Конспект урока по теме «Декоративный натюрморт» для 1 класса подготовительной группы

0
0
Материал опубликован 19 December 2022


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная школа им Б.Н. Бедина» г. Выкса.










Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусства «Подготовительная» со сроком обучения 8(9) лет.





Предмет «Прикладное творчество»



Конспект урока

1 класс подготовительной группы. Возраст детей 7 лет.



Тема «Декоративный натюрморт»





Разработала: преподаватель

Холина Ольга Николаевна













г. Выкса 2022.



Тема: Декоративный натюрморт

Цель: Сформировать у учащихся навыки и умения по рисованию несложного декоративного натюрморта.

Задачи:

- Образовательные: формирование представлений о выполнении декоративного натюрморта, формирование умений работать акварелью приемом лессировка.

- Развивающие: развитие творческого мышления, творческого восприятия, развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры.

- Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, воспитывать аккуратность, усидчивость, способствовать формированию эстетического отношения к искусству.

Вид художественной деятельности: Выполнение декоративного натюрморта в технике лессировка.

Оборудование:

- Для педагога: репродукции, презентация «Декоративный натюрморт», овощи, драпировка, доска, фломастеры.

- Для обучающихся: акварельные краски, простые карандаши, кисти, акварельная бумага ф. А-3, баночка с водой.

Методы и приёмы: Презентация, беседа, демонстрация аналогичных работ, демонстрация последовательности выполнения изображения, практическая работа.

Новые понятия: декоративный натюрморт, декор.

Критерии оценки:

- Композиция (построение на листе, с учётом необходимых отступов по краям).

- Цветопередача настроения натюрморта.

- Аккуратность.

План урока.

Этапы урока Время (мин.)

1 Организационный момент 2-3 мин.

2 Изложение учебного материала 15 мин.

3 Практическая работа учащихся 80 мин.

4 Итог урока. Просмотр 5 мин.

5. Рефлексия 10 мин.

6 Уборка рабочих мест 7 мин.



Ход урока.



Организационный момент.

- Приветствие

- Проверка готовности учащихся к уроку.

- Установление дисциплины



Изложение учебного материала.

Дидактическая задача: получение знаний о жанре натюрморт.

Преподаватель:

«И так, тема нашего урока сегодня «Декоративный натюрморт». И для начала мы узнаем, что такое натюрморт?

Натюрморт - (франц. - мёртвая природа; или тихая, неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.



t1671459823aa.png



Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. Правда, англичане и немцы используют для таких композиций более подходящее название – “тихая жизнь” (still life и stilleben), подчеркивая тем самым, что такого рода живопись имеет дело с обычными предметами окружающей нас повседневной жизни.

Натюрморт как самостоятельный жанр возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII в.



t1671459823ab.jpg t1671459823ac.jpg





t1671459823ad.jpg t1671459823ae.jpg



В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом и появился декоративный натюрморт.



t1671459823af.png


В живописном натюрморте предметы реалистичные, а в декоративном форма предметов упрощена и предметы украшены орнаментом, линиями, точками или пятнами.




t1671459823ag.jpg



Слово «декор», в переводе с латинского, означает украшать.



t1671459823ah.png



Декоративными принято называть натюрморты, основным предназначением которых является украшение чего-либо, как правило, интерьера.»



Преподаватель:

«Висит ли у вас дома декоративный натюрморт?»

Ответы детей:

«У нас дома есть.»

Преподаватель:

«А где он у Вас висит?»

Ответ детей:

«В моей комнате»

Преподаватель:

«А как Вы думаете, где еще его можно разместить?»

Ответ детей:

«На кухне, в зале, в комнате, в коридоре, в спальне.»

Преподаватель:

«Правильно, им украсить можно любую комнату.

Чем же отличается декоративный натюрморт от реалистичного?

t1671459823ai.png

В декоративном натюрморте главное – это гармония цвета и упрощённая форма предметов.



t1671459823aj.jpg


Давайте сравним декоративный натюрморт с реалистичным и найдем отличия.


Сперва мы с вами обратим внимание на цветовое решение.


Какие особенности вы можете увидеть?»


Ответы детей: 


«В реалистичном натюрморте очень много разных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.»


Преподаватель: 


«Да вы верно ответили, запомним, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.


t1671459823ak.jpg


Сейчас мы с вами снова обратим наше внимание на натюрморт.

Посмотрите на реалистичный и декоративный натюрморты и назовите мне ещё одно отличие, связанное с формой предметов.»

 

Ответы детей: 


«Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном форма предметов изменена.»


Преподаватель:


«Молодцы, какие вы внимательные, это правильно! В декоративном натюрморте форма предметов упрощенная - это называется стилизация.


А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?»

 

Ответы детей: 


«При помощи красок, из природных материалов, из бумаги»



t1671459823al.jpg



Преподаватель:

«Все верно. Декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация).



t1671459823am.jpg t1671459823an.jpg t1671459823ao.jpg



На нашем сегодняшнем занятии мы будем использовать акварельные краски и простые карандаши разной мягкости.

Давайте посмотрим еще несколько примеров декоративных натюрмортов и приступим к практической работе.»



t1671459823ap.jpg t1671459823aq.jpg t1671459823ar.jpg t1671459823as.jpg



Практическая работа учащихся.

Дидактический материал: картины, демонстрация последовательности выполнения изображения.

Задание: составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 2-х предметов.

Ход работы: учащиеся выполняют декоративный натюрморт в технике лессировка. Работа выполняется индивидуально. После каждого этапа проводится анализ работ. При нахождении общих ошибок, преподавателем повторно проводится объяснение этапа рисунка для всего класса. Преподаватель в течении практической работы, работает индивидуально с учащимися.













Этапы выполнения декоративного натюрморта.

Выбор положения формата.

Преподаватель показывает, как можно расположить формат листа.

t1671459823at.pngt1671459823au.png

Преподаватель:

«Положение формата листа зависит от расположения натюрморта, если он вытянутый вверх высокий, то формат выбирают вертикальный. Если натюрморт располагается в ширину, то мы берем горизонтальный формат, что подходит под наш вариант.»

2. Компоновка натюрморта.

Преподаватель:

«Предметы на листе не должны быть слишком большими.

Неверное построение Верное построение

t1671459823av.pngt1671459823aw.png



Также предметы не должны быть и слишком маленькие. Так как мы делаем работу на большом формате, маленькие предметы могут «потеряться» на листе. При компоновке предметов необходимо отступать от края листа, нельзя чтобы они соприкасались с ним.

Предметы могут располагается с левого или правого края листа, но с учетом отступов по краям.

Неверное построение: Верное построение:»

t1671459823ax.png t1671459823ay.png


t1671459823az.png t1671459823ba.png

3. Линейное изображение (построение).

Преподаватель:

«Берем твердый карандаш Н или Н с циферкой, если такого нет, берите НВ.

Если у вас карандаши с другими обозначениями, то это Т и Т с циферками.

Кто помнит почему мы берем карандаши такой твердости?»


Ответы детей:

«Что бы при исправлении работы линии лучше стирались.»

Преподаватель:

«Верно. Проводим линии переднего и среднего плана и обозначаем кругами расположение наших предметов (капусты и яблока).

t1671459823bb.png


t1671459823bc.png


После компоновки предметов на листе, в виде геометрических фигур, мы с вами приступаем к прорисовке, что бы эти фигуры стали похожи на нашу натуру. Мы придаём капусте её форму и дорисовываем листья. Далее, переходим к яблоку и рисуем углубление сверху и снизу. Правим бока, что бы нижняя часть стала немного уже как у нашей натуры.



t1671459823bd.png

Стираем лишние линии.

t1671459823be.png

4. Деление на фрагменты

Преподаватель:
«Дальше мы переходим к декорированию натюрморта. Для начала разделим его на фрагменты, так будет проще делать заливку цвета. Для деления можно использовать прямые и волнистые линии.

t1671459823bf.png

t1671459823bg.png



Теперь, прежде чем перейти к работе в цвете, необходимо стереть лишние линии оставив только основные. Как вы думаете почему?»

Ответ детей:

«Потому что если не стереть, эти линии будет видно после закрашивания»

Преподаватель:

«Верно, это потому что у акварели есть такое свойство как прозрачность, и после высыхания залитый нами слой цвета не перекроет карандаш. А какая краска может перекрыть карандаш?»

Ответ детей:

«Гуашь.»

Преподаватель:

«Правильно. Свойства акварели мы с вами вспомнили, теперь перейдем к выбору цветовой гаммы. Работа у нас будет выполнена в теплой и холодной гамме. Давайте для начала вспомним, какие теплые и холодные цвета вы помните? Если Вы будите затруднятся в ответе, или какой-то цвет забудете, то посмотрите в цветовой круг или в свои краски. Итак, какие холодные цвета вы помните?»

Ответы детей:

«Синий, голубой, фиолетовый, изумрудный.»

Преподаватель:

«Верно, а теперь назовите пожалуйста теплые цвета?»

Ответы детей:

«Красный, желтый, оранжевый, охра, коричневый, зеленый.»

Преподаватель:

«Правильно, молодцы! Теперь давайте обратим внимание на наш натюрморт. Какие теплые и холодные цвета там присутствуют?

Ответ детей:

«Холодный - голубой, теплые - желтый и зеленый.»

Преподаватель:

«Правильно, но Вы можете выбрать другие теплые и холодные цвета для своего рисунка. Например, два холодных цвета для фона и два теплых цвета для капусты и яблока или наоборот.

5. Работа в цвете

Преподаватель:

«Прежде чем приступить к работе в цвете необходимо подготовить рабочие место. Что мы для этого делаем?»

Ответы детей:

«Наливаем воду в стаканчик, кладем кисти перед собой, достаем краски, палитру, салфетки.»

Преподаватель:

«Правильно, но помните, что стаканчик у вас не должен стоять под рукой иначе в процессе работы вы можете его столкнуть локтем.»

Дети наливают воду и ставят стаканчик.

Преподаватель:

«Теперь нам необходимо подготовить краску. Смачиваем необходимые цвета водой, для этого набираем в кисть воду и переносим в краску. После этого взяв палитру в нее переносим нужный цвет. Набрав нужные цвета, с добавлением воды, переходим к заливке фона. Начинаем с драпировки заднего плана.

t1671459823bh.png

t1671459823bi.png

Закрашиваем одну часть драпировки дальнего плана одним цветом, потом переходим к заливке другой части другим цветом. Закрашиваем аккуратно, чтобы вода с краской не сильно растекалась по листу. Что нужно делать, если вы набрали слишком много воды и образовались натёки?»

Ответы детей:

«Нужно отжать кисть и аккуратно убрать краску.»

Преподаватель:

«Верно. Теперь для того что бы работа стала еще более декоративной, нам необходимо сменить насыщенность некоторых частей фона. Для этого мы применим с Вами метод лессировки. Напоминаю, что лессировка - это техника в живописи где краска наносится послойно на предварительно нанесенный и подсушенный слой. Сейчас мы с Вами закрашиваем фрагменты дальнего плана и стола, теми же цветами, но чередуя (один фрагмент красим другой не красим).

t1671459823bj.png

t1671459823bk.png

Теперь переходим к заливке цвета капусты и яблочка. Так же набираем в палитру краски и заполняем фрагменты капусты и яблока.

t1671459823bl.png

После того как фон яблока и капусты высохнет, точно так же затемняем фрагменты лессируя их.

t1671459823bm.png

t1671459823bn.png

Теперь наша работа готова к декорированию.»

6. Декорирование.

Преподаватель:

«Для декорирования мы будем использовать точки и линии. Какие линии вы знаете?»

Ответы детей:

«Прямые, волнистые, ломаные, наклонные.»

Преподаватель:

«Все верно. Теперь, когда мы вспомнили какие линии бывают, мы можем приступить к декору. Возьмем простой мягкий карандаш В6 или В8 и украсим задний план различными линиями и точками. Затем перейдем к плоскости стола, капусте и яблочку и сделаем тоже самое. Единственное условие – не нарушать единство формы и цвета.

t1671459823bo.png

Итак, теперь наша работа готова будем подводить итог.»



4. Итог урока. Просмотр.

Производиться анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные учащимися, на данном уроке.

Учащимся выставляются оценки.

t1671459823bp.png t1671459823bq.png t1671459823br.png

t1671459823bs.png t1671459823bt.png t1671459823bu.png

t1671459823bv.png t1671459823bw.png

Рефлексия

Игра с яблочком.

Правила: Пока играет музыка, яблоко передается, в хаотичном порядке или по кругу, друг другу. У кого в руках оказалось яблочко, в момент, когда музыка остановилась, тот отвечает на один вопрос.

Вопросы к игре:

- Что такое натюрморт?

- С какой техникой изобразительного искусства мы сегодня познакомились?

- Чем отличается работа в декоративной технике?

- Сколько обычно цветов используется в декоративном натюрморте?

- Вам понравилось работать в данной технике?

- Были ли трудности в выполнении данной работы?

После окончания игры.

Преподаватель:

«Вы все хорошо сегодня справились с поставленными задачами на занятии.

Благодарю всех!»

20


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.