№
п/п
|
Название этапа
|
Содержание (упражнения)
|
Оборудование
|
Время
|
1.
|
Организационно-мотивационный
|
1. Актуализация знаний – повторение материала прошлых занятий:
- устный опрос (что такое характер? Когда он начинает развиваться, наиболее благоприятный возраст для развития черт характера?);
|
Магниты, карточки со словами
|
2 мин.
|
Проверка домашнего занятия:
- строительство домика (из черт характера – бревен складывается сначала сруб, в конце урока достраивается домик и подводиться итог):
- сейчас мы проверим, как вы справились с домашним заданием, вам нужно было распределить черты характера по группам в соответствии со структурой характера;
- мы не будем читать, что у вас получилось, мы попробуем построить дом из черт характера;
- с чего мы начнем строительство дома? (с фундамента)
- вот фундамент: на каждой его стороне написаны группы черт характера: интеллектуальные, эмоциональные, волевые и моральные;
- давайте вспомним, что они обозначают?
- что еще нужно для строительства дома? (бревна)
- дети делятся на группы в соответствии с изученной структурой характера;
- психолог показывает бревнышко с название черты характера – дети решают, какая группа заберет его себе.
- затем выбираются 4 добровольца, которые будут строить сруб;
- молодцы, справились с заданием: а теперь посмотрите, нам не хватает еще одного бревнышка – моральной черты характера, чтобы поставить крышу.
|
Бревнышки с надписями, крыша, фундамент,
|
7 мин.
|
2. Введение в тему занятия.
А теперь, чтобы понять, какого бревнышка нам не хватает и узнать, о чем же мы с вами будем говорить на занятии, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.
|
Видеоролик о доброте.(с 50с. – по 3.25-4.00 с.)
|
3 мин.
|
3. Обсуждение видеоролика:
- о чем этот сюжет? – о каком человеческом качестве здесь говорится? – как вы догадались?
|
|
1 мин.
|
2.
|
Основной
|
Итак, сегодня мы с вами поговорим о таком человеческом качестве или черте характера, как доброта. Тема нашего занятия звучит: «Если добрый ты…». Сегодня мы поговорим о том:
- что такое доброта и для чего она нужна;
- какого человека можно назвать добрым;
- в чем проявляется доброта;
- как отличить добрый поступок от плохого;
Но, прежде чем мы с вами будем обсуждать эти серьезные вопросы, давайте вспомним мультфильм «Приключения кота Леопольда». Скажите, кого в этом мультфильме можно назвать добрым персонажем, а кого злыми (плохими).
- Ответы детей (кот – добрый; мыши – плохие).
|
Картинки кота Леопольда и мышей
|
1 мин
|
|
- А теперь давайте послушаем отрывок из песни кота Леопольда «Если добрый ты…» (37 сек. - 1.057 сек.).
|
СЛАЙД №3
|
|
|
Метод «Займи позицию»
- Сейчас я предлагаю вам выразить свое мнение по поводу слов кота Леопольда: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот трудно»
- Те кто, согласен с этой фразой, прикрепляют свое имя на доске рядом с котом Леопольдом, а те, кто считает наоборот, прикрепляют свои имена рядом с мышами.
- Дети делают свой выбор.
- Молодцы, всем спасибо за ваш выбор. Посмотрите, что у нас получилось…пока я не буду спрашивать вас, почему вы сделали такой выбор. К этому мы еще вернемся.
- Работаем дальше.
|
СЛАЙД №3
листочки с именами детей и картинки кота и мышей, они будут крепиться к доске;
- фразы: «доброму легко, злому трудно»,
«доброму трудно, злому легко»
|
2 мин.
|
|
БЕСЕДА «Что такое доброта и какого человека можно назвать добрым?»
- Теперь давайте попробуем разобраться, что же такое доброта?
- Ответы детей.
- Обобщение ответов детей.
- А теперь давайте посмотрим на слайд: в словарях доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать что-то хорошее другому человеку.
- А теперь давайте ответим на вопрос: «Какого человека можно назвать добрым?».
- Ответы детей…
- Добрый человек (в словаре) - отзывчивый,готовый помочь людям, щедрый выражающий сочувствие,нужный, полезный,приносящий удачу, успех, радость, ничем не запятнанный, достойный уважения и т.п.
Посмотрите, получается, что доброта – это очень широкое понятие. Она тесно связана со многими положительными человеческими качествами
- А какое качество является противоположным доброте (добру)?
- Ответы детей – зло.
Посмотрите, получается, что доброта – это очень широкое понятие. Она тесно связана со многими положительными человеческими качествами
- А какое качество является противоположным доброте (добру)?
- Ответы детей – зло.
А теперь проверим, разбираетесь ли в том, какие человеческие качества связаны с добротой, а какие со злом.
|
СЛАЙД 4, 5,6
|
2 мин.
|
|
Упражнение «Энциклопедия Добра и зла».
Дети делятся на 2 группы. Им раздаются листочки с разными чертами характера. Дети должны коллективно заполнить таблицу.
После этого первая группа называет качества, которые они вписали в «энциклопедию добра», а вторая в «энциклопедию зла». Если позволит время, детей можно попросить привести несколько своих примеров.
- Молодцы, хорошо поработали.
|
СЛАЙД №7
(+ музыка)
|
5 мин.
|
|
Беседа
Сейчас давайте подумаем, как может проявляться доброта (в чем)?
- в словах, поступках человека.
- Приведите свои примеры…
А теперь давайте подумаем, чем отличается добрый поступок от просто хорошего поступка?
- Ответы детей…
- Ответы детей обобщаются. (если дети не могут найти правильный ответ, можно включить отрывок из мультфильма «Просто так) Их нужно подвести к тому, что добрые поступки всегда совершаются бескорыстно, не ради славы и благодарности. Если человек ждет в ответ благодарности – это уже не добрый поступок.
- Скажите, а как люди относятся к тем, совершает добрые поступки…, а к тем, кто совершает плохие поступки… с кем приятнее общаться?
…ответы детей.
Ребята, как вы считаете, для чего нужна доброта? И нужно ли в себе развивать это качество?
- ответы детей…
|
|
5 мин.
|
|
- Добрым тоже можно научиться быть. Вот сейчас мы с вами в этом и потренируемся. А теперь давайте потренируемся в умении совершать добрые поступки.
Упражнение «Учись делать добро»
Дети делятся на 2 группы. На столах у них лежат разные предметы:камень палка, ремень, верёвка, карандаши, листочки бумаги. Детям нужно придумать как эти предмет можно использовать, чтобы сделать доброе дело. (2-3 минуты на обсуждение в группах).
- Ответы групп (по очереди)…
( Камнем можно забивать гвозди, опустить в аквариум для красоты…и т.д.. К палке можно привязать сломанное деревце, использовать в виде шины, костыля, указки… и т. д.)
- Молодцы ребята.Видите, даже самые обычные предметы можно использовать во благо, чтобы сделать доброе дело.
|
СЛАЙД №8
(+ музыка)
|
(6 мин.:
3+3)
|
|
- А теперь я хочу открыть вам небольшой секрет – самые лучшие инструменты для добрых дел– это ваши добрые слова и добрая улыбка!
- Не уставайте творить добро! Приятная улыбка, рука помощи в трудную минуту, слова поддержки – нам так часто в жизни не хватает участия и понимания, а ведь они способны поднять настроение, заставить поверить в собственные силы и смело шагать по жизни…Запомните, ребята, что улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Поэтому давайте сейчас улыбнемся друг другу и скажем приятные слова.
|
|
1 мин.
|
|
Дополнительное упражнение: «Комплименты»
|
|
2 мин.
|
3.
|
Рефлексия. Подведение итогов занятия
|
- Ребята, мы с вами поговорили о том, что такое доброта, какого человека можно назвать добрым, чем отличается добрый поступок от плохого и почему важно развивать в себе такое качество, как доброта.
- А теперь давайте вернемся к фразе из песни кота Леопольда и посмотрим на доску. Может быть, кто-то хочет поменять свое мнение…
А теперь я попрошу объяснить вас свой выбор, исходя из того, о чем мы говорили на занятии.
- Выслушиваются ответы ребят, и делается вывод.
- Молодцы ребята. А теперь давайте построим на наш недостроенный домик. Что нам осталось сделать? – поставить крышу.
Помните, мы с вами говорили о том, что не бывает идеальных характеров, у каждого человека есть положительные и отрицательные черты. Каким будет ваш домик –характер зависит только от вас: от вашего желания и веры в собственные силы.
Главное, чтобы вы знали, чего хотите от жизни, стремились развивать в себе положительные качества, умели видеть свои недостатки и бороться с ними.
Я желаю вам, чтобы ваши домики-характеры были, надежными и крепкими, чтобы жизненные трудности не сломали вас, а сделали только сильнее!
А сейчас давайте поблагодарим друга друга за работу на занятии аплодисментами!
Молодцы! Всем спасибо!
|
СЛАЙД №9
(+ тихая музыка)
|
10 мин.
|