Программа элективного курса «Человек и общество» (Обществознание, 10 класс)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15» города Смоленска
«Принято» на заседании педагогического совета Протокол №1 От «25» августа 2017г |
«Утверждаю» директор __________ С. Н. Колесникова «26» августа 2017г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Человек и общество»
10 класс
обсуждено на заседании МО
Протокол № 1 от «24» августа 2017 г
Составитель:
Расчесова Светлана Васильевна
учитель истории и обществознания
г. Смоленск
2017-2018
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к оформлению и составлению рабочих программ элективных, факультативных курсов.
Программа составлена в соответствии с учебным планом школы и годовым календарным графиком, утвержденными приказом по школе и рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю)
Цели курса:
- раскрытие основных тенденций и возможных перспектив развития современной цивилизации.
-социализация, т.е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI в.;
-воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;
-самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
- коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;
-уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;
Задачи курса:
-Дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения;
-Раскрыть закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации
-Принимать в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);
-Выработать активное отношение к жизни и окружающему миру, интерес к общественной и политической жизни.
Материал представлен в виде интеллектуальных задач, направленных на формирование у школьников способности самостоятельного понимания современных явлений и процессов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного предмета ученик должен
знать/понимать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы; различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь:
-анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); --переводить ее из одной знаковой системы в другую; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
-характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
-объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
-осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: сознательного взаимодействия с социальными институтами; выработки собственной гражданской позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
Содержание курса
Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (10 ч)
Что такое общество. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Типология обществ. Развитие общества. Общественный прогресс. Реформы и революции: что нужно для развития общества. Взаимосвязи человека, природы и общества. Личность, индивид, человек. Роль общества в формировании человека как личности. Умение жить среди людей. Социализация. Толерантность, консенсус, компромисс. Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим - эгоцетризм, альтруизм.
Раздел II. ПРАВО. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ( 10 ч)
Право - регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность. Государство, его основные признаки и функции. Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность - общечеловеческие ценности. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданин - достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. Гражданин в произведениях литературы и истории. Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны.
Раздел III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ (8 ч)
Правонарушение. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Понятие преступления. Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток, жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение преступлений. Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Гуманность суда и повторные преступления. Что такое вина. Презумпция невиновности. Умысел. Преступление по неосторожности.
Раздел IV. ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ (6 ч)
Курение, пьянство, наркомания - это то, что мешает укреплению здоровья. Государственное регулирование в сфере сбыта и потребления алкоголя. Ответственность за потребление и распространение наркотиков. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях.
Тематическое планирование курса
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
1 |
Раздел I. Человек и общество |
10ч |
2 |
Раздел II. Право. Правовая культура и правовое поведение. |
10 ч |
3 |
Раздел III. Ответственность за правонарушения. |
8 ч |
4 |
Раздел IV. Защити себя сам |
5 ч |
5 |
Итоговое повторение |
1 ч |
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Что такое общество |
1 |
|
2 |
Типология обществ |
1 |
|
3 |
Развитие общества. Общественный прогресс |
1 |
|
4 |
Реформы и революции: что нужно для развития общества |
1 |
|
5 |
Взаимосвязи человека, природы и общества |
1 |
|
6 |
Личность, индивид, человек. |
1 |
|
7 |
Роль общества в формировании человека как личности |
1 |
|
8 |
Умение жить среди людей. Социализация. Толерантность, консенсус, компромисс. |
1 |
|
9 |
Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом. |
1 |
|
10 |
Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим - эгоцетризм, альтруизм. |
1 |
|
11 |
Право - регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. |
1 |
|
12 |
От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. |
1 |
|
13 |
Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. |
1 |
|
14 |
Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность. |
1 |
|
15 |
Государство, его основные признаки и функции. |
1 |
|
16 |
Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность - общечеловеческие ценности. |
1 |
|
17 |
Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. |
1 |
|
18 |
Гражданин - достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. |
1 |
|
19 |
Гражданин в произведениях литературы и истории. |
1 |
|
20 |
Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны. |
1 |
|
21 |
Правонарушение. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. |
1 |
|
22 |
Понятие преступления. Понятие криминологии. |
1 |
|
23 |
Социальные причины преступности |
1 |
|
24 |
Психологические причины преступности |
1 |
|
25 |
Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. |
1 |
|
26 |
Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. |
1 |
|
27 |
Что такое вина. Презумпция невиновности. |
1 |
|
28 |
Умысел. Преступление по неосторожности. |
1 |
|
29 |
Курение, пьянство, наркомания - это то, что мешает укреплению здоровья. Ответственность за потребление и распространение наркотиков. |
1 |
|
30 |
Необходимая оборона и ее пределы. |
1 |
|
31 |
Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. |
1 |
|
32 |
Уголовная ответственность. Покушение на преступление и Уголовный кодекс. |
1 |
|
33 |
Кодекс об административных правонарушениях. |
1 |
|
34 |
Итоговое повторение |
1 |