Вводный урок по кубановедению в 9 классе «Кубань в XX–XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия»
Пояснительная записка к презентации
9 класс
Вводный урок по кубановедению
Тема: «Кубань в XX – XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия»
Цель: способствовать формированию у учащихся представлений о межнациональном мире и согласии в Краснодарском крае в XXI веке.
Задачи:
образовательная: знакомство с особенностями этнического состава населения Кубани, особенностях миграционных процессов в крае.
воспитательная: формирование у учащихся чувства толерантности, уважения, межнациональной дружбы и согласия..
развивающая: знакомство и усвоение новых понятий и терминов, навыки работы со статистической информацией, обобщение материала, составление синквейнов.
Основные понятия: нация, национальность, толерантность, миграция, патриотизм, национальные отношения.
Учебное оборудование:
мультимедийная презентация к уроку (
/data/files/h1485805034.ppt (Введение. Кубань в 21 веке));
рабочий лист урока;
Форма урока: вводная лекция с элементами беседы, проблемное обучение.
План урока:
Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края.
2. Регион добрососедства.
3. Межнациональный мир и согласие как основа процветания края.
Эпиграф к уроку:
СЛАЙД 3
Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли.
Н. Смирнов
Ход урока.
Учитель: Давайте начнем наш сегодняшний урок с эпиграфа. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим (предполагаемые ответы учащихся).
СЛАЙД 4
Задание № 1. Вспомним и подумаем: какие этносы населяли Кубань с древности? Как пополнялось население края? Что привлекало сюда людей?
СЛАЙД 5,6
Задание № 2. Учащимся предлагается рассмотреть особенности демографического развития края и сделать выводы.
СЛАЙД 7,8
Учащиеся знакомятся со статистическими данными и ищут подтверждение или опровержение своих выводов.
СЛАЙД 9,10
Вопрос учителя: как миграционные процессы влияют на этническую карту Кубани? Вывод – Кубань – многонациональный край, народы которого развивают собственную культуру и исповедуют свою религию.
Учитель: Кубань XXI века - политэтнический и поликонфессиональный регион, в котором каждый этнос сохраняет и развивает свою самобытность и уникальность. (СЛАЙД 11,12).
Национальные отношения – это главная характеристика нашего региона. Подумаем: как они должны развиваться?
Есть определенные факторы, которые нас объединяют и разъединяют. (СЛАЙД 14,15).
Постановка проблемного вопроса.
Задание № 3. Определите, опираясь на знание истории и практический опыт, факторы, способствующие объединению и согласию между нациями, и факторы разъединяющие нас? Составьте кластер.
территория
патриотизм
сотрудничество:
экономическое,
политическое,
культурное….
безопасность
браки
глобальные проблемы
любовь, дружба
неуважение,
отсутствие воспитанности
невежество,
хамство
вера, религия
не знание
культуры, языка и традиций друг друга
традиции, обычаи
непонимание
язык
(Могут быть приведены и другие варианты ответов). Учащиеся приводят примеры и обсуждают задание.
СЛАЙД 16
Задание № 4. Напишите синквейн
1 слово – КУБАНЬ, 2 слово – НАЦИЯ, 3 слово – толерантность.
Синквейн – это «стихотворение» из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна
2строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие.
3 строка – два – три глагола, показывающих действие понятия.
4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
5 строка – одно слово, ассоциация с понятием или синоним.
СЛАЙД 6
Примеры написания синквейна:
РОДИНА
ЕДИНСТВЕННАЯ, ПРЕКРАСНАЯ, ЛЮБИМАЯ
РАСТИТ, ВОСПИТВАЕТ, ЗАЩИЩАЕТ
ЗЕМЛЯ ПРЕДКОВ
ОТЧИЗНА!
Обсуждение задания. Учитель предлагает свои примеры.
После окончания работы учитель предлагает свои варианты синквейнов и с классом слушает варианты учащихся.
Учитель: Жить в многонациональном крае достаточно сложно и в тоже время очень интересно. Мы все такие разные, но мы вместе.
Саморефлексия (на выбор учителя)
Голикова Н., Кушнарева Т. Поурочное планирование уроков кубановедения. 9 класс. Краснодар, 2014
Голикова Н., Кушнарева Т. Поурочное планирование уроков кубановедения. 9 класс. Краснодар, 2014