12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Данилин Тимур Юрьевич19

Урок 50. Древнейший Рим. (Ист др. м. 5 кл.)

Цели: дать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; по­знакомить с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранних стадиях его развития; тренировать умения работать с картой и находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

предметные: работать с историче­ской картой, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать причинно-следственные связи между географическим положени­ем и хозяйственным развитием Рима; рассказывать о важнейших событиях ранней истории Рима, используя основные и допол­нительные источники информации;

метапредметные УУД: са­мостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную про­блему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать фак­ты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного мате­риала;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: карта «Древний Рим в VI - IIIвв. до н. э.», карта «Древнейшая Греция», учебник.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Мотивационно - целевой этап

Сегодня мы начнем изучать еще одну древ­нюю цивилизацию. В наши дни Рим - это столица Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало рабовладение. Государство, также на­зывалось Римом.

Тема урока: «Древнейший Рим».

План урока:

Местоположение и природные условия Древнего Рима, за­нятия населения.

Легенда об основании Рима.

Город на семи холмах и его обитатели.

Какое управление было в древнейшем Риме.

Проблемный вопрос: Почему плебеи начали борьбу с патри­циями?

III. Работа по теме урока.

Местоположение и природные условия Древнего Рима, за­нятия населения.

Задание классу: Сравним природные условия и занятия населения Древнейшей Греции и Древнейшего Рима. Используем ранее полученные знания и всту­пительную статью к § 44 (с. 214 учебника).

Ответ:

Линия

сравнения

Древнейший Рим

Древнейшая Греция

Местопо­

ложение

Апеннинский полуостров

Балканский полуост­ров

Рельеф

Долины, равнины, холмистые местности

Рельеф горный, мало равнинных мест

Горы

Апеннины, Альпы.

Пинд (г.Олимп)

Климат

Тёплый, благоприятный для земледелия

Жаркий, засушливый.

Моря

Омывается Адриатическим, Тирренским и Ионическим морями

Омывается Эгейским, Ионическим и Критским морями

Реки

Полноводная река Тибр

Мелкие реки, пересы­хающие в засушливый сезон

Занятия

населения

Виноградарство, садоводство, земледелие (зерновые культуры: пшеница, рожь), скотоводство (крупный рогатый скот, свиньи, кони, ослы)

Виноградарство, выращивание оливок, скотоводство (козы и овцы), ремесло.

(Перейти к пункту 4. (Какое управление было в древнейшем Риме), затем дать задание по группам к пунктам 2 и 3)

Легенда об основании Рима.

Задание 1-й группе. Прочитайте текст пункта 1 (Легенда об основании Рима) § 44 и вспомогательным текстом (Почитание весты и Марса) ответьте на вопросы:

Вопрос 1: Кто такие латины?

Ответ: Племя, жившее по левому берегу реки Тибр в Италии.

Вопрос 2: Кто такие Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем?

Ответ: - Нумитор – царь латинов.

- Амулий – младший брат царя, отнял у Нумитора власть и сделал Рею Сильвию весталкой.

- Рея Сильвия – дочь царя Нумитора, мать Ромула и Рема.

- Ромул и Рем – сыновья Реи Сильвии и бога войны - Марса.

Вопрос 3: Что известно о них из легенды об основании Рима?

Ответ: Брошены младенцами в реку Тибр по приказу Амулия. Вскормлены волчицей. Воспитаны пастухом. Свергли амулия и вернули трон Нумитору. Ромул, убив своего брата, основал город Рим на холме Палатин на берегу реки Тибр и стал его первым царём.

Вопрос 4: Как называют жриц богини Весты?

Ответ: Весталка – жрица богини огня и домашнего очага - Весты.

Вопрос 5: Какие у них были обязанности?

Ответ: Жить при храме Весты и подбрасывать дрова в очаг богини.

Вопрос 6: Что запрещалось весталкам и какое наказание предусматривалось за нарушение запрета?

Ответ: Выходить замуж и иметь детей до 30 лет. Нарушение этого каралось смертью.

Вопрос 7: Как к ним относились римляне?

Ответ: Уважительно. Ей уступали дорогу. Преступнику, оказавшемуся на её пути смягчали наказание.

Вопрос 8: Кто такие ликторы?

Ответ: Ликторы – 12 охранников римского царя.

 

Город на семи холмах и его обитатели.

 

Задание 2-й группе. Работая с текстом пункта 2 (Город на семи холмах и его обитатели.) § 44, определите, что в тексте соот­ветствует исторической правде.

Ответ: Исторической правдой являются сле­дующие факты:

Город возник не сразу.

Рим основан в 753 г. до н. э.

Несколько поселений постепенно объединились на холмах левобережья Тибра (Палатинском, Капитолийском и др.).

Римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сде­ланы из прутьев и обмазаны глиной.

Римляне занимались земледелием (пшеница, ячмень, лён, виноград), скотоводством и ремес­лами (кузнечным делом, ткачеством, гончарным делом).

Римляне воевали с другими латинскими городами. Их вла­дения росли.

Применяли труд рабов.

 

Какое управление было в древнейшем Риме.

(Рассказ учителя и составление схемы)

Римский народ делился также на патрициев - древнейших жи­телей Рима и плебеев - переселенцев из других областей Италии.

Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладав­ших более благородным происхождением и личными достоин­ствами. Таким образом, сформировался сенат, ставший важным органом управления государством.

t1617516466aa.png 

Плебеи вошли в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой бедный люд. Дальнейшее изучение римской истории показало, что среди них встречались богатые семьи, существовали знат­ные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в Народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности и зависели от суда патрициев.

V. Подведение итогов урока

 

Ответ на Проблемный вопрос: Почему плебеи начали борьбу с патри­циями?

Ответ: Стремление плебеев иметь гражданские права, получить до­ступ к власти и управлению государством, защитить свою собственность привело к их много­вековой борьбе с патрициями.

Домашнее задание: § 44, вопросы с. 218 устно. (опрос)

Тест ч/з урок по темам: ур. 50. Древнейший Рим

ур. 51. Завоевание Римом Италии.

 

Задание 1-й группе. Прочитайте текст пункта 1 (Легенда об основании Рима) § 44 и вспомогательным текстом (Почитание весты и Марса) ответьте на вопросы:

Вопрос 1: Кто такие латины?

Вопрос 2: Кто такие Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем?

Вопрос 3: Что известно о них из легенды об основании Рима?

Вопрос 4: Как называют жриц богини Весты?

Вопрос 5: Какие у них были обязанности?

Вопрос 6: Что запрещалось весталкам и какое наказание предусматривалось за нарушение запрета?

Вопрос 7: Как к ним относились римляне?

Вопрос 8:Кто такие ликторы?


 

 

Задание 2-й группе. Работая с текстом пункта 2 (Город на семи холмах и его обитатели.) § 44, определите, что в тексте соот­ветствует исторической правде.

 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.