Конспект урока по теме «Декоративный натюрморт» для 1 класса подготовительной группы
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа им Б.Н. Бедина» г. Выкса.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусства «Подготовительная» со сроком обучения 8(9) лет.
Предмет «Прикладное творчество»
Конспект урока
1 класс подготовительной группы. Возраст детей 7 лет.
Тема «Декоративный натюрморт»
Разработала: преподаватель
Холина Ольга Николаевна
г. Выкса 2022.
Тема: Декоративный натюрморт
Цель: Сформировать у учащихся навыки и умения по рисованию несложного декоративного натюрморта.
Задачи:
- Образовательные: формирование представлений о выполнении декоративного натюрморта, формирование умений работать акварелью приемом лессировка.
- Развивающие: развитие творческого мышления, творческого восприятия, развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры.
- Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, воспитывать аккуратность, усидчивость, способствовать формированию эстетического отношения к искусству.
Вид художественной деятельности: Выполнение декоративного натюрморта в технике лессировка.
Оборудование:
- Для педагога: репродукции, презентация «Декоративный натюрморт», овощи, драпировка, доска, фломастеры.
- Для обучающихся: акварельные краски, простые карандаши, кисти, акварельная бумага ф. А-3, баночка с водой.
Методы и приёмы: Презентация, беседа, демонстрация аналогичных работ, демонстрация последовательности выполнения изображения, практическая работа.
Новые понятия: декоративный натюрморт, декор.
Критерии оценки:
- Композиция (построение на листе, с учётом необходимых отступов по краям).
- Цветопередача настроения натюрморта.
- Аккуратность.
План урока.
№ Этапы урока Время (мин.)
1 Организационный момент 2-3 мин.
2 Изложение учебного материала 15 мин.
3 Практическая работа учащихся 80 мин.
4 Итог урока. Просмотр 5 мин.
5. Рефлексия 10 мин.
6 Уборка рабочих мест 7 мин.
Ход урока.
Организационный момент.
- Приветствие
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Установление дисциплины
Изложение учебного материала.
Дидактическая задача: получение знаний о жанре натюрморт.
Преподаватель:
«И так, тема нашего урока сегодня «Декоративный натюрморт». И для начала мы узнаем, что такое натюрморт?
Натюрморт - (франц. - мёртвая природа; или тихая, неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. Правда, англичане и немцы используют для таких композиций более подходящее название – “тихая жизнь” (still life и stilleben), подчеркивая тем самым, что такого рода живопись имеет дело с обычными предметами окружающей нас повседневной жизни.
Натюрморт как самостоятельный жанр возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII в.
В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом и появился декоративный натюрморт.
В живописном натюрморте предметы реалистичные, а в декоративном форма предметов упрощена и предметы украшены орнаментом, линиями, точками или пятнами.
Слово «декор», в переводе с латинского, означает украшать.
Декоративными принято называть натюрморты, основным предназначением которых является украшение чего-либо, как правило, интерьера.»
Преподаватель:
«Висит ли у вас дома декоративный натюрморт?»
Ответы детей:
«У нас дома есть.»
Преподаватель:
«А где он у Вас висит?»
Ответ детей:
«В моей комнате»
Преподаватель:
«А как Вы думаете, где еще его можно разместить?»
Ответ детей:
«На кухне, в зале, в комнате, в коридоре, в спальне.»
Преподаватель:
«Правильно, им украсить можно любую комнату.
Чем же отличается декоративный натюрморт от реалистичного?
В декоративном натюрморте главное – это гармония цвета и упрощённая форма предметов.
Давайте сравним декоративный натюрморт с реалистичным и найдем отличия.
Сперва мы с вами обратим внимание на цветовое решение.
Какие особенности вы можете увидеть?»
Ответы детей:
«В реалистичном натюрморте очень много разных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.»
Преподаватель:
«Да вы верно ответили, запомним, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
Сейчас мы с вами снова обратим наше внимание на натюрморт.
Посмотрите на реалистичный и декоративный натюрморты и назовите мне ещё одно отличие, связанное с формой предметов.»
Ответы детей:
«Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном форма предметов изменена.»
Преподаватель:
«Молодцы, какие вы внимательные, это правильно! В декоративном натюрморте форма предметов упрощенная - это называется стилизация.
А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?»
Ответы детей:
«При помощи красок, из природных материалов, из бумаги»
Преподаватель:
«Все верно. Декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация).
На нашем сегодняшнем занятии мы будем использовать акварельные краски и простые карандаши разной мягкости.
Давайте посмотрим еще несколько примеров декоративных натюрмортов и приступим к практической работе.»
Практическая работа учащихся.
Дидактический материал: картины, демонстрация последовательности выполнения изображения.
Задание: составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 2-х предметов.
Ход работы: учащиеся выполняют декоративный натюрморт в технике лессировка. Работа выполняется индивидуально. После каждого этапа проводится анализ работ. При нахождении общих ошибок, преподавателем повторно проводится объяснение этапа рисунка для всего класса. Преподаватель в течении практической работы, работает индивидуально с учащимися.
Этапы выполнения декоративного натюрморта.
Выбор положения формата.
Преподаватель показывает, как можно расположить формат листа.
Преподаватель:
«Положение формата листа зависит от расположения натюрморта, если он вытянутый вверх высокий, то формат выбирают вертикальный. Если натюрморт располагается в ширину, то мы берем горизонтальный формат, что подходит под наш вариант.»
2. Компоновка натюрморта.
Преподаватель:
«Предметы на листе не должны быть слишком большими.
Неверное построение Верное построение
Также предметы не должны быть и слишком маленькие. Так как мы делаем работу на большом формате, маленькие предметы могут «потеряться» на листе. При компоновке предметов необходимо отступать от края листа, нельзя чтобы они соприкасались с ним.
Предметы могут располагается с левого или правого края листа, но с учетом отступов по краям.
Неверное построение: Верное построение:»
3. Линейное изображение (построение).
Преподаватель:
«Берем твердый карандаш Н или Н с циферкой, если такого нет, берите НВ.
Если у вас карандаши с другими обозначениями, то это Т и Т с циферками.
Кто помнит почему мы берем карандаши такой твердости?»
Ответы детей:
«Что бы при исправлении работы линии лучше стирались.»
Преподаватель:
«Верно. Проводим линии переднего и среднего плана и обозначаем кругами расположение наших предметов (капусты и яблока).
После компоновки предметов на листе, в виде геометрических фигур, мы с вами приступаем к прорисовке, что бы эти фигуры стали похожи на нашу натуру. Мы придаём капусте её форму и дорисовываем листья. Далее, переходим к яблоку и рисуем углубление сверху и снизу. Правим бока, что бы нижняя часть стала немного уже как у нашей натуры.
Стираем лишние линии.
4. Деление на фрагменты
Преподаватель:
«Дальше мы переходим к декорированию натюрморта. Для начала разделим его на фрагменты, так будет проще делать заливку цвета. Для деления можно использовать прямые и волнистые линии.
Теперь, прежде чем перейти к работе в цвете, необходимо стереть лишние линии оставив только основные. Как вы думаете почему?»
Ответ детей:
«Потому что если не стереть, эти линии будет видно после закрашивания»
Преподаватель:
«Верно, это потому что у акварели есть такое свойство как прозрачность, и после высыхания залитый нами слой цвета не перекроет карандаш. А какая краска может перекрыть карандаш?»
Ответ детей:
«Гуашь.»
Преподаватель:
«Правильно. Свойства акварели мы с вами вспомнили, теперь перейдем к выбору цветовой гаммы. Работа у нас будет выполнена в теплой и холодной гамме. Давайте для начала вспомним, какие теплые и холодные цвета вы помните? Если Вы будите затруднятся в ответе, или какой-то цвет забудете, то посмотрите в цветовой круг или в свои краски. Итак, какие холодные цвета вы помните?»
Ответы детей:
«Синий, голубой, фиолетовый, изумрудный.»
Преподаватель:
«Верно, а теперь назовите пожалуйста теплые цвета?»
Ответы детей:
«Красный, желтый, оранжевый, охра, коричневый, зеленый.»
Преподаватель:
«Правильно, молодцы! Теперь давайте обратим внимание на наш натюрморт. Какие теплые и холодные цвета там присутствуют?
Ответ детей:
«Холодный - голубой, теплые - желтый и зеленый.»
Преподаватель:
«Правильно, но Вы можете выбрать другие теплые и холодные цвета для своего рисунка. Например, два холодных цвета для фона и два теплых цвета для капусты и яблока или наоборот.
5. Работа в цвете
Преподаватель:
«Прежде чем приступить к работе в цвете необходимо подготовить рабочие место. Что мы для этого делаем?»
Ответы детей:
«Наливаем воду в стаканчик, кладем кисти перед собой, достаем краски, палитру, салфетки.»
Преподаватель:
«Правильно, но помните, что стаканчик у вас не должен стоять под рукой иначе в процессе работы вы можете его столкнуть локтем.»
Дети наливают воду и ставят стаканчик.
Преподаватель:
«Теперь нам необходимо подготовить краску. Смачиваем необходимые цвета водой, для этого набираем в кисть воду и переносим в краску. После этого взяв палитру в нее переносим нужный цвет. Набрав нужные цвета, с добавлением воды, переходим к заливке фона. Начинаем с драпировки заднего плана.
Закрашиваем одну часть драпировки дальнего плана одним цветом, потом переходим к заливке другой части другим цветом. Закрашиваем аккуратно, чтобы вода с краской не сильно растекалась по листу. Что нужно делать, если вы набрали слишком много воды и образовались натёки?»
Ответы детей:
«Нужно отжать кисть и аккуратно убрать краску.»
Преподаватель:
«Верно. Теперь для того что бы работа стала еще более декоративной, нам необходимо сменить насыщенность некоторых частей фона. Для этого мы применим с Вами метод лессировки. Напоминаю, что лессировка - это техника в живописи где краска наносится послойно на предварительно нанесенный и подсушенный слой. Сейчас мы с Вами закрашиваем фрагменты дальнего плана и стола, теми же цветами, но чередуя (один фрагмент красим другой не красим).
Теперь переходим к заливке цвета капусты и яблочка. Так же набираем в палитру краски и заполняем фрагменты капусты и яблока.
После того как фон яблока и капусты высохнет, точно так же затемняем фрагменты лессируя их.
Теперь наша работа готова к декорированию.»
6. Декорирование.
Преподаватель:
«Для декорирования мы будем использовать точки и линии. Какие линии вы знаете?»
Ответы детей:
«Прямые, волнистые, ломаные, наклонные.»
Преподаватель:
«Все верно. Теперь, когда мы вспомнили какие линии бывают, мы можем приступить к декору. Возьмем простой мягкий карандаш В6 или В8 и украсим задний план различными линиями и точками. Затем перейдем к плоскости стола, капусте и яблочку и сделаем тоже самое. Единственное условие – не нарушать единство формы и цвета.
Итак, теперь наша работа готова будем подводить итог.»
4. Итог урока. Просмотр.
Производиться анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные учащимися, на данном уроке.
Учащимся выставляются оценки.
Рефлексия
Игра с яблочком.
Правила: Пока играет музыка, яблоко передается, в хаотичном порядке или по кругу, друг другу. У кого в руках оказалось яблочко, в момент, когда музыка остановилась, тот отвечает на один вопрос.
Вопросы к игре:
- Что такое натюрморт?
- С какой техникой изобразительного искусства мы сегодня познакомились?
- Чем отличается работа в декоративной технике?
- Сколько обычно цветов используется в декоративном натюрморте?
- Вам понравилось работать в данной технике?
- Были ли трудности в выполнении данной работы?
После окончания игры.
Преподаватель:
«Вы все хорошо сегодня справились с поставленными задачами на занятии.
Благодарю всех!»
20