12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колпакович Наталья Николаевна230
Россия, Крым респ., Севастополь

Декор и положение человека в обществе

урока: 19

Класс: 5 – А Дата:

5 – Б

Цели:

Обучающая: сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды и украшений на примере Древнего Египта;

Развивающая: развивать познавательную активность;

Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные результаты: приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств.

Метапредметные результаты: умение определять цели обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей.

Формирование УУД:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей; вносить необходимые изменения в действие.

Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Личностные: самооценка на основе критериев успешной деятельности

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: Урок – путешествие

Межпредметные связи: История, география, музыка

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, метод эмоциональной драматургии, метод взаимодействия с учителем и сверстниками

Формы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная

Основные термины и понятия: Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Различие одежд людей высших сословий. Тиара, калазирис, скарабей. Символика цвета в украшениях.

Этапы урока:

Организационный момент

Актуализация знаний. Определение темы урока

Постановка цели и задач урока

Изучение нового материала

Физкультминутка

Практическая работа

Подведение итогов урока

Рефлексия

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие, установка должной дисциплины в классе, проверка отсутствующих и готовности к уроку.

Психологический настрой на урок: используется прием «Хвалилки».

Учитель: Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!»

А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»

Теперь улыбнитесь от всей души. Я очень рада вас видеть и с удовольствием начинаю наш урок – путешествие.

Актуализация знаний. Определение темы урока

Тема урока рассматривается на примере общества Древнего Египта. Для изучения составляющих декора – египетской одежды и украшений – с учениками вспоминаются некоторые факты из истории Древнего Египта, которые они изучали на уроках истории.

Учитель: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наш путь будет труден, но мы не боимся препятствий и, выдержав все испытания, добудем сокровища – новые знания. Как все отважные путешественники, перед дорогой хорошенько подготовимся. Для этого вспомним все о стране, в которую мы направимся. Поможет нам в этом викторина. Чтобы было интересней, устроим турнир. В этом турнире вы будите состязаться в командах, и за каждое задание получать баллы. В конце урока команда, набравшая больше всех баллов, станет победителем. А отправимся мы в Древний Египет.

Вопросы викторины выводятся на слайды.

На чем писали в Древнем Египте? (папирус)

Как назывался правитель Египта? (фараон)

Кто выполнял тяжелую работу в Египте? (рабы)

Как называлась гробница фараона? (пирамида)

Религия Древнего Египта (язычество)

Письменность Древних египтян (иероглифы)

Священное животное египтян (кошка)

Учитель: Молодцы! Теперь, когда мы знаем куда держим путь, давайте назовем тему нашего урока.

Тема урока зашифрована в кроссворде и анаграммах. Разгадывая кроссворд, учащиеся повторяют пройденный материал. Кроссворд и анаграммы выводятся на слайды.

Учитель: Древние египтяне очень любили загадки и тайны. И тема урока тоже спрятана. Что бы узнать ее, вам необходимо разгадать кроссворд и зашифрованные слова.

Анаграммы и кроссворд выводятся на слайды.

ОДЕРК – ДЕКОР

ЖОНОПЕЕЛИ – ПОЛОЖЕНИЕ

ВЧЕОЛАКЕ – ЧЕЛОВЕКА

 

1

х

О

х

л

о

м

а

2

р

у

Б

а

х

а

 
 

3

Щ

е

п

а

4

т

у

Е

с

 

5

ж

о

С

т

о

в

о

 
 

6

Т

р

а

в

к

а

7

к

В

а

с

н

и

к

8

д

Е

р

ж

а

в

а

Роспись деревянной посуды.

Основа женского народного костюма.

Из нее мастерили сказочных птиц.

Посуда из бересты.

Роспись по металлическим подносам.

Название растительного узора в хохломской росписи.

Разновидность гжельской посуды.

Символ власти русского царя.

Учитель: А теперь назовите мне получившуюся тему урока.

Называют: «Декор и положение человека в обществе»

Постановка цели и задач урока

Сначала, используя наводящие вопросы, учащиеся подводятся к мысли, что декоративное искусство показывает статус человека, его положение в обществе.

Учитель: Скажите, а как мы можем отличить людей разного статуса, например военного от врача или царя от его подчиненного?

Отвечают: по одежде и украшениям.

Учитель: А одежда, украшения – это предметы чего?

Отвечают: Предметы декора.

Учитель: Хорошо, молодцы! То есть, по одежде и украшениям можно сказать о положение человека в обществе.

Далее, используя прием «Домысливание», ученики ставят перед собой цели урока. На слайд выводятся начала предложений, а ученики дополняют их. Учащиеся называют цели урока по схеме: «Мы научимся…»; «Мы узнаем…»; «Мы изучим…».

Учитель: В начале путешествия нам необходимо поставить себе задачу, к которой мы будем идти. Перед вами показаны подсказки, используя их, давайте определим цели нашего урока.

Называют: мы узнаем какую одежду носили в Древнем Египте разные люди; мы изучим какие украшения носили египтяне; мы научимся изображать украшения Древнего Египта.

Также ученики называют межпредметные связи.

Учитель: А как вы думаете, с какими вашими уроками может быть связана наша сегодняшняя тема?

Отвечают: история, география, музыка, технология, обществознание.

Изучение нового материала

Учитель: Итак, отправляемся в наше путешествие. Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, цивилизацию, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями.

Голубой лентой пересекает жаркую пустыню африканская река Нил, в долине которой жили египтяне. Яркое солнце и теплый климат создали прекрасные условия для жизни людей и повлияли на их одежду.

Выходят ученики, одетые в костюмы фараона и царицы. Учащиеся рассказывают о костюмах своих персонажей. Основные понятия также выводятся на слайды.

Фараон: Я фараон – полновластный правитель Египта. Я почитался как сын бога на Земле. Яркая одежда выделяла меня и подчеркивала особое положение в обществе.

Мой полосатый головной убор называется клафт. Он ниспадает по бокам строгими полосами, а на спине сплетен наподобие косы. Мое величие также подчеркивает священный символ – урей (кобра защитница).

Два скипетра – изогнутый жезл и треххвостый бич, искусственная борода – это все являлось знаками отличия царского достоинства и могущества.

Основной частью мужского костюма был набедренник, или передник, крепившийся на поясе.

У меня как фараона, такой передник был изысканный, сделанный из дорогой ткани и дополнялся он широким, богато украшенным поясом.

Царица: Я царица Египта. Мой костюм это узкое платье на лямках – калазирис. И царица и рабыня носили такое платье. Однако их различали качество материала, отделка и украшения.

Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, а на запястьях и на ногах – великолепные браслеты.

Дополняется мой костюм воротник – оплечье в виде солнца.

Учащиеся также рассматривают различия костюмов жрецов, чиновников, воинов и бедняков, которые показаны в учебнике.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации в учебнике на странице 110 и найдите в чем отличия одежды других сословий египетского общества.

Называют: основные элементы одежды жрецов, чиновников, воинов и бедняков.

Знакомство с украшениями и символами Древнего Египта осуществляется при помощи карточек-заданий. На партах лежат карточки с таблицами, в которых необходимо сопоставить название символа и его изображение. При этом используется учебник.

Учитель: А теперь поближе познакомимся с украшениями древних египтян. В украшениях ювелиры использовали священные символы. У вас на партах лежат карточки-задания. Внимательно рассмотрите таблицы на этих карточках и, используя учебник на странице 116, соедини названия символов и их изображения.

Правильность выполнения задания осуществляется при помощи самоконтроля. Правильное заполнение таблицы выводится на слайд, а ученики проверяют себя.

Лотос

Скарабей

Знак жизни

Глаз-уаджет

Священная змея

Ладья вечности

Физкультминутка

Учитель: Мы уже далеко продвинулись в нашем путешествии и нам надо немного размяться. Разминку сделаем по древнеегипетской хвалебной песне богу солнца Ра.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

Встали, руки вверх, потянулись.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Кистями рук делаем «фонарики»

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Молодцы, продолжим с новыми силами.

Практическая работа

Класс делится на три группы по рядам. Каждая группа работает в новой технике рисования: рисование объемными красками; рисование цветной солью; работа с объемной аппликацией. На партах у детей подготовлены материалы и шаблоны, по которым выполняется работа в парах.

Перед началом работы повторить технику безопасности при работе с ножницами.

Учитель: Мы добрались до древних пирамид. Производя раскопки, мы нашли сокровища египтян. Но эти украшения требуют реставрации. Этим мы сейчас и займемся.

Подведение итогов урока

Проведение мини-выставки. Учащиеся обсуждают, какие работы получились лучше, определяют, насколько сами справились с работой.

Учитель: Вы сегодня большие молодцы и просто замечательно справились с работой. Мы совершили путешествие и узнали много нового. А удалось ли нам достигнуть поставленных целей?

Обсуждение целей и повторение теории проводится при помощи фронтального опроса.

Учитель: Подведем итоги нашего турнира. Скажите, а кто из вас был сегодня наиболее активным? Их ждет награда за хорошую работу на уроке.

Определяются самые активные ученики и им вручаются призы.

Рефлексия

В конце занятия обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения.

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"Было интересно…";

"Я научился…"

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.