ДЕЛАЕМ РЕЧЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЕЙ И ИНТЕРЕСНЕЙ. Методические рекомендации

ДЕЛАЕМ РЕЧЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЕЙ И ИНТЕРЕСНЕЙ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2 | Должность | Преподаватель. |
3 | Категория | Высшая педагогическая. |
4 | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» |
5 | Название ресурса | Делаем речь выразительней и интересней. |
6 | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7 | Дисциплина | Любая. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9 | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат способы улучшения выразительности речи. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | https://digiseller.com/preview/888070/p1_3612491_2b598345.png |
https://d31xsmoz1lk3y3.cloudfront.net/big/685572.jpg?v=1601509970 | ||
2 | https://rsport.ria.ru/20241203/uprazhneniya-dlya-razvitiya-diktsii-i-golosa-dlya-vzroslykh-i-detey-1844995431.html | |
3 | https://brodude.ru/8-vyrazitelnyh-sredstv-yazyka-kotorye-raznoobrazyat-tvoyu-rech/ |
ДЕЛАЕМ РЕЧЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЕЙ И ИНТЕРЕСНЕЙ
1. Записываем свои высказывания на диктофон и подвергаем анализу. В них могут встретиться не только слова-паразиты («в принципе», «ну», «типа»), но и просторечия, произносимые совершенно некстати: к примеру, «отчебучить», «пожамкать», «почапать» и др.
2. Выписываем все эти слова в блокнот и стараемся отследить в речи. Нередко от них возможно избавиться без потери смысла, но лучший способ – заменить синонимом. Например, вместо просторечия «отчебучить» можно сказать «натворить», «наделать».
3. Просим родных, близких, друзей помочь и указывать на каждое слово-паразит или слово-просторечие. Для окружающих такие слова могут быть намного приметнее.
4. Назначаем условные наказания за словесный мусор – например, кидаем монеты в копилку, затем позже награждаем себя покупкой книги за улучшение в речи.
5. Отождествляем растягивание гласных звуков между словами со словесным мусором, пытаемся освободиться.
6. Делаем остановки в речи – они помогают ее лучше контролировать, дают возможность подобрать нужное слово и добавить в монолог выразительности. Слушатели будут с интересом воспринимать вашу речь и ждать, что вы скажете дальше.
7. Расширяем словарный запас: 1) читаем вслух; 2) выписываем незнакомые определения с объяснениями в отдельную тетрадь; 3) читаем художественную литературу; 4) слушаем научно-популярные подкасты и лекции; 5) играем в словесные игры.
8. Находим оратора, чья речь нравится и пробуем ему подражать – поиск не составит труда, так как в интернете есть миллионы видео с выступлениями разных личностей, способных помочь найти ролевую модель.