12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богачёва Анастасия Анатольевна55
5 класс Раздел 2.Создание изделий из текстильных материалов

Тема2. 1. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

План урока

Тема урока: Вышивка. Применение вышивки в народном и современном костюме.

Тема урока: Знакомство с видами вышивки.

Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

Ход урока

Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

Сообщение темы и целей урока.

Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

Изучение нового материалаСегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?


 


 


 


 


 

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

- ознакомиться с историей вышивки;

 - рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля этим искусством. Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.(рис1)

Как вы думаете, для чего украшали изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою .В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовались для узоров.

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Составление простого орнамента.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

1. Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

2.  Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

3. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

4. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия.

5. Вышивка крестом.

Физкультминутка

Материалы и оборудование для вышивки .

Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы. (Показ материалов.)

(в дневник: принести к след.уроку)

4. Подведение итогов урока.

- Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

- Что относится в вышивании к материалам?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на данном занятии?

- Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5 класс

План урока

Тема урока: Организация рабочего места для ручного шитья. Т.Б.

Тема урока: Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов.

Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

Ход урока

1.Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

Сообщение темы и целей урока.

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Изучение нового материала

Повторение правил техники безопасности:

- хранить ножницы в футляре;

- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

- не оставлять их на рабочем месте;

- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

- не вкалывать их в одежду;

- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

Задание: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту. Составить таблицу в тетради, в третью колонку поместить образцы.

п/п

Название шва.

Рисунок.

Образец.

       

(См. предыдущий урок.)

Материалы и оборудование для вышивки .

Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы.

Канва – бывает простая и двойная.

Простая канва – это сетка. Для вышивания по такой канве необходимо её наложить на ткань, а затем канву приметать по всей поверхности ткани. Когда вышивка будет готова, канву осторожно, по одной ниточке, удаляют.

Двойная канва имеет расположенные парами нити основы и утка. Это самая популярная канва, т. к. вышивание по ней не представляет никакой сложности.

Для вышивки крестом подходят все ткани полотняного переплетения: это льняные и полульняные ткани, бязь, рогожка, штапельное полотно.

Нитки для вышивания могут быть любые: х/б, льняные, шерстяные, полушерстяные, шёлковые с добавлением золотых и серебряные нитей, ирис, мулине. Но наиболее распространена вышивка нитками мулине, т. к. они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Их подбирают в соответствии с цветовой гаммой рисунка.

Иглы ( специальные для вышивания ) – длина и толщина иглы соответствует толщине ниток и плотности ткани. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы нитка легко проходила сквозь ткань. Для работы по плотным тканям используют иглу с острым концом, а для работы на редких тканях и канве – иглу с тупым концом.

Напёрсток ( надевают на средний палец правой руки ). Он предохраняет палец от уколов при проталкивании иглы через ткань. Напёрсток подбирают точно по размеру пальца – он не должен ни сжимать и ни спадать с него.

Ножницы должны быть двух видов:

Маленькие с загнутыми вверх острыми концами – для подрезания нитей.

Большие – для раскроя.

Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом.

Внимание! Ткань обрезают на 2,5 – 3 см больше, чем необходимо по длине и ширине узора.

4. Подведение итогов урока.

- виды швов для вышивки?

- технология их выполнения?

-Т.Б.при работе по вышивке?

В дненвник ( лист в клетку ,фломастеры, канва ,нитки, иголка, ножницы, пяльца)


 


 


 


 


 

5 класс

План урока

Тема урока: Практическая работа №9.Выполнение эскиза для вышивки.

Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

Ход урока

1.Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

Сообщение темы и целей урока.

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Практическая часть: Учащиеся разрабатывают эскиз для выполнения вышивки, используя лист в клетку и технику рисования по клеточкам.

 


 


 

4.Подведение итогов: Результатом практической деятельности учащихся, должен быть эскиз для вышивки.


 


 

5 класс

План урока

Тема урока: Практическая работа №10. Выполнение вышивки.

Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

Ход урока

1.Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

Сообщение темы и целей урока.

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Практическая работа: Изготовление вышивки по разработанному эскизу. Оформление готовой вышивки.

4.Итоги: Выставка работ учащихся.Оформление работ в творческий проект: «Подарок для мамы.»

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.