Классный час в 7 классе на тему «Деньги: добро или зло?»
МОУ «СШ № 34 города Макеевки»
Классный час
с использованием
информационно-компьютерных технологий
в 7 классе на тему:
«Деньги: добро или зло?»
Чигрина В.В.
2020 год
Классный час на тему "Деньги: добро или зло?"
Цели:
Способствовать развитию духовно-нравственной личности.
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость предложенного материала.
Содействовать развитию коммуникативных способностей учащихся.
Создать содержательные и организационные условия для работы в группах.
Ход классного часа
1. Оргмомент (предварительно учащиеся объединены в группы)
2.Эмоциональный настрой
(Слайд «Словарный ряд», любопытство, страх, радость, удивление, раздражение, новизна, равнодушие, безразличие, удовлетворение, заинтересованность).
Учитель: Обратите своё внимание на ряд слов, выберите и назовите те из них, которые соответствуют вашему состоянию перед началом классного часа. (спросить по желанию несколько человек)
(Выяснили, прокомментировали)
Учитель: Состояние ваше мне вполне понятно, так как вы не знаете, о чём пойдёт речь и как мы будем работать.
3. Введение в тему
Учитель: Я предлагаю вам обратить своё внимание на экран. (Просмотр видеоклипа «Мани-мани…»)
У.: Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
- О деньгах.
У.: Верно. О деньгах. (слайд «Деньги»)
-Всем знакома эта мелодия, хотя песня и звучит на английском языке. Здесь рефреном звучат слова: «деньги», «деньги».
Деньги... Их проклинают и прославляют, им радуются и без них плачут, их воруют и теряют, их дарят и забирают, их любят и ненавидят...
Как они появились на земле? Когда сумели обрести такую магическую силу над человеком? Добро это или зло? Сегодня в ходе нашего классного часа мы попытаемся ответить на эти вопросы.
- С какими словами ассоциируются у вас деньги?
(Учащиеся произносят слова, а учитель записывает их в две колонки,
зло покой страх достаток зависимость возможности ненависть щедрость)
У.: Ребята, как вы думаете, почему я записала слова в 2 колонки? Каким одним словом можно заменить слова в 1 колонке? Во 2 колонке?
- Верно, добро и зло. Итак, нам предстоит ответить на вопрос: «Деньги – это добро или зло? (Слайд «Деньги – это добро или зло?»)
4. Вступление учителя.
- А сейчас я предлагаю вам вернуться в прошлое и окунуться в историю денег. (Видео, слайд)
У.: Слитки превратились в монеты в 7 веке до нашей эры в Лидии.Так нпзывалось небольшое государство в Малой Азии. Лидийцы догадались чеканить монеты из электра- природного сплава золота и серебра. Кусочки сплава напоминали бобы.Умные головы догадались расплющивать их-так появились первые металлические монеты.
Основной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на четыре части, отсюда и название – рубль.
Я нашла интересный и курьезный факт, связанный с деньгами.( слайд) Он относится к периоду правления императрицы Елизаветы Петровны, дочери царя Петра Первого. Императрица Елизавета Петровна заказала оду в свою честь известному ученому Михаилу Ломоносову. За понравившуюся ей оду она пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес которых составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.
Первые бумажные деньги появились в Китае в 8 веке до нашей эры
( слайд).
( демонстрация бумажных денег разных стран и эпох)
В современной экономике существуют ещё деньги безналичного расчёта.
Деньги сопровождают человека всю его жизнь. Если вы думаете, что проблемы денег касаются только взрослых, то вы ошибаетесь. Проблемы денег напрямую касаются и детей. Общепринято считать, что чем больше денег у родителей, тем больше возможностей у детей. Фактически в стране выросло новое поколение, которое, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадывается о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.
5. «Мозговой штурм»
У.: Рыночная экономика создала множество болезненных проблем. Давайте попытаемся перечислить некоторые из них. Для этого я разделила вас на группы. У каждой группы на столе находится небольшой информационный материал и инструкция для выполнения задания.
Ваша задача: Взять таблицу с текстами для оценочного суждения, ознакомиться с ними, соотнести с предложенными проблемами и обосновать свой выбор. На эту работу группам даётся 5 минут
У.: В случае затруднения вы можете обратиться за помощью ко мне.
( слайд).
Информационный текст
1
Во дворе играют дети. Мальчик нечаянно испачкал кофточку девочке.
- Что ты сделал?!- возмущённо закричала девочка.
- Извини, пожалуйста. Я не хотел,- почти шёпотом пролепетал мальчик.
- Мне эту кофточку папа купил за триста гривен, негодующе констатирует девочка.
Формирование культа денег
2
Девятилетняя девочка из семьи, оказавшейся в трудном материальном положении, просит в молитве: « Господи! Пошли нам побольше денег. Я не от жадности прошу, а для удобства. Я лишь хочу, чтобы хватило денег маме на операцию и она бы снова появилась дома, и чтобы папа быстрее нашёл работу. А ещё я хочу, чтобы Ира с Леной со мной дружили и не говорили, что бедные должны дружить с бедными, а богатые с богатыми.
Деньги приводят к социальному расслоению общества
3.
Беседуют две приятельницы. Одна жалуется:
- Хочу сыну купить квартиру, да предлагают неподходящие районы. Вот два года назад мне очень повезло с квартирой, купила прямо в центре. Да и с машиной тогда угодили.
- А зачем твоему сыну вторая квартира?- вежливо поинтересовалась её подруга.
- Да он первую в казино проиграл, а у меня жить не хочет.
- А зачем ему вторая машина? Что, одной не хватает или модель устарела.
- Да нет, он её разбил, когда возвращался с вечеринки.
Чрезмерные карманные деньги ведут к пагубным пристрастиям.
4
Дочь приходит домой и заявляет родителям:
- Мне на косметику гривен 200 нужно.
Немного погодя она добавляет:
- Да, я ещё забыла, мы мальчишкам на подарки собираемся по 50 гривен. Ну и на телефон закинуть хоть 40 гривен нужно. А то целый день без связи.
Мама замечает:
- Рита, я ведь тебе предлагала у меня в салоне подработать или папе на фирме помочь. А кроме этого сколько возможностей было. Тогда бы и не клянчила у родителей деньги на карманные расходы
Дети существуют за счёт родителей
У.: Учащимся предлагаются следующие проблемы:
- Дети существуют за счёт родительских средств.
- За деньги можно купить всё.
- Формирование культа денег.
- Чрезмерные карманные деньги ведут к пагубным пристрастиям.
- Деньги приводят к социальному расслоению общества.
- Проблемам хранения денег.
- Система человеческих отношений измеряется деньгами.
У.: Давайте поочерёдно эти проблемы озвучим. (зачитывают поочереди) (Слайд «Таблица») Верно. Проблем, связанных с деньгами, много. Мы назвали лишь некоторые.
У.: Так как все проблемы мы с вами решить не в состоянии, то мне хотелось обратить ваше внимание на проблему №4, . (Дети существуют за счёт родительских средств). (Слайд «Дети существуют за счёт родительских средств») Я думаю, каждому ребёнку хочется иметь карманные деньги и тратить их по своему усмотрению. Верно?
- Да.
- Все знают, кто такой Рокфеллер. Он вошел в двадцатку самых могущественных людей Америки, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он восптитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии.
- В Германии ведомство по делам детей и молодёжи специальным предписанием обязало родителей выдавать своим детям деньги на карманные расходы. В случае невыполнения этих предписаний ребёнок может обратиться с официальной жалобой ,причём злостным неплательщикам грозит денежный штраф. Более того,составлены таблицы по возрастам- от1,5 евро(17 грн) в неделю ребёнку 6 лет до 25-30 евро(300 грн) 15 летнему подростку.
- В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами.
6. Деловая игра « Бизнес тинейджеров»
У.: Ясно, что деньги нужны как взрослым, так и детям. Как раз сейчас существует положительный момент в жизни нашего общества, когда можно заработать своим умом и интеллектом. Для этого я предлагаю вам поиграть.
Итак, ролевая игра « Бизнес тинейджеров» (Слайд). Предположим, что я банкир, а вы тинейджеры, которые должны, проявив свою интеллектуальную изобретательность, предложить идеи, как можно заработать школьникам.
За каждую вашу идею группа получает условную валюту. Подумайте, чтобы источники ваших доходов были не опасными для здоровья и психики, варианты, приемлемые только для города Макеевка и только то, за что заплатят. Победит та группа, у которой окажется большее количество «денег». А статистик, которого вы выберете, поможет подсчитать «деньги».
У.: Давайте определим, какая же группа больше заработала. Слово статистикам.
(Объявить результаты.)
У.: Молодцы, в этой игре победила группа. Все были очень активны.
У.: А сейчас я вас попрошу попробовать придумать и нарисовать особые «школьные деньги» и придумать на что в школе можно их потратить. (Слайд дети рисуют деньги, отвечают на вопросы)
- Молодцы! Может скоро так и будет.
- А теперь давайте посмотрим, как зарабатывают деньги украинские подростки ( видеофрагмент Слайд)
7. Экспресс - анкета
У.: Итак, деньги вы заработали. Представьте, что это ваша первая зарплата. На что бы вы её потратили? (слайд). У меня есть 4 конверта с изображёнными на них картинками. Внимательно рассмотрите их, посоветуйтесь в группе, в какой конверты и в каком количестве вы вложите свои «деньги». Представитель от группы опустит «деньги» в конверты.
Вы должны истратить все «деньги».
Анкета
На себя, личные нужды и развлечения;
На членов своей семьи и друзей;
На образование, здоровье, расширение кругозора;
На спонсорство и благотворительность.
Учитель делает вывод, на что больше потрачено денег
А теперь давайте узнаем, любят ли вас деньги. (Тест «Любят ли вас деньги»)
8. Незаконченные предложения. «Чего нельзя купить на деньги»
У.: Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете (слайд). Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.
Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)
– за деньги можно купить часы… (но не время)
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)
– за деньги можно купить дом… (но не семью)
– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)
– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)
– за деньги можно купить икону… (но не веру)
– за деньги можно купить целый континент… (но не Родину)
– за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь)
– за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение) (слайд).
У.: Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам оного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!».
У.: Вот вы, ребята, сумели заработать деньги и легко их потратить. Так значит ли, что деньги – это всегда благо или всё-таки нет. Для этого мы с вами продолжим нашу работу в группах и проведём мини – дебаты.
9. Мини-дебаты
У.: Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу и попытаемся дать на него аргументированный ответ. И сейчас 2 группы должны будут привести аргументы, к тому, что деньги - это исключительно благо, а 2 группы попытаются найти доводы к тому, что деньги всегда приносят зло. (слайд).
(Группы поочерёдно называют аргументы.).
Примерные выступления детей:
– Нельзя сказать однозначно. Для кого-то зло, для кого-то благо, все зависит от человека.
– Конечно, благо: без них не будет ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни культуры, ни образования.
– Скорее зло – деньги разделяют людей.
– Все зависит от человека: одного деньги испортят, другой без денег испортится.
У.: Так где же истина?
У.: Верно, т.к. деньги – это серьёзное испытание. И две крайние точки зрения на деньги – деньги – это добро – деньги – это зло неверны.
Поэтому, то, чем будут являться деньги в ваших руках- добром или злом, зависит не от количества денег, а от уровня вашего духовного развития и от способа их использования.
10. Составление правил обращения с деньгами. «Осторожно – деньги!»
У.: . Культура общения с деньгами - часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых, так или иначе, используются Деньги.
А чтобы не страдать от недостатка денег и в то же время не попадать в полную от них зависимость, неплохо бы следовать добрым советам родных, близких, друзей и просто умных книг.
Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?
Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.
1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
2. Зарабатывай честно.
3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
5. Старайся не влезать в долги.
6. Не играй в лотереи, азартные игры.
У.: Можете поделиться своими мудрыми советами, которые вы получили от родителей.
(Дети поднимают руки, предлагают свои правила)
У.:Я хочу всем вам и нашим гостям раздать небольшие памятки «Правила обращения с деньгами» ( дети раздают памятки) и посоветовала бы не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».
10. Рефлексия
У: Сегодня мы с вами впервые говорили так много об этой проблеме. Но ведь она сопровождала и будет сопровождать людей на протяжении всей истории существования человечества. Я хочу предложить несколько афоризмов. Посоветуйтесь в группе и скажите, какой из афоризмов взяла бы ваша группа в качестве девиза после нашего сегодняшнего разговора.
Афоризмы
Никогда с деньгами не бывает так хорошо, как плохо бывает без них. Неизвестный автор
Если деньги портят человека, то виноват в этом человек, а не деньги. Бауржан Тойшибеков
Если вы любите деньги, подумайте взаимная ли эта любовь.
Башир Зугумов
Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на кого тратишь. "Пшекруй"
Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе...
Бенджамин Франклин
За деньги можно все купить,
Любовь же надо заслужить.
Гарун Агацарский
11. Эмоциональное состояние
У.: Изменилось ли ваше отношение к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи?
Примерные ответы детей:
– Не изменились. Я обязательно постараюсь разбогатеть. Во что бы то ни стало!
– Не изменилось. Я по-прежнему буду стараться получить хорошее образование, стать разумной. А деньги к этому приложатся.
– Изменилось. Мне кажется, я стал понимать своих родителей.
– Изменилось. Не думал, что деньги могут сделать человека несчастливым
- Мне хотелось бы узнать, какие эмоции, чувства вы испытываете после окончания классного часа. Для этого опять обратите своё внимание на ряд слов (открыть слайд) и выберите те из них, которые соответствуют вашему состоянию
У.: Большое спасибо вам, ребята, за интересный разговор, за поддержку. (открыть слайд
Ведь как сказал почти четыреста лет назад Фрэнсис Бэкон: «Деньги - очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».