Урок русского языка в 3 классе «Сложные слова»
Тема урока: Сложные слова.
Учитель: Каптюк Татьяна Владимировна
Класс: 3
УМК: с. Л.В. Занкова
Тема урока |
Сложные слова |
|
Тип урока |
Решение частных задач |
|
Цель |
Формировать умение находить, образовывать, разбирать сложные слова. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Воспитывающие: — воспитывать интерес к языку, слову, нравственные качества. Планируемые результаты: Предметные: — знакомить со способом образования сложных слов; — расширять знания о составе слова — формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные. |
личностные УУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; — оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); — определять общие для всех правила поведения; — определять правила работы в группах; — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — формулировать учебные задачи; — учить планировать свою деятельность на уроке; — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль; — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: — находить ответы на вопросы в словарях, используя свой жизненный опыт; — развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; — строить речевое высказывание в устной форме; — выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; — устанавливать причинно-следственные связи; — делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; — моделировать информацию; — уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других; — формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
|
Основные понятия |
сложное слово, части слова, значение слова, родственные слова, морфема |
|
Межпредметные связи |
Русский язык – развитие речи – литературное чтение |
|
Ресурсы: - основные -дополнительные |
Н.В. Нечаева. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 1 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Сложные слова» индивидуальные карточки, карточки для самооценки, разноуровневые карочки Карточки «Рефлексия урока» выход в интернет портал: http://school-collection.edu.ru/ |
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа. |
Технологическая карта урока
№ п/ п |
Этапы урока |
Содержание этапа, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ОЭР |
Формируемые универсальные учебные действия |
1 |
Организационный |
Землю обогнули тоненькие нити, Нити параллелей и зелёных рек, Протяните руку, руку протяните, Надо, чтобы в счастье верил человек. Обогрейте словом, обласкайте взглядом, Ведь от слова доброго тает даже снег. Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и весёлым хмурый человек. |
Проверяют готовность к уроку |
музыка |
Регулятивные: формирование положительного настроя на работу. Личностные: иметь познавательный интерес к работе со словом, его значением, происхождением Умение чётко формулировать свои мысли. |
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Ребята, отчего человек может быть хмурым? -Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? — Кто из вас считает себя добрым, поднимите руки. ДОБРЫЙ (карточка на доске) — Кто из вас жизнерадостный? ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ (карточка на доске) — Кто любознательный? ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (карточка на доске) — ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ? (карточка на доске) — Что вы видите на доске? — Как вы думаете, можно от слова ДОБРЫЙ образовать сложные слова? — Вы знаете, что любое исследование проводится по плану. Составьте план: |
Дети высказывают своё мнение — Выполняют разбор по составу маркером, подбирают подходящую схему, прикрепляют рядом со словом. Делают вывод — Слова ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ – сложные слова, потому что имеют 2 корня, слово ДОБРЫЙ – не сложное Предположение 1Выдвижение гипотезы 2 Исследование 3 Выводы |
Работают на маркерной доске слайд |
личностные УУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; Познавательные УУД: Выдвигать гипотезу делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; |
3 |
Постановка темы и цели урока |
Сформулировать тему и цель |
Тема: Сложные слова Цель: исследовать, можно ли от слова добро образовать сложные слова. |
Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — формулировать учебные задачи; — учить планировать свою деятельность на уроке; |
|
4 |
Формирование новых знаний и способов действий |
Прочитайте рассказ Юрия Ермолаева «Лучший друг». (в приложении 1) — Почему Коля смутился? -— Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам -Как нужно вести себя с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? -— Встретилось ли в тексте сложное слово? — Запишите его и выполните морфемный разбор. — Какую схему образования сложного слова можно построить? |
Чтение рассказа Ему стало стыдно. Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой. Самокат Записывают слово, Выполняют морфемный разбор, Строят схему |
Рассказ на экране |
Регулятивные УУД: Осуществлять контроль Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; |
5 |
Применение знаний и формирование умений и навыков |
Работа в группах со словарями Можно ли каждого из вас назвать добрыми? |
Задание для 1-2 группы: 1. Как вы понимаете слово «доброта»? Найдите значение в толковом словаре С. И. Ожегова, прочитайте. 2. Запишите сложные слова, используя словари – имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «доброта», используя схему КОРЕНЬ + О + КОРЕНЬ. 3. Выполните разбор слов по составу. Что общего в этих словах? 4. Сформулируйте вывод, подтвердилась ли гипотеза. Задание для 3-4 группы. 1. Как вы понимаете слово «добрый»? Найдите значение в толковом словаре С. И. Ожегова, прочитайте. 2. Подберите синонимы к прилагательному «добрый», используя словари, запишите. 3. Выполните морфемный разбор этих слов. Что общего в этих словах? 4. Сформулируйте вывод, подтвердилась ли гипотеза. —Каждая группа представляет результат своей работы. |
Выступление начинается с видеозаписи Приложение (видеосъемка учащихся с размышлениями о доброте сделана заранее) |
Коммуникативные: - формулируют и аргументируют свое мнение и адекватно воспринимают мнение товарищей. Регулятивные: - учатся выделять учебные ориентиры и планировать свою деятельность; - осуществляют самоанализ успешности в учебном процессе; Личностные УУД: - анализируют текст, используя свой эмоциональный потенциал, опыт, знания, оценивают свои чувства; - развивают речь, кругозор. Познавательные УУД: - используют речевые средства в соответствии с целями общения; отделяют знания от незнания. |
6 |
Физминутка |
Для глаз |
Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
||
7 |
Включение в систему знаний и повторение включение нового способа действий в систему знаний |
Работа над лексическим значением слова: — Прочитайте слова Благодетельный Благожелательный Благородный Благотворительный Благотворный
— Что заметили в этих словах? — Как вы понимаете слово БЛАГО? — А какое благое дело объединяет нас с вами? Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам |
— Одинаковая первая основа БЛАГО. Обратились к словарям Помощь и внимание к Снежане (девочка учится на дому – ДЦП), отправляем деньги на «5 канал» 1 уровень: спишите 3 слова и выполните морфемный разбор слов. 2 уровень: составьте с этими словами 2 словосочетания ПРИЛ. + СУЩ, выполните морфемный разбор сложных слов. 3 уровень: составьте предложение, используя данные слова, выполните морфемный разбор сложных слов. Дети выбирают уровень сложности, отмечают в тетрадях красным, желтым, зеленым цветом круг, выполняют задание |
Слова на слайде |
Регулятивные УУД: — формулировать учебные задачи; — учить планировать свою деятельность на уроке; — осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: — находить ответы на вопросы в словарях, используя свой жизненный опыт; — развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; — строить речевое высказывание в устной форме; — выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; — устанавливать причинно-следственные связи; — делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; — моделировать информацию; — уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
8 |
Рефлексия Игра «Волшебный цветок». |
Подтвердилась гипотеза, выдвинутая в начале урока Все вы знаете сказку «Цветик-семицветик», если бы вам попался такой лепесток, куда бы вы его использовали? |
Гипотеза подтвердилась: можно образовать сложные слова характеризующие такое качество человека как доброта. Высказывания детей. |
Регулятивные УУД: — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
|
9 |
Домашнее задание |
Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас — ученым, артистом, инженером или врачом, — прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. |
Список литературы.
Г.Александрова «Занимательный русский язык» Издательство «Тригон»,Санкт-петербург,1995 г.
Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2- е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.-133
Приложение:
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушёл обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.
«Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку, чтобы чужие вещи без спроса не брал».
Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
— Знакомься, Игорёк, это мой лучший друг Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
— Что же вы на самокате-то не катаетесь…
Елена Владимировна