12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Чичерина33
Россия, Архангельская обл., Северодвинск

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская художественная школа № 2»

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. ТКАЧЕСТВО»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-х КЛАССОВ

ДХШ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДШИ

 

 

Автор: преподаватель высшей категории

МБУ ДО ДХШ № 2

Чичерина Ирина Борисовна


 

г. Северодвинск

2018

АННОТАЦИЯ

Пояснительная записка: …………………………………………………………… 3

Характеристика методической разработки, ее место и роль в образовательном процессе.

Срок реализации методической разработки.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию методической разработки.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации.

Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Цели и задачи методической разработки.

Обоснование структуры программы методической разработки.

Методы обучения.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

 

Содержание учебного предмета: …………………………………………………. 5

Содержание разделов и тем.

Годовые требования.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся: …………………………….. 8

Требования к уровню подготовки.

 

Методические рекомендации преподавателям: ……………………………… 9

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Дидактические материалы.

 

Список литературы и средств обучения: …………………………………….. 10

Методическая литература.

Учебная литература.

Средства обучения.

 

Приложение ..……………………………………………………………………… 12

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Методическое пособие для преподавателей по учебному предмету «Декоративно - прикладное творчество» «Ткачество», разработано с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Декоративно – прикладное» «Ткачество», направлен на духовно-нравственное развитие обучающихся, на их эстетическое воспитание. Знания, приобретенные во время обучения, способствуют формированию творческой личности. Знакомство с различными направлениями в ткачестве, владение графическими и живописными материалами способствуют грамотному ведению работ.

В процессе изучения нового материала, при знакомстве с предметом «Ткачество», при приобретении навыков владения различными техниками происходит творческое развитие учащихся. Немаловажная роль в данном процессе отведена знаниям, полученным при изучении теоретичеких дисциплин: «История изобразительного искусства», «История искусства» (музыкального, театрального, киноискусства).

 

Срок реализации методической разработки.

Срок реализации методической разработки «Декоративно прикладное творчество» «Ткачество» составляет 1 год в 3-м классе в рамках Дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

Общая трудоемкость учебного предмета «Декоративно прикладное творчество»

«Ткачество» составляет 99 часов. Из них: 66 часов - аудиторные занятия, 33 часа- самостоятельная работа.

 

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации.

Вид учебной работы,

аттестации,

учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной

и итоговой аттестации

 

Всего часов

Полугодия

1

2

Аудиторные занятия

(в часах)

32

34

66

Самостоятельная работа

(в часах)

16

17

33

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

48

51

99

Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация

творческий просмотр

творческий просмотр

 

 

Форма проведения учебных занятий.

Занятия по предмету «Декоративно - прикладное творчество» «Ткачество» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых (от 11 человек) и мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

 

Цель и задачи учебного предмета.

Цель методической разработки «Декоративно - прикладное творчество» «Ткачество»:

Художественно - эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно - исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;

Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области изобразительного искусства.

 

Задачи методической разработки «Декоративно прикладное творчество» «Ткачество»:

Обеспечить понимание изученного материала.

Научить грамотно применять полученные знания и навыки.

Сформировать навыки самостоятельной работы учащихся, используя подготовительные материалы.

Систематизировать знания и умения, полученные во время занятий.

Способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся.

Содействовать формированию мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях.

 

Обоснование структуры методической разработки.

Обоснованием структуры методической разработки являются федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Методическая разработка содержит следующие разделы:

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

Распределение учебного материала по этапам;

Описание дидактических единиц учебного предмета;

Требования к уровню подготовки обучающихся;

Формы и методы контроля, система оценок;

Методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел методической разработки: «Содержание учебного предмета».

 

 

 

Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

Теоретический - изложение нового материала, объяснение, беседа.

Наглядный - использование демонстративного материала, работ учащихся.

Практический - выполнение графических заданий, композиций, ткачество.

 

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета.

Кабинет, в котором проходят занятия по учебному предмету «Декоративно - прикладное творчество» «Ткачество», оснащен столами, мольбертами и дополнительной подсветкой. Магнитная доска позволяет размещать как рукописную информацию, так и наглядные пособия и работы учащихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями учебной и методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры и художественными альбомами. Каждый учащийся имеет возможность просматривать необходимую литературу и делать зарисовки за столами в библиотеке. Наличие планшета позволяет пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала и демонстрировать необходимые фото и видео подборки.

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

I полугодие.

 

Тема № 1. « История развития гобелена».

Задачи:

Дать понятие «гобелен».

Систематизировать знания по истории развития гобелена.

Обеспечить понимание изученного материала.

Научить ориентироваться в различных направлениях в ткачестве.

В процессе изучения темы учащимся демонстрируется иллюстративный материал, фото подборка гобеленов и гобелены учащихся (за прошлые годы обучения). Уделяется большое внимание истории появления и развития гобелена, изучаются изображаемые мотивы, рассматриваются приемы плетения и обработки.

 

«Современный гобелен». Выполнение копии современного гобелена.

Задачи:

Дать понятие «современный гобелен».

Сформировать знания истории развития современного ткачества.

Дать понятие «виды переплетений».

В процессе изучения темы происходит знакомство с материалами и приспособлениями для ткачества. Изучаются основные виды переплетений. Просмотр иллюстративного материала, фотографии работ по ткачеству мастеров и гобеленов, выполненных обучающимися, дают полное представление о ткачестве.

Обучающиеся проводят анализ работ, выполненных в технике «Ткачество», обращая внимание на многообразие творческих и фактурных решений.

Изучив материал обучающиеся выбирают наиболее понравившуюся им иллюстрацию и выполняют ее графическую копию. Во время выполнения работы необходимо уделить внимание не только на цветовое решение работы, но и на ее фактурное решение, продумать, как выразить эту фактуру графическими материалами.

 

Выполнение работы:

По изученному материалу необходимо выбрать иллюстрацию с изображением в технике «Ткачество» и выполнить его копию, используя графические материалы: гуашь, кисти, цветные карандаши, лист формата А-4.

 

Самостоятельная работа: просмотр репродукций, анализ работ по ткачеству, выбор иллюстративного материала для выполнения графической копии гобелена.

 

Тема № 2. «Осенний пейзаж». Выполнение гобелена на тему: «Краски осени».

Задачи:

Научить подготовительному этапу в ткачестве.

Изучить виды ткачества.

Научить грамотному ведению работы.

В процессе работы необходимо выполнить несколько эскизов на заданную тему. Это может быть как несложный пейзаж, так и абстрактное решение работы. Изображение не должно быть сложным, это скорее работа-образ, работа-настроение. При выборе зарисовки эскиза и выполнении его в цвете нужно продумать и его фактурное решение. При выполнении гобелена будут использоваться следующие виды переплетений: «полотняное», «косичка», «рубчик», «обрезной ворс» и это необходимо учитывать при выполнении эскиза. Согласно цвето – тоновому решению эскиза подбирается и пряжа для будущего гобелена.

Ручное ткачество ведут на раме, которая оснащена гвоздями. Гвозди на раме расположены в определенном порядке, чтобы обеспечить равномерное натягивание нитей основы. Нить основы должна быть прочной и гладкой-это дает возможность аккуратно прокладывать нить утка. Пряжа для ткачества подбирается по цвету, толщине и фактуре согласно эскизу. Между натянутыми нитями основы вначале прокладываем полоску картона, а затем «зарабатываем край», проложив плетение «косичка» и выполнив 1,5-2.0 сантиметра ткачество «полотняным» переплетением. Далее выполняем ткачество согласно рисунку эскиза. При завершении ткачества работы зарабатываем край работы в обратном порядке: прокладываем 1,5-2.0 сантиметра «полотняным» переплетением и выполняем «косичку».

 

Работа ведется в несколько этапов:

Работа над эскизами (материалы: гуашь, кисти, цветные карандаши, лист формата

А-4).

Подготовка рамы, выбор пряжи. Выполнение ткачества, используя основные виды переплетений.

Самостоятельная работа: закрепить материал- выполнить изученные виды переплетений.

 

Тема № 3. Выполнение гобелена на тему: «Натюрморт с фруктами».

 

Задачи:

Закрепить навыки ткачества.

Изучить новые виды переплетений.

Сформировать навыки грамотного ведения работы.

Перед выполнением ткачества необходимо разработать эскизы на тему «Натюрморт с фруктами», учитывая цветовые и фактурные решения будущей работы, выражаем это с помощью графических материалов. Сюжет работы не должен быть сложным. Пряжа по тону, цвету и фактуре подбирается согласно эскизу. Ткачество выполняем на подготовленной раме, «заработав край». При выполнении ткачества используем следующие виды переплетений: «полотняное», «косичка», «рубчик», «обрезной ворс».

Работа ведется в несколько этапов:

Работа над эскизами (материалы: гуашь, кисти, цветные карандаши, лист формата

А-4).

Подготовка рамы, выбор пряжи. Выполнение ткачества, используя изученные виды переплетений.

Самостоятельная работа: просмотр иллюстративного материала на тему

«Натюрморт», разработка эскизов для выполнения ткачества.

 

II полугодие.

 

Тема № 4. Выполнение гобелена на тему: «Дерево-образ».

 

Задачи:

Закрепить навыки владения техникой ткачества.

Изучить новые приемы в ткачества.

Закрепить навыки грамотного ведения работы.

Данное задание отличается тем, что в процессе ткачества необходимо перетягивать нити основы, которые и задают силуэт дерева. Разработка эскиза играет важную роль при выполнении ткачества. Нужно понимать пластику нитей основы, их возможности при перетягивании. Нити для ткачества подбираем по толщине, цвету и фактуре согласно эскизу Ткачество выполняем на подготовленной раме. При ведении работы используем следующие виды переплетений: «полотняное», «косичка», «рубчик», «обрезной ворс», формируем ствол дерева заужая нити утка. Постепенно формируем крону дерева, перетягивая нити основы. Каждая сформированная ветка ткется отдельно. На завершающем этапе работы добавляем ветви разной толщины и декорируем дерево листьями, плодами или геометрическими объектами.

 

Работа ведется в несколько этапов:

Работа над эскизами (материалы: гуашь, кисти, цветные карандаши, лист формата

А-3).

Подготовка рамы, выбор пряжи, выполнение ткачества.

Декорирование работы.

Самостоятельная работа: просмотр иллюстративного материала на тему

«Дерево-образ», разработка эскизов для ткачества.

 

 

Тема № 5. Выполнение итоговой работы на одну из предложенных тем: «Экология души», «Ветер странствий», «Тихий звон утра».

 

Задачи:

Закрепить навыки поэтапного ведения работы.

Научить применять полученные знания в практике.

Сформировать навыки оформления и декорирования работы.

Темы для итоговой работы подобраны с учетом того, чтобы обучающие могли придумать абстрактную композицию, содержащую в себе несколько модулей. При разработке эскизов необходимо не только нарисовать модули, но и совместить их в единую композицию, учитывая пластические особенности ткачества. В данной работе можно использовать модули, ткачество которых ведем по кругу. Для этого раму натягиваем по следующему принципу: все нити основы пересекаются в центре, от которого и начинаем ткачество. При выполнении работы используем изученные ранее виды ткачества. Данная работа может содержать в себе модули разной формы. Собранные в композицию модули можно сшить между собой или закрепить отдельно друг от друга, свисающими на нитях цветной пряжи. Работу можно декорировать помпонами, кистями или веточками, закрепить на рейку или красивую ветку.

 

Работа ведется в несколько этапов:

Работа над эскизами (гуашь, кисти, цветные карандаши).

Подготовка рамы, выбор пряжи. Выполнение ткачества, используя изученные виды переплетений.

Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала на выбранную тему,

разработка эскизов для ткачества.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

 

Результатом освоения учебного предмета «Декоративно-прикладное творчество» «Ткачество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

Теоретические знания, полученные при изучении материала, знание терминологии.

Уметь применять живописные и графические материалы, используя их изобразительные особенности.

Практические навыки владения видами ткачества.

Знание законов составления композиции.

Уметь находить оригинальные творческие решения, при создании работы.

Иметь навыки грамотного ведения работы.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать терминологию при разработке эскизов и ведении работы.

Иметь навыки владения графическими и живописными материалами.

Изучить основы ткачества.

Освоить навыки владения различными техниками ткачества.

Освоить навыки аккуратного ведения работы.

Уметь находить оригинальные творческие решения при создании композиции гобелена.

Закрепить навыки аккуратного ведения работы.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ:

 

Программа по учебному предмету «Декоративно прикладное творчество. Ткачество» носит рекомендательный характер. Это дает возможность преподавателю найти творческий подход к заданиям, применять собственные разработанные методики, использовать разнообразные техники и материалы. В процессе реализации программы необходимо руководствоваться следующими критериями:

Доступность обучения.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, степени их подготовки.

Систематичность и последовательность обучения.

Поэтапное усложнение заданий.

Связь теоретических знаний с практическим ведением работы.

Использование наглядного материала, выполнение натурного рисования.

Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Проведение проверочных и контрольных работ определяют прочность полученных знаний.

 

Условия реализации программы:

Занятия направлены на практическое выполнение работы, при этом 15 - 20 минут – теоретическая часть, просмотр иллюстративного материала, видео материала, наглядных пособий, работ учащихся.

В начале изучения курса, при знакомстве с новой темой проводятся длительные беседы, знакомство с терминологией, просмотр видео материала, иллюстраций, работ учащихся.

В процессе подготовки и выполнения работ используется чтение литературных произведений, прослушивание музыки.

Проводятся коллективные работы, поддерживающие интерес к выполнению заданий.

Установление межпредметных связей (живопись, рисунок, скульптура, композиция).

Сотрудничество с учреждениями культуры города и области.

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Преподаватель еженедельно просматривает самостоятельные работы учащихся по предмету. Оцениваются все этапы работы: сбор материала, выполнение набросков, эскизов, работа над итоговым заданием.

Самостоятельная работа так же может быть направлена на участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах, культурно-просветительскую деятельность образовательного учреждения, посещение выставок, музеев, галерей.

 

Дидактические материалы:

Учебно-тематические пособия необходимы учащимся для успешного освоения изучаемых тем.

Используемые учебно-методические пособия:

«Стилизованные решения растительных мотивов», плакат.

«Стилизованные решения зооморфных мотивов», плакат.

«Стилизованные решения антропоморфных мотивов», плакат.

«Декоративное решение предметов быта», плакат.

«Составление декоративного натюрморта», плакат.

«Декоративное решение города», плакат.

Тематические презентации.

Тематические фото и видео материалы.

Репродукции произведений русского и мирового искусства.

Работы учащихся из методического фонда школы.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

 

Список методической литературы

Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004.

Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая промышленность», 1981.

Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002.

Фаворский В.А. О композиции. «Искусство» №1-2, 1983.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974.

Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981.

Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.

Вейль Герман. Симметрия. М., 1968

Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. «Творчество», №3, 1984.

Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986.

Алямовская А.Н., Лазурский В.В. Сборник «Искусство книги», №7, 1971.

 

Список учебной литературы:

Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный

издательский центр «Владос», 2004.

Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский

центр «Владос», 2008.

Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.

Горшкова Л. Батик на уроках изобразительного искусства в школе. «Искусство в школе», 1999 – N 6.

Харламова Е. Батик - радость красок, 2004. – N 3.

Эрл К. Роспись по шелку. Основы мастерства. М.: Арт-Родник, 2005.

 

 

Средства обучения:

Наглядные методические пособия: плакаты, работы учащихся из методического фонда школы.

Демонстративные: образцы видов переплетений, графические копии тканых работ, работы по ткачеству.

Материальные: учебные аудитории, оборудованные мебелью и имеющие свой натюрмортный фонд.

Электронные: тематические фотографии, видеофильмы, презентации.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 28.08.19 в 15:07 1Ответить Пожаловаться
Очень насыщенный и полезный ресурс! Спасибо! Интересно!
Любовь, 28.08.19 в 15:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал. Уже в избранном.
Ирина Чичерина, 29.08.19 в 18:20 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.