Сценарий урока на тему «Деньги» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 10 October 2022
















Тема

«Деньги»









Педагог дополнительного образования

Коршак Светлана Владимировна



















Введение

Тема: «Деньги».

Актуальность:

О деньгах сложены пословицы и поговорки, о них поют песни. Они нужны всем.

Прямой обмен происходит с древних времен. Такой вид обмена не совсем удобен из-за несовпадения интересов, определения ценности и долгой продолжительности времени. К товарным деньгам относятся и драгоценные металлы и монеты. Металлические деньги сложные в изготовлении, их тяжело и опасно перевозить. А символические деньги еще называют бумажными. Безналичные (виртуальные, электронные) деньги представляют собой информацию. А денежной системой нашей страны управляет Центральный банк. Освоение всех этих знаний опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, исследования, в процессе изучения формируются умения и навыки работы с творческими задачами, схемами, изображениями, навыки поиска, анализа и представления информации

Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса.

Место урока в курсе «Финансовой грамотности». Данное занятие является открытым уроком.

УМК:

1.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 57 классы: учебная программа. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 57 классы: материалы для родителей. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 57 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА–ПРЕСС, 2014 (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).


Сценарий урока


Цель: выяснить и понять выгоды обмена; как появились деньги; изучить разные формы денег; область применения различных форм денег..


Ключевой вопрос: «Для чего появились деньги?»


Основные понятия: Деньги. Обмен. Монеты. Купюры. Валюта. Наличные деньги. Безналичные деньги. Банки. Фальшивые деньги.


Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем и участие в их обсуждении;

Метапредметные: Познавательные: освоение способов решения задач творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; адекватное восприятие предложений товарищей;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

Предметные: представление о роли денег в семье и обществе.


Тип урока: открытие новых знаний


Форма проведения: соревнование с элементами игры.

Оборудование урока: мультмедийное оборудование, презентация, купюры (настоящие и распечатанные на принтере), монеты, карточки-картинки, карточки-деньги для игры, карточки с пословицами..


Сценарий урока


I. Организационный этап.


Учитель и дети приветствуют друг друга.

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас всех сегодня видеть! Я уверена, у нас сегодня все получится!

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Учитель: Мы уже с вами понимаем, что современные люди должны быть финансово грамотными, уметь распоряжаться деньгами, и я предлагаю прямо сейчас начать этому учиться.

Посмотрите на эти предметы, какое отношение они имеют к финансовой грамотности.

На столе лежать – перец черный горошком, молотый, лавровый лист, корица, базилик.

Обучающиеся: варианты ответов (о приправах, о супе, о плове…)

Учитель: а сейчас если добавить сахар, соль, мыло.

Обучающиеся: варианты ответов

Учитель: достает и показывает купюры денег в одной руке и в другой руке монеты.

Обучающиеся: о деньгах.

Учитель: Абсолютно верно.

Давайте попробуем с вами составить план урока. Что вы уже знаете о деньгах?

Обучающиеся: Как появились первые деньги? Для чего нужны деньги? Как появились монеты? Как и где появились бумажные деньги? Происхождение названия денег? Какие бывают деньги?

Составляется план урока. – Как появились первые деньги? – Для чего нужны деньги? – Виды денег?

III. Актуализация знаний

Учитель: Как вы считаете, для чего мы должны знать о этом? Обучающиеся: чтобы узнать, как заработать деньги; за них можно купить еду, дом; они дают возможность получить хорошее образование, путешествовать, отдыхать; деньги дают человеку свободу выбора;

IV. Открытие новых знаний и их первичное усвоение:

Учитель: Ну, что ребята, готовы?

Игра «Найди и обменяй товар» - Бартер. Обучающиеся делятся на три команды (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). Раздается по 6 карточек. На каждой карточке слева нарисован объект-картинка, справа словом написан другой товар. Далее обучающиеся начинают обмениваться карточками-товарами. Через несколько минут, когда игра закончится по знаку учителя, выясниться, что не все дети приобрели нужный товар. После ответов раздается за каждый правильный ответ по 5 рублей. Можно включить музыку (песня группы ABBA – мани).

Учитель: Всем ли удалось обменять товар? Были ли у вас трудности с обменом? Что было самое сложное?

Обучающиеся: Чтобы купить или обменять товар, ушло много времени на поиск необходимого товара. Какой-то товар отсутствует. Приходилось менять несколько раз карточки.

Рассказ по плану урока, используя слайды презентации: Ребята, обмен, который вы совершали, покупая товары – бартер. Не только у вас возникли трудности с обменом, но и у древних людей также возникали трудности при обмене товара. Предположим, человеку требовался глиняный кувшин. У него был каменный нож, который он был готов обменять. Ему было нужно найти владельца кувшина, который нуждается именно в каменном ноже, а не в чем-то другом. Или обменять нож на то, в чем нуждается владелец кувшина. Поэтому и появились товары, которые становились равнозначными ко всем товарам. Первые деньги появились в VII веке до нашей эры. В качестве платежных средств использовали камни и ракушки. Особенно известными стали ракушки каури: благодаря небольшому размеру они были удобны в транспортировке и использовании. Ракушками расплачивались в Африке, Индии, Китае и на островах Тихого океана. Для оплаты также использовали жемчужины, ценные продукты (рис, соль, рыбу, какао-бобы), скот и шкуры редких зверей.

На Руси деньги стали использовать в IX веке. Товары обменивали на камни, продовольствие и пушнину, которая высоко ценилась также и в других странах, например в Византийской империи. Оттуда и привезли на Русь золотые и серебряные монеты, которые меняли на меха. А у нас, на Руси существовали весовые единицы металла - гривна, куна, резана и ногата.

Собственные медные деньги появились на Руси в конце X века. Первый слиток из серебра отчеканили в Нижнем Новгороде. Сам слиток стали называть рублем (рубили на кусочки, для расплаты за товар), а его половину — полтиной.

История бумажных денег началась в VII веке в Китае, когда торговцы стали записывать долги горожан на листы бумаги. Эти записи и принято считать первыми банкнотами. В Европе купюры стали использовать в XVII веке — сначала в Швеции, а чуть позже в Англии, Норвегии, Дании и Франции. В России бумажные деньги появились спустя век — во времена правления Екатерины II. Они выглядели как долговые расписки и назывались ассигнациями.

В разных городах России можно встретить памятники монетам. В Москве есть памятник, посвященный пяти копейкам. Он располагается в парке 850-летия Москвы и называется «Счастливый пятак».

Товарными, или натуральными, деньгами называют ценные предметы, продукты, животных и все то, что могло пригодиться в быту или торговле. Например, из шкур делали одежду, а соль была необходима для приготовления пищи. В XVI–XVII веках товарными считали деньги из золота и серебра, ведь их можно было переплавить в предметы быта или украшения. Сегодня такие платежные средства уже не используются.

Еще одна форма денег, знакомая многим по фильмам или даже из личного опыта, — это кредитные деньги. Это те средства, которыми может быть оплачена покупка или услуга в течение какого-то времени, а не сразу. Эта форма денег имеет несколько видов. Первым был вексель — письменное обязательство должника выплатить оговоренную сумму денег в установленный срок в определенном месте. Кстати, эти ценные бумаги появились в Древней Греции, однако свое название приобрели позднее в германских княжествах.

Другая форма кредитных денег — чек. По этому документу один человек может получить деньги со счета другого. Для этого владельцу чека необходимо иметь счет в банке и бланк, на котором ему следует указать сумму и поставить подпись.

Монеты, банкноты и электронные деньги, которые современные люди используют почти ежедневно, называются символическими. Они также известны как фиатные, или декретированные. Выпускать фиатные деньги имеет право только центральный банк государства, в нашей стране это Банк России.

Монеты изготавливают из металла определенного веса и достоинства. Они могут использоваться для платежа, инвестиций или в качестве коллекционного подарка. Например, в 1920-е годы в СССР существовала монета достоинством полкопейки, а в 1991 году была выпущена 150-рублевая монета.

Бумажные деньги производят из хлопка, реже из льна или абаки (травянистое растение). Некоторые банкноты состоят из тканей и специальных видов пластика и называются гибридными деньгами.

Сегодня купюры изготавливают, используя инновационные технологии. Например, новые российские банкноты в 200 и 2000 рублей выпускают с использованием дополненной реальности. Если осмотреть их при помощи специального приложения, можно увидеть летающих птиц или проезжающие по мосту машины.

Бумажные деньги еще называют купюрами или банкнотами. Денежная единица любой страны называется валютой. Но деньги бывают не только металлическими (товарными) или бумажными (символическими). Сейчас появились электронные или виртуальные деньги. Например, чтобы купить нужный товар или услугу, ваши родители расплачиваются в магазине банковской картой, а оплату коммунальных услуг производят, пользуясь приложением Сбербанк-онлайн в компьютере или мобильным телефоне.

Деньги, как металлические, так и бумажные деньги могут быть фальшивыми, т.е. поддельными. В любой современном государстве выпуск таких денег – преступление.

По ходу своего рассказа учитель показывает детям карточки со словами: монета, купюра, банкнота, валюта.

Практикум:

Учитель: Ребята, у каждого из вас на столах есть монета разного достоинства: 1 – копейка, 1 – рубль, 10 – рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? Сравните их. Найдите лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал, легенду?

Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Решка – это сокращенное или искаженное слово «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при Петре 1 в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной их четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку и появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок – лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».


IV. Первичная проверка понимания темы


1. Конкурс «Угадай пословицу и заработай деньги». Обучающиеся делятся на 3 команды. На столе у каждой команды по 5 разрезанных пословиц. Задание: сложите их правильно. За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 рубль

1. Деньги любят (счет)

2. Когда деньги говорят, тогда правда молчит 3. Время – (деньги)

4. Береги хлеб для еды, (а деньги для беды) 5. Хлебу мера, (а деньгам счет)

1. Деньги делают (деньги) 2. Тот без нужды живет, (кто деньги бережет) 3. Уговор дороже (денег)
4. Деньги – что галки, (все в стаю сбиваются) 5. Дорог хлеб, (коли денег нет)

1. Деньга деньгу (изживает) 2. Кто деньги бережет, (без нужды живет)
3. Деньги не грибы – (можно и зимой найти) 4. К нам пришла – (по рукам пошла).
5. На деньги (ума не купишь)

Обучающиеся афишируют свои ответы.

2. Решение занимательных задач:

Учитель: Итак, подсчитав итоги, мы продолжим приумножать наши деньги. Для этого необходимо решить финансовые задачи.

Правильно решение – 10 рублей

1. Что дороже – килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных? (Килограмм гривенников. Килограмм любого металла всегда дороже, чем полкилограмма этого же металла)

2. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей).

3. Зарплату выдали 11-ю тысячными, 11-ю сотенными и 11-ю рублевыми купюрами. Чему равна зарплата?

(11000 + 1100 + 11 = 12111 руб.).

Задачи вывести на слайды.


V. Первичное закрепление.

1.Беседа.

Учитель: мы с вами только что выяснили, что деньги выполняют в нашей жизни ряд важных функций (ролей). Что это за роли? Какие функции выполняют деньги?

Посмотрите на изображение на слайде и скажите, когда деньги выполняют ту или иную свою роль.

Обучающиеся: Как мера стоимости они показывают нам, сколько надо денег, чтобы купить какой-то товар.

Когда мы в магазине покупаем товар, деньги играют роль средства обращения…

2. Подведение итогов игры.

Учитель: Давайте с вами еще раз посчитаем деньги команд. У кого больше, тот соответственно и выиграл.


VI. Рефлексия:

Учитель: Продолжите фразу:

Деньги это... От кого ты узнал о деньгах? Что нового ты хотел бы узнать о деньгах?

Какую роль играют деньги?

Важно ли было появление денег?


Литература


1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. – М.. Просвещение. 2014. 2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 57 классы: учебная программа. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 57 классы: материалы для родителей. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 57 классы: методические рекомендации для учителя. М.: ВИТА–ПРЕСС, 2014 (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Интернет–источники 1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru; 2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru; 3. https://biznes-prost.ru/dengi-mirovye.html



















Приложения

Слайд 1

t1665381493aa.jpg

Слайд 2



t1665381493ab.png



Слайд 3.



t1665381493ac.jpg







Слайд 4.

t1665381493ad.jpg



Слайд 5

t1665381493ae.png















Карточки-картинки



t1665381493af.jpg

Топор

t1665381493ag.png

Нож

t1665381493ah.jpg



Хлеб


t1665381493ai.jpg

Дача

t1665381493aj.jpg


Перец горошком

t1665381493ak.jpg


Кувшин

t1665381493aj.jpg




Кувшин



t1665381493ai.jpg



Топор

t1665381493af.jpg



Кувшин

t1665381493ak.jpg

Топор

t1665381493af.jpg

Хлеб

t1665381493ak.jpg

Соль

t1665381493ah.jpg

Соль

t1665381493al.png

Сахар

t1665381493al.png

Соль

t1665381493ai.jpg

Чайник

t1665381493ah.jpg

Кувшин

t1665381493ah.jpg

Базилик







Карточки-деньги для игры



1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

1 рубль

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

5 рублей

10 рублей

10 рублей

10 рублей

10 рублей

10 рублей

10 рублей

10 рублей

10 рублей

10 рублей

10 рублей



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.