Конспект урока по математике на тему «Деление с остатком» (3 класс)
Тема: «Деление с остатком»
Тип урока: рефлексия
Цель: формировать умение выполнять деление с остатком, делать проверку.
Задачи:
- формировать навык устного счета;
- умение решать составные задачи.
Оборудование: Математика. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017., презентация PowerPoint, раздаточный материал.
1. Мотивация
- Всем известно, что активность, терпение, трудолюбие, целеустремленность помогают нам учиться. Но есть еще одно качество, без которого невозможно ничему научиться — это честность. Если мы будем скрывать свои ошибки, то не сможем их исправить, и в следующий раз обязательно их повторим. Я желаю вам сегодня на уроке быть не только трудолюбивыми, целеустремленными, но и честными.
2. Актуализация
- Начнем урок с повторения. Запишите только ответы:
14 : 7; 18 : 9; 8 : 4; 15 : 5; 24 : 8; 27 : 9; 36 : 4; 45 : 5; 48 : 8; 54 : 9; 63 : 9; 32 : 5; 45 : 11.
- Проверяем.
3. Локализация затруднений
- Какие из этих примеров вам было сложнее решить? (примеры с остатком)
- В каких примерах чаще встречаются ошибки? (когда делим двузначное на двузначное число)
- Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какую цель поставим перед собой? (решать примеры на деление с остатком, находить и исправлять свои ошибки)
- А тема нашего урока «Деление с остатком»
4. Построение проекта выхода из затруднений
- Я предлагаю работать по следующему плану:
1. Вспомним алгоритмы деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.
2. Вспомним алгоритм выполнения проверки.
3. Выполним самостоятельные работы, найдем и исправим свои ошибки.
5. Реализация проекта
На доске появляются алгоритмы. Затем при помощи алгоритмов дети исправляют ошибки в устном счете.
- Возьмите карточку и выполните самостоятельную работу №1.
6. Обобщение затруднений во внешней речи
- Проверяем. Если ваши ответы совпадают с моими ставим «+», если нет - «?».
- У кого все ответы совпали с моими? Молодцы!
- У кого возникли вопросы? Давайте подумаем почему. (не правильно подобрали число в частное, нашли неверно остаток, остаток больше делителя)
- Давайте еще раз вернемся к алгоритмам. Исправим свои ошибки.
Физкультминутка
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Те дети, которые первую самостоятельную работу без ошибок, выполнят самостоятельную работу повышенной трудности. Дети, допустившие ошибки, выполнят самостоятельную работу № 2 и постараются решить эти примеры без ошибок.
- Проверяем ответы. Если ваши ответы совпадают с моими ставим «+», если нет - «?».
8. Включение в систему знаний и повторение
- Используя наши знания, давайте решим задачу № 1, страница 31.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Давайте вспомним цель нашего урока. (решать примеры на деление с остатком, находить и исправлять свои ошибки)
– У кого возникли затруднения? Что нужно сделать, чтобы их преодолеть?
– А кому всё удалось?
- Оцените свою работу.
Домашнее задание: страница 31, № 2, № 3.
Раздаточный материал к уроку по математике на тему: «Деление с остатком»
Самостоятельная работа № 1
Реши примеры
37:6 = 69:34 =
44:7 = 80:26 =
58:7 = 77:18 =
Реши примеры с проверкой
8:7 = _________________________________________________________
49:6 = ________________________________________________________
23:56 = _______________________________________________________
48:20 = _______________________________________________________
56:10 = _______________________________________________________
99:24 = _______________________________________________________
Самостоятельная работа № 2
Реши примеры
37:6 = 47:5 =
25:4 = 62:12 =
39:9 = 87:28 =
Реши примеры с проверкой
27:6 = _________________________________________________________
38:5 = _________________________________________________________
22:3 = _________________________________________________________
78:20 = ________________________________________________________
89:43 = ________________________________________________________
65:31 = ________________________________________________________
Самостоятельная работа повышенной трудности
Реши примеры с проверкой
65:31 =
89:43 =
100:33 =
Реши задачу
В первый день фермер собрал 34 килограмма яблок, а во второй — 45 килограмм. Все яблоки он разложил в ящики по 16 килограммов в каждый. Сколько потребовалось ящиков?
Эталон для самопроверки
Самостоятельная работа № 1
37:6 = 6 (ост. 1) 69:34 = 2 (ост. 1)
44:7 = 6 (ост. 2) 80:26 = 3 (ост. 2)
58:7 = 8 (ост. 2) 77:18 = 4 (ост. 5)
8:7 = 1 (ост. 1) 1х7 + 1 = 8
49:6 = 7 (ост. 7) 7х6 + 7 = 49
23:56 = 0 (ост. 23) 0х56 + 23 = 23
48:20 = 2 (ост. 8) 2х20 + 8 = 48
56:10 = 5 (ост. 6) 5х10 + 6 = 56
99:24 = 4 (ост. 3) 4х24 + 3 = 99
Самостоятельная работа № 2
37:6 = 6 (ост. 1) 47:5 = 9 (ост. 2)
25:4 = 6 (ост. 1) 62:12 = 5 (ост. 2)
39:9 = 4 (ост. 3) 87:28 = 3 (ост. 3)
27:6 = 4 (ост. 3) 4х6 + 3 = 24
38:5 = 7 (ост. 3) 7х5 + 3 = 38
22:3 = 7 (ост. 1) 7х3 + 1 = 22
78:20 = 3 (ост. 18) 3х20 + 18 = 78
89:43 = 2 (ост. 3) 2х43 + 3 = 89
65:31 = 2 (ост. 3) 2х31 + 3 = 65
Самостоятельная работа повышенной трудности
65:31 = 2 (ост. 3) 2х31 + 3 = 65
89:43 = 2 (ост. 3) 2х43 + 3 = 89
100:33 = 3 (ост. 1) 3х33 + 1 = 99
1) 34 + 45 = 79 (кг) — фермер собрал за два дня.
2) 79:16 = 4 (ящика) — потребовалось и осталось 15 килограммов яблок.
Ответ: потребовалось 4 ящика.