12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Малиновская Валентина Олеговна2149
Россия, Алтайский край
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Дифференциация звуков С – Ш.

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.

 Познавательные: развивать логическое мышление, воображение.

Речевые: закрепить произношение звука Ш, дифференциация звуков С-Ш в словах; активизировать и обогащать словарь детей новыми словами; продолжать совершенствовать умение образовывать множественное число число существительных, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные множественного числа; развивать фонематическое восприятие и слух.

Воспитательные: продолжать формировать способы установления теплых отношений с членами семьи, проявления заботы, помощи, уважения; развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, давать объективную оценку своим и чужим поступкам.

Ход занятия:

Организационный омент.

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами, отправимся в солнечный город, где живут маленькие человечки. Как вы думаете, на чём можно отправиться в солнечный, волшебный город? (примеры детей)

А отправимся в путь мы с вами на волшебном поезде.

Ты видишь поезд вдалеке?

Он по стальной дороге

Бежит, как слово по стране,

Разбитое на слоги…

Но прежде, чем мы отправимся в путь нам надо сесть в вагончики. В вагончик с одним окошком сядет тот, у кого в названии его картинки один слог, в вагончик, где два окошка – те, у кого в названии картинки два слога, в третий -  у кого в его слове три слога.

Все сели? Поехали: чух-чух-чух.

Как в любом путешествии бывают свои остановки, так и в нашем с вами тоже будут. Но поскольку путешествие у нас волшебное, то и остановки  тоже будут необычные, волшебные.

На каждой из них вас будет ждать сказочный герой и его интересное задание. Итак,… Отправляемся..

Подведение к теме занятия.

А пока мы в пути слушайте мое задание.

Мы со звуком С играем

Слово к слову подбираем

Самолет, колеса, космос. Шина

Что тут лишнее скажите?

      Мы со звуком Ш играем

       Слово к слову подбираем

      Катушка, уши, пушка, Пылесос

      Подскажите мне, ребята, что тут лишнее?

Логопед: Ребята, вы, наверное, догадались, с какими звуками мы с вами будем работать сегодня?

Дети: Со звуками С и Ш.

Логопед: Да, правильно. Мы будем учиться различать эти звуки потому, что очень часто ребятки путают эти звуки. В этом мы с вами скоро убедимся. И научим их различать.

3. Вот ребята мы с вами и приехали на первую станцию. Посмотрите, кто нас встречает? Он написал для вас стихи. Давайте их послушаем.

Положили в плошку… каску

Надевай пожарник… кашку.

Сочинил писатель…башню

Рисовал художник …басню.

Сладко спит в берлоге…миска

На столе с салатом …мишка.

На лицо надета…машка

Имя нашей кошки…маска.

Оказывается и Незнайка тоже путал эти звуки. Но с нашей помощью он должен понять и исправить свои ошибки.

Ну что, ребята, давайте продолжим наше путешествие.

Поехали дальше.

Чух-чух-чух – стучат колеса,

Мчится паровозик наш.

Чух-чух-чух – едет он быстро,

К следующей станции везет он нас.

4.  А вот и следующая остановка. И здесь нас с вами встречает Ворчун. Он подготовил нам игру «Скажу наоборот»: если я скажу слово со звуком С, то вы должны заменить его на звук Ш, и наоборот.

К кому мя подойдет,

Тот мне ответ дает.

Сайка – шайка, сок – шок, шутки – сутки, марс – марш, мышь – мыс.

Ой, смотрите, а здесь еще и Знайка. Он ведь очень умный. Наверное, он приготовил для вас очень необычное задание.

Если в слове Миска третий звук заменить на звук Ш, то получится новое слово. Какое?  Мишка. Ребята составляют схему этого слова: сколько звуков в этом слове? Назовите их. Сколько согласных? Сколько гласных? Какой первый звук в этом слове? И т.д.

5. Физкультминутка.

Отправляемся дальше в путь и в пути отдохнем немножко.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик тот достать

Надо на носочки встать.

А теперь, ребята встать.

Руки медленно поднять, пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.

6. Смотрите, ребята, улица умельцев. Здесь живут люди разных профессий. А встречает нас врач Пилюлькин. Он тоже приготовил для нас задание.

Какие вы знаете профессии? Дети называют.

Берем картинку, смотрим на нее и определяем человеку какой профессии нужен предмет, изображенный на ней.

В названии какой профессии слышится один из звуков, которые мы учимся сегодня различать?

Чух –чух – чух – стучат колеса,

Мчится паровозик наш.

Чух –чух – чух – едет он быстро

К следующей станции везет он нас.

7. А следующая остановка ИЗО-студия. Хозяин изо-студии художник Тюбик. Вот его задание.

В центре карточки-палитры нарисована картинка в названии которой слышится звук Ш или звук С. Если в названии вашей картинки звучит С, то вы в белых кружках рисуете картинки в названии, которых слышится звук С, и наоборот.

8.Рефлексия.

Вот наше путешествие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня учились с вами различать? Звуки С и Ш.

Раз, два, три, четыре, пять

Очутились в садике опять.

Молодцы, ребята! Все замечательно сегодня поработали.

Приложение

Дифференциация звуков [с - ш] в изолированном звучании

              Упражнения: «Насос – ветер», 
              «Холодная – горячая водичка»:  
              С – Ш, С – Ш, С – Ш…



 

Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах

СА – ША                ША – СА

СО – ШО                ШО – СО

СУ – ШУ                ШУ – СУ

СЫ – ШИ               ШИ – СЫ

Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах

АС – АШ                      ЕС – ЕШ

ОС – ОШ                      ЁС – ЁШ

УС – УШ                      ЮС – ЮШ

ИС – ИШ                      ЯС – ЯШ

Дифференциация звуков [с - ш] в интервокальных слогах

АСА – АША         ОСА – ОША       УСА – УША        ЫСА – ЫША

АСО – АШО         ОСО – ОШО       УСО – УШО       ЫСО – ЫШО

АСУ – АШУ         ОСУ – ОШУ       УСУ – УШУ        ЫСУ – ЫШУ

АСЫ – АШИ        ОСЫ – ОШИ       УСЫ – УШИ       ЫСЫ – ЫШИ

Дифференциация звуков [с - ш] в закрытых слогах

САШ – ШАС               СОШ – ШОС 

СУШ – ШУС               СЫШ – ШИС

Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах со стечением согласных

СНА – ШНА       СМА – ШМА          СВА – ШВА       СКА – ШКА

СНО – ШНО      СМО – ШМО          СВО – ШВО       СКО – ШКО

СНУ – ШНУ       СМУ – ШМУ          СВУ – ШВУ       СКУ – ШКУ

СНЫ – ШНЫ     СМЫ – ШМЫ         СВЫ – ШВЫ     СКЫ – ШКЫ

Дифференциация звуков [с - ш] в обратных  слогах со стечением согласных

АСТ – АШТ            АСК – АШК      

УСТ – УШТ            УСК – УШК       

ИСТ – ИШТ            ИСК – ИШК       

ЁСТ – ЁШТ             ЁСК – ЁШК        

     ОСТ – ОШТ            ОСК – ОШК

     ЕСТ – ЕШТ             ЕСК – ЕШК

     ЮСТ – ЮШТ         ЮСК – ЮШК

     ЫСТ – ЫШТ           ЫСК – ЫШК   

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в начале слова

Сутки – шутки          суметь – шуметь          стуки – штуки

Стык – штык             сытый – шитый            сайка – шайка

Суд – шут                  сов – шов                      спит – шипит

Споры – шпоры        стиль – штиль               соли – шали

       

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в середине  слова

Усы – уши              маска – Машка             ириска – Иришка    

Усат – ушат           масса – Маша                басенка – башенка

Пасу – пашу          пески – пешки               носить – нашить

миска – мишка      каска – кашка                просить – прошить

басня – башня       киски – кишки               миска – мишка

посол – пошёл       пасли – пошли              просо – Проша

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в конце слова

Нас – наш              брось – брошь

Вас – ваш              плюс – плюш

Кис – кыш             мыс – мышь

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в одном слове

Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить,  ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, рас-пу-шил, шест-ви-е, рас-шу-мел-ся, пу-те-шест-ви-е.

Дифференциация звуков [с - ш] в словосочетаниях

Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;

Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 3 слов

Саша ест сушки. У Маши - санки. На сосне - шишки. Наш дедушка -  машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 4 слов

У Наташи - сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок.  Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.

У кошки - пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне - шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши  - высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 5 слов

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка - высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка - пушистый.

Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны - пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша стоит  под высоким мостом. У нашей кошки -  пушистый хвост. Кошка ест большую вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 6 слов

Смешные шутки - у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина  шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 7 слов

У высокой сосны стоят Маша и Даша.

Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

Дифференциация звуков [с - ш] в чистоговорках

Ша – са – ша  наша Маша хороша

Са – ша – са  укусила нос оса

Ши – сы – ши  наши ушки хороши

Сы – ши – сы  у осы усы, усы

Иш – ис – ыш  беги сюда мылыш

Аш – ос – аш  у нас большой шалаш

Аш – ос – иш  вокруг такая тишь!

Ос – ош – ос  над кустами много ос

Ош – ош – ос  и над вишней много ос

Дифференциация звуков [с - ш] во фразах

      Надоедливые мошки не дают уснуть Алёшке.

     На лесной опушке стоит сосновая избушка.

Дифференциация звуков [с - ш] в пословицах и поговорках

 Не поднимай нос – споткнёшься.

Спишь, спишь, а отдохнуть не можешь.

Кошка спит, а мышку слышит.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда!

Что испёк, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не спеши языком, поспеши делом.

Песней поле не вспашешь.

Сонная кошка мышей не ловит.

Дифференциация звуков [с - ш] в стихах

***

Пушистый ушастик,

Ушастый пушок

По опушке скок-поскок.

***

Любит сушки наша Даша,

Сушки – это  вам не каша.

  ***

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

 ***

Спит на окошке

Пушистая кошка

***

Едят пшено мышки,

Мышки на опушке,

Пшено едят –

Усами шевелят.

***

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлёпались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

***

Ах, какую кашу

Нам готовит Маша!

Нет вкуснее каши,

 Чем у нашей Маши!

***

Стеша спешила,

Рубашку шила.

Да поспешила –

Рукав не дошила!

***

Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

***

Соня и Саня весело смеялись:

Шесть пушистых кошек

Мышонка испугались!

***

Семь пушистых котят

Есть суп сегодня не хотят,

А наша Наташа даёт им кашу,

Вот смешная Наташа!

***

Мимо леса, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

***

Саша с Машей, не спеша,

Шьют сапожки кошке,

Но не будет кошка

Носить эти сапожки!

***

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

    ***

Мчатся бешено машины –

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот: «Шу – шу – шу».

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!»

Дифференциация звуков [с - ш] в текстах

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

Саша с Машей едят сушки. Не до­вольна Саша:

—     У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо  суметь в сушки засунуть веснушки!

—     Не шуми, Саша, это не веснуш­ки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!

—     Ясно!  Дай-ка мне ту, где весну­шек побольше!

НАША  КОШКА

У нас необыкновенная кошка! Зовут её Анфиска. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. Наша кошка умная. Её дети спрашивают:

- Кто ходит босой? Гусак?

- Мяу!

- У кого от шишки шишка? У Мишки?

- Мяу!

- Кого боятся мыши? Кошку?

- Мяу!

- Кто усатый в воде под мостом? Сом?

- Мяу!

Вот какая наша кошка Анфиска!

ЧЬЯ  КОСЫНКА?

     На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она даст мне мяса!»

     Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

- Ты куда с моей косынкой, а?  Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

- Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

- Моих детишек косынка!

- Будет Машина косынка!

- Моих детишек косынка!

- Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то  нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет в лесу покоя от шума. Слышат шум пташки, букашки, осы и мышки.

«Нашла! Нашла! Это моя косынка», - пискнула  мышка. Схватила косынку и побежала в свой домик. Стало в лесу  тихо -  никто никому не мешает.

У   ОКОШКА

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает всем.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

- Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая!  Такая мягкая! Такая усатая!  Ушки на макушке!

- Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

ЛЕНИВАЯ КОШКА

Не дают покоя мыши бабушке. То пшено унесут, то – овёс, то – кашу. А кошка Сонька спит на своей подушке, ест да спит.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мышм не унесли!»

- Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами да хвостом напугаю!

И опять кошка спит да ест, ест да спит.

Видят мыши – не опасна им кошка. Спать все к кошке на подушку идут. Шутят мышки над кошкой: то с шеи бант снимут и сами его носят. То на усы кошке паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Муське.

Дифференциация звуков [с - ш] в скороговорках

У Сони – шишки, а у Сани – шашки.

Сшила Саша шапку Маше.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне – сосновые шишки.

У нашего Мишутки - смешные  шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкиной мышки - смешные штанишки.

Шестые шутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки – на  сосне, шашки – на  столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше - шесть шалунов.

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек - по шесть шестов, а на шести шестах - по шесть сушек.

У Саши Шустрикова и сынишка – Саша Шустриков.

У кошки – шесть котят, у мышки – шесть мышат.

Миша пойдёт к Саше, Саша пойдёт к Мише. 
Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —

     М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2.     Куликовская Т.А.  40  новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . – 48 с.

3.     Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 48 с.

http://tatyana1972.blogspot.ru/2012/03/blog-post.html

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.