Дания, Афины, Ангара, или Как просто определить стихотворный размер
Дания, Афины, Ангара,
или Как просто определить стихотворный размер
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
«Как безошибочно определить склонение существительных? Как быстро решить задачу на движение? Как легко объяснить дроби?» – читаем мы в пояснительной записке к Всероссийскому конкурсу на лучшую образовательную статью «Просто о сложном». Действительно, как учителю объяснить сложный материал таким образом, чтобы по окончании урока быть уверенным: ученики поняли новую тему. Об этом, несомненно, задумывался каждый педагог.
В курсе литературы 6 класса, как и во многих других предметах, тоже есть такая сложная тема. И называется она «Стихотворные размеры». Как детям запомнить, что существуют двусложные стихотворные размеры ямб и хорей и трёхсложные – дактиль, амфибрахий и анапест? Как их отличать друг от друга? А самое главное – как научиться определять, каким стихотворным размером написано стихотворение? На все эти сложные вопросы есть простые ответы! О них и пойдёт речь дальше.
Тема, названная выше, впервые встречается в 6 классе по УМК В.Я. Коровиной при изучении стихов А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, а знания о стихотворных размерах понадобятся ученикам как на протяжении всех школьных лет изучения литературы, так и в конкретный момент: например, на едином государственном экзамене по литературе в 11-ом классе. (Для тех, кто будет сдавать этот экзамен по выбору). Определить стихотворный размер требуется практически в каждом варианте.
Но до одиннадцатого класса ещё далеко. А пока мы с вами на уроке литературы в 6 классе. Ученики знакомятся с понятиями стихотворный размер, ритм, стопа, вместе с учителем анализируют статью учебника, переходят к практической работе. Для начала работы нам важно знать понятие «стопа». Стопа – это устойчивое соединение ударного слога с одним или двумя безударными. Стопа может выглядеть, например, так:
| ͟ / ͟ | . Или так: | ͟ ͟ / ͟ |.
Алгоритм действий.
- Ученики записывают стихотворный отрывок.
- Делят слова на слоги. Расставляют ударение в словах.
- Рисуют схему, где каждый слог – черточка. Над ударными слогами ставят знак ударения.
(Часто детям бывает сложно правильно разбить строку на стопы, а именно: определить, сколько слогов – два или три – входят в стопу. Стихотворный размер – это система. Если ударение повторяется через один слог – это двусложный размер, если через два слога – трёхсложный).
- Определяют, что ударение повторяется через один слог. Значит, размер двусложный, поэтому отделяют вертикальными чёрточками каждые два слога.
- Как определить и запомнить двусложные размеры стиха ямб и хорей?
Я объясняю так: в названии размера, в слове «хорей», ударение падает на второй слог – хоре/й, а в самом размере – на первый | ͟ / ͟ |.
В слове «ямб» ударение падает на первый слог – я/мб, а в размере – на второй | ͟ ͟ /|. Я называю это «по принципу наоборот». Детям понятен этот принцип и, таким образом, они легко запоминают, что ямб – это двусложный размер, в котором ударение падает на второй слог и другие чётные слоги, а в двусложном размере хорее ударение падает на первый слог и другие нечётные слоги.
- Определяют стихотворный размер – ямб.
При объяснении трёхсложных размеров использую следующий мнемонический приём, помогающий ученикам понять и запомнить сложный материал:
| ͟ / ͟ ͟ | дактиль - Да/-ни-я (Дания)
| ͟ ͟ / ͟ | амфибрахий - А-фи/-ны (Афины)
| ͟ ͟ ͟ / | анапест - Ан-га-ра/ (Ангара)
1. Названия размеров созвучны с географическими названиями: дактиль – Дания, амфибрахий – Афины, анапест – Ангара. Это помогает запомнить термины.
2. Слова, обозначающие географические названия, состоят из трёх слогов. Размеры тоже трёхсложные.
3. В слове «Дания» ударный слог первый, в размере тоже первый.
4. В слове «Афины» ударный слог второй, в размере ударение падает также на второй слог.
5. В слове «Ангара» ударный слог третий, в размере ударение падает также на третий слог.
Такой ассоциативный подход помогает детям запомнить трёхсложные размеры стиха и научиться их определять.
Теперь, надеюсь, и вы, в отличие от пушкинского героя, сможете отличить и ямб от хорея, и другие стихотворные размеры друг от друга.
Приложение
Памятки по определению стихотворных размеров
Источники:
В.Я. Коровина и др. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. – Москва, «Просвещение» 2021 г.
В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим ... Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – Москва, «Просвещение» 2021 г.
Интернет – источники:
https://dankonoy.com/ege/ege17/archives/4017
http://www.poetry-classic.ru/1-7.html
https://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/stopa/?q=458&n=218
https://www.culture.ru/poems/12477/morskaya-dal-vo-mgle-tumannoi
https://www.culture.ru/poems/26101/chudnyi-grad-poroi-soletsya
https://ilibrary.ru/text/4367/p.1/index.html
https://www.culture.ru/poems/47977/gde-gnutsya-nad-omutom-lozy
https://ilibrary.ru/text/1027/p.1/index.html
https://school3.kuz-edu.ru/files/school3/doc/%D0%9B%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%A0%206%201.pdf
Горбачёва Марина Юрьевна
Волкова Надежда Павловна
Гармс Людмила Павловна
Волкова Надежда Павловна
Юлия Васильевна Воробьева
Волкова Надежда Павловна
Колышкина Елена Владимировна
Волкова Надежда Павловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Волкова Надежда Павловна