12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матыцина Валентина Владимировна27
Россия, Липецкая обл., Усманский район, село Девица



Методическая разработка урока

«Деньги»

Матыцина В.В. учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с. Девица

Пояснительная записка

Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Особое внимание при этом уделяется формированию основ финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, так как в последующем именно им предстоит развивать и совершенствовать финансовую систему страны, стать основными клиентами финансовых институтов. На этапе школьного образования важно сформировать базовые навыки финансовой грамотности и принятия финансовых решений, акцентировать внимание на сложности в выстраивании финансовых отношений человека с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми институтами. Важно научить распознавать случаи финансового мошенничества (свершившихся и потенциальных) и дать рекомендации к противодействию им, защиты своих интересов на правовой основе. Формирование основ финансовой грамотности обучающихся является одной из основных целей урока.

В данной разработке представлен Урок «Деньги. Что это такое?» для обучающихся 5 классов. В ходе занятия ученики 5 класса не только знакомятся с историей появления денег, но и научатся на практике как правильно относиться к деньгам. Данное занятие сопровождается презентацией.


Технологическая карта урока



Тема: «Деньги. Что это такое?»

Цель занятия: сформировать у учащихся основы знаний о способах обмена товаров и о деньгах.

Задачи:

1.Образовательные:

узнать, каковы причины появления денег и что такое деньги; познакомить со способами обмена.

2.Развивающие:

формировать навыки работы с текстом; развивать интеллектуальные и исследовательские умения детей.

3.Воспитательный аспект: воспитывать бережливость, правильное отношение к деньгам, доброжелательность.

Планируемый результат: обучающиеся научатся различать понятия:

Бартер, деньги, номиналонета, купюра, платежеспособность, покупательная способность;

выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Формирование УУД

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес; выявить нравственно-этическое отношение к деньгам (на основе бережного отношения к деньгам); формировать самооценку.

Познавательные УУД: формировать умения выделять и формулировать познавательную цель занятия и отдельного задания; умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и делать выводы.

Коммуникативные УУД: формировать умение находить общее решение, умение аргументировать его, работать в группе, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД : формировать умение слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Оборудование:

Компьютер с выходом в Интернет; презентация, карточки

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.



Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Задача данного этапа подготовить обучающихся к работе на уроке

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Слайд 1

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация знаний


Фронтальная. Словесный.

Организация фронтальной беседы. Слайд 2 (Просмотр мультфильма «Муха-цокотуха». Что нашла Муха Цокотуха? Для чего она их испол https://www.youtube.com/watch?v=qvsTD2vrdJE

ьзовала?

Смотрят мульфильм с 30 секунды до 3минут .Отвечают на вопросы.

Познавательные: воспроизводят информацию

Коммуникативные: слушают ответы товарищей, корректно доказывают свою точку зрения

III. Постановка учебной задачи

.

Фронтальная. Словесный, практический. Работа презентацией, сообщение учителя

Сформулируйте тему занятия.

«Деньги. Что это такое»

Слайд 3-5

что такое деньги?

как появились деньги?


Регулятивные: формулируют учебные задачи на основе того, что уже известно и осознания того, что еще неизвестно

Познавательные: используют знаково-символические средства

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.


Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, беседа.

Попробуйте ответить на главный вопрос, предположить, что такое деньги? Каково их значение? Слайд 6

Просмотр видео «История денег»

https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg

Слайд 7

Деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости. Слайд 8

Ответы детей.




После просмотра видео учащиеся дают полные ответы по истории развития денег.


Записывают в тетрадь

Регулятивные: в сотрудничестве
с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Познавательные: используют знаково-символические средства


Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями, беседа.

Работа. С иллюстрацией презентации. Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?

-Как называется такой вид обмена ?


Слайд 9-10




Бартер

 Это прямой обмен одних товаров на другие


Решение экономической задачи.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Регулятивные: принимают и решают поставленную задачу


Фронтальная. Словесный, беседа

Что такое номинал?

НОМИНАЛ —исходное значение цены, нарицательная стоимость, указанная на деньгах.

Слайд 11

Ответы детей.

Запись в тетрадь

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения Коммуникативные: принимают участие в работе парами;; используют в общении правила вежливости.


Физ-

культминутка

Двигательные действия

А сейчас физкультминутка.

Слайд 12

Выполняют физкультминутку

Регулятивные: быстрая смена видов деятельности, переключаются от умственной к физической и обратно.



А откуда пошло название монета? Слайд 13

Все ли покупается за деньги?.

Чего нельзя купить? Приведите свои примеры.

А может быть так, что есть деньги, а купить нельзя на них? В каких случаях?

Какие правила нужно знать при обращении с такими деньгами.


НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЕ КУПЮРЫ

Если купюры

порвали

залили

постирали

подожгли

нанесли надпись

Их можно поменять, если:

Размер более 55%

Складывается из кусков

Работают защитные механизмы

КАК ОТЛИЧИЬ ФАЛЬШИВУЮ КУПЮРУ ОТ НАСТОЯЩЕЙ?

Слайд 14-16

(опережающее задание)

Нет .

Любовь, дружбу, уважение ит.д.


Ответы детей (поврежденные купюры, фальшивые).

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Регулятивные: принимают и решают поставленную задачу

V. Закрепление знаний
и способов действий

Групповая, индивидуальная. Словесный, практический.


Работа по группам Слайд 17-19

1группа. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПОКУПКИ

2 группа. КАКИМИ КУПЮРАМИ И МОНЕТАМИ ПЛАТИТЬ.

3 группа. РАСЧЕТ СДАЧИ

Подведение итогов.


Ответ учащихся.

Взаимопроверка.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.


Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости


VI.. Рефлексия

Фронтальная. Словесный, беседа.

Что же такое деньги?

Представляют обобщенный ответ, полученный в результате решения учебных задач урока. Анализируют качество проведенной учебной работы.

Познавательные: воспроизводят, анализируют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы на уроке.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи.

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Найти информацию о видах деньгах в Интернете.

Воспринимают задание, уточняют непонятное.

Регулятивные: принимают учебную задачу



Тема : «Деньги. Что это такое?»

Цель занятия: сформировать у учащихся основы знаний о способах обмена товаров и о деньгах.

Задачи:

1.Образовательные:

узнать, каковы причины появления денег и что такое деньги; познакомить со способами обмена.

2.Развивающие:

формировать навыки работы с текстом; развивать интеллектуальные и исследовательские умения детей.

3.Воспитательный аспект: воспитывать бережливость, правильное отношение к деньгам, доброжелательность.

Планируемый результат: обучающиеся научатся различать понятия:

Бартер, деньги, номиналонета, купюра, платежеспособность, покупательная способность;

выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Формирование УУД

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес; выявить нравственно-этическое отношение к деньгам (на основе бережного отношения к деньгам); формировать самооценку.

Познавательные УУД: формировать умения выделять и формулировать познавательную цель занятия и отдельного задания; умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и делать выводы.

Коммуникативные УУД: формировать умение находить общее решение, умение аргументировать его, работать в группе, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД : формировать умение слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Оборудование:

Компьютер с выходом в Интернет; презентация, карточки

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.


Ход занятия

Организационный момент.

Пожелание успешной работы на уроке

II. Актуализация.

Просмотр мультфильма «Муха-цокотуха». Что нашла Муха Цокотуха? https://www.youtube.com/watch?v=qvsTD2vrdJE

Сформулируйте тему занятия.


что такое деньги?

как появились деньги?

какими были первые деньги?

-какие бывают деньги?

Тема занятия? «Деньги .Что это такое?»

III. Открытие нового знания.

Попробуйте ответить на главный вопрос, предположить, что такое деньги?

Каково их значение? (ответы детей).

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги – это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почти все, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и что чаще всего их не хватает. А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить замечательную красивую игрушку, модную одежду или большой вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Как к ним относиться? Чего больше – добра или зла – приносят они людям?


Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы. (просмотр мультфильма «Из истории денег»). https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg


Деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.


- Каждую секунду на Земле производится огромное количество товаров. Причем разные люди и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен.

- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?

-Как называется такой вид обмена ? ( бартер)

- так что же такое бартер? ( Это прямой обмен одних товаров на другие

- Кажется, все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например

У Светы есть груша, а она хочет морковку.

У Вовы есть морковка, а хочет он банан.

У Миши есть банан, а хочет он грушу.

- Как быть? (Решение экономической задачи)

- Согласитесь, это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей. А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно. Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным. Гораздо удобнее другой вид обмена,

купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги.

-Что такое номинал? Ответы детей.

-НОМИНАЛ — (лат. nominalis — именной) — исходное значение цены, официально объявленная нарицательная стоимость, указанная на ценных бумагах

-А сейчас физкультминутка.

А откуда пошло название монета? (опережающее задание)

-Все ли покупается за деньги? Нет.

Чего нельзя купить? Приведите свои примеры. Любовь, дружбу, уважение и т.д.

А может быть так, что есть деньги, а купить нельзя на них? В каких случаях?

Ответы детей (поврежденные купюры, фальшивые). Какие правила нужно знать при обращении с такими деньгами.

НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЕ КУПЮРЫ

Если купюры

порвали

залили

постирали

подожгли

нанесли надпись

Их можно поменять, если:

Размер более 55%

Складывается из кусков

Работают защитные механизмы

КАК ОТЛИЧИЬ ФАЛЬШИВУЮ КУПЮРУ ОТ НАСТОЯЩЕЙ?


РАБОТА В ГРУППАХ

1группа. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПОКУПКИ

Насте нужно купить 300 г колбасы по цене 450 рублей за килограмм и 2 батона по цене 38 рублей за пакет. Сколько стоят ее покупки?

2 группа. КАКИМИ КУПЮРАМИ И МОНЕТАМИ ПЛАТИТЬ.

Стоимость покупки составляет 394 рубля.

В кошелке у Миши одна купюра 500 рублей, две купюры по 100 рублей, 4 купюры по 50 рублей, а также 1 монета – 10 рублей, 3 монеты по 5 рублей, 6 монет по 2 рубля, 8 монет по 1 рублю. Какие купюры и монеты должен отдать Миша продавцу, чтобы расплатиться без сдачи?

3 группа. РАСЧЕТ СДАЧИ

Ваня на 8 Марта решил букет тюльпанов подарить маме, которые стоят 30 рублей за штуку. Папа дал Ване банкноту в размере 500 рублей на покупку. Какого размера сдачу получит Ваня, если решит купить максимально большой букет из нечетного количества цветов?

А теперь проверим, как вы справились со своими заданиями.

Подведение итогов.

РЕФЛЕКСИЯ

Что же такое деньги?

Домашнее задание: Найти информацию о видах деньгах в Интернете.

Ресурсный материал

Карточки

1.РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПОКУПКИ

Насте нужно купить 300 г колбасы по цене 450 рублей за килограмм и 2 батона по цене 38 рублей за пакет.

Сколько стоят ее покупки?


2. ИМИ КУПЮРАМИ И МОНЕТАМИ ПЛАТИТЬ

Стоимость покупки составляет 394 рубля.

В кошелке у Миши одна купюра 500 рублей, две купюры по 100 рублей, 4 купюры по 50 рублей, а также 1 монета – 10 рублей, 3 монеты по 5 рублей, 6 монет по 2 рубля, 8 монет по 1 рублю.

Какие купюры и монеты должен отдать Миша продавцу, чтобы расплатиться без сдачи?


3. РАСЧЕТ СДАЧИ

На 8 Марта Ваня решил подарить маме букет тюльпанов, которые стоят 30 рублей за штуку. Отец дал Ване на покупку банкноту в размере 500 рублей.

Какого размера сдачу получит Ваня, если решит купить максимально большой букет из нечетного количества цветов?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.