«Уроки беспощадного милосердия» на основе произведений Анатолия Приставкина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
города Вязьмы Смоленской области
Программа элективного курса
в 10 классе
«Уроки беспощадного милосердия» на основе произведений
Анатолия Приставкина.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Дубнярская Александра Владимировна
г. Вязьма
2016
«Уроки беспощадного милосердия» на основе произведений
Анатолия Приставкина.
«Спасибо товарищу Сталину
за наше счастливое детство»
Пояснительная записка
Многие авторы в своем творчестве обращались к теме войны. Это, например, такие произведения как «Василий Теркин» Александра Твардовского, «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и многие другие. С этими произведениями ребята знакомятся еще в школе, а вот творчество Анатолия Приставкина часто остается за рамками школьной программы, хотя его произведения по-новому освещают проблемы военного детства, а также раскрывают таинственные страницы истории нашей страны. Не удивительно, что его произведения долгое время находились под запретом, передались лишь изустно и рукописно.
Героям произведений Приставкина столько же лет, сколько и нашим старшеклассникам, а зачастую и гораздо меньше, но, поскольку, мы не выбираем время, когда родиться, на их долю выпали совсем не детские испытания. Тем не менее, им удалось сохранить чистоту и непорочность, остаться с людьми. Поэтому мы считаем актуальным изучение творчества Приставкина именно для подростков-старшеклассников, так как его повести взывают к лучшим качествам человеческой души.
Элективный курс «Уроки беспощадного милосердия» ориентирован на учащихся 11 классов и рассчитан на 11 учебных часов.
Цель курса – развивать душевные качества учащихся: милосердие, сострадание, сопереживание; обеспечить условия для самообразования и саморазвития; способствовать изучению творчества А. И. Приставкина в контексте русской литературы и истории; развитию навыков анализа прозаического произведения, развитию мышления, а также критического отношения к прочитанному.
Элективный курс направлен на решение следующих задач:
- познакомить с биографией и творчеством Анатолия Приставкина;
- формировать навык литературно-критической работы (написание рецензий, эссе, сочинений-рассуждений, работа над сопоставительным анализом текста и экранизации, анализ литературных статей);
- углубить знаний по теории литературы (основные теоретические понятия: тема, идея, композиция, жанр, реализм, символика, пространство и время);
- совершенствовать навыки анализа литературного произведения;
- подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Образовательные результаты данной программы:
- развивать душевные качества личности;
- формировать понимание специфики тематики и проблематики произведений писателя, особенностей стиля его прозы;
- повторить ключевых теоретико-литературных понятий;
- совершенствовать навыка анализа повести;
- формирование умение рассуждать и логически стоить высказывания как устные, так и письменные.
Основные формы организации учебных занятий:
- лекции;
- семинары;
- практические занятия.
Приемы обобщения и систематизации:
- сравнительный анализ;
- итоговые беседы;
- составление таблиц;
- написание сочинений, эссе и рецензий;
- работа с критической литературой.
К заданиям творческого характера относятся написание сочинений рассуждений, эссе, рецензий, сопоставительный анализ произведения и его экранизации.
Для достижения цели и реализации задач курса предполагаются следующие виды деятельности учителя и учеников: чтение произведения дома и в классе; выразительное чтение; художественное рассказывание; устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении; подбор цитат для ответа на поставленный вопрос; составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения; конспективное изложение результатов анализа произведения; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; запись плана или конспекта лекции учителя.
Межпредметные связи, затронутые в данном курсе:
Литература и история;
Литература и кинематография;
Литература и русский язык.
Для осуществления промежуточного контроля над достижениями учащихся разработана система тестов, для каждого занятия, а также проверка творческих работ.
Содержание курса
Номер занятия |
Тема |
Содержание |
1 |
А.И. Приставкин «Он родом из войны». |
Обоснование целей и задач курса. Биография Анатолия Игнатьевича Приставкина. Война в судьбе писателя. |
2 |
«Беспризорное дитя литературы» |
История создания произведения «Ночевала тучка золотая». Исторические предпосылки. |
3 |
«Мы просто хотели жить…» |
Основные проблемы произведения: |
4 |
«Какая же она Березовская, если она Дей Чурт звалась…» |
Смысл названия повести. Значение топонимов и антропонимов для понимания смысла произведения. |
5-6 |
«Ночевала тучка золотая…» Суламбека Мамилова. |
Экранизация произведений А.И.Приставкина. Просмотр кинофильма «Ночевала тучка золота». Сопоставление с литературным источником. Сравнительный анализ. Эссе. |
7 |
«Нас было двое: брат и я …» |
Анализ статьи В. Кардина «Нас было двое: брат и я…». Урок в форме ролевой игры. |
8 |
«Сын за отца не отвечает!» |
Композиционный анализ произведения «Кукушата, или жалобная песнь для успокоения сердца». Пространство и время в повести. |
9 |
«От взрослых дети ждут защиты…» |
Работа над произведением «Вагончик мой дальний». Анализ образа героя. |
10 |
Жестокость детских сердец |
«Золотой палач». Написание сочинения-рассуждения. |
11 |
Анатолий Приставкин «Уроки беспощадного милосердия». Итоговый урок по курсу. |
Понятие индивидуального стиля писателя. Написание эссе. |
Методические рекомендации
Урок №1
А.И. Приставкин «Он родом из войны».
Первое занятие курса посвящено знакомству с биографией А.И. Приставкина. Задача этого урока – сформировать в сознании учащихся образ писателя, яркий, живой, многогранный, показать какую роль сыграла война в жизни писателя. Форма работы – лекция учителя с использованием слайдовой презентации. В конце урока ребята объясняет смысл названия данного урока. Затем учитель предлагает, используя свой жизненный и читательский опыт, подобрать цитату, которая могла бы служить эпиграфом к данному уроку.
Домашним заданием для учащихся является чтение повести «Ночевала тучка золотая».
Урок №2
«Беспризорное дитя литературы».
Уроки со второго по седьмой посвящены анализу повести «Ночевала тучка золотая».
Урок начинается с теста, с помощью которого проверяется полнота усвоения знаний о биографии писателя. На первом уроке изучения повести мы знакомимся с историческими предпосылками написания данного произведения, также об истории его создания. Анатолий Приставкин говорил: «Я мог бы создать «Тучку» годом раньше или годом позже, не в том суть, но не написать эту вещь я просто не мог». Поразмышлять с учащимися о том, почему для Приставкина эта тема была «осколком, застрявшим в сердце». А также обсудить тот факт, что Приставкин долгое время держал свое творение в бельевом шкафу и боялся показать ее свету.
В конце урока ребятам предлагается, привлекая свой читательский опыт, сравнить произведение Анатолия Приставкина с другими авторами, писавшим о военном детстве. Выделить сходства и различия.
Урок №3
«Мы просто хотели жить…».
Данный урок в большей мере направлен на рассмотрение морально-нравственных особенностей произведения. Также в рамках урока мы повторяем такие теоретико-литературные понятия как тема, идея, проблема (выделяем их в данном произведении). Подробно рассматриваем три проблемы: проявление характера человека в сложных ситуациях военного времени; раскрытие сути пословицы «Кому война, а кому мать родна»; причины возникновения национальных конфликтов. Выделяются данные проблемы в ходе общей беседы. А затем класс делится на три группы, и каждая работает над одной из проблем. Строят высказывания логично, связно, грамотно, приводят цитаты из текста.
Дома учащимся предлагается выписать географические названия, встретившиеся в тексте, а также имена второстепенных героев.
Урок №4
«Какая же она Березовская, если она Дей Чурт звалась…».
Данный урок начинается с написания небольшого теста, в ходе которого проверяются знания по теории литературы, а именно понятие темы, идеи и проблемы. Далее весь оставшийся урок мы работаем с понятием топоним и антропоним. Даем определение этим понятиям, выписываем названия и имена, которые встречаются в тексте. Затем показываем, в ходе совместной работы и наводящих вопросов, как эти наименования влияют на понимание текста. Особое внимание уделяет топонимам: Томилино, Кавказ, Березовская, Дей Чурт или Могила отцов, антропонимам: шофер Вера (как последняя надежда на счастливое будущее, последняя вера), проводник Илья (выступающий в тексте как пророк), воспитатель Регина Петровна (или как близнецы называют её Резина) и другие.
Объяснить смысл названия произведения, почему автор заимствует его у Михаила Юрьевича Лермонтова, а также сравнить данный текст с произведением Катаева «Белеет парус одинокий» (заимствование также из творчества Лермонтова).
В конце с помощью проблемных вопросов учащиеся должны сами сделать вывод о значение имен и географических названий в тексте.
Урок №5-6
«Ночевала тучка золотая…» Суламбека Мамилова.
Урок по традиции начинается с небольшого теста, в ходе которого проверяются знания, полученные в ходе прошлого урока (значение топонимов и антропонимов в прозаическом тексте).
Затем мы предлагаем просмотреть фильм Салумбека Мамилова «Ночевала тучка золотая…». Перед просмотром следует задать учащимся несколько вопросов, например: «Совпадает ли позиция режиссера с позицией автора?», «Совпали ли ваши представления образов героев с тем, как их представил режиссер?» и т.д. Затем учащиеся смотрят фильм. После просмотра целесообразно провести беседу, в ходе которой сопоставляются фильм и литературный источник.
В оставшееся время урока учащиеся пишут эссе о своих впечатлениях, полученных во время просмотр фильма, а также включают в текст эссе элементы сравнительного анализа фильма и произведения.
Домашним заданием для ребят становится чтение статьи Кардина «Нас было двое: брат и я …».
Урок №7
«Нас было двое: брат и я …».
Данный урок очень важен, так как работе с литературно-критическими статьями в школе уделяется недостаточное количество времени.
Урок проводится в виде ролевой игры: класс делится на литературоведов, психологов, критиков и биографов. Каждая группа должна подготовить небольшое сообщение. Критики делают критический обзор статьи в целом. Литературоведы объясняют смысл заимствования Кардиным строк из произведения Пушкина «Братья разбойники» для названия своей статьи. Биографы рассуждают об особенностях, в которых автор статьи видит автобиографичность произведения. Психологи оценивают включение в текст сцены ужасной гибели ребенка на основе произведения и статьи. Каждый из участников ролевой игры может выступить оппонентом любого докладчика.
В конце урока учитель предлагает систему вопросов, ответы на которые должны привести к выводу о том, что произведение Приставкина «Ночевала тучка золотая» актуально и сегодня. Также в доказательство этому привести примеры из анализируемой статьи.
Домашним заданием для учащихся является чтение произведения Приставкина «Кукушата, или жалобная песнь для успокоения сердца».
Урок №8
«Сын за отца не отвечает»
Уроки с восьмого по десятый посвящены анализу отдельных произведений автора. Работа здесь идет в двух направлениях. Во-первых, нужно понять и прочувствовать глубину морально-нравственного содержания произведения а, во-вторых, восстановить в памяти знания по теории литературы.
Данный урок посвящен изучению повести Приставкина «Кукушата, или жалобная песнь для успокоения сердца». Урок начинается с прослушивания небольшого сообщения об исторической ситуации, описанной в повести – борьба власти с так называемыми «врагами народа». Далее следует беседа о том, почему учитель подобрал именно такое название к уроку. Затем предлагается, используя свой читательский опыт, вспомнить произведения посвященные данной теме. Основной акцент делается на поэму А.Т. Твардовского «По праву памяти».
Вторая часть урока посвящена изучению теоретико-литературных понятий. Стоит обратить внимание на особенность композиции (произведение начинается с развязки). В связи с этим стоит далее рассмотреть пространство и время. Поговорить о нарушение хронологической последовательности событий и смещение временной перспективы, а также об оппозиции пространственных единиц в данной повести.
Домашним заданием для учащихся является чтение произведения Приставкина «Вагончик мой дальний».
Урок №9
«От взрослых дети ждут защиты…».
Данный урок начинается с выполнения теста, в ходе которого проверяется усвоение знаний о композиции произведения, а также о пространстве и времени.
Затем начинаем работу над анализом произведения «Вагончик мой дальний». Для начала предлагаем познакомиться со стихотворением «Дети в Освенциме» Наума Коржавина. Так как в обоих произведениях главной темой является бесчеловечное отношение взрослых к детям, но если в стихотворении это делают немцы, враги, фашисты, то в повести Приставкина издеваются, презирают, унижают те люди, которые должны выступать защитниками: директор детского дома, военные, власть…
Далее идет работа по изучению теоретико-литературных понятий: «художественный образ», «герой», «персонаж». Чтобы закрепить теоретические знания на практике, в ходе беседы выполняем анализ образа героя произведения Антона, по заранее подготовленному плану. В конце урока следует сделать обобщение.
Домашним заданием для учащихся является чтение произведения «Золотой палач».
Урок №10
Жестокость детских сердец.
Данный урок по традиции начинается с написания теста, чтобы проверить усвоение теоретико-литературных понятий изученных на предыдущем уроке. Затем повторяем особенности написания сочинения-рассуждения, чтобы в дальнейшем учащиеся написали сочинение на тему «Жестокость детских сердец», где учащимся нужно занять одну из противоположных сторон понимания произведения «Золотой палач»: либо доказать бескрайнюю жестокость детей, либо раскрыть доброту, чистоту их сердец.
При оценивании данных работ стоит особое внимание уделить усвоению структуры сочинения-рассуждения, а также глубине рассуждений о нравственной стороне повести.
Домашним заданием является создание творческого проекта по материалам курса, либо по самостоятельно прочитанным произведениям Анатолия Приставкина, заинтересовавших детей. (Данное задание выполняется по желанию).
Урок №11
Анатолий Приставкин «Уроки беспощадного милосердия».
Итоговый урок по курсу.
Учащиеся под руководством учителя обобщают все те знания, которые получили в рамках курса. Делают выводы об особенностях поэтики произведений, выделяют и записывают основные черты индивидуального стиля (обращаем внимание на постоянное использование устойчивых выражений, просторечных и разговорных слов, жаргонизмов, прилагательных с уменьшительно-пренебрежительным значением, произведений фольклора и т.д.).
Итоговым заданием для всех является написание эссе, название которого идентично названию элективного курса «Уроки беспощадного милосердия». В этой работе учащиеся должны высказать свое мнение по поводу творчества автора, дать оценку элективному курсу, а также рассказать о сведениях, которые они усвоили в ходе занятий.
В конце просматриваются и обсуждаются творческие работы (если таковые имеются). Подводятся итоги.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Теоретико-литературные понятия |
Основные виды деятельности учащихся |
Межпредметные и внутрипредметные связи |
1 |
А.И. Приставкин «Он родом из войны». |
Прослушивание лекции учителя. Работа со слайдовой презентацией. Подбор цитат. Знакомство с формами и методами работы. |
Связь литературы и истории (разговор о влиянии войны на жизнь писателя). Связь литературы и искусства (работа с портретом писателя). |
|
2 |
«Беспризорное дитя литературы» |
Повесть |
Прослушивание индивидуальных сообщений об исторических предпосылках и истории создания. Ответы на проблемные вопросы. Работа со смыслом названия урока. |
Сравнение повести с произведениями о военном детстве других писателей. |
3 |
«Мы просто хотели жить…» |
Тема Идея Проблема |
Беседы. Работа в группах. |
Связь с фольклором (работа с пословицей). |
4 |
«Какая же она Березовская, если она Дей Чурт звалась…» |
Топонимы Антропонимы Деталь |
Беседа. Сравнительный анализ. Работа с текстом. Ответы на проблемные вопросы. |
Связь литературы с топонимикой и антропонимикой. Катаев «Белеет парус одинокий». Лермонтов «Ночевала тучка золотая». Рассмотреть противопоставление Кавказа и Москвы у Приставкина в сравнении с миром холмов и миром гор у Лермонтова. |
5-6 |
«Ночевала тучка золотая…» Суламбека Мамилова. |
Просмотр кинофильма. Ответы на проблемные вопросы. Сравнительный анализ. Написание рецензии. |
Связь литературы с кинематографией. |
|
7 |
«Нас было двое: брат и я …» |
Анализ критической статьи. |
А.С. Пушкин «Братья разбойники». |
|
8 |
«Сын за отца не отвечает!» |
Композиция: завязка, перипетии, кульминация, развязка. Пространство и время. Литературная традиция. Натурализм. |
Беседа с использованием презентации. |
Связь литературы и истории (рассказ о борьбе власти с врагами народа). А. Твардовский «По праву памяти». |
9 |
«От взрослых дети ждут защиты…» |
Повесть. Герой. Художественный образ. |
Беседа, анализ образа героя. |
Наум Коржавин «Дети в Освенциме». |
10 |
Жестокость детских сердец |
Повесть Натурализм |
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. |
|
11 |
Анатолий Приставкин «Уроки беспощадного милосердия». Итоговый урок по курсу. |
Поэтика |
Повторительно-обобщающая беседа. Написание эссе. Анализ индивидуального стиля писателя. |
Связь литературы и русского языка (работа над рассмотрением индивидуального стиля писателя). |
Список использованной литературы
- Жиндеева Е.А., Соболева (Маркочева) А.Ю. Специфика пространственно-временной организации повестей А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» и «Кукушата, или Жалобная повесть для успокоения сердца»: сравнительно-сопоставительный аспект // Вестник Челябинского государственного университета. Филология Искусствоведение. – 2012. – В. 62. – № 2 (256). – С. 12-16.
- Кардин Э. В. Нас было двое: брат и я... . // Литературное обозрение. 1987. №9. С.45-43
- Латынина Л. Одна неправда нам в убыток... // Литературная газета. –1987. 15 апр. С.4
- Литвинова В. И. Методические рекомендации по проведению урока внеклассного чтения по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Абаканский государственный педагогический институт, 1989.
- Ночевала тучка золотая. Сюжет из жизни и жизнь, как сюжет / беседу записала Т.Савельева // Вся Москва. – 1992. №7-8. С.42-44.
- Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А. В. Суперанская; Институт языкознания АН СССР. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
- Приставкин А.И. Собрание сочинений в пяти томах. – М.: АСТ: Зебра Е. – 2009. Том 1,2,5.
- Приставкин А. Все, что мне дорого. АСТ, Зебра Е. – 2009.
- Степанян К. Уроки беспощадного милосердия // Литературная Россия. – 1987. С.4-5
- Федотов О.И. Основы теории литературы. M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 2003. Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение. 272 с.
- Фесенко Э.Я. Теория литературы. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», – 2008, 784 с.
- Каспржак А. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства//Директор школы.-2006.
- Сафонов Г. Элективные курсы (из опыта работы по предпрофильному и профильному обучению в лицее)//Школьное планирование.-2005.
- Кротова Ю. Материалы для подготовки программы элективного курса. //Практика административной работы в школе. – 2006.