12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Архипова18
Башкирская респ.
0

Выступление «О роли исследовательского проекта в рамках олимпиады по истории при подготовке к государственной итоговой аттестации»

 Последние несколько лет мои учащиеся принимали участие не только в Республиканском , но и Всероссийском отборочном этапе учащихся олимпиады школьников по истории

Не смотря на то, что Вы все специалисты Мне хотелось бы поделиться с Вами написанием исследовательского проекта как этапа республиканской олимпиады школьников.

Проект - это сочинение, большой, внутренне связный текст, не просто отвечающий на набор заранее поставленных вопросов, но раскрывающий тему с разных сторон, одно из наиболее творческих заданий олимпиады.

Данный проект наряду с историческим эссе относится к наиболее сложным, протяжённым по времени выполнения и «трудозатратным» заданиям олимпиады. Соответственно велик и их «вес»: каждое из сочинений оценивается в 50 баллов. Таким образом, именно успешность выполнения этих заданий в значительной степени определяет и успех (либо неудачу) участия в олимпиаде в целом.

Проект похож на небольшое исследование - работу, в которой автор, анализируя источники, получает ответ на конкретный, обычно довольно узкий вопрос; уже потом результаты частных исследований синтезируются в обобщаются в работе.

В исследовании же необходимо самостоятельно узнать нечто новое из исторических источников, сохранивших для нас информацию о прошлом. При этом выводы не только должны ясно и однозначно следовать из анализируемого материала, их необходимо ещё и соотнести с современными научными представлениями о той эпохе и о той стороне жизни общества, которой посвящена работа. Если работа дополняет наши представления о прошлом, нужно чётко сказать, какие именно; если корректирует, - тем более. Важно то, что нужно самим вычленить из источника нужную информацию и грамотно её интерпретировать.

В отличие от эссе, в котором план носит в большей мере рекомендательный характер и которое оценивается по критериям, у проекта есть жёстко заданный план ответа и детальные ключи.

Рекомендованный план работы:

1. Постановка проблемы. Характеристика отражённого в источниках исторического момента (10 баллов ).

2. Характеристика источников и возможностей, которые они дают для освещения проблемы (5 баллов ).

3. Причины, хронология и итоги (до 15 баллов).

4. Отражение характерных черт тех событий или взаимоотношений (смотря какую информацию надо анализировать) (до 10 баллов).

5. Выводы (до 10 баллов).

Таким образом, мы пришли к выводу , что подготовка к написанию исследовательского проекта способствует формированию аналитического стиля мышления у широкого круга гуманитарно-ориентированных школьников. Умение анализировать информацию самого разного рода (тексты, таблицы, карты, схемы), делать на основе проделанного анализа определённые выводы и корректно их формулировать - полезнейший навык, который, несомненно, пригодится сегодняшнему школьнику в его дальнейшей жизни.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.