12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Расчесова С.В.173 Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание» |
Программа элективного курса «Человек и общество»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15» города Смоленска
«Принято» на заседании педагогического совета Протокол №1 От «25» августа 2017г | «Утверждаю» директор __________ С. Н. Колесникова «26» августа 2017г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Человек и общество»
10 класс
обсуждено на заседании МО
Протокол № 1 от «24» августа 2017 г
Составитель:
Расчесова Светлана Васильевна
учитель истории и обществознания
г. Смоленск
2017-2018
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к оформлению и составлению рабочих программ элективных, факультативных курсов.
Программа составлена в соответствии с учебным планом школы и годовым календарным графиком, утвержденными приказом по школе и рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю)
Цели курса:
- раскрытие основных тенденций и возможных перспектив развития современной цивилизации.
-социализация, т.е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI в.;
-воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;
-самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
- коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;
-уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;
Задачи курса:
-Дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения;
-Раскрыть закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации
-Принимать в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);
-Выработать активное отношение к жизни и окружающему миру, интерес к общественной и политической жизни.
Материал представлен в виде интеллектуальных задач, направленных на формирование у школьников способности самостоятельного понимания современных явлений и процессов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного предмета ученик должен
знать/понимать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы; различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь:
-анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); --переводить ее из одной знаковой системы в другую; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
-характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
-объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
-осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: сознательного взаимодействия с социальными институтами; выработки собственной гражданской позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
Содержание курса
Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (10 ч)
Что такое общество. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Типология обществ. Развитие общества. Общественный прогресс. Реформы и революции: что нужно для развития общества. Взаимосвязи человека, природы и общества. Личность, индивид, человек. Роль общества в формировании человека как личности. Умение жить среди людей. Социализация. Толерантность, консенсус, компромисс. Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим - эгоцетризм, альтруизм.
Раздел II. ПРАВО. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ( 10 ч)
Право - регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность. Государство, его основные признаки и функции. Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность - общечеловеческие ценности. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданин - достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. Гражданин в произведениях литературы и истории. Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны.
Раздел III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ (8 ч)
Правонарушение. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Понятие преступления. Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток, жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение преступлений. Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Гуманность суда и повторные преступления. Что такое вина. Презумпция невиновности. Умысел. Преступление по неосторожности.
Раздел IV. ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ (6 ч)
Курение, пьянство, наркомания - это то, что мешает укреплению здоровья. Государственное регулирование в сфере сбыта и потребления алкоголя. Ответственность за потребление и распространение наркотиков. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Раздел I. Человек и общество | 10ч |
2 | Раздел II. Право. Правовая культура и правовое поведение. | 10 ч |
3 | Раздел III. Ответственность за правонарушения. | 8 ч |
4 | Раздел IV. Защити себя сам | 5 ч |
5 | Итоговое повторение | 1 ч |
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Что такое общество | 1 | |
2 | Типология обществ | 1 | |
3 | Развитие общества. Общественный прогресс | 1 | |
4 | Реформы и революции: что нужно для развития общества | 1 | |
5 | Взаимосвязи человека, природы и общества | 1 | |
6 | Личность, индивид, человек. | 1 | |
7 | Роль общества в формировании человека как личности | 1 | |
8 | Умение жить среди людей. Социализация. Толерантность, консенсус, компромисс. | 1 | |
9 | Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом. | 1 | |
10 | Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим - эгоцетризм, альтруизм. | 1 | |
11 | Право - регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. | 1 | |
12 | От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. | 1 | |
13 | Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. | 1 | |
14 | Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность. | 1 | |
15 | Государство, его основные признаки и функции. | 1 | |
16 | Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность - общечеловеческие ценности. | 1 | |
17 | Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. | 1 | |
18 | Гражданин - достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. | 1 | |
19 | Гражданин в произведениях литературы и истории. | 1 | |
20 | Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны. | 1 | |
21 | Правонарушение. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. | 1 | |
22 | Понятие преступления. Понятие криминологии. | 1 | |
23 | Социальные причины преступности | 1 | |
24 | Психологические причины преступности | 1 | |
25 | Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. | 1 | |
26 | Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. | 1 | |
27 | Что такое вина. Презумпция невиновности. | 1 | |
28 | Умысел. Преступление по неосторожности. | 1 | |
29 | Курение, пьянство, наркомания - это то, что мешает укреплению здоровья. Ответственность за потребление и распространение наркотиков. | 1 | |
30 | Необходимая оборона и ее пределы. | 1 | |
31 | Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. | 1 | |
32 | Уголовная ответственность. Покушение на преступление и Уголовный кодекс. | 1 | |
33 | Кодекс об административных правонарушениях. | 1 | |
34 | Итоговое повторение | 1 |