Урок на тему «Древнейший Рим» (5 класс)
Урок 50. Древнейший Рим. (Ист др. м. 5 кл.)
Цели: дать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; познакомить с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранних стадиях его развития; тренировать умения работать с картой и находить нужную информацию.
Планируемые результаты:
предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и хозяйственным развитием Рима; рассказывать о важнейших событиях ранней истории Рима, используя основные и дополнительные источники информации;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: карта «Древний Рим в VI - IIIвв. до н. э.», карта «Древнейшая Греция», учебник.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Мотивационно - целевой этап
Сегодня мы начнем изучать еще одну древнюю цивилизацию. В наши дни Рим - это столица Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало рабовладение. Государство, также называлось Римом.
Тема урока: «Древнейший Рим».
План урока:
Местоположение и природные условия Древнего Рима, занятия населения.
Легенда об основании Рима.
Город на семи холмах и его обитатели.
Какое управление было в древнейшем Риме.
Проблемный вопрос: Почему плебеи начали борьбу с патрициями?
III. Работа по теме урока.
Местоположение и природные условия Древнего Рима, занятия населения.
Задание классу: Сравним природные условия и занятия населения Древнейшей Греции и Древнейшего Рима. Используем ранее полученные знания и вступительную статью к § 44 (с. 214 учебника).
Ответ:
Линия сравнения |
Древнейший Рим |
Древнейшая Греция |
Местопо ложение |
Апеннинский полуостров |
Балканский полуостров |
Рельеф |
Долины, равнины, холмистые местности |
Рельеф горный, мало равнинных мест |
Горы |
Апеннины, Альпы. |
Пинд (г.Олимп) |
Климат |
Тёплый, благоприятный для земледелия |
Жаркий, засушливый. |
Моря |
Омывается Адриатическим, Тирренским и Ионическим морями |
Омывается Эгейским, Ионическим и Критским морями |
Реки |
Полноводная река Тибр |
Мелкие реки, пересыхающие в засушливый сезон |
Занятия населения |
Виноградарство, садоводство, земледелие (зерновые культуры: пшеница, рожь), скотоводство (крупный рогатый скот, свиньи, кони, ослы) |
Виноградарство, выращивание оливок, скотоводство (козы и овцы), ремесло. |
(Перейти к пункту 4. (Какое управление было в древнейшем Риме), затем дать задание по группам к пунктам 2 и 3)
Легенда об основании Рима.
Задание 1-й группе. Прочитайте текст пункта 1 (Легенда об основании Рима) § 44 и вспомогательным текстом (Почитание весты и Марса) ответьте на вопросы:
Вопрос 1: Кто такие латины?
Ответ: Племя, жившее по левому берегу реки Тибр в Италии.
Вопрос 2: Кто такие Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем?
Ответ: - Нумитор – царь латинов.
- Амулий – младший брат царя, отнял у Нумитора власть и сделал Рею Сильвию весталкой.
- Рея Сильвия – дочь царя Нумитора, мать Ромула и Рема.
- Ромул и Рем – сыновья Реи Сильвии и бога войны - Марса.
Вопрос 3: Что известно о них из легенды об основании Рима?
Ответ: Брошены младенцами в реку Тибр по приказу Амулия. Вскормлены волчицей. Воспитаны пастухом. Свергли амулия и вернули трон Нумитору. Ромул, убив своего брата, основал город Рим на холме Палатин на берегу реки Тибр и стал его первым царём.
Вопрос 4: Как называют жриц богини Весты?
Ответ: Весталка – жрица богини огня и домашнего очага - Весты.
Вопрос 5: Какие у них были обязанности?
Ответ: Жить при храме Весты и подбрасывать дрова в очаг богини.
Вопрос 6: Что запрещалось весталкам и какое наказание предусматривалось за нарушение запрета?
Ответ: Выходить замуж и иметь детей до 30 лет. Нарушение этого каралось смертью.
Вопрос 7: Как к ним относились римляне?
Ответ: Уважительно. Ей уступали дорогу. Преступнику, оказавшемуся на её пути смягчали наказание.
Вопрос 8: Кто такие ликторы?
Ответ: Ликторы – 12 охранников римского царя.
Город на семи холмах и его обитатели.
Задание 2-й группе. Работая с текстом пункта 2 (Город на семи холмах и его обитатели.) § 44, определите, что в тексте соответствует исторической правде.
Ответ: Исторической правдой являются следующие факты:
Город возник не сразу.
Рим основан в 753 г. до н. э.
Несколько поселений постепенно объединились на холмах левобережья Тибра (Палатинском, Капитолийском и др.).
Римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной.
Римляне занимались земледелием (пшеница, ячмень, лён, виноград), скотоводством и ремеслами (кузнечным делом, ткачеством, гончарным делом).
Римляне воевали с другими латинскими городами. Их владения росли.
Применяли труд рабов.
Какое управление было в древнейшем Риме.
(Рассказ учителя и составление схемы)
Римский народ делился также на патрициев - древнейших жителей Рима и плебеев - переселенцев из других областей Италии.
Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Таким образом, сформировался сенат, ставший важным органом управления государством.
Плебеи вошли в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой бедный люд. Дальнейшее изучение римской истории показало, что среди них встречались богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в Народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности и зависели от суда патрициев.
V. Подведение итогов урока
Ответ на Проблемный вопрос: Почему плебеи начали борьбу с патрициями?
Ответ: Стремление плебеев иметь гражданские права, получить доступ к власти и управлению государством, защитить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.
Домашнее задание: § 44, вопросы с. 218 устно. (опрос)
Тест ч/з урок по темам: ур. 50. Древнейший Рим
ур. 51. Завоевание Римом Италии.
Задание 1-й группе. Прочитайте текст пункта 1 (Легенда об основании Рима) § 44 и вспомогательным текстом (Почитание весты и Марса) ответьте на вопросы:
Вопрос 1: Кто такие латины?
Вопрос 2: Кто такие Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем?
Вопрос 3: Что известно о них из легенды об основании Рима?
Вопрос 4: Как называют жриц богини Весты?
Вопрос 5: Какие у них были обязанности?
Вопрос 6: Что запрещалось весталкам и какое наказание предусматривалось за нарушение запрета?
Вопрос 7: Как к ним относились римляне?
Вопрос 8:Кто такие ликторы?
Задание 2-й группе. Работая с текстом пункта 2 (Город на семи холмах и его обитатели.) § 44, определите, что в тексте соответствует исторической правде.