Презентация к уроку математики на тему «Деление с остатком» (3 класс)
Конспект урока математики «Деление с остатком»
Провела Ивахина А. Е.
Место проведения: 3 класс
Тип урока: открытие нового знания.
Образовательная система: «Школа России»
Предмет: математика, Моро, часть 3.
Цель: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике, Формировать представление о том, как производить проверку деления с остатком
Задачи урока:
Обучающие:
Познакомить учащихся с применением алгоритма деления числа с остатком;
Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
Формировать навыки анализа задачи, умений решать логические задания.
Развивающие:
Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности;
Способствовать развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.
УУД:
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя предложенную информацию.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности. Обучаемый будет учиться моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи. Использовать символические варианты математической записи. Проводить сравнение, делать выводы на основе сравнения.
Коммуникативные:
Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);
Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
Ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
Ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
Работать консультантом и помощником для других ребят;
Регулятивные:
Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;
Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Личностные:
Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Выполнять задания творческого и поискового характера;
Пользоваться условными обозначениями, оценивать себя и товарищей;
Слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация к познавательной деятельности. Здравствуйте, ребята, меня зовут Алина Евгеньевна. Знаете ли вы, что деление издавна считалось самым сложным действием, и до того как люди научились считать в столбик, применялся очень сложный способ деления «методом галер». Этот способ был очень громоздким, посмотрите на слайд как он выглядел. Но со временем этот метод вытиснил знакомый нам способ деления в столбик. Актуализация и пробное учебное действие Ребята, давайте поиграем в математическое домино, в этой игре вам необходимо, находя значение деления, сопоставить домино. Ребята, какое необычное равенство вам встретилось в этой игре? Локализация индивидуального затруднения. Кто знает, как называется такое деление? Как вы думаете, правильно ли в домино дан ответ? Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Какой же будет цель урока? Верно, нашей целью будет научиться выполнять деление с остатком. Но прежде чем нам научиться выполнять деление с остатком, нам надо понять смысл этого действия. Откройте учебники на странице 26, посмотрите на картинку. Прочитайте текст рядом с указателем. Построение проекта выхода из затруднения. Хорошо, теперь посмотрим на слайд. Ребята, как вы думаете, почему цифра 15 выделена красным цветом? Верно, число 15 выделено потому, что при делениии17 на 3 оно является последним в группировки чисел по три. А 16 и 17 не составляют полную группу – это остаток. Так при делении числа с остатком мы первым делом подбираем самое большое число, которое меньше делимого и кратно делителю. 17 не кратно 3, берем 16. 16 тоже не поделится на 3 без остатка, берем 15. 15 делится на 3 без остатка. Число 15 будет первым неполным делимым. 15:3=5. 5 – неполное частное Как вы знаете из учебника деление может записываться в столбик кто расскажет, как это сделать? Реализация построенного проекта. Применим правила и решим выражения на слайдах. Хорошо. Теперь дадим глазам отдохнуть. Не поворачивая головы смотрим вправо, стараемся увидеть как можно больше, теперь влево. Снова вправо, влево. Поморгаем. Ребята, теперь посмотрите в учебник на номер 1. Хорошо! Выполним номер 2, называя все компоненты деления с остатком и производя проверку. При записи не забываем ставить точку посте сокращения слова «остаток». Выполним задание 3. Кто прочитает задачу? О чем говорится в задаче? Что нам известно о тетрадях? Каков вопрос задачи? Кто составит краткую запись? Сможем ли мы сразу ответить на вопросы задачи? Почему? Можем ли мы узнать, сколько листов в одной тетради? Зная сколько листов в одной тетради, ответим ли мы на вопрос задачи? Во сколько действий решим задачу? Что мы найдем в первом действии, какой знак действия используем? Что мы найдем во втором действии? Какой знак используем? Что мы найдем в третьем действии? Какой знак используем? Кто напишет решение задачи у доски? Ребята, какую закономерность вы заметили? Хорошо! Решим задачу номер 4. Ребята, как находится площадь фигуры? Что такое см²? Ребята, как мы найдем площадь всей фигуры, зная, что она поделена на 8 равных частей, каждая из которых равна 5см²? Верно, если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников. Следующее задание. Взывать буду к доске по цепочке, работаем вместе с доской в тетради. Кто отвечает у доски проговаривает и действия и промежуточные результат. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Реши задания на слайдах. Обобщение во внешней речи. Пройдем тест. Включение в систему знаний и повторения. Теперь решим задачу. О ком говорится в задании? Что нам известно о фермере? Что нам известно о парниках? Что значит одна пятая? Каков вопрос задачи? Кто запишет краткую запись? Нам известна часть или целое? Что нужно найти? Как найти целое? Верно, кто решит у доски? Рефлексия Ребята, кто понял тему и смог бы объяснить ее однокласснику? Кто понимал все задания и активно работал? Кто не все понял? Что оказалось самым сложным? Ребята, оцените себя, выберете смайлик, который соответствует вашему пониманию этой темы. |
Дети решают примеры. Сталкиваются с выражением 17:3=5(ост1) 17:3=5(ост1) Деление с остатком. Варианты ответа детей. «Деление с остатком» Научиться выполнять деление с остатком. Потому что это число входит в последнюю тройку. Записываем выражение уголком Находим неполное делимое. Самое большое число которое кратно делителю - 3, но меньше делимого - 17 Делим неполное делимое (15:3), получаем неполное частное – 5. Вычитаем из делимого 17 неполное делимое 15, получаем остаток 2. Проверка. Число 15 разделили на группы по 2 элемента получили 7 пар и одну не полную, содержащую 1 элемент. 15 разделить на 2 будет 7 и один в остатке. Частное 15 и 4 равно 3. Делимое 15, делитель 3, частное равно 5, остаток 0.
7:3=2 (ост. 1) 7 – делимое 3 – делитель 7 не делится на 3 без остатка. Самое большое число до 7, которое делится на 3 – это 6. 6 – неполное делимое. 6:3=2, 2 – неполное частное, остаток равен одному, потому что 7-6=1. Проверим: умножим неполное частное на делитель и прибавим 1, получится 7. Действие выполнено верно. О тетрадях. То, в 3 тетрадях 54 листа. Сколько тетрадей получится из 90 листов, из 72. В 3 действия. Нет. мы не знаем сколько листов в одной тетради. Да, потому что мы знаем сколько листов в трех тетрадях. Да. В 3. В первом действии мы найдем сколько листов в одной тетради, будем использовать знак деления. Во втором мы найдем сколько тетрадей получится из 90 листов. В третьем сколько тетрадей получим из 72 листов. Знак – деление. Длинна умножается на ширину. Это площадь квадрата со стороной 1 см. Мы умножим 5 на 8. О фермере. У него 12 парников занято огурцами. 12 парников это пятая часть всех парников. Целое разделено на 5 и взята только одна часть. Сколько парников у фермера. Известна – часть, найти – целое. Надо число, соответствующее части, разделить на числитель и умножить на знаменатель. |
"Деление с остатком"
PPTM / 2.11 Мб