Урок литературы «Культура речи как неотъемлемая часть культурного человека, а, следовательно, и культурного общества»
Урок развития речи. Тема: Культура речи как неотъемлемая часть культурного человека, а, следовательно, и культурного общества. Познавать, не размышляя, бесполезно, Размышлять, не познавая, опасно. Конфуций
Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания по теме урока. Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания по теме урока. Тип урока: урок развития речи. Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский Форма организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная, групповая, парная. Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление (презентация), слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста. Оборудование: – статья Валентина Непомнящего из «Литературной газеты», раздаточный материал; – компьютер, экран; – видеоролики; - презентация.
Комментарии к тексту: Система доказательств того, что культура – ключевое слово: во-первых, оно находится в сильной, семантически значимой позиции текста (в первом предложении и в последнем абзаце); во-вторых, по мере развертывания содержания текста слово «культура» четырежды повторяется в разных контекстах. Назовите эти контексты?
Контексты, в которых употребляется слово культура: культура – это система табу; дело культуры - помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот; культура требует труда; высокую культуру надо навязывать.
Итак, в основе текста лежат два ключевых концепта: человек и культура. Итак, в основе текста лежат два ключевых концепта: человек и культура. Перед вами два определения. Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь С. И. Ожегова). Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества. (Философский словарь). В каждом из двух определений выделите смысловую доминанту.
(Культура – достижение - творчество). Раскройте значение слов, входящих в ядро концептуального поля культуры: нравственность , духовность , система ценностей.
Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее». Принимаете ли Вы эту метафору? Через какие нравственные категории может реализовываться добро?
Через какие нравственные категории может реализовываться добро? Через какие нравственные категории может реализовываться добро? честность, правдивость, ответственность, порядочность, сострадание, милосердие, совестливость и т.д. Найдите общий словообразовательный аффикс в этих словах? Объясните его значение.
Какие нравственные ценности находятся в центре внимания Валентина Непомнящего?
Высказывание известного французского социолога и философа Давида Дюркгейма (1858-1917): «Нравственность - это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить». Духовно-нравственно катиться вниз легче, чем подниматься вверх. Это уже потом, на самом «дне» человеку становится очень тяжело. Многие средства массовой информации зарабатывают сегодня грязные деньги на эксплуатации человеческого «низа» (потребительское отношение к жизни, сведение смысла жизни к деньгам, сенсационной славе, к еде и т.п.). «Низ» и «верх» человеческого существа намеренно меняется местами. - Это, действительно, так? Каково же дело культуры?
«Дело культуры – не пресмыкаться в нижних этажах натуры, не потакать нашим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, но помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот». «Дело культуры – не пресмыкаться в нижних этажах натуры, не потакать нашим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, но помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот».
1. Составьте и запишите словосочетания со словом «культура» по схеме: 1. Составьте и запишите словосочетания со словом «культура» по схеме: «сущ. + сущ.», «прил. + сущ.». 2. Обобщим предложенные варианты.
Какие словосочетания определяют высокую культуру, а какие – низкую? духовная культура, массовая культура, низкая культура, культура памяти, культура шоу-бизнеса, культура труда, культура развлечений, культура СМИ и т.д
Философ В.А. Подорога в постсовременной культуре условно выделяет две страты высокой культуры (культуры высших или эталонных образцов) - (1) культуры труда и (2)культуры памяти и страты низкой культуры - (3) культуры свободного времени и развлечения (так называемой культуры ценностей массового потребления или культуры забытия), подчиняющейся не принципу реальности, но только принципу удовольствия (оппозиция, введенная впервые Фрейдом), требованиям полезности и комфортности. Философ В.А. Подорога в постсовременной культуре условно выделяет две страты высокой культуры (культуры высших или эталонных образцов) - (1) культуры труда и (2)культуры памяти и страты низкой культуры - (3) культуры свободного времени и развлечения (так называемой культуры ценностей массового потребления или культуры забытия), подчиняющейся не принципу реальности, но только принципу удовольствия (оппозиция, введенная впервые Фрейдом), требованиям полезности и комфортности. Высокая культура, или культура памяти, разрушается. В.А. Подорога указывает на две причины этого процесса: во-первых, на всё более инструментальный, «неглубокий» характер индивидуальной («личной») памяти, которая слишком быстро стирается, ибо ее резервы перепоручаются кибер-памяти (которая в состоянии хранить буквально всё, но никому не принадлежит); во-вторых, культура развлечения постепенно подчиняет себе страту высокой культуры, «фактически встраивает ее в те потребности, которые рождаются в массмедийной индустрии образов».
Позиция защитников прагматической точки зрения Позиция автора (основана на идее нравственного долженствования) Что возможно, то и можно. Это животный принцип жизни. Можно и нельзя – принцип нравственности и человечности. Стыд и запрет как тоталитарные категории несовместимы со свободой. Свобода существует в системе других нравственных ценностей. Не превращайте ее в террориста-камикадзе. Душа обязана трудиться. Необходимо нравственное самосовершенствование. Душа не обязана трудиться. Необходимо совершенствовать лишь условия и удобства моего существования.