Урок по технологии в 5 классе «Художественные ремёсла. Вышивка»
Тема2. 1. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА
План урока
Тема урока: Вышивка. Применение вышивки в народном и современном костюме.
Тема урока: Знакомство с видами вышивки.
Цели урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.
Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.
Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.
Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.
Тип урока: комбинированный урок.
Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.
Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.
Ход урока
Организация урока:
Проверка готовности учащихся к уроку;
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация ранее полученных знаний:
Что такое вышивание?
Как можно украсить одежду?
Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?
Изучение нового материалаСегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)
Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?
- ознакомиться с историей вышивки;
- рассмотреть её применение в народном и современном костюме.
Испокон веков славилась наша земля этим искусством. Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.
Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.(рис1)
Как вы думаете, для чего украшали изделия вышивкой?
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.
А где могла располагаться вышивка?
Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою .В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.
А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовались для узоров.
Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой
Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».
Конь – оберег домашнего очага, символ доброты
Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.
Древо – символ жизни, единства рода.
Огонь – очистительная сила.
Спираль – символ пожелания блага
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.
Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.
Составление простого орнамента.
Виды декоративных стежков ручной вышивки.
1. Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.
2. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)
3. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)
4. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия.
5. Вышивка крестом.
Физкультминутка
Материалы и оборудование для вышивки .
Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы. (Показ материалов.)
(в дневник: принести к след.уроку)
4. Подведение итогов урока.
- Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
- Что относится в вышивании к материалам?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на данном занятии?
- Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?
Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость.
5 класс
План урока
Тема урока: Организация рабочего места для ручного шитья. Т.Б.
Тема урока: Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов.
Цели урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.
Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.
Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.
Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.
Тип урока: комбинированный урок.
Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.
Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.
Ход урока
1.Организация урока:
Проверка готовности учащихся к уроку;
Сообщение темы и целей урока.
2.Актуализация ранее полученных знаний:
Что такое вышивание?
Как можно украсить одежду?
Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?
3.Изучение нового материала
Повторение правил техники безопасности:
- хранить ножницы в футляре;
- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;
- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
при работе с иглами, булавками:
- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);
- не оставлять их на рабочем месте;
- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;
- не вкалывать их в одежду;
- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;
- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;
- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.
Задание: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту. Составить таблицу в тетради, в третью колонку поместить образцы.
№ п/п |
Название шва. |
Рисунок. |
Образец. |
(См. предыдущий урок.)
Материалы и оборудование для вышивки .
Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы.
Канва – бывает простая и двойная.
Простая канва – это сетка. Для вышивания по такой канве необходимо её наложить на ткань, а затем канву приметать по всей поверхности ткани. Когда вышивка будет готова, канву осторожно, по одной ниточке, удаляют.
Двойная канва имеет расположенные парами нити основы и утка. Это самая популярная канва, т. к. вышивание по ней не представляет никакой сложности.
Для вышивки крестом подходят все ткани полотняного переплетения: это льняные и полульняные ткани, бязь, рогожка, штапельное полотно.
Нитки для вышивания могут быть любые: х/б, льняные, шерстяные, полушерстяные, шёлковые с добавлением золотых и серебряные нитей, ирис, мулине. Но наиболее распространена вышивка нитками мулине, т. к. они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Их подбирают в соответствии с цветовой гаммой рисунка.
Иглы ( специальные для вышивания ) – длина и толщина иглы соответствует толщине ниток и плотности ткани. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы нитка легко проходила сквозь ткань. Для работы по плотным тканям используют иглу с острым концом, а для работы на редких тканях и канве – иглу с тупым концом.
Напёрсток ( надевают на средний палец правой руки ). Он предохраняет палец от уколов при проталкивании иглы через ткань. Напёрсток подбирают точно по размеру пальца – он не должен ни сжимать и ни спадать с него.
Ножницы должны быть двух видов:
Маленькие с загнутыми вверх острыми концами – для подрезания нитей.
Большие – для раскроя.
Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом.
Внимание! Ткань обрезают на 2,5 – 3 см больше, чем необходимо по длине и ширине узора.
4. Подведение итогов урока.
- виды швов для вышивки?
- технология их выполнения?
-Т.Б.при работе по вышивке?
В дненвник ( лист в клетку ,фломастеры, канва ,нитки, иголка, ножницы, пяльца)
5 класс
План урока
Тема урока: Практическая работа №9.Выполнение эскиза для вышивки.
Цели урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.
Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.
Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.
Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.
Тип урока: комбинированный урок.
Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.
Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.
Ход урока
1.Организация урока:
Проверка готовности учащихся к уроку;
Сообщение темы и целей урока.
2.Актуализация ранее полученных знаний:
Что такое вышивание?
Как можно украсить одежду?
Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?
3.Практическая часть: Учащиеся разрабатывают эскиз для выполнения вышивки, используя лист в клетку и технику рисования по клеточкам.
4.Подведение итогов: Результатом практической деятельности учащихся, должен быть эскиз для вышивки.
5 класс
План урока
Тема урока: Практическая работа №10. Выполнение вышивки.
Цели урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.
Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.
Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.
Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.
Тип урока: комбинированный урок.
Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.
Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.
Ход урока
1.Организация урока:
Проверка готовности учащихся к уроку;
Сообщение темы и целей урока.
2.Актуализация ранее полученных знаний:
Что такое вышивание?
Как можно украсить одежду?
Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?
3.Практическая работа: Изготовление вышивки по разработанному эскизу. Оформление готовой вышивки.
4.Итоги: Выставка работ учащихся.Оформление работ в творческий проект: «Подарок для мамы.»