Занятие по финансовой грамотности «Деньги любят счет» для 4 классов

1
0
Материал опубликован 5 November 2020

Технологическая карта проекта урока/занятия по финансовой грамотности

ФИО участников

Калинцева Наталья Сергеевна

Тема занятия:

«Деньги любят счет»

Целевая группа:

12 учащихся 4х классов

Цель занятия:

В ходе практической работы формировать у учащихся представления о доходах и расходах семьи

Планируемые результаты:


Формирование понятий:

доходы, расходы, бюджет семьи

Формирование предметных умений:

расчет бюджета семьи, ее доходов и расходов

Формирование установок: личный вклад ребенка в формирование бюджета семьи

личный вклад ребенка в формирование бюджета семьи

Введение / отработка компетенций:

Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

Описывать направления расходов семьи.

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Базовая технология

Кейс-технология

Средства обучения



А) Технические

Компьютер, интерактивная доска, презентация

_____________________________________________________

Б) Дидактический материал

Кейсы, предметные картинки

__________________________________________________________

Расстановка парт и стульев

Дети рассажены в 2 группы по 6 человек


Форма для разработки сценария



Слайд 1, 2

Титульный лист, технологическая карта

слайда презентации, используемые СО

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательный эффект*

1.

Слайд 3.

Организационный момент

Читает стихотворение.

- Добрый день, ребята! Вот таким стихотворением мы начинаем наше занятие! Мне приятно видеть ваши заинтересованные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшнее занятие принесет вам много интересного и увлекательного.


Готовность к уроку.

Внимательно слушают стихотворение


самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2.

Слайд 4.






Слайд 5.

Кейс 1.













Слайд 6.

Кейс 2.

Актуализация знаний.

-Вы прослушали стихотворение. О чём в нем говориться?

-Давайте вспомним, из чего складывается доход семьи?


Кейс 1. Игра «Кошелек». Работа в группах.

Взаимопроверка

- Кто в вашей семье в кошелек кладет зарплату?

- Кто в вашей семье получает пенсию?

- Кто в семье может получать стипендию?

- В чьей семье кошелек пополняют пособия?

-Есть доходы незапланированные. Это клад, выигрыш в лотерею, наследство. Они очень редки.

Семейный бюджет состоит не только из доходов, но и из расходов. На что в семье тратят деньги?


Кейс 2. Игра «Оплати счета». Работа в группах.

Взаимопроверка.

Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка.

-На что еще в семье тратят деньги?




Ответы ребят.





Работают в группе

Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка.






Работают в группе

Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка.


анализ, синтез, обобщение, классификация, (П);

извлечение необходимой информации из текстов (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

подведение под понятие (П);

выполнение пробного учебного действия (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3.

Слайд 7.

Самоопределение к деятельности

- Прочитайте пословицу, которая определяет тему нашего занятия. («Деньги любят счёт»)

Как вы думаете, о чем оно будет? Объясните смысл этой пословицы? (Выслушиваются ответы.)

-Мы выслушали разные мнения, кто ближе к истине, узнаем в конце нашего занятия.


Читают пословицу.


Ответы учеников.

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений (К);

4.

Слайд 8.





Слайд 9.






Слайд 10,11.

Работа по теме урока

-Посмотрите фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино».

-Откуда взять деньги Дяде Фёдору?


Кейс №3. «Накопи на мечту»

-На ваших столах очередные кейсы. Помогите ребятам осуществить их мечты. Для этого просчитайте бюджет семьи и определите, как можно осуществить мечту ребят.


-Пришло время представить результат вашей совместной работы.


Просмотр фрагмента.

Ответы учеников.




Работа в группах.





Представление результатов работы групп. Анализ принятых решений

анализ, синтез, сравнение, обобщение(П);

извлечение из текстов необходимой информации (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

доказательство (П);

контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

5.

Слайд 12.

Итог урока.

-Вспомните пословицу – тему нашего урока. Кто из вас был ближе к истине?



Делают выводы.

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

планирование учебного сотрудничества (К);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

6.

Слайд 13.

Рефлексия

-Поделитесь своими впечатлениями от занятия.

- Молодцы! Мне понравилось наше занятие. Спасибо за работу!


Делятся впечатлениями

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);




*В графе «Образовательный эффект» - обозначить учебные достижения школьников на данном этапе урока, зафиксировать эффект учебной деятельности в достижении цели или поставленных задач.

Тема занятия: «Деньги любят счёт»

Цель: закреплять представления об источниках доходов и расходов семьи; формировать представления о личном вкладе ребенка в распределении бюджета семьи.

Задачи:

1. Закрепить значение понятия “семейный бюджет”.

2. Повторить источники доходов/расходов семьи.

3. Развивать умение использовать свои возможности для распределения бюджета семьи.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

- понимание и правильное использование терминов «доход», «расход», «бюджет»;

Метапредметные:

- умение анализировать, объяснять понятия,

- умение слушать собеседника,

- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,

- умение работать в группах

Личностные:

- понимание того, что ребенок может участвовать в распределении семейного бюджета;

- способствовать осознанию себя как члена семьи;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.


Ход занятия:

Организационный момент.

Совет сегодня мать проводит:

Кому чего в семье купить.

Меня терпение подводит

И спешу всем объявить:

«Позарез мне нужен видик,

Велик, но из двух колёс.

Трёхколёсный драндулетик

Уже год как перерос».

Чтоб не сбиться, очень быстро

Пальцы стал я загибать,

И при каждом загибоне

Что мне нужно - отмечать.

Когда пальцев не хватило

У меня на двух руках,

Снял носки в одно мгновенье,

Отметки делал на ногах.

Скрупулёзно мать считала

И, когда баланс свела,

Очень часто завздыхала

И сказала: «Да, дела.

Твои, сынок, потребности,

Не для нашей бедности.

Нам до видика дорогой

Нужно долгою шагать.

Лишь с чужою мы подмогой

Его сможем покупать.

Пять «Лего» нам не по карману,

Но один приобретём.

Это точно, без обмана.

Мы тебя не подведём.

В погоне за собакой

О школе ты забыл,

Чтоб не прослыть зевакой,

Знаний нужен тыл.

Портфель не обозначил нигде ты на руке.

Тетради не отметил - даже на ноге.

Пеналы в небе не летают,

И форму нужно покупать.

Любые дети это знают,

Тебе, сын, также нужно знать».

- Добрый день, ребята! Вот таким стихотворением мы начинаем наше занятие! Мне приятно видеть ваши заинтересованные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшнее занятие принесет вам много интересного и увлекательного.


Актуализация знаний (слайд 1).


-Вы прослушали стихотворение. О чём в нем говориться?

-Давайте вспомним, из чего складывается доход семьи?

1) Кейс 1. Игра «Кошелек». Работа в группах.

Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка.

- Кто в вашей семье в кошелек кладет зарплату?

- Кто в вашей семье получает пенсию?

- Кто в семье может получать стипендию?

- В чьей семье кошелек пополняют пособия?

-Есть доходы незапланированные. Это клад, выигрыш в лотерею, наследство. Они очень редки.

Семейный бюджет состоит не только из доходов, но и из расходов. На что в семье тратят деньги?

1) Кейс 2. Игра «Оплати счета». Работа в группах.

Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка.

-На что еще в семье тратят деньги?


3. Самоопределение к деятельности


- Прочитайте пословицу, которая определяет тему нашего занятия. («Деньги любят счёт»)

Как вы думаете, о чем оно будет? Объясните смысл этой пословицы? (Выслушиваются ответы.)

-Мы выслушали разные мнения, кто ближе к истине, узнаем в конце нашего занятия.


Работа по теме урока.


-Посмотрите фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино».

-Откуда взять деньги Дяде Фёдору?

1) Кейс №3. «Накопи на мечту»

-На ваших столах очередные кейсы. Помогите ребятам осуществить их мечты.

2) Представление работы групп


Итог урока. Рефлексия.


-Вспомните пословицу – тему нашего урока. Кто из вас был ближе к истине?

-Поделитесь своими впечатлениями от занятия.

- Молодцы! Мне понравилось наше занятие. Спасибо за работу!


Приложение 1.

Кейс №1.

Отправьте в кошелек все, что может быть доходами семьи.

t1604564741aa.jpg Зарплата

Пенсия

Стипендия

Пособия

Клад

Наследство












Игрушки

Интернет

Квартплата

Транспорт

Выигрыш



Приложение 2

Кейс №2.

На что, по вашему мнению, в семье тратят деньги?

t1604564741ab.png

Зарплата

Продукты

Пособия

Кредит

Заказ пиццы

Игрушки

Интернет

Квартплата

Транспорт

Билеты в кино

Пенсия




Приложение 3

Кейс №3. (вариант для 1 группы)

«Накопи на мечту»

t1604564741ac.png

Семья Ивановых.

Мама, Татьяна Ивановна работает парикмахером. Папа, Сергей Петрович работает водителем автобуса. Бабушка, Светлана Анатольевна - пенсионер. Сын Сергея Петровича и Татьяны Ивановны - Дима, ученик 3 класса.

Дима посещает лыжную секцию с 6 лет и достиг хороших успехов. К новому лыжному сезону ему нужно купить новый костюм стоимостью 6 тыс.руб. и лыжные ботинки за 3,5 тыс.руб.

Семья Димы не может сразу купить все необходимое. Рассмотри таблицу доходов и расходов семьи. Как семье осилить дорогостоящую покупку и помочь сыну и внуку продолжить занятия любимым делом?



Доходы

Расходы

Сбережения

Мама – 13 тыс.руб.

Квартплата – 5 тыс.руб.

Копят на путёвку в санаторий для бабушки. Откладывают в месяц 3 тыс.руб.

Папа – 16 тыс.руб.

Продукты – 11 тыс.руб.

Бабушка – 8 тыс.руб.

Медикаменты – 3 тыс.руб.


Одежда – 3 тыс.руб.


Кредит за машину – 5 тыс.руб.


Плата за секцию – 2 тыс.руб.


Поездки на дачу – 2 тыс.руб.


Кино – 500 руб.


Салон красоты для мамы – 1 тыс.руб.


Проездной сыну – 500 руб.

Приложение 4

Кейс №3. (вариант для 2 группы)

«Накопи на мечту»

t1604564741ad.png

Семья Петровых.

Мама, Елена Сергеевна работает продавцом. Папа, Михаил Егорович работает инженером. Старший сын Саша – студент 1 курса. Дочь Катя – ученица 4 класса.

Катя увлеклась скейтбордингом. Она мечтает на день рождения получить сертификат на обучение в школе скейтбординга. Стоимость сертификата на обучение – 7,5 тыс.руб.

Семья Кати не может сразу купить все необходимое. Рассмотри таблицу доходов и расходов семьи. Как семье осуществить мечту дочери?


Доходы

Расходы

Сбережения

Мама – 15 тыс.руб.

Квартплата – 6 тыс.руб.

Копят ремонт в гостиной. Откладывают в месяц 2 тыс.руб.

Папа – 18 тыс.руб.

Продукты – 10 тыс.руб.

Брат – 4 тыс.руб.

Медикаменты – 1 тыс.руб.


Одежда – 4 тыс.руб.


Ипотека – 7 тыс.руб.


Абонемент в бассейн – 2 тыс.руб.


Поездки к бабушке – 2 тыс.руб.


Кино/пиццерия – 1 тыс.руб.


Салон красоты для мамы – 1 тыс.руб.


Проездной сыну – 500 руб.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.