12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оленина Мария Владимировна37

Конспект урока по курсу «Основы православной культуры»

2 класс

Тема «Дела милосердия»

Разработала учитель начальных классов и ОПК

Оленина Мария Владимировна


 

Цель урока: создать условия по обретению детьми элементарного духовного опыта: появление желания творить милосердные дела.

Задачи урока:

Чтение и нравственная оценка поступков героев стихотворения поэта Ольги Май «Милосердие» и притчи «Милосердный самарянина»;

Обогащение лексики за счет введения новых слов «милосердие», «милостыня», «сострадание»;

Освоение приемов исследовательской деятельности: чтение первоисточника (фрагменты новозаветной истории), поиск ответов на вопросы по библейскому тексту, систематизация видов милосердных дел, установление связи с собственным житейским опытом;

Обретение элементарного духовного опыта: осмысление понятия «милосердие», суть милосердных дел, воспитание у школьников стремления к совершению добрых дел, оказания помощи родным, пожилым и малым детям, обретение умений анализа поступков литературных персонажей с нравственных позиций;

Формирование вдумчивого читателя: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий»;

Формирование вдумчивого зрителя: рассмотрение репродукции картины И.Н. Крамского «Мужичок с клюкой».

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План проведения урока

Организационный этап. Эмоциональное введение в тему урока.

(1 мин)

Актуализация опорных знаний. (2 мин)

Сообщение темы урока. Постановка целей. (4 мин)

Работа над новым материалом. Путешествие по городу Милосердия и сострадания. (20 мин)

Рефлексия (8 мин)

Итог урока (4 мин)

Домашнее задание. (1 мин)
 

Ход урока

 

Организационный момент. Эмоциональное введение в тему урока.

 

- Добрый день, ребята!

Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Я желаю всем нам хорошей работы на занятии. Мы спокойны и добры, приветливы, радостны.

Актуализация знаний.

- Отчего человек может испытать радость? (Оттого, что в твоей жизни произошло что-то хорошее; можно порадоваться, если в жизни другого человека есть повод для радости; также можно испытать радость оттого, что ты совершил что-то доброе для ближнего).

- Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с ним есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить.

3. Сообщение темы урока. Постановка целей.

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в одно чудесное место на Земле. Послушайте стихотворение и попробуйте предположить, куда мы с вами отправимся сегодня.

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь,

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать. (Ответы детей)

- Сегодня мы будем говорить о доброте, сострадании и милосердии.

- Мы отправляемся в город Милосердия и Сострадания. Там живут удивительные люди, которые помогут нам понять истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

- А отправимся мы в путешествие на поезде. (Под музыку песни из м/ф «Паровозик из Ромашкова» дети имитируют движение поезда)

- Добро пожаловать в город Милосердия и Сострадания. Перед вами карта этого города.

4. Работа над новым материалом. Путешествие по городу Милосердия и Сострадания.

 

1) Станция Словарная

- Ребята, мы с вами сделаем первую остановку на станции Словарная.

- Как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? (Милое сердце)

Одно из самых красивых слов на свете - МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце.

Милосердие – способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.

- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Переживать за другого)

Работа с понятием со – страдать.

- Что значит страдать? (чувствовать боль, переживание), а приставка со- в русском языке обозначает совместность, это значит, разделить чужую боль, уменьшить её – это и будет сострадать.

Сострадание - это умение понять боль другого человека и сочувствовать ему, способность переживать боль другого человека, как собственную.

- Отправляемся на следующую станцию. (Звучит музыка из м/ф)

 

2) Улица Милосердия

- Послушайте стихотворение Ольги Май «Милосердие»

 

Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал,
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.

Мальчик не смело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: «Это много...»
Ручки засунув в карманы свои.

Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло,
С горечью в голосе он попросил:

«Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть,
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть.»

И продавец, не спеша, открывает
Крышку в огромной коробке и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Но, а девятый за ними ползёт.

Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился, себе на беду.

Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.

Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
«Были бы деньги, то я без сомненья
Котёнка хромого у вас бы купил.»

А продавец  посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.

Но если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать.»

Мальчик ответил серьёзно и строго:
«Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?

Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!»

Это сказав, он неловко нагнулся,
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся,
Вместо ноги, он увидел протез!

Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.

«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!»

 

- О чём это стихотворение?

- Кто проявил милосердие?

- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?

- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?

- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)

- Да, проявлять милосердие – большое искусство!

- Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Проявляя внимание. Заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду.)

 

3) Переулок сострадания

- Некоторые люди живут бедно. Иногда они не имеют даже куска хлеба. Тогда выходят нуждающиеся к народу и просят милостыню. Но люди по-разному выполняют христианскую заповедь о помощи человеку. Одну из таких жестоких ситуаций описал Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Нищий».

Учитель. У врат обители святой

Стоял просящий подаянье

Бедняк, иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Когда лишь хлеба он просил,

А взор являл живую муку,

Но кто-то камень положил

В его протянутую руку.

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

 

- Что такое МИЛОСТЫНЯ ?

МИЛОСТЫНЯ- помощь другому человеку из жалости (сострадания) к нему.

- Как вы думаете, кто больше получает: тот кто дает или кто принимает?

- Великий историк Василий Ключевской описывал милостыню, как встречу двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», а другая подает « во имя Христово»

Репродукция картины Ивана Николаевича Крамского «Мужичок с клюкой»

- Что вы видите на картине?

- Кто этот человек?

- Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете?

- Как бы вы назвали эту картину?

 

4) Дорога Добра

 

- Назовите главные заповеди Христа. (Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. Возлюби ближнего твоего, как самого себя)

- Кто такой ближний?

- Как вы думаете, легко ли любить человека, которого совсем не знаешь?

- Держим наш путь дальше по Дороге добра.

- Посмотрим мультфильм «Притча о добром самарянине».

Нам встретятся незнакомые слова и выражения. Познакомимся с ними, а поможет нам в этом наш путеводитель. (Дети читают слова и их значение в путеводителе)

Притча – поучительный рассказ.

Самаряне - жители одной местности в Палестине (государство на Ближнем Востоке). Два народа, проживавшие в Палестине – иудеи и самаряне – враждовали между собой. Иудеи считали самарян ниже себя, презирали их, даже старались не разговаривать с ними.

Левит - еврейский церковный служитель)

Динарий - римская серебряная монета

 

Мультфильм Притча о добром самарянине.

https://www.youtube.com

- Понравился вам самарянин?

- Чем он вам понравился?

- Чему учит притча? (Притча учит любви ко всякому ближнему, учит человека считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, учит быть сострадательными и милосердными ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье).

Вывод: Иисус учит, что неваж­но, где ты ро­дил­ся, кто ты, какой ты веры или на­ци­о­наль­но­сти, глав­ное – какой ты че­ло­век. Хри­стос го­во­рит о том, что че­ло­ве­ка нужно оце­ни­вать по его по­ступ­кам.

 

5) Поляна добрых дел

- Ребята, как мы можем проявить милосердие на практике, в жизни?

(посетить больного одноклассника, поиграть с маленьким братиком или сестрёнкой, подарить свои игрушки тому, кто в них нуждается, накормить нуждающегося, приютить бездомное животное, сделать кормушки и подкармливать птиц зимой, помочь пожилому человеку пройти по скользкой дорожке, донести тяжёлую сумку, активно участвовать в субботнике по уборке территории школы, посёлка, подготовить спектакль, концерт для детей детского сада, реабилитационного центра).

- В храмах ежегодно проходит «Рождественская акция милосердия». Дети и взрослые собирают подарки детям-сиротам. Давайте приобщимся к этой акции. И, может быть, благодаря нашим добрым делам зажгутся в глазах многих людей огоньки радости и надежды.

5. Рефлексия

- Так какими же нравственными качествами должен обладать милосердный человек мы сейчас узнаем.

   В этой маленькой корзине

   Много качеств разных есть

   Всех их нам не перечесть

   Выбирая, не спеши

   Бери, что важно для души.

(В корзине карточки со словами: человеколюбие, сопереживание, отзывчивость, сострадание, щедрость, терпение, корысть, жадность, ненависть и т.д.) Дети выбирают, объясняют,  почему по их мнению этим качеством должен обладать милосердный человек.

 

6. Итог урока

Нашу встречу можно закончить словами  поэта Михаила Пляцковского.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!

 

7.Домашнее задание

1. Найти пословицы, вспомнить сказки, стихи о доброте, милосердии.

2. Прочитать святочный рассказ «Рождественский ангел» (Хрестоматия)


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Садварий Жанна Владиславовна, 16.07.20 в 20:25 2Ответить Пожаловаться
Спасибо. Очень трогательно.
Оленина Мария Владимировна, 14.04.21 в 16:25 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваш отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.