Урок «Декор и положение человека в обществе»
Декор и положение человека в обществе
№ урока: 19
Класс: 5 – А Дата:
5 – Б
Цели:
Обучающая: сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды и украшений на примере Древнего Египта;
Развивающая: развивать познавательную активность;
Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты: приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств.
Метапредметные результаты: умение определять цели обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей.
Формирование УУД:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей; вносить необходимые изменения в действие.
Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Личностные: самооценка на основе критериев успешной деятельности
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: Урок – путешествие
Межпредметные связи: История, география, музыка
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, метод эмоциональной драматургии, метод взаимодействия с учителем и сверстниками
Формы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная
Основные термины и понятия: Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Различие одежд людей высших сословий. Тиара, калазирис, скарабей. Символика цвета в украшениях.
Этапы урока:
Организационный момент
Актуализация знаний. Определение темы урока
Постановка цели и задач урока
Изучение нового материала
Физкультминутка
Практическая работа
Подведение итогов урока
Рефлексия
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, установка должной дисциплины в классе, проверка отсутствующих и готовности к уроку.
Психологический настрой на урок: используется прием «Хвалилки».
Учитель: Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!»
А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»
Теперь улыбнитесь от всей души. Я очень рада вас видеть и с удовольствием начинаю наш урок – путешествие.
Актуализация знаний. Определение темы урока
Тема урока рассматривается на примере общества Древнего Египта. Для изучения составляющих декора – египетской одежды и украшений – с учениками вспоминаются некоторые факты из истории Древнего Египта, которые они изучали на уроках истории.
Учитель: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наш путь будет труден, но мы не боимся препятствий и, выдержав все испытания, добудем сокровища – новые знания. Как все отважные путешественники, перед дорогой хорошенько подготовимся. Для этого вспомним все о стране, в которую мы направимся. Поможет нам в этом викторина. Чтобы было интересней, устроим турнир. В этом турнире вы будите состязаться в командах, и за каждое задание получать баллы. В конце урока команда, набравшая больше всех баллов, станет победителем. А отправимся мы в Древний Египет.
Вопросы викторины выводятся на слайды.
На чем писали в Древнем Египте? (папирус)
Как назывался правитель Египта? (фараон)
Кто выполнял тяжелую работу в Египте? (рабы)
Как называлась гробница фараона? (пирамида)
Религия Древнего Египта (язычество)
Письменность Древних египтян (иероглифы)
Священное животное египтян (кошка)
Учитель: Молодцы! Теперь, когда мы знаем куда держим путь, давайте назовем тему нашего урока.
Тема урока зашифрована в кроссворде и анаграммах. Разгадывая кроссворд, учащиеся повторяют пройденный материал. Кроссворд и анаграммы выводятся на слайды.
Учитель: Древние египтяне очень любили загадки и тайны. И тема урока тоже спрятана. Что бы узнать ее, вам необходимо разгадать кроссворд и зашифрованные слова.
Анаграммы и кроссворд выводятся на слайды.
ОДЕРК – ДЕКОР
ЖОНОПЕЕЛИ – ПОЛОЖЕНИЕ
ВЧЕОЛАКЕ – ЧЕЛОВЕКА
1 |
х |
О |
х |
л |
о |
м |
а |
|||||||||
2 |
р |
у |
Б |
а |
х |
а |
||||||||||
3 |
Щ |
е |
п |
а |
||||||||||||
4 |
т |
у |
Е |
с |
||||||||||||
5 |
ж |
о |
С |
т |
о |
в |
о |
|||||||||
6 |
Т |
р |
а |
в |
к |
а |
||||||||||
7 |
к |
В |
а |
с |
н |
и |
к |
|||||||||
8 |
д |
Е |
р |
ж |
а |
в |
а |
Роспись деревянной посуды.
Основа женского народного костюма.
Из нее мастерили сказочных птиц.
Посуда из бересты.
Роспись по металлическим подносам.
Название растительного узора в хохломской росписи.
Разновидность гжельской посуды.
Символ власти русского царя.
Учитель: А теперь назовите мне получившуюся тему урока.
Называют: «Декор и положение человека в обществе»
Постановка цели и задач урока
Сначала, используя наводящие вопросы, учащиеся подводятся к мысли, что декоративное искусство показывает статус человека, его положение в обществе.
Учитель: Скажите, а как мы можем отличить людей разного статуса, например военного от врача или царя от его подчиненного?
Отвечают: по одежде и украшениям.
Учитель: А одежда, украшения – это предметы чего?
Отвечают: Предметы декора.
Учитель: Хорошо, молодцы! То есть, по одежде и украшениям можно сказать о положение человека в обществе.
Далее, используя прием «Домысливание», ученики ставят перед собой цели урока. На слайд выводятся начала предложений, а ученики дополняют их. Учащиеся называют цели урока по схеме: «Мы научимся…»; «Мы узнаем…»; «Мы изучим…».
Учитель: В начале путешествия нам необходимо поставить себе задачу, к которой мы будем идти. Перед вами показаны подсказки, используя их, давайте определим цели нашего урока.
Называют: мы узнаем какую одежду носили в Древнем Египте разные люди; мы изучим какие украшения носили египтяне; мы научимся изображать украшения Древнего Египта.
Также ученики называют межпредметные связи.
Учитель: А как вы думаете, с какими вашими уроками может быть связана наша сегодняшняя тема?
Отвечают: история, география, музыка, технология, обществознание.
Изучение нового материала
Учитель: Итак, отправляемся в наше путешествие. Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, цивилизацию, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями.
Голубой лентой пересекает жаркую пустыню африканская река Нил, в долине которой жили египтяне. Яркое солнце и теплый климат создали прекрасные условия для жизни людей и повлияли на их одежду.
Выходят ученики, одетые в костюмы фараона и царицы. Учащиеся рассказывают о костюмах своих персонажей. Основные понятия также выводятся на слайды.
Фараон: Я фараон – полновластный правитель Египта. Я почитался как сын бога на Земле. Яркая одежда выделяла меня и подчеркивала особое положение в обществе.
Мой полосатый головной убор называется клафт. Он ниспадает по бокам строгими полосами, а на спине сплетен наподобие косы. Мое величие также подчеркивает священный символ – урей (кобра защитница).
Два скипетра – изогнутый жезл и треххвостый бич, искусственная борода – это все являлось знаками отличия царского достоинства и могущества.
Основной частью мужского костюма был набедренник, или передник, крепившийся на поясе.
У меня как фараона, такой передник был изысканный, сделанный из дорогой ткани и дополнялся он широким, богато украшенным поясом.
Царица: Я царица Египта. Мой костюм это узкое платье на лямках – калазирис. И царица и рабыня носили такое платье. Однако их различали качество материала, отделка и украшения.
Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, а на запястьях и на ногах – великолепные браслеты.
Дополняется мой костюм воротник – оплечье в виде солнца.
Учащиеся также рассматривают различия костюмов жрецов, чиновников, воинов и бедняков, которые показаны в учебнике.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации в учебнике на странице 110 и найдите в чем отличия одежды других сословий египетского общества.
Называют: основные элементы одежды жрецов, чиновников, воинов и бедняков.
Знакомство с украшениями и символами Древнего Египта осуществляется при помощи карточек-заданий. На партах лежат карточки с таблицами, в которых необходимо сопоставить название символа и его изображение. При этом используется учебник.
Учитель: А теперь поближе познакомимся с украшениями древних египтян. В украшениях ювелиры использовали священные символы. У вас на партах лежат карточки-задания. Внимательно рассмотрите таблицы на этих карточках и, используя учебник на странице 116, соедини названия символов и их изображения.
Правильность выполнения задания осуществляется при помощи самоконтроля. Правильное заполнение таблицы выводится на слайд, а ученики проверяют себя.
Лотос |
|
Скарабей |
|
Знак жизни |
|
Глаз-уаджет |
|
Священная змея |
|
Ладья вечности |
Физкультминутка
Учитель: Мы уже далеко продвинулись в нашем путешествии и нам надо немного размяться. Разминку сделаем по древнеегипетской хвалебной песне богу солнца Ра.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
Встали, руки вверх, потянулись.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Кистями рук делаем «фонарики»
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
Молодцы, продолжим с новыми силами.
Практическая работа
Класс делится на три группы по рядам. Каждая группа работает в новой технике рисования: рисование объемными красками; рисование цветной солью; работа с объемной аппликацией. На партах у детей подготовлены материалы и шаблоны, по которым выполняется работа в парах.
Перед началом работы повторить технику безопасности при работе с ножницами.
Учитель: Мы добрались до древних пирамид. Производя раскопки, мы нашли сокровища египтян. Но эти украшения требуют реставрации. Этим мы сейчас и займемся.
Подведение итогов урока
Проведение мини-выставки. Учащиеся обсуждают, какие работы получились лучше, определяют, насколько сами справились с работой.
Учитель: Вы сегодня большие молодцы и просто замечательно справились с работой. Мы совершили путешествие и узнали много нового. А удалось ли нам достигнуть поставленных целей?
Обсуждение целей и повторение теории проводится при помощи фронтального опроса.
Учитель: Подведем итоги нашего турнира. Скажите, а кто из вас был сегодня наиболее активным? Их ждет награда за хорошую работу на уроке.
Определяются самые активные ученики и им вручаются призы.
Рефлексия
В конце занятия обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения.
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"Было интересно…";
"Я научился…"