Программа элективного курса «Человек и общество» (Обществознание, 10 класс)

2
0
Материал опубликован 16 October 2017 в группе

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя  школа № 15» города Смоленска

«Принято»

на заседании педагогического совета

Протокол №1

От «25» августа 2017г

 «Утверждаю»

директор

__________

С. Н. Колесникова

«26» августа 2017г



 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

«Человек и общество»

10 класс

обсуждено на заседании МО

Протокол № 1 от «24» августа 2017 г


 

Составитель:

Расчесова Светлана Васильевна

учитель истории и обществознания



 


 

г. Смоленск

2017-2018

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к оформлению и составлению рабочих программ элективных, факультативных курсов.

Программа составлена в соответствии с учебным планом школы и годовым календарным графиком, утвержденными приказом по школе и рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю)

Цели курса:

- раскрытие основных тенденций и возможных перспектив развития современной цивилизации.

-социализация, т.е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI в.;

-воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;

-самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

- коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

-уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;

Задачи курса:

-Дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения;

-Раскрыть закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации

-Принимать в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);

-Выработать активное отношение к жизни и окружающему миру, интерес к общественной и политической жизни.


 

Материал представлен в виде интеллектуальных задач, направленных на формирование у школьников способности самостоятельного понимания современных явлений и процессов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного предмета ученик должен

знать/понимать:

социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

основные социальные институты и процессы; различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь:

-анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); --переводить ее из одной знаковой системы в другую; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

-характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

-объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

-осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: сознательного взаимодействия с социальными институтами; выработки собственной гражданской позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;


 


 


 


 


 

Содержание курса

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (10 ч)

Что такое общество. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Типология обществ. Развитие общества. Общественный прогресс. Реформы и революции: что нужно для развития общества. Взаимосвязи человека, природы и общества. Личность, индивид, человек. Роль общества в формировании человека как личности. Умение жить среди людей. Социализация. Толерантность, консенсус, компромисс. Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим - эгоцетризм, альтруизм.

Раздел II. ПРАВО. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ  ( 10 ч)

Право - регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность. Государство, его основные признаки и функции. Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность - общечеловеческие ценности. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданин - достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. Гражданин в произведениях литературы и истории. Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны.

Раздел III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ (8 ч)

Правонарушение. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Понятие преступления. Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток, жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение преступлений. Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Гуманность суда и повторные преступления. Что такое вина. Презумпция невиновности. Умысел. Преступление по неосторожности.

Раздел IV. ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ (6 ч)

Курение, пьянство, наркомания - это то, что мешает укреплению здоровья. Государственное регулирование в сфере сбыта и потребления алкоголя. Ответственность за потребление и распространение наркотиков. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях.

 


 


 


 

Тематическое планирование курса

п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Раздел I. Человек и общество

10ч

2

Раздел II. Право. Правовая культура и правовое поведение.

10 ч

3

Раздел III. Ответственность за правонарушения.

8 ч

4

Раздел IV. Защити себя сам

5 ч

5

Итоговое повторение

1 ч


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование курса


 

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Что такое общество

1

 

2

Типология обществ

1

 

3

Развитие общества. Общественный прогресс

1

 

4

Реформы и революции: что нужно для развития общества

1

 

5

Взаимосвязи человека, природы и общества

1

 

6

Личность, индивид, человек.

1

 

7

Роль общества в формировании человека как личности

1

 

8

Умение жить среди людей. Социализация. Толерантность, консенсус, компромисс.

1

 

9

Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом.

1

 

10

Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим - эгоцетризм, альтруизм.

1

 

11

Право - регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права.

1

 

12

От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение.

1

 

13

Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения.

1

 

14

Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность.

1

 

15

Государство, его основные признаки и функции.

1

 

16

Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность - общечеловеческие ценности.

1

 

17

Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики.

1

 

18

Гражданин - достойный сын своего Отечества. Гражданский долг.

1

 

19

Гражданин в произведениях литературы и истории. 

1

 

20

Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны.

1

 

21

Правонарушение. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

1

 

22

Понятие преступления. Понятие криминологии.

1

 

23

Социальные причины преступности

1

 

24

Психологические причины преступности

1

 

25

Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность.

1

 

26

Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности.

1

 

27

Что такое вина. Презумпция невиновности.

1

 

28

Умысел. Преступление по неосторожности.

1

 

29

Курение, пьянство, наркомания - это то, что мешает укреплению здоровья. Ответственность за потребление и распространение наркотиков.

1

 

30

Необходимая оборона и ее пределы.

1

 

31

Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

1

 

32

Уголовная ответственность. Покушение на преступление и Уголовный кодекс.

1

 

33

Кодекс об административных правонарушениях.

1

 

34

Итоговое повторение

1

 
 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации