12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Катюк Татьяна Владимировна173
Стаж работы более 30 лет. Со своим классом в 2010 г прошли экспериментальную площадку по введению ФГОС в опережающем режиме. Победитель областного конкурса "Первый учитель". Много лет работаю по с. Л.В. Занкова.
Россия, Иркутская обл., п. Рудногорск
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»

Тема урока: Сложные слова.

Учитель: Каптюк Татьяна Владимировна

Класс: 3

УМК: с. Л.В. Занкова

Тема урока

Сложные слова

Тип урока

Решение частных задач

Цель

Формировать умение находить, образовывать, разбирать сложные слова.

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Воспитывающие:

воспитывать интерес к языку, слову, нравственные качества.

  Планируемые результаты:

Предметные:

знакомить со способом образования сложных слов;

расширять знания о составе слова — формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные.

личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

—  определять общие для всех правила поведения;

определять правила работы  в группах;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

 — определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формулировать учебные задачи;

учить планировать свою деятельность на уроке;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в словарях, используя свой жизненный опыт;

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

строить речевое высказывание в устной форме;

выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

—  моделировать информацию;

уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

 — слушать и понимать речь других;

формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

—  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Основные понятия

сложное слово, части слова, значение слова, родственные слова, морфема

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Н.В. Нечаева. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 1

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Сложные слова»

индивидуальные карточки, карточки для самооценки, разноуровневые карочки

Карточки «Рефлексия урока» выход в интернет портал: http://school- collection.edu.ru /

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Технологическая карта урока

п/

п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОЭР

Формируемые универсальные учебные действия

1

Организационный

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в счастье верил человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

Ведь от слова доброго тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Проверяют готовность к уроку

музыка

Регулятивные: формирование положительного настроя на работу.

Личностные: иметь познавательный интерес к работе со словом, его значением, происхождением

Умение чётко формулировать свои мысли.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 

Ребята, отчего человек может быть хмурым?

 -Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду?

Кто из вас считает себя добрым, поднимите руки.

ДОБРЫЙ (карточка на доске)

Кто из вас жизнерадостный?

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ (карточка на доске)

Кто любознательный?

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (карточка на доске)

ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ? (карточка на доске)

Что вы видите на доске?

Как вы думаете, можно от слова ДОБРЫЙ образовать сложные слова?

Вы знаете, что любое исследование проводится по плану. Составьте план:                     

Дети высказывают своё мнение

Выполняют разбор по составу маркером, подбирают подходящую схему, прикрепляют рядом со словом.

Делают вывод

Слова ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ – сложные слова, потому что имеют 2 корня, слово ДОБРЫЙ – не сложное

Предположение

1Выдвижение гипотезы

2 Исследование

3 Выводы                     

Работают на маркерной доске

слайд

личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

Познавательные УУД:

Выдвигать гипотезу

делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

3

Постановка темы и цели урока

Сформулировать тему и цель

Тема: Сложные слова

Цель: исследовать, можно ли от слова добро образовать сложные слова.

 

Регулятивные УУД:

 — определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формулировать учебные задачи;

учить планировать свою деятельность на уроке;

4

Формирование новых знаний и способов действий

Прочитайте рассказ Юрия Ермолаева «Лучший друг». (в приложении 1)

Почему Коля смутился?

-— Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам

-Как нужно вести себя с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно?

-— Встретилось ли в тексте сложное слово?

Запишите его и выполните морфемный разбор.

Какую схему образования сложного слова можно построить?

Чтение рассказа

Ему стало стыдно.

Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой.

Самокат

Записывают слово,

Выполняют морфемный разбор,

Строят схему

Рассказ на экране

Регулятивные УУД:

Осуществлять контроль

Познавательные УУД:

строить речевое высказывание в устной форме;

5

Применение знаний и формирование умений и навыков

Работа в группах со словарями

Можно ли каждого из вас назвать добрыми?

Задание для 1-2 группы:

1. Как вы понимаете слово «доброта»? Найдите значение в толковом словаре С. И. Ожегова, прочитайте.

2. Запишите сложные слова, используя словари – имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «доброта», используя схему КОРЕНЬ + О + КОРЕНЬ.

3. Выполните  разбор слов по составу. Что общего  в этих  словах?

4. Сформулируйте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

Задание для 3-4 группы.

1. Как вы понимаете слово «добрый»? Найдите значение в толковом словаре С. И. Ожегова, прочитайте.

2. Подберите синонимы к прилагательному «добрый», используя словари, запишите.

3. Выполните морфемный разбор этих слов. Что общего в этих словах?

4.  Сформулируйте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

Каждая группа представляет результат своей работы.

Выступление начинается с видеозаписи

Приложение (видеосъемка учащихся с размышлениями о доброте сделана заранее)

Коммуникативные:

- формулируют и аргументируют свое мнение и адекватно воспринимают мнение товарищей.

Регулятивные:

- учатся выделять учебные ориентиры и планировать свою деятельность;

- осуществляют самоанализ успешности в учебном процессе;

Личностные УУД:

- анализируют текст, используя свой эмоциональный потенциал, опыт, знания, оценивают свои чувства;

- развивают речь, кругозор.

Познавательные УУД:

- используют речевые средства в соответствии с целями общения; отделяют знания от незнания.

6

Физминутка

   

Для глаз

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

7

Включение в систему знаний и повторение

включение нового способа действий в систему знаний

Работа над лексическим значением слова:

Прочитайте слова

Благодетельный

Благожелательный

Благородный

Благотворительный

Благотворный


 

Что заметили в этих словах?

Как вы понимаете слово БЛАГО?

А какое благое дело объединяет нас с вами?

Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам

Одинаковая первая основа БЛАГО.

Обратились к словарям

Помощь и внимание к Снежане (девочка учится на дому – ДЦП), отправляем деньги на «5 канал»

1 уровень: спишите 3 слова и выполните морфемный разбор слов.

2 уровень: составьте с этими словами 2 словосочетания ПРИЛ. + СУЩ, выполните морфемный разбор сложных слов.

3 уровень: составьте предложение, используя данные слова, выполните морфемный разбор сложных слов.

Дети выбирают уровень сложности, отмечают в тетрадях красным, желтым, зеленым цветом круг, выполняют задание

Слова на слайде

Регулятивные УУД:

формулировать учебные задачи;

учить планировать свою деятельность на уроке;

осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в словарях, используя свой жизненный опыт;

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

строить речевое высказывание в устной форме;

выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

—  моделировать информацию;

уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД

—  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

8

Рефлексия

Игра «Волшебный цветок».

Подтвердилась гипотеза, выдвинутая в начале урока

Все вы знаете сказку «Цветик-семицветик», если бы вам попался такой лепесток, куда бы вы его использовали?

Гипотеза подтвердилась: можно образовать сложные слова характеризующие такое качество человека как доброта.

Высказывания детей.

 

Регулятивные УУД:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

9

Домашнее задание

Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас — ученым, артистом, инженером или врачом, — прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек.

     


 

Список литературы.

 Г.Александрова «Занимательный русский язык» Издательство «Тригон»,Санкт-петербург,1995 г.

Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2- е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.-133

Приложение:

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушёл обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

«Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку, чтобы чужие вещи без спроса не брал».

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

Знакомься, Игорёк, это мой лучший друг Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

Что же вы на самокате-то не катаетесь…

Опубликовано в группе «ФГОС конспект»


Комментарии (1)

Елена Владимировна, 24.03.17 в 11:57 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за Вашу публикацию.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.