12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна3325
Звание "Почётный работник сферы образования Российской Федерации". Высшая квалификационная категория. Кредо: "Любовь воспитывается любовью" (Шалва Амонашвили).
Россия, Амурская обл., Тында
Материал размещён в группе «Урок русского языка»
3

Сценарий урока русского языка в 5 классе на тему: «Я украшаю вашу речь ...»

Тема урока: «Я украшаю вашу речь -

Меня вам надо знать, беречь».

(Обобщение по теме «Имя прилагательное»)

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.

Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного (практикум).

Цель как деятельность учеников:

повторение признаков имени прилагательного и его роли в  русском языке. 

ЗАДАЧИ:

I. 

- закрепить понятие об имени прилагательном как части речи, его признаках;

- научить различать имена прилагательные по вопросам и значению;

- развивать все стороны речи учащихся ( фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую);

- упражнять в организации связного высказывания.

 II. 

-развивать навыки мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, классификация, группировка);

- развивать словесную систему мышления;

- развивать навыки организации осмысленных, доказательных ответов;

-формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать самоконтроль, самооценку.

 III. 

-формировать интерес к родному языку;

- выделять и использовать в устной и письменной речи выразительные средства языка;

- закрепить навыки учебной деятельности;

- формировать коммуникативные навыки, умение работать в группах.

                                                                                                     

Оргмомент.

Ход урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Учащимся предлагаю две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Д. Поленов «Ранний снег».                    Д.Поленов «Золотая осень».

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

приёмы организации ситуации успеха на уроке.

1.Фонетическая зарядка.

Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.

1 группа учеников (хором): «Мимоза»

С мохнатой мимозой зима обнималась,

Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.

Махая мантильей морозец смеялся,

И маленький кустик мимозы сломался.

(В. Брюсов.)

2 группа учеников (хором): «Песенка синичья»

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся,

Славно сегодня звенится, поётся.

(М. Бородицкая.)

3 группа учеников (хором): «Песенка грачиная»

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера»

( М. Бородицкая.)

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства.

2. Формулирование темы урока. Мотивация к деятельности.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3.Систематизация знаний

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Загадка

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный,гладкий.
Чай какой? Горячий,сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?... (прилагательное).

Проблемный вопрос:

- Зачем используются прилагательные в речи? 

- Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета. В предложении являются определениями.

Ребята формулируют тему урока

 «Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Общее грамматическое значение прилагательного это:
А) действие

Б) признак предмета

В) признак признака

Г) признак действия

 

2. Морфологические признаки прилагательного это:

А) род, число

Б) род, число, падеж

В) род, число, лицо

Г) лицо, число

 

3. Синтаксические признаки прилагательного это:

А) определение, сказуемое

Б) определение, обстоятельство

В) определение, дополнение

Г) дополнение, обстоятельство

4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

А) могуч, первый, сильное, лисий

Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела

В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый

Г) одетый, несчастный, злой, высказан

5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие ...

А) материал, из которого сделан предмет

Б) признак по его принадлежности

В) признаки, указывающие на различные качества предмета

6. Укажите относительные прилагательные.

А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

7. Укажите притяжательные прилагательные.

А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

8. В каком ряду все прилагательные качественные?

А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка

Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос

В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос

9. В каком ряду все прилагательные относительные?

А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо

Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф

В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо

10. В каком ряду все прилагательные притяжательные

А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь

Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог

В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора

 

11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: 
«Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!»

А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

В) родной (м.р.), нежный (м.р.)

 12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: 

«Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.»

А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.)

В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

ТОУУ

4. Защита «портрета» имени прилагательного

Происхождение слова и примерные вопросы

 

Многие термины имеют корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого –  «эпитет». Перевод с латинского – «нечто прибавленное», «приложенное».

 - Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род?

- Какова роль прилагательных в нашей речи?

 

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

5. Творческая работа.


 


 


 


 


 


 


 


6.Пунктуационная разминка.

Дополните предложения прилагательными.

1 вариант.

Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).

2 вариант.

Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

Что позволили сделать прилагательные в речи? (Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета.

Вставить пропущенные знаки препинания и выразить своё мнение по поводу высказывания лингвиста В. В. Виноградова (1894-1969)

Прилагательное это самая изобретательная часть речи. Прилагательные могут описать цвет запах форму любого предмета рассказать о наших чувствах характере настроении.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4.Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

7. Закрепление понятия эпитета.


 

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Эпитет (греческое epitheton, буквально – приложенное) – троп, художественное, образное определение, выраженное преимущественно прилагательным (а также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения: весёлый ветер, мёртвая тишина, седая старина, чёрная тоска.

Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое, называется постоянным эпитетомполе чистое, солнце красное, добрый молодец, красна девица.

Обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева и попробуем мысленно убрать из него эпитеты (выделены) – и поэзия исчезнет.

Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

 (Использование эпитетов). Эпитет – образное определение.

Давайте найдём в тексте эпитеты и запишем их вместе с существительными.

 

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

модели объектов в знаково-

8. Составление синквейна


 


 


 


 

Прилагательные 
сказочные, волшебные
описывают, украшают, рисуют
Прилагательное - это самая изобретательная часть речи.
Эпитеты.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4.Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

9.Составление

б) акротекста.

а) кластера

а) акротекст

Экскурсовод - интересная профессия.
Культура и знания необходимы для неё обязательно.
Стать экскурсоводом может не всякий человек.
Каждый из них должен владеть большой информацией.
У экскурсоводов своя методика проведения экскурсий.
Рассказы его содержат интересные истории и факты.
Современная работа экскурсовода отличается глубиной.
Область познаний экскурсовода широка и многогранна.

Важным умением является общение с людьми.

Очень ценится культура речи и лексикон.
Добрая интонация и весёлая улыбка делают общение приятным.

б) кластер

Каждый из нас неоднократно ходил на экскурсию. И во время этих экскурсий формируется представление о гиде, или экскурсоводе. Каким он должен быть, какими качествами он должен обладать. Посетив очередную экскурсию, мы проанализировали экскурсовода и составили по результатам кластер.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

10.Групповая работа творческого характера.

Работа с текстом. В. Пескова:

Для всех странников, для всех любителей неба, душистых трав и бездонной воды Паустовский открыл страну со сказочным названием «Мещера». Эта страна удивительна…

Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки густого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. Копны сена, болотные кочки с крупной дробью пахучих ландышей. Луна в реке, черного цвета озера, грибы с телячью голову и крики птиц, названия которых не знаешь…(текст лежит у каждого ученика на парте).

Выразительное чтение текста.

Определить основную мысль и озаглавить текст («Удивительная страна»). (Писатель хотел показать всю красоту родной природы, как хорошо зимой вспомнить лето).

Найти прилагательные и определить их лексические функции

качественные

душистых

со сказочным

густого

пахучих

черного

Эпитеты

(средства художественного стиля)

бездонной воды

сказочное название

ковровый мох

колючий снег

относительные

бездонной

зимними

болотной

ковровому

притяжательные

телячью

Слабый ученик

Выписывает из текста примеры прилагательных, соответствующих схемам:

1) ¬ ∩ ^ ^ а

2) ¬ ∩ ^ 

3) ∩ ^ 

∩ ^ 

4) ∩ ^ 

5) ∩ ^ 

(удивительна, бездонной, колючий, пахучих, душистых, болотные)


 


 

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме

11. Рефлексия.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


12. Итоги урока.

Как я люблю свои берёзы,
Свои леса, свои луга,
И ночи летние, и грозы,
И зиму с стужей, и снега!

Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный разговор,
И травки бархатный, душистый,
С цветами скромными ковёр.

Люблю я мирные картины
Своих полей, своих лесов,
Люблю мычание скотины
И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем,
Люблю я эту красоту
И город с пылью и трамваем
Им ни за что не предпочту.

(Михаил Чехов)

- Какой же сегодня была Ваша «душа»?

- Вдумчивой!

- Счастливой!

- Серьёзной!

- Фантастичной!

- Решительной!

- Внимательной!

- Глубокой.

- Сделайте самооценку.

- По каким критериям будете давать оценку?


 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


 

13.Дифференцированное дом. задание.


 

1 вариант: Написать лингвистический этюд на тему: « Это волшебное прилагательное?»

2 вариант: Игра: «Где мы были, мы не скажем.
А что делали – покажем».
Придумайте рассказ о том, что вы видели интересного, расскажите с помощью красочных жестов.


 


 

Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

 

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.