Занятие по развитию речи «Дифференциация звуков [с] - [ш]» «День Рождение Старухи Шапокляк»
Тема: День Рождение Старухи Шапокляк
Цель: научить различать звуки [с] – [ш] изолированно и в словах
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение ребёнка отгадывать загадки;
- закреплять умения называть, узнавать и различать геометрические фигуры;
Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики;
- закрепление навыков правильного произношения звуков [с] [ш] изолированно и в словах
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, внимательность;
- воспитывать доброжелательность.
Оборудование: картинки со звуками [c] [ш]; плоскостное изображение Старухи Шапокляк; лист А4; геометрические фигуры жёлтого цвета (треугольники, круг), зелёного цвета (треугольники), коричневого цвета (треугольник), красного цвета (прямоугольники); плоскостное изображение деревьев (грушевое, сливовое) и их плодов (груши, сливы)
Ход занятия
Организационный момент
- Добрый день!
Сегодня на занятие я пришла не одна. А с кем, попробуй отгадать!
Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска.
(Шапокляк)
Основная часть
- Правильно! Сегодня к нам на занятие пришла Старуха Шапокляк. У неё - День Рождение. И она решила стать хорошей. Но из-за того, что она всем мешала и вредила, её никто не поздравил с праздником.
- Я предлагаю тебе сделать для неё не большой подарок – аппликацию.
Сделаем? Ответ ребёнка
- Для этого нам понадобятся геометрические фигуры и картинки.
Какие ты знаешь геометрические фигуры?
- Перед тобой лежит конверт. Высыпи содержимое на стол. Назови геометрические фигуры, которые лежат перед тобой. Ответ ребёнка
- Молодец!
Но картина будет не обычная.
- Сначала сделаем солнце. Какие геометрические фигуры нам понадобятся? (круг и треугольники) Какой первый звук в слове солнце? ([с]) Правильно! Значит, тебе нужно отобрать и приклеить лучики с картинками, в названиях которых есть звук [с]. Слова произноси громко и чётко! Ответ ребёнка
Солнышко готово!
- А теперь построим дом из кирпичиков. Какие геометрические фигуры нам нужны? (прямоугольники для стен и треугольник для крыши)
В слове «крыша» есть звук [с]? А какой есть? (Звук [ш]) Правильно! Значит, нам нужны прямоугольники с картинками в названиях, которых есть звук [ш]. Домик готов!
Физкультминутка
Устал? А теперь отдохнём.
- Старуха Шапокляк придумала для тебя игру: я буду читать текст, если услышишь слово со звуком [с], присядь, если со звуком [ш], хлопни в ладоши, а если в слове есть оба эти звука, то подпрыгни.
Текст: Миша и Соня пошли в лес собирать ягоду. Шел сильный дождь. Миша надел куртку с капюшоном, а Соня взяла с собой зонт. Когда дети пошли домой, зашумел ветер, дождь закончился, выглянуло яркое солнышко.
- Теперь посадим около дома два дерева: грушу и сливу. Назови звук, который спрятался в слове «груша»? (Звук [ш]) А в слове «слива»? (Звук [с]) Они у нас уже готовы. Но твоя задача подобрать картинки со звуками [с], [ш] и прикрепить их к плодам соответствующих деревьев.
- Нам осталась только травка. Из каких геометрических фигур мы можем сделать траву? (Из треугольников). Отбери треугольники зелёного цвета с картинками, в названиях которых есть звук [с] в одну сторону, а треугольники со звуком [ш] в другую. На нашу картинку мы приклеим треугольники таким образом: треугольник с картинкой в названии которой звук [с], далее треугольник с картинкой в названии которой звук [ш], далее снова треугольник с картинкой в названии которой звук [с] и т.д.
- Наша картина готова! Давай подарим её Старухе Шапокляк и поздравим её с Днём Рождения!
Ответ ребёнка
Подведение итога занятия
- Кто приходил к нам на занятие? (ребёнок отвечает полными предложениями) Чем мы занимались на занятии? Что у нас получилось? Какие трудности встретились?
Ты сегодня молодец! Хорошо поработал на занятии и сделал доброе дело – сделал подарок для Старухи Шапокляк!
Источники:
Авторы загадок: Е. Михайленко, А. Лугарёв, В. Степанов, Н. Иванова, И. Гамазкова, Л. Медведев, И. Агеева, Г. Рукосуева «Загадки про героев детских книжек»