Пояснительная записка к презентации
Карельская вышивка
PPT / 21.57 Мб
Тема: «Чудо вышивка»
Цель:
1. Образовательная -
обучить выполнять задания по образцу, сформировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации, научить самостоятельно оценивать результаты работ.
2. Воспитательная -
вызвать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности
3. Развивающая – улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, ознакомить их с образцами самых популярных видов вышивки.
Задачи:
· Развить интерес к истории родного края;
· Привлечь ребятам интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;
· Показать богатство искусства вышивки родного края;
· Заинтересовать ребят народной вышивкой;
· Дать возможность освоить учащимся техническое мастерство в области вышивки;
· Воспитать умение работать коллективно. Добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе; содействовать профессиональной ориентации кружковцев;
· Выявить и развить творческие, эстетические способности ребят.
Необходимое техническое оборудование для урока:
Компьютер, проектор, принтер.
Диск медиатеки «ИМЦ» «Технология»
(Раздел: Обработка ткани. Рукоделие. Вышивка)
Тема:
«Вышивка»
Звучит музыка.
Входят ребята
учитель встречает всех с хлебом и солью:
Хлеб – соль.
Нам начинать досталась роль,
Мы рады видеть вас сегодня ,
в гостях на празднике привольном!
Мы принесли вам хлеб и соль
(низко кланяется)
Учитель:
- Дорогие наши гости, ребята, сегодня мы вспомним о русской старине, о том как жили и не тужили наши с вами предки.
Старое уходит, но его необходимо беречь. Русская старина вся пропитана добром и трудолюбием, а это очень важно. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.
- А вы не заметили, что хлеб, да соль вынесли для вас на замечательном красивом полотенце? (Ответы ребят)
Наши предки считали, что жизнь человека имеет начло и конец. В течение своей жизни человек выступает в разных качествах: сначала он ребенок, которому ничего не нужно, кроме вкусного материнского молока на губах
(детей первого месяца называли «вода», их жизнь так хрупка и нежна, что , как вода, может утечь через пальцы). Потом это мальчик и девочка, юноша и девушка, жених и невеста, вьюнец и вьюница, баба и мужик, большак и большуха, старик и старуха…
Каждый момент жизни, сколько бы он не длился, оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой. И все украшалось вышивкой.
Копьютер +проектор
(Учитель демонстрирует видеофрагмент с диска «Виды вышивки»)
Орнамент – это некое магическое заклинание. Которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур, посуды. Русский фольклор и летописи сохранили множество примеров участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми наши предки пытались воздействовать на природу и мир.
(Компьютер +проектор) Демонстрация видеофрагмента с диска.
А ведь если приходила беда в дом (кто то заболел, пропал или заблудился в лесу..) мастерицы не теряли надежды и вышивали за один день или одну ночь полотенце, пытаясь оградиться от бед и невзгод.
«Компьютерный класс»
Ребята самостоятельно знакомятся с вышивкой цветная перевить
(См. диск «Технология»)
Учитель:
Простая вещь полотенце. А давайте подумаем, вспомним, что для нас полотенце сегодня? (Ответы детей)
А раньше было ли полотенце такой же необходимостью?
- Конечно же, да! Полотенце сопровождало человека всю его жизнь от рождения до смерти.
Родился человечек, бабка – повитуха принимала его на полотенце густо украшенное солнечными знаками, символами земли и воды, которое любовно вышивала его мать.
Также существовал обычай – ежедневный магический ритуал очищения водой: утром от ночи, вечером – от дневных забот и усталости. В обряд очищения входило вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.
Полотенце было неотъемлемой частью свадебных обрядов. И для этого случая часто их украшали вышитыми парными птичками.
- Что означают птички, которые так мило смотрят друг на друга? (Ответы детей)
Образ птицы – символ счастья, верности, а ведь именно этого так хочется пожелать молодоженам.
Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, нашими предками своеобразные круги так полны они таинственного смысла. Покрывая ими чистое полотно, мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные «письмена». Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.
Многое в орнаментальной символике нам не доступно, но давайте попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков в пестром и красочном узоре.
«Компьютерный класс»
Ребятам предлагается таблица (в злектронном виде) с символами, они должны подумать, что же означают эти знаки.
Учитель помогает.
Человек всегда спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь?
И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем. Землей и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца. Земли и воды всегда обращался к ним с поклоном за помощью.
- Жизнь природы всегда меняется, давайте ребята вспомним, как?
(проводится небольшая физкультминутка под музыку)
Зимой все спит (показываем как все спит, руки подкладываем под щечки)
Весной – расцветает (потягиваемся, высоко, высоко…)
Летом – все цветет, плодоносит (ручками показываем как все расцветает)
Осенью – все увядает (опускаем ручки вниз медленно, медленно и опять засыпаем)
И все это зависит от чего или кого? ( Солнца – могущественного светила.) (Руки потянули к солнышку.)
«Даруй, Бог света, теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя краше. Краснопогодное, лето хлебородное!» - так обращались к солнцу наши предки. (Повторяем слова все вместе и ребята садятся на свои места.)
- И чтобы оно всегда светило, необходимо было изобразить это желание. Вот его и вышивали.
-Круг, кружок, разделенный на четыре части. Почему?? (ответы ребят, так как в году четыре времени года)
- В древности люди не поливали свои поля. Их смачивал дождик и роса. Чтобы пошел дождь необходимо было изображать его. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному. Грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг»
- Кроме предметов быта украшали вышивкой и одежду. Очень живописно и богато украшали рубахи, сарафаны, передники и головные уборы.
Вышивка – это самый распространенный вид народного творчества. Узоры создаются при помощи маленького инструмента.
Я вам загадаю загадку, а вы догадайтесь?
Тонка,
Длинна,
Одноуха,
Остра, всему миру красна (Иголочка)
Уточка ныряла, ныряла.
Да хвостик потеряла (Иголкой вышивают)
Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной. (Иголка и ниткой )
Русскую женщину эта сложная работа, но и интересная сопровождала всю жизнь. С самого раннего детства девочки учились вышивать. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое.
(Компьютер +проектор)
Демонстрация видеофрагмента с диска(Народная одежда)
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Все сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко.
Во праовй руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девочка приданное.
То приданное немалое.
Украшение вещей – не пустая забава!
Ученые отмечают три значения орнамента:
1. Слава Божеству! Праздник!
2. Просьба плодородия.
3. Благодарность Богу за содеянное.
Все вышитые предметы по народному поверью должны были приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
((Компьютер +проектор) Демонстрация видеофрагмента с диска. Вышивание золотыми нитями и жемчугом)
Вышивки выполнялись различными нитями: льняными, шерстяными, шелковыми. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером. Жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался по наследству.
Цвета вышивки были яркие:
Красный - цвет радости, жизни, любви.
Желтый – посвящается солнцу, звездам, луне,
Зеленый – символизирует весну,
Коричневый – плодородие земли.
Нам сегодня тоже придется разработать свой орнамент.
Орнамент (украшение) – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.
Предлагается выполнить эскиз будущего собственного орнамента
(См. приложение)
- Ребята, а как по вашему мнению раньше переводили узоры на ткань, ведь ничего для копирования не было? Я постараюсь вам помочь. Отгадайте вы загадку:
Всех кормлю, а сама безротая (Ложка)
(На столах у ребят подсказка – алюминиевая ложка и кусочек материи чистой и с вышивкой) Правильно – это ложка. Ведь алюминий имеет сойство пачкаться, вот люди и переводили с ее помощью рисунок. Попробуйте сами.
(Предлагается учащимся самостоятельно с помощью ложки перевести узор на ткань)
Практическая работа
Ребята вы сегодня узнали немного из истории вышивки, а теперь мы с вами сами попробуем украсить наш платочек вышивкой.
А использовать мы будем самый простой шов – тамбурный.
Таблица 1(Диск)
таблица 2
Таблица 2 (диск)
Выполнение практической работы:
1. зарисовка эскиза,
2. перевод рисунка на ткань
3. знакомство с тамбурным швом
4. вышивание мотива.
Заключительная часть занятия, подведение итогов.
Молодцы ребята, справились с работой.
А теперь в заключение вспомните русские пословицы, я скажу начало, а вы вспоминайте конец:
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Длинная нитка – ленивая швея.
Не игла шьёт, а руки.
Кто любит труд, того люди чтут.
Тому нестыдно, чью работу видно.
Где труд, там и счастье.
Счастья вам, здоровья и всего хорошего. Спасибо.
Подведение итогов.
Домашнее задание (Выполнить реферат - презентацию по пройденному материалу)
Кучуганова Любовь Александровна