теперь я предлагаю вам тоже стать настоящими мастерами и самим изготовить свою красавицу-Матрешку.

Лепка Матрешки

Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: пластилин, шаблоны пластилиновой плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (горох, кофейные зерна) образец.

Детям предлагается картонный шаблон с пластилиновой основой, который они по своему усмотрению декорируют, используя, например, метод надавливания небольших пластилиновых шариков и располагая их в виде цветочков, горошин. Во время работы звучат народные хороводные мелодии.

Итог занятия.

Воспитатель:

-Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. Спасибо нашей гостье, Матрешке.

Беседа: «Как играть с матрешкой»

Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная.

Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.

Начиная с 1 года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите с середине вторую. Поставьте их рядом, сравните – какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5-7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.

Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные. Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.

Во время игры попросите малыша дать вам самую большую матрешку, самую маленькую. Чуть позже усложняйте задания: дай мне матрешку, большую, чем эта или меньшую, чем эта. А еще очень весело играть с матрешками в ролевые игры: дочки-матери, обыгрывая различные бытовые ситуации, вплетая психологические моменты (не хочет ложиться спать, кушать). Катайте матрешек на машине, кормите. Также в играх с матрешками можно использовать веселые стихи и загадки.

 


Игры с матрешками

 

По росту. Матрешки играли и перепутались – теперь они не могут найти своего места. Предложите малышу их расположить по росту (от большой к маленькой или наоборот) и вместе идти на прогулку, в магазин. Вначале попробуйте построить их сами, «случайно» перепутав одну из них. Для первого раза будет достаточно и трех матрешек.

Чья юбочка? После того, как ребенок научился открывать-закрывать матрешки, предложите ему составлять половинки. Например, пора идти на прогулку, а матрешки-модницы раскидали свои юбочки. Помогите им одеться, подбирая каждой матрешке подходящую нижнюю половинку.

 

Ростомер. Основное различие матрешек – рост, так почему бы не соорудить для них ростомер? Отлично подойдет пирамидка. Если оставить одно колечко, его можно свободно перемещать по стержню, замеряя рост. Либо можно насаживать на стержень пирамидки столько колечек, сколько соответствует ее росту и их посчитать. Сравнивать матрешек можно и другими предметами – с карандашом, куклой и т.п. (кто выше, кто ниже).


 


Конспект НОД  "Будем знакомы - русская матрешка"

Задачи:

Познакомить с матрешкой – народной игрушкой, предметом русского народного декоративно – прикладного творчества.

Уметь применять исследовательским действиям. Развивать органы чувств в процессе обследования матрешек.

 Расширять способы игрового взаимодействия. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: Посылка, матрешки по количеству детей. Атрибуты для сюжетно - ролевой игры в дочки - матери.

Ход.

Введение в игровую ситуацию. Воспитатель: Вы слышите? Кто – же к нам стучится? Кто – же это к нам в гости пришёл? Входит почтальон и приносит посылку. Детям предлагается угадать её содержимое. Обследовав посылку, дети находят на конверте загадку, воспитатель читает:

«Красивые девчушки в деревянной кадушке,

В русском сарафане с цветочками в карманах»

Кто это? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы угадали. Матрешка похожа на девчушку деревянную игрушку. Давайте откроем посылку. Посмотрите и скажите, сколько матрешек в посылке? (Много). Какие они красивые, яркие, нарядные, розовощекие, улыбаются! А сейчас, каждый из вас возьмет матрешку, которая больше всего понравилась.

Рассмотрите ее внимательно, потрогайте, погладьте, прижмите к щеке, проведите пальчиком по бокам, положите на бочок (дети комментируют свои ощущения - гладкая, овальная, прохладная, внутри шероховатая, деревянная). Воспитатель ставит свою большую матрешку на стол и предлагает детям составить хоровод вокруг нее из их матрешек, затем сравнивают матрешек по величине. У кого самая маленькая? Сколько больших матрешек? Сколько маленьких? Построение матрешек по возрастающей величине.

Воспитатель берет в руки большую матрешку и рассказывает о ней: «Мне очень понравилась эта матрешка. Она большая и красивая, нарядная как русская красавица, в розовом платочке, в синем сарафане, в белом передничке. На сарафане нарисованы цветочки». Затем обращается к каждому из детей с вопросом – почему выбрали эту матрешку? Рассказы детей.

А мы сейчас с вами отдохнём и поиграем. Игра «Матрёшечка - матрёшка»

Ну, ребятки, не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

(Выбираем трех детей на роль матрешек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»: Эх, матрёшечка, матрёшка. Аленький платочек. Сарафан в цветочек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили. На ноги поставили. Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.

Игровые действия с матрешкой.

Воспитатель берет в руку матрешку, обращает внимание детей на то, что   матрешка похожа на куклу и читает стихотворение А. Кулешовой

Кукла славная - матрешка,

Где же ручки,

Где же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Как с ней можно играть? (ответы детей - покачать, покормить, укладывать ее спать, потанцевать). Давайте поиграем с матрешкой (дети выполняют игровые действия по желанию) .

Проблемная ситуация.

Воспитатель: «Матрешка расшалилась. Можем мы позволить ей прыгнуть на пол? Искупаться в воде? Прыгать через свечу? Почему? (ответы детей)

В конце образовательной ситуации воспитатель говорит: «Как славно мы поиграли с матрешками и они решили у нас погостить, найдем им место, где им понравится» (на, под, за, в). Дети размещают матрешек в игровом уголке.


 


Конспект НОД по теме «Украсим сарафан матрёшке»(аппликация)

 

Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация

Предварительная работа с детьми:

рассмотреть русский народный костюм, дидактические игры с деревянными матрёшки.

Наглядный дидактический материал:

• демонстрационный материал: Сергиево-Посадские матрешки,

• раздаточный дидактический материал: бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и не раскрашенными фартуками (по количеству детей)

Словарь: подарки, радостная, расписная, русская игрушка.

Оборудование: магнитофон, запись русской народной песни, материал для аппликации.

Задачи:

• Привлекать внимание детей к народной игрушке – матрешке.

• Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

• Учить выделять детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук) .

• Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.

• Воспитывать бережное отношение к игрушке, уважение к труду.

Ход :

Звучит русская народная песня. Воспитатель одета в русский народный костюм.

В руках у воспитателя корзинка, а в ней матрёшки по количеству детей.

- Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала

Принесла корзинку вам.

В ней игрушки непростые

А волшебно-расписные.

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах

На столе они живут,

Подскажите, как же их зовут?

Вынимаю матрешек из корзинки, выставляю их на стол, предлагаю рассмотреть матрешек:

Матрешка - это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие  глаза прикрыл длинными ресницами.

Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.

И назвали ее старинным русским именем – Матреной.

А как будет звучать  ласковое имя Матрены?

- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.

 

Возьмите матрешку, рассмотрите ее. Это русская матрёшка, давно она любимая игрушка в русских селениях и городах. Матрёшка— русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке.

Во что одеты матрешки?

Обращаю внимание на детали костюма матрешки:

Красиво украшенные сарафаны, кофты, платки и фартуки.

Матрешки веселые и нарядные, сарафаны, платочки и кофточки у них разноцветные, праздничные, а на фартуках у них узоры.

Поэтому ее называют расписная матрешка.

Давайте все вместе скажем – расписная матрешка. (Дети проговаривают).

У кого дома есть такая русская народная игрушка? Как она попала к вам?

Из какого материала они сделаны?

Из дерева

- Нравится ли она вам? Чем?

 - Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин)

-Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо!

Читаю: «У нашей Матрешки день рождения. Давайте ее поздравим».

Дети поздравляют ее, желают ей оставаться такой же красивой. Предлагаю поводить хоровод. Любой ребенок берет матрешку в руки и встает в центре круга.

На день рождения принято дарить подарки. Давайте и мы подарим что-нибудь нашей матрешке. Я достаю из корзины плоских матрешек-трафареты из бумаги.

- Ребята, посмотрите, что не им хватает?

-У них нет красивых фартуков, улыбки.

Мы же не можем такой скучный, серый подарок подарить матрешке-имениннице.

- Пойдем за наши столы, развеселим матрешек, украсим фартуки и только после этого подарим их нашей имениннице. Это будут её подружки.

Дети, обращая внимание на деревянные матрешки, украшивают своих матрешек используя технику аппликации.

- Давайте пригласим матрешку и поиграем в игру «Гори, гори ясно! »

Ребенок с матрешкой в руках начинает игру. После этого работы детей дарятся имениннице – рядом с матрешкой устраивается выставка детских работ:

- Как вы думаете, понравились наши подарки имениннице? -Да -

Почему вы так решили? - Потому что наши матрешки радостные, нарядные, разноцветные, расписные.

Рефлексия. Какое настроение у матрёшки именинницы? Почему?


 

 

Конспект НОД  "Будем знакомы - русская матрешка"

Задачи:

Познакомить с матрешкой – народной игрушкой, предметом русского народного декоративно – прикладного творчества.

Уметь применять исследовательским действиям. Развивать органы чувств в процессе обследования матрешек.

 Расширять способы игрового взаимодействия. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: Посылка, матрешки по количеству детей. Атрибуты для сюжетно - ролевой игры в дочки - матери.

Ход.

Введение в игровую ситуацию. Воспитатель: Вы слышите? Кто – же к нам стучится? Кто – же это к нам в гости пришёл? Входит почтальон и приносит посылку. Детям предлагается угадать её содержимое. Обследовав посылку, дети находят на конверте загадку, воспитатель читает:

«Красивые девчушки в деревянной кадушке,

В русском сарафане с цветочками в карманах»

Кто это? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы угадали. Матрешка похожа на девчушку деревянную игрушку. Давайте откроем посылку. Посмотрите и скажите, сколько матрешек в посылке? (Много). Какие они красивые, яркие, нарядные, розовощекие, улыбаются! А сейчас, каждый из вас возьмет матрешку, которая больше всего понравилась.

Рассмотрите ее внимательно, потрогайте, погладьте, прижмите к щеке, проведите пальчиком по бокам, положите на бочок (дети комментируют свои ощущения - гладкая, овальная, прохладная, внутри шероховатая, деревянная). Воспитатель ставит свою большую матрешку на стол и предлагает детям составить хоровод вокруг нее из их матрешек, затем сравнивают матрешек по величине. У кого самая маленькая? Сколько больших матрешек? Сколько маленьких? Построение матрешек по возрастающей величине.

Воспитатель берет в руки большую матрешку и рассказывает о ней: «Мне очень понравилась эта матрешка. Она большая и красивая, нарядная как русская красавица, в розовом платочке, в синем сарафане, в белом передничке. На сарафане нарисованы цветочки». Затем обращается к каждому из детей с вопросом – почему выбрали эту матрешку? Рассказы детей.

А мы сейчас с вами отдохнём и поиграем. Игра «Матрёшечка - матрёшка»

Ну, ребятки, не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

(Выбираем трех детей на роль матрешек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»: Эх, матрёшечка, матрёшка. Аленький платочек. Сарафан в цветочек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили. На ноги поставили. Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.

Игровые действия с матрешкой.

Воспитатель берет в руку матрешку, обращает внимание детей на то, что   матрешка похожа на куклу и читает стихотворение А. Кулешовой

Кукла славная - матрешка,

Где же ручки,

Где же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Как с ней можно играть? (ответы детей - покачать, покормить, укладывать ее спать, потанцевать). Давайте поиграем с матрешкой (дети выполняют игровые действия по желанию) .

Проблемная ситуация.

Воспитатель: «Матрешка расшалилась. Можем мы позволить ей прыгнуть на пол? Искупаться в воде? Прыгать через свечу? Почему? (ответы детей)

В конце образовательной ситуации воспитатель говорит: «Как славно мы поиграли с матрешками и они решили у нас погостить, найдем им место, где им понравится» (на, под, за, в). Дети размещают матрешек в игровом уголке.

 

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №43

Колпинского района Санкт-Петербурга


 


Итоговое мероприятие к проекту: «Любимая игрушка - матрешка ».


 


 

Участники:

Воспитатели, дети второй младшей группы и первой младшей группы.


 


Апрель 2017


Конспект НОД по теме «Украсим сарафан матрёшке»(аппликация)(Книжки – малышки)

Задачи:

• Привлекать внимание детей к народной игрушке – матрешке.

• Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

• Учить выделять детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук).

• Воспитывать бережное отношение к игрушке, уважение к труду.

 Предварительная работа с детьми:

рассмотреть русский народный костюм, дидактические игры с деревянными матрёшки.

Наглядный дидактический материал:

• раздаточный дидактический материал: бумажные силуэты матрешек с не раскрашенными фартуками (по количеству детей)

Оборудование: магнитофон, запись русской народной песни, материал для аппликации.


 

Ход:

Звучит русская народная песня. Воспитатель одета в русский народный костюм.

В руках у воспитателя корзинка, а в ней матрёшки по количеству детей.

Воспитатель: - Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала

Принесла корзинку вам.

В ней игрушки непростые

А волшебно-расписные.

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах

На столе они живут,

Подскажите, как же их зовут?

Вынимаю матрешек из корзинки, выставляю их на стол, предлагаю рассмотреть матрешек:

Воспитатель: Матрешка - это деревянная кукла. Правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие  глаза прикрыл длинными ресницами.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.

И назвали ее – Матрешечкой.

Воспитатель: Возьмите матрешку, рассмотрите ее. Это русская матрёшка, давно она любимая игрушка в русских селениях и городах. Матрёшка— русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более.

Во что одеты матрешки?

Ответы:

Воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки!  
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные, матрёшечки румяные.
К нам матрёшечки пришли, звонкий бубен принесли.


Игра «Бубен»:  (дети по очереди ритмично ударяют ладошкой в бубен)

Воспитатель: Постучи, Катюша в бубен, мы в ладоши хлопать будем.
Постучи веселей, посильнее в бубен бей!
Ай, да Саша! Как играет! Как ладошкой ударяет!
Поиграл – вот и всё. Бубен  Насте отнесём.


 

Воспитатель: Обращаю внимание на детали костюма матрешки:

Красиво украшенные сарафаны, кофты, платки и фартуки.

Матрешки веселые и нарядные, сарафаны, платочки и кофточки у них разноцветные, праздничные, а на фартуках у них узоры.

Поэтому ее называют расписная матрешка.

Давайте все вместе скажем – расписная матрешка. (Дети проговаривают).

Воспитатель: У кого дома есть такая русская народная игрушка? Как она попала к вам?

Из какого материала они сделаны?

Из дерева

- Нравится ли она вам? Чем?

- Ответ.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо!

Читаю: «У нашей Матрешки день рождения. Давайте ее поздравим».

Дети поздравляют ее, желают ей оставаться такой же красивой. Предлагаю поводить хоровод.

Воспитатель в костюме Матрешки встает в круг и водят хоровод.

Как на Матрешины именины,

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай – каравай,

Кого хочешь выбирай.

Воспитатель(Матрешка): Я люблю конечно вас всех,

И поэтому приглашаю вас к столам,

Будем мастерить подарки.

Воспитатель: На день рождения принято дарить подарки. Давайте и мы подарим что-нибудь нашей матрешке. На столах у вас лежат трафареты – матрешек из бумаги.

- Ребята, посмотрите, что не им хватает?

-У них нет красивых фартуков.

Мы же не можем такой скучный, серый подарок подарить матрешке.

- Пойдем за наши столы, развеселим матрешек, украсим фартуки и только после этого подарим их нашей имениннице. Это будут её подружки.

Дети, обращая внимание на деревянные матрешки, украшают своих матрешек используя технику аппликации(дети второй младшей группы), а малыши рисование ватными палочками.

Воспитатель: Пока работы подсыхают предлагаю поиграть:

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Воспитатель: Наши работы подсохли, можно подарить. После этого работы детей дарятся имениннице – рядом с матрешкой устраивается выставка детских работ:

- Как вы думаете, понравились наши подарки имениннице?

-Да

- Почему вы так решили?

- Потому что наши матрешки радостные, нарядные, разноцветные, расписные.

Рефлексия. Какое настроение у матрёшки именинницы? Почему?

Опубликовано в группе «Проекты в детском саду.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.