12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубнярская Александра Владимировна64
Россия, Смоленская обл., Вязьма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

города Вязьмы Смоленской области

 

Программа элективного курса

в 10 классе

«Уроки беспощадного милосердия» на основе произведений

Анатолия Приставкина.

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Дубнярская Александра Владимировна

г. Вязьма

2016

«Уроки беспощадного милосердия» на основе произведений

Анатолия Приставкина.

«Спасибо товарищу Сталину

за наше счастливое детство»

Пояснительная записка

Многие авторы в своем творчестве обращались к теме войны. Это, например, такие произведения как «Василий Теркин» Александра Твардовского, «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и многие другие. С этими произведениями ребята знакомятся еще в школе, а вот творчество Анатолия Приставкина часто остается за рамками школьной программы, хотя его произведения по-новому освещают проблемы военного детства, а также раскрывают таинственные страницы истории нашей страны. Не удивительно, что его произведения долгое время находились под запретом, передались лишь изустно и рукописно.

Героям произведений Приставкина столько же лет, сколько и нашим старшеклассникам, а зачастую и гораздо меньше, но, поскольку, мы не выбираем время, когда родиться, на их долю выпали совсем не детские испытания. Тем не менее, им удалось сохранить чистоту и непорочность, остаться с людьми. Поэтому мы считаем актуальным изучение творчества Приставкина именно для подростков-старшеклассников, так как его повести взывают к лучшим качествам человеческой души.

Элективный курс «Уроки беспощадного милосердия» ориентирован на учащихся 11 классов и рассчитан на 11 учебных часов.

Цель курса – развивать душевные качества учащихся: милосердие, сострадание, сопереживание; обеспечить условия для самообразования и саморазвития; способствовать изучению творчества А. И. Приставкина в контексте русской литературы и истории; развитию навыков анализа прозаического произведения, развитию мышления, а также критического отношения к прочитанному.

Элективный курс направлен на решение следующих задач:

  • познакомить с биографией и творчеством Анатолия Приставкина;
  • формировать навык литературно-критической работы (написание рецензий, эссе, сочинений-рассуждений, работа над сопоставительным анализом текста и экранизации, анализ литературных статей);
  • углубить знаний по теории литературы (основные теоретические понятия: тема, идея, композиция, жанр, реализм, символика, пространство и время);
  • совершенствовать навыки анализа литературного произведения;
  • подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Образовательные результаты данной программы:

  • развивать душевные качества личности;
  • формировать понимание специфики тематики и проблематики произведений писателя, особенностей стиля его прозы;
  • повторить ключевых теоретико-литературных понятий;
  • совершенствовать навыка анализа повести;
  • формирование умение рассуждать и логически стоить высказывания как устные, так и письменные.

Основные формы организации учебных занятий:

  • лекции;
  • семинары;
  • практические занятия.

Приемы обобщения и систематизации:

  • сравнительный анализ;
  • итоговые беседы;
  • составление таблиц;
  • написание сочинений, эссе и рецензий;
  • работа с критической литературой.

К заданиям творческого характера относятся написание сочинений рассуждений, эссе, рецензий, сопоставительный анализ произведения и его экранизации.

Для достижения цели и реализации задач курса предполагаются следующие виды деятельности учителя и учеников: чтение произведения дома и в классе; выразительное чтение;  художественное рассказывание; устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении; подбор цитат для ответа на поставленный вопрос; составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения; конспективное изложение результатов анализа произведения; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; запись плана или конспекта лекции учителя.

Межпредметные связи, затронутые в данном курсе:

Литература и история;

Литература и кинематография;

Литература и русский язык.

Для осуществления промежуточного контроля над достижениями учащихся разработана система тестов, для каждого занятия, а также проверка творческих работ.

Содержание курса

Номер занятия

Тема

Содержание

1

А.И. Приставкин

«Он родом из войны».

Обоснование целей и задач курса. Биография Анатолия Игнатьевича Приставкина. Война в судьбе писателя.

2

«Беспризорное дитя литературы»

История создания произведения «Ночевала тучка золотая». Исторические предпосылки.

3

«Мы просто хотели жить…»

Основные проблемы произведения: 
проявление характера человека в сложных ситуациях военного времени; 
раскрытие сути пословицы "Кому война, а кому мать родна"; 
причины возникновения национальных конфликтов.

4

«Какая же она Березовская, если она Дей Чурт звалась…»

Смысл названия повести. Значение топонимов и антропонимов для понимания смысла произведения.

5-6

«Ночевала тучка золотая…» Суламбека Мамилова.

Экранизация произведений А.И.Приставкина. Просмотр кинофильма «Ночевала тучка золота». Сопоставление с литературным источником. Сравнительный анализ. Эссе.

7

«Нас было двое: брат и я …»

Анализ статьи В. Кардина «Нас было двое: брат и я…». Урок в форме ролевой игры.

8

«Сын за отца не отвечает!»

Композиционный анализ произведения «Кукушата, или жалобная песнь для успокоения сердца». Пространство и время в повести.

9

«От взрослых дети ждут защиты…»

Работа над произведением «Вагончик мой дальний». Анализ образа героя.

10

Жестокость детских сердец

«Золотой палач». Написание сочинения-рассуждения.

11

Анатолий Приставкин «Уроки беспощадного милосердия». Итоговый урок по курсу.

Понятие индивидуального стиля писателя.

Написание эссе.

Методические рекомендации

Урок №1

А.И. Приставкин «Он родом из войны».

Первое занятие курса посвящено знакомству с биографией А.И. Приставкина. Задача этого урока – сформировать в сознании учащихся образ писателя, яркий, живой, многогранный, показать какую роль сыграла война в жизни писателя. Форма работы – лекция учителя с использованием слайдовой презентации. В конце урока ребята объясняет смысл названия данного урока. Затем учитель предлагает, используя свой жизненный и читательский опыт, подобрать цитату, которая могла бы служить эпиграфом к данному уроку.

Домашним заданием для учащихся является чтение повести «Ночевала тучка золотая».

Урок №2

«Беспризорное дитя литературы».

Уроки со второго по седьмой посвящены анализу повести «Ночевала тучка золотая».

Урок начинается с теста, с помощью которого проверяется полнота усвоения знаний о биографии писателя. На первом уроке изучения повести мы знакомимся с историческими предпосылками написания данного произведения, также об истории его создания. Анатолий Приставкин говорил: «Я мог бы создать «Тучку» годом раньше или годом позже, не в том суть, но не написать эту вещь я просто не мог». Поразмышлять с учащимися о том, почему для Приставкина эта тема была «осколком, застрявшим в сердце». А также обсудить тот факт, что Приставкин долгое время держал свое творение в бельевом шкафу и боялся показать ее свету.

В конце урока ребятам предлагается, привлекая свой читательский опыт, сравнить произведение Анатолия Приставкина с другими авторами, писавшим о военном детстве. Выделить сходства и различия.

Урок №3

«Мы просто хотели жить…».

Данный урок в большей мере направлен на рассмотрение морально-нравственных особенностей произведения. Также в рамках урока мы повторяем такие теоретико-литературные понятия как тема, идея, проблема (выделяем их в данном произведении). Подробно рассматриваем три проблемы: проявление характера человека в сложных ситуациях военного времени; раскрытие сути пословицы «Кому война, а кому мать родна»; причины возникновения национальных конфликтов. Выделяются данные проблемы в ходе общей беседы. А затем класс делится на три группы, и каждая работает над одной из проблем. Строят высказывания логично, связно, грамотно, приводят цитаты из текста.

Дома учащимся предлагается выписать географические названия, встретившиеся в тексте, а также имена второстепенных героев.

Урок №4

«Какая же она Березовская, если она Дей Чурт звалась…».

Данный урок начинается с написания небольшого теста, в ходе которого проверяются знания по теории литературы, а именно понятие темы, идеи и проблемы. Далее весь оставшийся урок мы работаем с понятием топоним и антропоним. Даем определение этим понятиям, выписываем названия и имена, которые встречаются в тексте. Затем показываем, в ходе совместной работы и наводящих вопросов, как эти наименования влияют на понимание текста. Особое внимание уделяет топонимам: Томилино, Кавказ, Березовская, Дей Чурт или Могила отцов, антропонимам: шофер Вера (как последняя надежда на счастливое будущее, последняя вера), проводник Илья (выступающий в тексте как пророк), воспитатель Регина Петровна (или как близнецы называют её Резина) и другие.

Объяснить смысл названия произведения, почему автор заимствует его у Михаила Юрьевича Лермонтова, а также сравнить данный текст с произведением Катаева «Белеет парус одинокий» (заимствование также из творчества Лермонтова).

В конце с помощью проблемных вопросов учащиеся должны сами сделать вывод о значение имен и географических названий в тексте.

Урок №5-6

«Ночевала тучка золотая…» Суламбека Мамилова.

Урок по традиции начинается с небольшого теста, в ходе которого проверяются знания, полученные в ходе прошлого урока (значение топонимов и антропонимов в прозаическом тексте).

Затем мы предлагаем просмотреть фильм Салумбека Мамилова «Ночевала тучка золотая…». Перед просмотром следует задать учащимся несколько вопросов, например: «Совпадает ли позиция режиссера с позицией автора?», «Совпали ли ваши представления образов героев с тем, как их представил режиссер?» и т.д. Затем учащиеся смотрят фильм. После просмотра целесообразно провести беседу, в ходе которой сопоставляются фильм и литературный источник.

В оставшееся время урока учащиеся пишут эссе о своих впечатлениях, полученных во время просмотр фильма, а также включают в текст эссе элементы сравнительного анализа фильма и произведения.

Домашним заданием для ребят становится чтение статьи Кардина «Нас было двое: брат и я …».

Урок №7

«Нас было двое: брат и я …».

Данный урок очень важен, так как работе с литературно-критическими статьями в школе уделяется недостаточное количество времени.

Урок проводится в виде ролевой игры: класс делится на литературоведов, психологов, критиков и биографов. Каждая группа должна подготовить небольшое сообщение. Критики делают критический обзор статьи в целом. Литературоведы объясняют смысл заимствования Кардиным строк из произведения Пушкина «Братья разбойники» для названия своей статьи. Биографы рассуждают об особенностях, в которых автор статьи видит автобиографичность произведения. Психологи оценивают включение в текст сцены ужасной гибели ребенка на основе произведения и статьи. Каждый из участников ролевой игры может выступить оппонентом любого докладчика.

В конце урока учитель предлагает систему вопросов, ответы на которые должны привести к выводу о том, что произведение Приставкина «Ночевала тучка золотая» актуально и сегодня. Также в доказательство этому привести примеры из анализируемой статьи.

Домашним заданием для учащихся является чтение произведения Приставкина «Кукушата, или жалобная песнь для успокоения сердца».

Урок №8

«Сын за отца не отвечает»

Уроки с восьмого по десятый посвящены анализу отдельных произведений автора. Работа здесь идет в двух направлениях. Во-первых, нужно понять и прочувствовать глубину морально-нравственного содержания произведения а, во-вторых, восстановить в памяти знания по теории литературы.

Данный урок посвящен изучению повести Приставкина «Кукушата, или жалобная песнь для успокоения сердца». Урок начинается с прослушивания небольшого сообщения об исторической ситуации, описанной в повести – борьба власти с так называемыми «врагами народа». Далее следует беседа о том, почему учитель подобрал именно такое название к уроку. Затем предлагается, используя свой читательский опыт, вспомнить произведения посвященные данной теме. Основной акцент делается на поэму А.Т. Твардовского «По праву памяти».

Вторая часть урока посвящена изучению теоретико-литературных понятий. Стоит обратить внимание на особенность композиции (произведение начинается с развязки). В связи с этим стоит далее рассмотреть пространство и время. Поговорить о нарушение хронологической последовательности событий и смещение временной перспективы, а также об оппозиции пространственных единиц в данной повести.

Домашним заданием для учащихся является чтение произведения Приставкина «Вагончик мой дальний».

Урок №9

«От взрослых дети ждут защиты…».

Данный урок начинается с выполнения теста, в ходе которого проверяется усвоение знаний о композиции произведения, а также о пространстве и времени.

Затем начинаем работу над анализом произведения «Вагончик мой дальний». Для начала предлагаем познакомиться со стихотворением «Дети в Освенциме» Наума Коржавина. Так как в обоих произведениях главной темой является бесчеловечное отношение взрослых к детям, но если в стихотворении это делают немцы, враги, фашисты, то в повести Приставкина издеваются, презирают, унижают те люди, которые должны выступать защитниками: директор детского дома, военные, власть…

Далее идет работа по изучению теоретико-литературных понятий: «художественный образ», «герой», «персонаж». Чтобы закрепить теоретические знания на практике, в ходе беседы выполняем анализ образа героя произведения Антона, по заранее подготовленному плану. В конце урока следует сделать обобщение.

Домашним заданием для учащихся является чтение произведения «Золотой палач».

Урок №10

Жестокость детских сердец.

Данный урок по традиции начинается с написания теста, чтобы проверить усвоение теоретико-литературных понятий изученных на предыдущем уроке. Затем повторяем особенности написания сочинения-рассуждения, чтобы в дальнейшем учащиеся написали сочинение на тему «Жестокость детских сердец», где учащимся нужно занять одну из противоположных сторон понимания произведения «Золотой палач»: либо доказать бескрайнюю жестокость детей, либо раскрыть доброту, чистоту их сердец.

При оценивании данных работ стоит особое внимание уделить усвоению структуры сочинения-рассуждения, а также глубине рассуждений о нравственной стороне повести.

Домашним заданием является создание творческого проекта по материалам курса, либо по самостоятельно прочитанным произведениям Анатолия Приставкина, заинтересовавших детей. (Данное задание выполняется по желанию).

Урок №11

Анатолий Приставкин «Уроки беспощадного милосердия».

Итоговый урок по курсу.

Учащиеся под руководством учителя обобщают все те знания, которые получили в рамках курса. Делают выводы об особенностях поэтики произведений, выделяют и записывают основные черты индивидуального стиля (обращаем внимание на постоянное использование устойчивых выражений, просторечных и разговорных слов, жаргонизмов, прилагательных с уменьшительно-пренебрежительным значением, произведений фольклора и т.д.).

Итоговым заданием для всех является написание эссе, название которого идентично названию элективного курса «Уроки беспощадного милосердия». В этой работе учащиеся должны высказать свое мнение по поводу творчества автора, дать оценку элективному курсу, а также рассказать о сведениях, которые они усвоили в ходе занятий.

В конце просматриваются и обсуждаются творческие работы (если таковые имеются). Подводятся итоги.

Тематическое планирование

Тема

Теоретико-литературные понятия

Основные виды деятельности учащихся

Межпредметные и внутрипредметные связи

1

А.И. Приставкин

«Он родом из войны».

 

Прослушивание лекции учителя. Работа со слайдовой презентацией. Подбор цитат.

Знакомство с формами и методами работы.

Связь литературы и истории (разговор о влиянии войны на жизнь писателя).

Связь литературы и искусства (работа с портретом писателя).

2

«Беспризорное дитя литературы»

Повесть

Прослушивание индивидуальных сообщений об исторических предпосылках и истории создания.

Ответы на проблемные вопросы. Работа со смыслом названия урока.

Сравнение повести с произведениями о военном детстве других писателей.

3

«Мы просто хотели жить…»

Тема

Идея

Проблема

Беседы. Работа в группах.

Связь с фольклором (работа с пословицей).

4

«Какая же она Березовская, если она Дей Чурт звалась…»

Топонимы

Антропонимы

Деталь

Беседа.

Сравнительный анализ.

Работа с текстом.

Ответы на проблемные вопросы.

Связь литературы с топонимикой и антропонимикой.

Катаев «Белеет парус одинокий».

Лермонтов «Ночевала тучка золотая».

Рассмотреть противопоставление Кавказа и Москвы у Приставкина в сравнении с миром холмов и миром гор у Лермонтова.

5-6

«Ночевала тучка золотая…» Суламбека Мамилова.

 

Просмотр кинофильма. Ответы на проблемные вопросы. Сравнительный анализ. Написание рецензии.

Связь литературы с кинематографией.

7

«Нас было двое: брат и я …»

 

Анализ критической статьи.

А.С. Пушкин «Братья разбойники».

8

«Сын за отца не отвечает!»

Композиция: завязка, перипетии, кульминация, развязка.

Пространство и время.

Литературная традиция.

Натурализм.

Беседа с использованием презентации.

Связь литературы и истории (рассказ о борьбе власти с врагами народа).

А. Твардовский «По праву памяти».

9

«От взрослых дети ждут защиты…»

Повесть.

Герой.

Художественный образ.

Беседа, анализ образа героя.

Наум Коржавин «Дети в Освенциме».

10

Жестокость детских сердец

Повесть

Натурализм

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

 

11

Анатолий Приставкин «Уроки беспощадного милосердия». Итоговый урок по курсу.

Поэтика

Повторительно-обобщающая беседа.

Написание эссе.

Анализ индивидуального стиля писателя.

Связь литературы и русского языка (работа над рассмотрением индивидуального стиля писателя).

Список использованной литературы

  1. Жиндеева Е.А., Соболева (Маркочева) А.Ю. Специфика пространственно-временной организации повестей А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» и «Кукушата, или Жалобная повесть для успокоения сердца»: сравнительно-сопоставительный аспект // Вестник Челябинского государственного университета. Филология Искусствоведение2012.  В. 62.  № 2 (256).  С. 12-16.
  2. Кардин Э. В. Нас было двое: брат и я... . // Литературное обозрение. 1987. №9. С.45-43
  3. Латынина Л. Одна неправда нам в убыток... // Литературная газета. 1987. 15 апр. С.4
  4. Литвинова В. И. Методические рекомендации по проведению урока внеклассного чтения по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Абаканский государственный педагогический институт, 1989.
  5. Ночевала тучка золотая. Сюжет из жизни и жизнь, как сюжет / беседу записала Т.Савельева // Вся Москва. 1992. №7-8. С.42-44.
  6. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А. В. Суперанская; Институт языкознания АН СССР Изд. 2-е, перераб. и доп.  М.: Наука, 1988.  192 с.
  7. Приставкин А.И. Собрание сочинений в пяти томах. – М.: АСТ: Зебра Е. 2009. Том 1,2,5.
  8. Приставкин А. Все, что мне дорого. АСТ, Зебра Е. 2009.
  9. Степанян К. Уроки беспощадного милосердия // Литературная Россия. 1987. С.4-5
  10. Федотов О.И. Основы теории литературы. M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение. 272 с.
  11. Фесенко Э.Я. Теория литературы. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008, 784 с.
  12.  Каспржак А. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства//Директор школы.-2006.
  13. Сафонов Г. Элективные курсы (из опыта работы по предпрофильному и профильному обучению в лицее)//Школьное планирование.-2005.
  14. Кротова Ю. Материалы для подготовки программы элективного курса. //Практика административной работы в школе. – 2006.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.