Занятие «Дифференциация звуков С-Ш»
Дифференциация звуков С – Ш.
Цель: закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.
Познавательные: развивать логическое мышление, воображение.
Речевые: закрепить произношение звука Ш, дифференциация звуков С-Ш в словах; активизировать и обогащать словарь детей новыми словами; продолжать совершенствовать умение образовывать множественное число число существительных, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные множественного числа; развивать фонематическое восприятие и слух.
Воспитательные: продолжать формировать способы установления теплых отношений с членами семьи, проявления заботы, помощи, уважения; развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, давать объективную оценку своим и чужим поступкам.
Ход занятия:
Организационный омент.
Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами, отправимся в солнечный город, где живут маленькие человечки. Как вы думаете, на чём можно отправиться в солнечный, волшебный город? (примеры детей)
А отправимся в путь мы с вами на волшебном поезде.
Ты видишь поезд вдалеке?
Он по стальной дороге
Бежит, как слово по стране,
Разбитое на слоги…
Но прежде, чем мы отправимся в путь нам надо сесть в вагончики. В вагончик с одним окошком сядет тот, у кого в названии его картинки один слог, в вагончик, где два окошка – те, у кого в названии картинки два слога, в третий - у кого в его слове три слога.
Все сели? Поехали: чух-чух-чух.
Как в любом путешествии бывают свои остановки, так и в нашем с вами тоже будут. Но поскольку путешествие у нас волшебное, то и остановки тоже будут необычные, волшебные.
На каждой из них вас будет ждать сказочный герой и его интересное задание. Итак,… Отправляемся..
Подведение к теме занятия.
А пока мы в пути слушайте мое задание.
Мы со звуком С играем
Слово к слову подбираем
Самолет, колеса, космос. Шина
Что тут лишнее скажите?
Мы со звуком Ш играем
Слово к слову подбираем
Катушка, уши, пушка, Пылесос
Подскажите мне, ребята, что тут лишнее?
Логопед: Ребята, вы, наверное, догадались, с какими звуками мы с вами будем работать сегодня?
Дети: Со звуками С и Ш.
Логопед: Да, правильно. Мы будем учиться различать эти звуки потому, что очень часто ребятки путают эти звуки. В этом мы с вами скоро убедимся. И научим их различать.
3. Вот ребята мы с вами и приехали на первую станцию. Посмотрите, кто нас встречает? Он написал для вас стихи. Давайте их послушаем.
Положили в плошку… каску
Надевай пожарник… кашку.
Сочинил писатель…башню
Рисовал художник …басню.
Сладко спит в берлоге…миска
На столе с салатом …мишка.
На лицо надета…машка
Имя нашей кошки…маска.
Оказывается и Незнайка тоже путал эти звуки. Но с нашей помощью он должен понять и исправить свои ошибки.
Ну что, ребята, давайте продолжим наше путешествие.
Поехали дальше.
Чух-чух-чух – стучат колеса,
Мчится паровозик наш.
Чух-чух-чух – едет он быстро,
К следующей станции везет он нас.
4. А вот и следующая остановка. И здесь нас с вами встречает Ворчун. Он подготовил нам игру «Скажу наоборот»: если я скажу слово со звуком С, то вы должны заменить его на звук Ш, и наоборот.
К кому мя подойдет,
Тот мне ответ дает.
Сайка – шайка, сок – шок, шутки – сутки, марс – марш, мышь – мыс.
Ой, смотрите, а здесь еще и Знайка. Он ведь очень умный. Наверное, он приготовил для вас очень необычное задание.
Если в слове Миска третий звук заменить на звук Ш, то получится новое слово. Какое? Мишка. Ребята составляют схему этого слова: сколько звуков в этом слове? Назовите их. Сколько согласных? Сколько гласных? Какой первый звук в этом слове? И т.д.
5. Физкультминутка.
Отправляемся дальше в путь и в пути отдохнем немножко.
Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик тот достать
Надо на носочки встать.
А теперь, ребята встать.
Руки медленно поднять, пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.
6. Смотрите, ребята, улица умельцев. Здесь живут люди разных профессий. А встречает нас врач Пилюлькин. Он тоже приготовил для нас задание.
Какие вы знаете профессии? Дети называют.
Берем картинку, смотрим на нее и определяем человеку какой профессии нужен предмет, изображенный на ней.
В названии какой профессии слышится один из звуков, которые мы учимся сегодня различать?
Чух –чух – чух – стучат колеса,
Мчится паровозик наш.
Чух –чух – чух – едет он быстро
К следующей станции везет он нас.
7. А следующая остановка ИЗО-студия. Хозяин изо-студии художник Тюбик. Вот его задание.
В центре карточки-палитры нарисована картинка в названии которой слышится звук Ш или звук С. Если в названии вашей картинки звучит С, то вы в белых кружках рисуете картинки в названии, которых слышится звук С, и наоборот.
8.Рефлексия.
Вот наше путешествие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня учились с вами различать? Звуки С и Ш.
Раз, два, три, четыре, пять
Очутились в садике опять.
Молодцы, ребята! Все замечательно сегодня поработали.
Приложение
Дифференциация звуков [с - ш] в изолированном звучании
Упражнения: «Насос – ветер»,
«Холодная – горячая водичка»:
С – Ш, С – Ш, С – Ш…
Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах
СА – ША ША – СА
СО – ШО ШО – СО
СУ – ШУ ШУ – СУ
СЫ – ШИ ШИ – СЫ
Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах
АС – АШ ЕС – ЕШ
ОС – ОШ ЁС – ЁШ
УС – УШ ЮС – ЮШ
ИС – ИШ ЯС – ЯШ
Дифференциация звуков [с - ш] в интервокальных слогах
АСА – АША ОСА – ОША УСА – УША ЫСА – ЫША
АСО – АШО ОСО – ОШО УСО – УШО ЫСО – ЫШО
АСУ – АШУ ОСУ – ОШУ УСУ – УШУ ЫСУ – ЫШУ
АСЫ – АШИ ОСЫ – ОШИ УСЫ – УШИ ЫСЫ – ЫШИ
Дифференциация звуков [с - ш] в закрытых слогах
САШ – ШАС СОШ – ШОС
СУШ – ШУС СЫШ – ШИС
Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах со стечением согласных
СНА – ШНА СМА – ШМА СВА – ШВА СКА – ШКА
СНО – ШНО СМО – ШМО СВО – ШВО СКО – ШКО
СНУ – ШНУ СМУ – ШМУ СВУ – ШВУ СКУ – ШКУ
СНЫ – ШНЫ СМЫ – ШМЫ СВЫ – ШВЫ СКЫ – ШКЫ
Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах со стечением согласных
АСТ – АШТ АСК – АШК
УСТ – УШТ УСК – УШК
ИСТ – ИШТ ИСК – ИШК
ЁСТ – ЁШТ ЁСК – ЁШК
ОСТ – ОШТ ОСК – ОШК
ЕСТ – ЕШТ ЕСК – ЕШК
ЮСТ – ЮШТ ЮСК – ЮШК
ЫСТ – ЫШТ ЫСК – ЫШК
Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в начале слова
Сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки
Стык – штык сытый – шитый сайка – шайка
Суд – шут сов – шов спит – шипит
Споры – шпоры стиль – штиль соли – шали
Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в середине слова
Усы – уши маска – Машка ириска – Иришка
Усат – ушат масса – Маша басенка – башенка
Пасу – пашу пески – пешки носить – нашить
миска – мишка каска – кашка просить – прошить
басня – башня киски – кишки миска – мишка
посол – пошёл пасли – пошли просо – Проша
Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в конце слова
Нас – наш брось – брошь
Вас – ваш плюс – плюш
Кис – кыш мыс – мышь
Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в одном слове
Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить, ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, рас-пу-шил, шест-ви-е, рас-шу-мел-ся, пу-те-шест-ви-е.
Дифференциация звуков [с - ш] в словосочетаниях
Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;
Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;
Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.
Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 3 слов
Саша ест сушки. У Маши - санки. На сосне - шишки. Наш дедушка - машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.
Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 4 слов
У Наташи - сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок. Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.
У кошки - пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне - шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши - высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.
Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 5 слов
Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка - высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка - пушистый.
Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны - пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша стоит под высоким мостом. У нашей кошки - пушистый хвост. Кошка ест большую вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.
Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 6 слов
Смешные шутки - у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.
Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 7 слов
У высокой сосны стоят Маша и Даша.
Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.
Дифференциация звуков [с - ш] в чистоговорках
Ша – са – ша наша Маша хороша
Са – ша – са укусила нос оса
Ши – сы – ши наши ушки хороши
Сы – ши – сы у осы усы, усы
Иш – ис – ыш беги сюда мылыш
Аш – ос – аш у нас большой шалаш
Аш – ос – иш вокруг такая тишь!
Ос – ош – ос над кустами много ос
Ош – ош – ос и над вишней много ос
Дифференциация звуков [с - ш] во фразах
Надоедливые мошки не дают уснуть Алёшке.
На лесной опушке стоит сосновая избушка.
Дифференциация звуков [с - ш] в пословицах и поговорках
Не поднимай нос – споткнёшься.
Спишь, спишь, а отдохнуть не можешь.
Кошка спит, а мышку слышит.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда!
Что испёк, то и кушай.
Как постелешь, так и поспишь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Не спеши языком, поспеши делом.
Песней поле не вспашешь.
Сонная кошка мышей не ловит.
Дифференциация звуков [с - ш] в стихах
***
Пушистый ушастик,
Ушастый пушок
По опушке скок-поскок.
***
Любит сушки наша Даша,
Сушки – это вам не каша.
***
Шила шубку – сшила юбку.
Шила шапку – сшила тапку.
***
Спит на окошке
Пушистая кошка
***
Едят пшено мышки,
Мышки на опушке,
Пшено едят –
Усами шевелят.
***
Шишки скользкие шуршали.
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Скроет шишки до весны.
***
Ах, какую кашу
Нам готовит Маша!
Нет вкуснее каши,
Чем у нашей Маши!
***
Стеша спешила,
Рубашку шила.
Да поспешила –
Рукав не дошила!
***
Саша сегодня в гости спешит,
Снова он шутками всех насмешит.
***
Соня и Саня весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Мышонка испугались!
***
Семь пушистых котят
Есть суп сегодня не хотят,
А наша Наташа даёт им кашу,
Вот смешная Наташа!
***
Мимо леса, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.
***
Саша с Машей, не спеша,
Шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка
Носить эти сапожки!
***
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому?
***
Мчатся бешено машины –
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине
Слышен шёпот: «Шу – шу – шу».
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу!»
Дифференциация звуков [с - ш] в текстах
СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ
Саша с Машей едят сушки. Не довольна Саша:
— У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо суметь в сушки засунуть веснушки!
— Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!
— Ясно! Дай-ка мне ту, где веснушек побольше!
НАША КОШКА
У нас необыкновенная кошка! Зовут её Анфиска. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. Наша кошка умная. Её дети спрашивают:
- Кто ходит босой? Гусак?
- Мяу!
- У кого от шишки шишка? У Мишки?
- Мяу!
- Кого боятся мыши? Кошку?
- Мяу!
- Кто усатый в воде под мостом? Сом?
- Мяу!
Вот какая наша кошка Анфиска!
ЧЬЯ КОСЫНКА?
На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она даст мне мяса!»
Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:
- Ты куда с моей косынкой, а? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.
- Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.
- Моих детишек косынка!
- Будет Машина косынка!
- Моих детишек косынка!
- Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!
Пушок не отдаёт косынку. Никому нет в лесу покоя от шума. Слышат шум пташки, букашки, осы и мышки.
«Нашла! Нашла! Это моя косынка», - пискнула мышка. Схватила косынку и побежала в свой домик. Стало в лесу тихо - никто никому не мешает.
У ОКОШКА
Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает всем.
Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.
- Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая! Такая мягкая! Такая усатая! Ушки на макушке!
- Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.
ЛЕНИВАЯ КОШКА
Не дают покоя мыши бабушке. То пшено унесут, то – овёс, то – кашу. А кошка Сонька спит на своей подушке, ест да спит.
Бабушка кошке: «Как бы и тебя мышм не унесли!»
- Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами да хвостом напугаю!
И опять кошка спит да ест, ест да спит.
Видят мыши – не опасна им кошка. Спать все к кошке на подушку идут. Шутят мышки над кошкой: то с шеи бант снимут и сами его носят. То на усы кошке паука посадят.
Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Муське.
Дифференциация звуков [с - ш] в скороговорках
У Сони – шишки, а у Сани – шашки.
Сшила Саша шапку Маше.
Скушай, Саша, шесть сушек.
На сосне – сосновые шишки.
У нашего Мишутки - смешные шутки.
Наш кот у нас, ваш кот у вас.
Сонина кошка сидит на окошке.
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
Надо суметь тут не шуметь.
У Машкиной мышки - смешные штанишки.
Шестые шутки шутим шутки.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шишки – на сосне, шашки – на столе.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше - шесть шалунов.
Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.
Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.
У шести Сашек - по шесть шестов, а на шести шестах - по шесть сушек.
У Саши Шустрикова и сынишка – Саша Шустриков.
У кошки – шесть котят, у мышки – шесть мышат.
Миша пойдёт к Саше, Саша пойдёт к Мише.
Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —
М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.
2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . – 48 с.
3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 48 с.
http://tatyana1972.blogspot.ru/2012/03/blog-post.html