12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Симонова Татьяна Николаевна23
Работаю в школе с 1990 года учителем математики. С 2004 года заместителем директора по УВР.
Россия, Кировская обл., с. Большой Рой
1

Cистема работы педагогического коллектива школы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Cистема работы

педагогического коллектива школы

по подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся.

Симонова Т.Н. заместитель директора по УВР 

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ для 11-х классов и в форме ОГЭ для 9-х классов.

Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае—июне способны определить будущее ребенка — кому-то они откроют дорогу в престижный техникум, вуз, а кому-то принесут разочарование. Для некоторых подростков, их родителей и учителей экзамен может обернуться настоящей драмой. Поэтому так важны подготовка к ГИА, знание нормативно-правовой базы,  объективность экзамена, прозрачность его процедур и участие общественности на каждом его этапе.

Решение задач современной школы на пути к повышению качества образования требует общих усилий педагогического коллектива: единства в осознании противоречий, постановке целей, реализации запланированных действий. Для ее реализации требуется: система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это система слаженной и целенаправленной работы учителя, учащихся, администрации школы и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.

Принципиально важно наличие модели организации управленческой деятельности по подготовке к ЕГЭ, и ОГЭ и единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников, так как именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, дает психологическое равновесие.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа. Именно в целях проведения планомерной, последовательной и систематической деятельности педагогического коллектива школы в данном направлении в нашей школе в течении последних лет сложилась своя система подготовки к государственной итоговой аттестации, которую сегодня мы и представляем.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА». Основными этапами данной системы мы считаем:


I  этап.  Организационный (апрель – сентябрь).

II  этап.  Информационный (сентябрь – май ).

III  этап.  Практический (октябрь – май).

IV этап.  Психологическая подготовка к ГИА

V этап.  Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

1 этап. Организационный (апрель – сентябрь)

1 Шаг.

Организация подготовки в нашей школе начинается с апреля месяца году предшествующему ГИА. В апреле месяце ежегодно проходят родительские собрания в 8 и 10 классе, где родителям в официальной форме представляется НПБ ГИА, родители знакомятся с возможностями учебного плана и в течение определенного времени решают вопросы выбора экзаменов, выбора курсов по выбору в 9 классе и элективных курсов в 11 классе, решаются вопросы дальнейшего выбора пути в 10 класс или техникумы и училища.

2 Шаг.

После составления пофамильного списка предварительного выбора зкзаменов сразу рассматриваю возможности учебного плана и пути подготовки каждого ученика к экзаменам.

3 Шаг.

Результаты выбора доношу обязательно всем педагогам школы в мае, после чего педагоги начинают подготовку к следующему учебному году, зная кто какие экзамены будет у них сдавать и что будет предложено учителю в учебном плане.

4 Шаг.

В июне в процессе поступления результатов начинается анализ результатов итоговой аттестации. Анализ результатов проводится по каждому предмету отдельно и по следующим направлениям:

1)Процентное соотношение оценок полученных учащимися по ГИА по всем предметам;

2)Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ГИА;

3)Средний бал по всем предметам в разрезе района и области.

Проанализировав полученные результаты, продумываем пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к ГИА аттестации в следующем году, корректируем план школы по подготовке к ГИА.

5 Шаг.

В августе данные по выбору предметов уточняются, но так как данные мероприятия всегда проходят серьезно и индивидуально с каждым ребенком и родителями, то изменения бывают очень редко.

6 Шаг.

Качественное составление расписания, в котором с начала года рассматривается рациональное распределение уроков как для учителя так и для учащихся.

       7 Шаг.

Мы его называем принцип совместного прогнозирования результатов. Это работа в начале сентября педагога и учащихся по определению планируемого результата и выбору путей достижения этих результатов. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось. Уже в сентябре- октябре проводим входные диагностические работы, которые являются отправной точкой к достижению поставленных целей.

Результаты этапа

Список выбранных экзаменов и траектории достижения результатов.

II этап.  Информационный (ноябрь-июнь)

Условно делим на три блока: информационная работа с педагогами, информационная работа с родителями и информационная работа с учащимися.

В своей деятельности по подготовке и проведению ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального и  регионального уровня, которые созданы в электронном виде. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации ( федеральный уровень и региональный уровень).Папки пополняются в течение года. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня, так же индивидуально с конкретным педагогом. Содержание 1 блока (информационная работа с педагогами).

Административные совещания, на которых изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ГИА.

Заседания МО учителей-предметников, где анализируются инструктивно-методические письма по итогам ГИА и различные изменения в ОГЭ и ЕГЭ по различным предметам в текущем году.

Обсуждение вопросов ГИА на педагогических советах.

Посещение и активное участие педагогами всероссийских, региональных и муниципальных семинаров, вебинаров, курсов по подготовке к ГИА.


Содержание 2 блока (информационная работа с родителями учащихся)

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаем информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА. С этой целью проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации.

Учитывая месторасположение школы и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, разработаны буклеты для родителей и выпускников 9, 11 классов  с целью донести информацию  по проведению ГИА до всех, которые представлены перед вами и на стенде школы. Такие буклеты распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Кроме того в дневнике выставляются все результаты проведенных тренировочных работ, где хорошо видно движение учащегося по предметам, которые он выбрал на экзамены. Таким образом, дневник – это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации. Вся информация доносится до родителей под роспись. Последняя роспись- это результаты самих экзаменов. В школе ведутся журналы по всем направлениям информационной работы, которые сегодня представлены.



Содержание 3 блока (информационная работа с учащимися)

Организация информационной работы с учащимися проводится в различных формах:

инструктаж для учащихся;

собрание;

практикум по заполнению бланков;

практикум по оцениванию работ;

тренировочные экзамены;

просмотр видеороликов;

обзор интернет сайтов и правила работы на сайте 43edu.ru, сайт ФИПИ и т.д


Одновременное информационное поле и для педагогов и для родителей и для учащихся-это информационные стенды в коридоре школы. Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА, а так же ссылки на основные сайты по ГИА федерального и регионального уровня.


Результаты работы по информационному этапу


Информационная готовность

Нормативно-правовая база, процедура проведения экзамена, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.



III этап.  Практический (октябрь – май)

Самый важный этап во всей системе подготовки к ГИА. Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА. Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к знаниям и желание освоить больше. Педагогика успеха, сотрудничества, где учитель выступает в роли организатора процесса.


1 блок. Проведение уроков.

Главной единицей этого этапа естественно является урок.

Особенности уроков в режиме подготовки к ОГЭ и ЕГЭ включают следующие моменты:

1. Проведение диагностических работ.

1.После проведения тренировочно-диагностических работ учителя-предметники проанализировав результаты учащихся, организуют разноуровневый подход повторения параллельно с изучением нового материала

2. На уроках хорошо прослеживается то, что работая со слабыми, учитель ставит основной целью отработать базовый уровень, с другими – отработать базовый и повышенный уровень, т.е. вся работа дифференцирована;

3. Постоянно на уроке говорится о том, что этот материал встретится на ОГЭ или ЕГЭ;

4.Наличие на уроках дополнительной литературы по подготовке к экзамену (при закреплении нового материала сразу может быть дано задание из сборника). Закуплены сборники по следующим предметам: математика 9 класс ( два вида на 1 часть и 2 часть);обществознание 11 кл, история 11 кл.

5.Материалы ОГЭ и ЕГЭ включаются в контроль (самостоятельные и т.д.);

6.На уроках гуманитарного цикла педагоги учат учащихся эффективным способам запоминания большого объёма учебного материала. Переводу речевого текста в табличный и наоборот и т.д.

7. Просматривается развитие навыков самоанализа и самоконтроля.


Своя специфика прослеживается и при посещении уроков в старших классах, а именно:

1.Меняются формы проведения уроков (уроки-лекции, семинары, практикумы, имитационные игры и т.)

2.На уроках, особенно гуманитарного цикла больше применяются интерактивные методы. Интерактивный метод - интер – взаимный, акт – действовать. Интерактивный метод в отличие от активных ориентирован на более широкое взаимодействие учеников как с учителем, так и друг с другом. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

3. На практическом этапе учителя-предметники активно привлекают интернет-ресурсы для качественной и эффективной подготовки выпускников: видеоуроки, видеоролики, презентации, работа с источниками, особенно с правовыми, идет на официальных сайтах, таких как «Консультант плюс» и т. д

http://www.fipi.ru - открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий по различным предметам;

http://www.edu.ru/moodle/ - федеральный портал Российское образование;

http://www.alleng.ru - образовательные ресурсы интернета

При подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам учителями нашей школы активно использовался открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, тренировочные работы по системе stadgrad.

4. Дифференцированно даётся домашнее задание, с учетом сдачи ЕГЭ и ОГЭ;



2 блок. Дополнительные возможности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Для того чтобы эффективно построить систему подготовки недостаточно того количества уроков, которые выделены на предметы, поэтому мы выстраиваем новые способы организации учебной деятельности: кроме уроков, это - элективные курсы, курсы по выбору, индивидуальные консультации, работа в режиме онлайн.

Цель данных курсов – создание условий для усвоения нового, дополнительного материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к знаниям и желание освоить больше. Подготовка к ЕГЭ проводится в нашей школе в виде дополнительных занятий, на которых не изучается заново вся программа по предмету, а уделяется внимание на особенности заданий, которые позволят получить максимум баллов. В школе проводится подготовка не просто к экзамену, а именно к ЕГЭ или ОГЭ: это значит, что во время обучения на курсах ученики:

получают навыки тестирования;

поймут особенности формулировок заданий;

научатся распределять время на выполнение тестовых заданий;

узнают о самых распространенных ошибках (метод «Я- эксперт);

узнают, какими критериями руководствуются эксперты при проверке тестовых заданий (метод «Я- эксперт);

узнают, по каким темам больше всего вопросов в тестах и т.д.



3 Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ГИА

По «Порядку о проведении ГИА» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ГИА необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках школы. Проводит администрация, учитель не предметник, учитель – организатор, который поедет в Шурму. Проводятся одновременные экзамены 9 и 11 класса.

4 блок. Мониторинг качества подготовки.

Цель мониторинга:

Целостное прогностическое отслеживание качества образовательной подготовки выпускников.

Задачи:

1. Создание системы мониторинга качества подготовки к государственной итоговой аттестации.

Ответственные за мониторинг:

1.Администрация ОУ

2.Учителя предметники.

Инструментарий мониторинга:

Правовая база ЕГЭ и ГИА

Контрольно-измерительные материалы

Тесты в формате ЕГЭ и ГИА

Бланки ЕГЭ и ГИА

Анкеты для учеников, родителей

Психологический инструментарий: тесты, анкеты, рекомендации и др.

Уровни мониторинга:

Административный

(администрация – учителя - учащиеся)

Учительский

(учителя - учащиеся)

Ученический

(самооценка учащихся)

Сроки проведения мониторинга:

В течение учебного года

Принципы проведения мониторинга:

системность (ведется последовательно, педагоги- знания, администрация-информация, контроль, классные руководители- психологическая подготовка, работа с родителями). Условное разделение, но мера ответственности есть у каждого.

гибкость (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ и ГИА, индивидуальный подход к каждому учащемуся).

Обработка результатов:

Анализ результатов ЕГЭ и ГИА

Анализ качества образовательной подготовки выпускников;

Уровень профессиональной компетентности педагогов;

Кадровое обеспечение подготовки и проведения ЕГЭ и ГИА

Анализ результатов мониторинга, определение путей решения возникших проблем:

Педагогический совет

Школьные методические объединения

Родительские собрания


Особое внимание в процессе подготовки мы уделяем мониторингу качества обученности по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА включает следующие направления деятельности:

посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;

включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ЕГЭ и ГИА,

индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;

привлечение ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ;

курсы по выбору и элективные курсы, расширяющих программу базового обучения;

психологическая поддержка учащихся со стороны классных руководителей и педагогов, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Мы постоянно держим на контроле следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме ЕГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА., анализируя результаты, выносим их на обсуждение учащихся, учителей и доводим до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном экзамене. Слайд


5 блок Психологическая подготовка.

Отсутствие психолога налагает ответственность на каждого члена коллектива. Основная работа классных руководителей. Направления деятельности представлены на экране.




Результаты практического этапа должны дать уже все компоненты готовности ученика к сдаче экзаменов, а именно:

Информационную готовность, которая включает в себя знание нормативно-правовой базы для учащегося, знание процедуры проведения экзамена, знания о правилах заполнения бланков и т.д.

Предметную готовность, которая включает в себя системные знания по предмету, которые дадут возможность получить учащемуся аттестат.

Психологическую готовность, которая включает в себя внутреннюю настроенность учащегося на определенное поведение и приспособление его для успешных действий в ситуации ОГЭ и ЕГЭ.


Выводы

Именно при таком комплексном подходе к процессу подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации мы достигаем стабильные результатов ОГЭ и ЕГЭ в системе.

Итак, исходя из опыта работы нашей школы, можно предложить следующие рекомендации:

1.Работа по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ должна иметь место на протяжении всего обучения начиная с начальной школы;

2.Педагогам необходимо осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход к учащимся;

3.Учителю-предметнику необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, новые методы обучения, активно привлекать электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети;

4.Вести работу по взаимодействию с высшими учебными заведениями РФ;

5.Педагогам активно работать над повышением своей квалификации по данному направлению и заниматься постоянно самообразованием;

6.Постоянно проводить работу с родительской общественностью, качественно и достоверно информировать родителей обо всем, что связано с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации в формате ГИА.


Перспективы работы

1.В следующем учебном году всем педагогам, принимающим участие в ГИА пройти курсы повышения квалификации по направлению «Подготовка к ГИА»

2.Довести процент прохождения курсов по ИКТ в текущем году до 100%.

3.Продолжить работу по системе подготовки (особенно сильных учащихся) в режиме онлайн

4.Продолжить работу по системы подготовки ГИА со слабыми учащимися и учащимися с ОВЗ.

5.Учителям поднять престиж учащихся, которые совместно с родителями обучаются в дистанционном режиме на платформах УЧИ.РУ и др.

6.Откорректировать работу по недопущению перегрузки учащихся







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.