Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе «Права человека в обществе»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Кадетская школа имени майора милиции Коврижных А.П.»
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 Б классе
Учитель Кустова О.В.
УМК: «Школа 2100»
Тема: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: Познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина в обществе.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания учеников о личных правах человека, о правах ребёнка.
Развивающие: совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения; развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом; развивать речь, внимание, мышление учащихся.
Воспитательные: воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру; воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях; корректировать нормы поведения детей в обществе.
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый, проблемные, практические.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Целесообразность:
-воспитание законопослушного гражданина,
-подготовка младшего школьника к жизни в современном обществе.
Оборудование: Конституция РФ; раздаточный материал с заданиями, карточки с надписью прав; иллюстрации к сказкам, с изображением сказочных персонажей или книги с картинками; памятки; карточки с названием понятий, учебник, рабочая тетрадь, выставка литературы по теме, компьютерная презентация.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - личные права человека; - личные права ребёнка; - свои обязанности.
уметь: - объяснять, что такое права человека в обществе; - замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка. |
Регулятивные 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
Ход урока
Этап урока |
Время |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Организационный момент Ι Ι. Постановка учебной проблемы. |
1 мин
3- 5 мин |
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта |
Прекрасна школьная пора И вам дано в ней очутиться. Чтоб стать мудрее, чем вчера, Вам нужно многому учиться. – Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены.
– Какое своё право пытается защитить мальчик? – Какое своё право пытается защитить девочка? – Какое вы заметили противоречие? – Какой возникает вопрос? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. |
Зам.ком.взвода сдаёт рапорт по форме За столом сидят двое – мальчик и девочка. Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Мальчик открывает форточку.) Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Девочка закрывает форточку.) Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!» Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!» Ученики перечисляют известные им права человека, подбирают подходящее. Карточки с различными правами можно вывесить на доску, тогда ученикам останется только выбрать нужное: «право на образование». Право на охрану здоровья. – И мальчик, и девочка защищают свои права. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Кто прав в споре о своих правах? |
Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из сценки. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
III. Версии детей, актуализация знаний. |
8-10 мин |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору. |
– Какие права человека вам уже известны? – В каком государственном документе эти права записаны? -Вспомните и назовите времена в истории нашего государства, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше. – Как вы думаете, вы назвали все права человека в современном обществе? - Как вы думаете, в современной России у людей равные права? – Давайте составим план работы. Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали? |
Все названные учениками права человека должны быть записаны на доску или вывешены на карточках. В Конституции РФ. Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян и т.д. – Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»: Знаем: У граждан есть права и обязанности, они записаны в Конституции. В истории были времена, когда люди имели разные, неравные права и обязанности. Не знаем: Какие права человека есть в современном обществе? Равные ли права у современных людей? План. 1) Прочитать информацию. 2) Понять и рассказать, как вы понимаете это право. 3) Привести свои примеры из сказок, где нарушается это право. Планировали нашу деятельность. |
Познавательные Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) |
ΙV Совместное открытие знаний. Физминутка «Ваши права» |
12 -15 мин |
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
|
1. Права человека. Работа по рисунку-заставке на с. 40. –– Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? Ученики и учитель в процессе беседы выясняют, что каждый человек не может делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке, связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Следовательно, права должны быть равными. Согласно «золотому правилу нравственности» нужно относиться к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей. (Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!) - А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать. - Ребята, а сейчас поработаем в группе. Учащиеся получают карточки по группам. - Сейчас вам предстоит самостоятельно изучить материал по данным шагам. План: Прочитать информацию Понять и рассказать, как вы понимаете это право. Привести свои примеры из сказок, где нарушается это право. - Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах. 2. Особые права ребенка. – Распространяются ли на ребёнка, маленького человека, все перечисленные права? Должны ли быть у ребёнка особые права? – Вспомним Конституцию России. Согласно Конституции, что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав? – Как вы понимаете, что такое обязанности? Могут ли права существовать без обязанностей? - Могут ли обязанности существовать без прав? – Равные ли права у современных людей? - Каждая пара получает карточки на которых написаны ключевые слова. Вам нужно опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника. Начинать со слова «обязан». - А какая обязанность сейчас для вас самая главная? На доске вопрос «Равные ли права у современных людей?» меняем на фразу «У современных людей равные права». Название колонки «Не знаем» меняем на «Мы узнали». – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? |
Право на свободу. – А как вы понимаете это право? – Найдите на с. 40–42 учебника, какие личные права есть у каждого человека? Ученики читают текст фрагмента «Ты имеешь право» по цепочке. Как только ребёнку попадается название какого-либо права человека, он записывает его на доску под вопросом: «Какие права человека есть в современном обществе?». В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске. Применить полученные знания можно с помощью задания на с. 41. Ученики отвечают, что сказочные герои нарушили право на жизнь, право на отдых, право на защиту чести и достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность. Ученики высказывают свои предположения, их проверку осуществляем по тексту фрагмента «Права ребёнка – особые». При необходимости добавляем права ребёнка к списку прав человека на доске. Обязанности. (Например, какое-то государство не предоставляет своим гражданам права получить образование, но при этом требует от каждого человека под страхом наказания умения читать и писать.) (Для проверки ученики читают основную мысль урока в рамочке, приходят к выводу, что равные.) |
Коммуникативные Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
V. Самостоятельное применение знаний. |
8-10 мин |
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях |
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? – Предложите, как ребятам из библиотеки выйти из конфликта, не нарушая личных прав друг друга? Как им поступить в следующий раз, чтобы конфликт не произошёл? |
В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. Кто прав в споре о своих правах?) Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права и никто не имеет права их нарушать. Ученики совещаются в парах или группах, по очереди предлагают варианты выхода из конфликта или его предупреждения. Остальные пары (группы) следят, чтобы в предложенных вариантах не нарушались права человека. Работа в учебнике. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после текста. |
Регулятивные Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные Развиваем умение слушать и понимать других. Познавательные. Представлять информацию в виде схемы. На основе анализа объектов делать выводы. |
V. Домашнее задание. |
3-5 мин |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
– Нарисуй круг своих обязанностей перед родителями, перед обществом. |
Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 9, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
VΙ. Итог урока. |
3-5 мин |
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо- эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. |
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей |