Индивидуальное логопедическое занятие по дифференциации звуков [с] – [ш]
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [с] – [ш]
Тема: дифференциация звуков [с] – [ш]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.
Коррекционно-развивающие:
Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы.
Развитие навыка координированных движений пальцев рук, при выполнении серии упражнений.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
Развитие навыка составления простого предложения по сюжетной картинке.
Развитие навыка различения звуков [с] – [ш].
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самоконтроль за положением языка в момент речи.
Воспитывать культуру поведения на занятии.
Формирование начальных учебных навыков.
Оборудование:
Сюжетная картинка; изображения со звуками [с] – [ш]; изображения главных героев; массажный шар.
Ход занятия
№ п/п |
Этап занятия |
Содержание |
1 |
Орг. момент |
Здравствуй! Я рада тебя видеть. Давай начнем наше занятие. |
2 |
Артикуляционная гимнастика |
Лопатка (Пусть язык наш отдыхает, Качели (На качелях Вкусное варенье (Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.) Чашечка (Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка) Маляр (Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к нёбу подними. Поводи вперёд-назад — Наш маляр работе рад.) Почистим за верхними зубками (Чищу зубы, Чищу зубы И снаружи, И внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они.) |
3 |
Пальчиковая гимнастика |
Вот держи, массажный шарик. Сейчас мы с ним поиграем. Этот шарик не простой Весь колючий вот такой Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу Раз, два, три, четыре, пять- Нам пора и отдыхать! |
4 |
Самомассаж биологически активных зон |
Ты же знаешь, что весной все часто болеют? А чтобы нам не болеть, нам нужно сделать массаж! Ты любишь, когда тебе делают массаж? «Чтоб горло не болело, мы его погладим смело, Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами растирать крылья носа) Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком» (приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны-вместе) «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону) Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг об друга)» |
5 |
Объявление темы занятия |
Сегодня, к нам в гости придут два мальчика, а зовут их Свистун и Шептун. Ты знаешь этих мальчиков? Давай с ними познакомимся, хорошо?
|
6 |
Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции |
Смотри, кто к нам идет. Это же Свистун. У Свистуна для нас есть подарок. Что он принес? Это чайник! Какой звук издает наш чайник, когда он кипит? (с-с-с-с) Тук-тук-тук, кто стучит в дверь? Заглянул к нам, мальчик Шептун. Губы вытянуты бубликом (рупором). Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.
Давай, сначала накормим Свистуна! Язык вниз: СА-СА-СА Шашлык, каша и лапша. Какой звук часто повторяется? Накормили, наших гостей! Мальчики довольные и сытые! |
7 |
Развитие фонематического слуха |
Наши друзья Свистун и Шептун, захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С» ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш», ты должен топнуть ногой. ( уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь) Молодец, ты нашел Свистуна и Шептуна! |
8
|
Физминутка |
Мыли мылом ручки. |
9 |
Работа на уровне слога |
Свистун очень понравилось, как ты хлопал в ладошки, что он даже запел свою песенку, давай будем петь вместе с ним: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Шептуну, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши. А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось: Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши. Какие разные у нас получились песенки! |
10 |
Работа на уровне слова |
Посмотри вокруг! Шептун и Свистун, разбросали свои вещи, и они перепутались. Давай поможем разделить их. Вещи Свистуна начинаются на звук «С», а Шептуна, на звук «Ш» |
11 |
Работа на уровне словосочетания |
Наши друзья большие выдумщики. Смелая мышка, какой еще бывает мышка? (трусливая, серая) Смешной мишка, каким бывает мишка? (большим, добрым) Синяя крышка, какой бывает крышка? (красная, желтая, маленькая) |
12 |
Работа на уровне предложения |
Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку. Давай посмотрим, картинку, которую нарисовали девочки! Кто вылетел из цветка? (оса) СА-СА-СА-укусила в нос оса! Какой ты молодец! |
13 |
Итог занятия Оценивание |
Тебе понравилось играть со Свистуном и Шептуном? Им тоже с тобой понравилось! |
14 |
Домашнее задание |
Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом. |