Выступление на тему «Организация повторения, обобщения и систематизации знаний при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации»
Организация повторения, обобщения и систематизации знаний при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.
Затравкина Татьяна Викторовна, учитель математики высшей категории
МБОУ «СОШ№ 11 имени Г.С.Бересневой» г.Нижний Новгород
Учебный предмет ”Математика” уникален для формирования личности. Образовательный, развивающий, научный потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе. Как следствие, все учащиеся 9 и 11 классов проходят государственную итоговую аттестацию по математике.
В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что образование современного человека включает не только усвоение определенной суммы знаний (приоритетное направление традиционного обучения), но и развитие качеств личности посредством активного участия самого человека в усвоении знаний(новые технологии).
Сейчас так часто меняется окружающая действительность, а вместе с ней возрастные особенности учеников, что часто отдельно взятая педагогическая технология не приносит ожидаемых результатов. К тому же каждый класс имеет свой уровень развития и свой опыт познавательной деятельности. Поэтому комбинирование методов и приемов современных образовательных технологий с традиционными формами обучения способствует овладению базовыми математическими знаниями и умениями, повышению качества образования и успешному прохождению учащимися итоговой аттестации. А если смотреть дальше, то и к подготовке к будущей профессии, так как математические методы познания, описания действительности проникают во все сферы человеческой деятельности, усиливаются в гуманитарных и социологических науках.
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, то это не способствует развитию человека. Девизом к моей деятельности являются слова немецкого педагога Дистервега «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству»
Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе, поэтому не смотря на сложность предмета, разную подготовку, психологические и личностные особенности, все ученики должны овладеть предметом на том или ином уровне. Должны быть созданы условия для получения определенной суммы математических знаний каждым учеником в соответствии с его возможностями и потребностями
В рамках классно – урочной системы широко применяются различные педагогические технологии, методы и формы организации коллективной и индивидуальной познавательной деятельности на основе сотрудничества учителя, учеников и родителей.
Это позволяет устранить пробелы в знаниях, дать возможность каждому ученику подготовиться к сдаче экзаменов, в том числе и на достаточно высоком уровне. Создается ситуация успеха, у учеников формируется положительный психологический настрой. Происходит формирование базовых компетентностей современного человека:
– информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
– коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
– самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
– самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)
При подготовке учащихся к итоговой аттестации я использую такие методы, формы и приемы обучения, как:
индивидуальные образовательные маршруты,
использование ИК технологий,
технология адаптивного обучения,
игровые технологии,
здоровьесберегающие технологии
Элементы урока с применением групповой формы обучения.
Решение задач (9 и 11 классы)
Диагностическая работа (выявление уровнем овладения материала)
Вариант 1
1. Расстояние между городами A 1 и B равно 435 км. Из города A в город B со скоростью 60 км/ч выехал первый автомобиль, а через час после этого навстречу ему из города B выехал со скоростью 65 км/ч второй автомобиль. На каком расстоянии от города A автомобили встретятся? Ответ дайте в километрах.
2 . Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 14 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 80 км/ч, и через 40 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.
3 . Теплоход, скорость которого в неподвижной воде равна 25 км/ч, проходит по течению реки и после стоянки возвращается в исходный пункт. Скорость течения равна 3 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в исходный пункт теплоход возвращается через 30 часов после отплытия из него. Сколько километров прошел теплоход за весь рейс?
4 Каждый из двух рабочих одинаковой квалификации может выполнить заказ за 16 часов. Через 4 часа после того, как один из них приступил к выполнению заказа, к нему присоединился второй рабочий, и работу над заказом они довели до конца уже вместе. Сколько часов потребовалось на выполнение всего заказа?
5. В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
По результатам работы класс разбивается на группы:
Задачи на движение по прямой,
Задачи на движение по окружности,
Задачи на движение по воде,
Задачи на совместную работу,
Задачи на смеси и сплавы
Домашнее задание:
1.разобрать задачи, решенные в рабочей тетради.
2. решить 3 задачи.
Классная работа: обсудить в группе решение задач из домашнего задания. Выбрать 2 самые интересные. Объяснить решение задач для всего класса.
Пример урока, на котором применяются различные технологии, формы и методы обучения.
Тема урока : «Решение уравнений»
Класс: 9
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Пояснительная записка.
Урок ориентирован на воспроизведение уже имеющихся знаний и на усвоение новых. В примерном тематическом планировании на повторение курса алгебры в 9 классе отводится 21час, на повторение уравнений я отвела 3 часа. Это 2 урок по теме.
На уроке используются различные технологии:
- создание и разрешение проблемной ситуации
- компьютерная технология
- дифференцированный подход в обучении.
Урок динамичен, использование различных образовательных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока.
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Уравнения», Задачи:
образовательная:
активизировать знания, умения и навыки учащихся в применении алгоритмов решения уравнений;
продолжить работу по совершенствованию практических навыков и вычислительной культуры при выполнении тренировочных заданий ОГЭ.
развивающая:
Развивать логическое мышление, умение выделять существенные признаки и делать обобщение.
воспитательная:
Воспитывать коммуникативные навыки учащихся, самостоятельность, настойчивость в достижении цели
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая,
Оборудование.
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентации обучающихся ;
презентация «Устная разминка»
разноуровневые карточки.
раздаточный материал на каждую парту
Структура урока
1.Организационный момент. Постановка цели и задач. Выявление проблемы.(3 мин.)
2. Актуализация опорных знаний. Устный счет.(5 мин.)
3. а)Творческая проверка домашнего задания - решение аналогичных уравнений обязательного уровня с опорой на теоретический материал в презентации.
б) Задание «Проверь! Ошибка есть?» (10 мин.).
4. Решение более сложных уравнений. Мини –тест на выбор способа решения уравнений.(12 мин.)
5. Зачет № 1(12 мин)
6.Итог урока. Домашнее задание (3 мин.) Проверочная работа на сайте «Решу ОГЭ» 5 заданий обязательного уровня, 2 более сложные уравнения.
Рефлексия.
Итоги урока:
Я помнил все, что было на уроке…
Я узнал, как решаются алгебраические уравнения…
Я умею решать линейные уравнения…
Я умею решать квадратные уравнения…
Я умею решать дробно-рациональные уравнения…
Понял, что есть проблемы, приду на консультацию…
Некоторые материалы к уроку:
Устный счет.
Уравнение |
Вид уравнения |
Корень уравнения |
-7х=0 |
|
|
5х=5 |
|
|
10х-3=0 |
|
|
х2=49 |
|
|
2х2-х=0 |
|
|
х2+ 16=0 |
|
|
(х-6)(5+х)=0 |
|
|
= 4 |
|
|
= 0 |
|
|
= 0 |
|
|
Оценка.
«3» 6-7 верно выполненных заданий,
«4» 8-9 верно выполненных заданий,
«5» 10 верно выполненных заданий.
2.Уравнения, которые решали ученики в качестве проверки домашнего задания
1)Линейные уравнения
а) решите уравнение 3+5х = - 2х -11
б) решите уравнение 2(5+х) = 7–х
в) решите уравнение =
2) Квадратные уравнения
а) решите уравнение х2-14х=0. Если уравнение имеет больше одного корня, в ответе запишите меньший из них.
б) решите уравнение х2-20 =х. Если уравнение имеет больше одного корня, в ответе запишите больший из них.
3) Дробно - рациональные уравнения
Во время решения уравнений на мультимедийной доске подсказки –презентация ученика, находящегося на домашнем обучении.
Пример слайда.
Задание. «Проверь. Ошибка есть?»
Пример:
Решение более сложных уравнений. Выбор способа решения.
Ожидаемые результаты
Повышение мотивации;
Активизация познавательной деятельности;
Сформированность основных компетенций;
Повышение качества знаний;
Хорошие результаты ГИА
Впечатления от урока:
урок динамичен, использование различных образовательных технологий и видов деятельности позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока.
Происходит формирование базовых компетентностей современного человека о которых я писала выше.
Эффективность применения различный педагогических технологий, дидактических форм и методов подтверждается тем, что наблюдается
качественное изменение взаимоотношений между участниками образовательного процесса;
положительная динамика творческой активности учащихся;
повышение интереса к математике;
стабильность качества знаний.
Легких путей в науку нет. Но нужно использовать все возможности для повышения мотивации к учению, интереса к математике, раскрытия способностей каждого, формирования умения преодолевать трудности и, в конечном итоге, успешного прохождения государственной итоговой аттестации всеми учащимися.