Занятие по финансовой грамотности «Деньги любят счет» для 4 классов
Технологическая карта проекта урока/занятия по финансовой грамотности
ФИО участников | Калинцева Наталья Сергеевна |
Тема занятия: | «Деньги любят счет» |
Целевая группа: | 12 учащихся 4х классов |
Цель занятия: | В ходе практической работы формировать у учащихся представления о доходах и расходах семьи |
Планируемые результаты: | Формирование понятий: доходы, расходы, бюджет семьи Формирование предметных умений: расчет бюджета семьи, ее доходов и расходов Формирование установок: личный вклад ребенка в формирование бюджета семьи личный вклад ребенка в формирование бюджета семьи Введение / отработка компетенций: • Объяснять причины, по которым люди делают покупки. • Описывать направления расходов семьи. • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. |
Базовая технология | Кейс-технология |
Средства обучения | А) Технические Компьютер, интерактивная доска, презентация _____________________________________________________ Б) Дидактический материал Кейсы, предметные картинки __________________________________________________________ |
Расстановка парт и стульев | Дети рассажены в 2 группы по 6 человек |
Форма для разработки сценария
| Слайд 1, 2 | Титульный лист, технологическая карта | ||
№ | № слайда презентации, используемые СО | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Образовательный эффект* |
1. | Слайд 3. | Организационный момент Читает стихотворение. - Добрый день, ребята! Вот таким стихотворением мы начинаем наше занятие! Мне приятно видеть ваши заинтересованные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшнее занятие принесет вам много интересного и увлекательного. | Готовность к уроку. Внимательно слушают стихотворение | самоопределение (Л); смыслообразование (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. | Слайд 4. Слайд 5. Кейс 1. Слайд 6. Кейс 2. | Актуализация знаний. -Вы прослушали стихотворение. О чём в нем говориться? -Давайте вспомним, из чего складывается доход семьи? Кейс 1. Игра «Кошелек». Работа в группах. Взаимопроверка - Кто в вашей семье в кошелек кладет зарплату? - Кто в вашей семье получает пенсию? - Кто в семье может получать стипендию? - В чьей семье кошелек пополняют пособия? -Есть доходы незапланированные. Это клад, выигрыш в лотерею, наследство. Они очень редки. Семейный бюджет состоит не только из доходов, но и из расходов. На что в семье тратят деньги? Кейс 2. Игра «Оплати счета». Работа в группах. Взаимопроверка. Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка. -На что еще в семье тратят деньги? | Ответы ребят. Работают в группе Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка. Работают в группе Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка. | анализ, синтез, обобщение, классификация, (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); подведение под понятие (П); выполнение пробного учебного действия (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
3. | Слайд 7. | Самоопределение к деятельности - Прочитайте пословицу, которая определяет тему нашего занятия. («Деньги любят счёт») Как вы думаете, о чем оно будет? Объясните смысл этой пословицы? (Выслушиваются ответы.) -Мы выслушали разные мнения, кто ближе к истине, узнаем в конце нашего занятия. | Читают пословицу. Ответы учеников. | выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К); |
4. | Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10,11. | Работа по теме урока -Посмотрите фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино». -Откуда взять деньги Дяде Фёдору? Кейс №3. «Накопи на мечту» -На ваших столах очередные кейсы. Помогите ребятам осуществить их мечты. Для этого просчитайте бюджет семьи и определите, как можно осуществить мечту ребят. -Пришло время представить результат вашей совместной работы. | Просмотр фрагмента. Ответы учеников. Работа в группах. Представление результатов работы групп. Анализ принятых решений | анализ, синтез, сравнение, обобщение(П); извлечение из текстов необходимой информации (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П); контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
5. | Слайд 12. | Итог урока. -Вспомните пословицу – тему нашего урока. Кто из вас был ближе к истине? | Делают выводы. | адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); планирование учебного сотрудничества (К); следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
6. | Слайд 13. | Рефлексия -Поделитесь своими впечатлениями от занятия. - Молодцы! Мне понравилось наше занятие. Спасибо за работу! | Делятся впечатлениями | рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); |
*В графе «Образовательный эффект» - обозначить учебные достижения школьников на данном этапе урока, зафиксировать эффект учебной деятельности в достижении цели или поставленных задач.
Тема занятия: «Деньги любят счёт»
Цель: закреплять представления об источниках доходов и расходов семьи; формировать представления о личном вкладе ребенка в распределении бюджета семьи.
Задачи:
1. Закрепить значение понятия “семейный бюджет”.
2. Повторить источники доходов/расходов семьи.
3. Развивать умение использовать свои возможности для распределения бюджета семьи.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- понимание и правильное использование терминов «доход», «расход», «бюджет»;
Метапредметные:
- умение анализировать, объяснять понятия,
- умение слушать собеседника,
- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,
- умение работать в группах
Личностные:
- понимание того, что ребенок может участвовать в распределении семейного бюджета;
- способствовать осознанию себя как члена семьи;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Ход занятия:
Организационный момент.
Совет сегодня мать проводит:
Кому чего в семье купить.
Меня терпение подводит
И спешу всем объявить:
«Позарез мне нужен видик,
Велик, но из двух колёс.
Трёхколёсный драндулетик
Уже год как перерос».
Чтоб не сбиться, очень быстро
Пальцы стал я загибать,
И при каждом загибоне
Что мне нужно - отмечать.
Когда пальцев не хватило
У меня на двух руках,
Снял носки в одно мгновенье,
Отметки делал на ногах.
Скрупулёзно мать считала
И, когда баланс свела,
Очень часто завздыхала
И сказала: «Да, дела.
Твои, сынок, потребности,
Не для нашей бедности.
Нам до видика дорогой
Нужно долгою шагать.
Лишь с чужою мы подмогой
Его сможем покупать.
Пять «Лего» нам не по карману,
Но один приобретём.
Это точно, без обмана.
Мы тебя не подведём.
В погоне за собакой
О школе ты забыл,
Чтоб не прослыть зевакой,
Знаний нужен тыл.
Портфель не обозначил нигде ты на руке.
Тетради не отметил - даже на ноге.
Пеналы в небе не летают,
И форму нужно покупать.
Любые дети это знают,
Тебе, сын, также нужно знать».
- Добрый день, ребята! Вот таким стихотворением мы начинаем наше занятие! Мне приятно видеть ваши заинтересованные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшнее занятие принесет вам много интересного и увлекательного.
Актуализация знаний (слайд 1).
-Вы прослушали стихотворение. О чём в нем говориться?
-Давайте вспомним, из чего складывается доход семьи?
1) Кейс 1. Игра «Кошелек». Работа в группах.
Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка.
- Кто в вашей семье в кошелек кладет зарплату?
- Кто в вашей семье получает пенсию?
- Кто в семье может получать стипендию?
- В чьей семье кошелек пополняют пособия?
-Есть доходы незапланированные. Это клад, выигрыш в лотерею, наследство. Они очень редки.
Семейный бюджет состоит не только из доходов, но и из расходов. На что в семье тратят деньги?
1) Кейс 2. Игра «Оплати счета». Работа в группах.
Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка.
-На что еще в семье тратят деньги?
3. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте пословицу, которая определяет тему нашего занятия. («Деньги любят счёт»)
Как вы думаете, о чем оно будет? Объясните смысл этой пословицы? (Выслушиваются ответы.)
-Мы выслушали разные мнения, кто ближе к истине, узнаем в конце нашего занятия.
Работа по теме урока.
-Посмотрите фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино».
-Откуда взять деньги Дяде Фёдору?
1) Кейс №3. «Накопи на мечту»
-На ваших столах очередные кейсы. Помогите ребятам осуществить их мечты.
2) Представление работы групп
Итог урока. Рефлексия.
-Вспомните пословицу – тему нашего урока. Кто из вас был ближе к истине?
-Поделитесь своими впечатлениями от занятия.
- Молодцы! Мне понравилось наше занятие. Спасибо за работу!
Приложение 1.
Кейс №1.
Отправьте в кошелек все, что может быть доходами семьи.
• Зарплата • Пенсия • Стипендия • Пособия • Клад • Наследство | • Игрушки • Интернет • Квартплата • Транспорт • Выигрыш |
Приложение 2
Кейс №2.
На что, по вашему мнению, в семье тратят деньги?
| • Зарплата • Продукты • Пособия • Кредит • Заказ пиццы • Игрушки • Интернет • Квартплата • Транспорт • Билеты в кино • Пенсия |
Приложение 3
Кейс №3. (вариант для 1 группы)
«Накопи на мечту»
| Семья Ивановых. Мама, Татьяна Ивановна работает парикмахером. Папа, Сергей Петрович работает водителем автобуса. Бабушка, Светлана Анатольевна - пенсионер. Сын Сергея Петровича и Татьяны Ивановны - Дима, ученик 3 класса. Дима посещает лыжную секцию с 6 лет и достиг хороших успехов. К новому лыжному сезону ему нужно купить новый костюм стоимостью 6 тыс.руб. и лыжные ботинки за 3,5 тыс.руб. Семья Димы не может сразу купить все необходимое. Рассмотри таблицу доходов и расходов семьи. Как семье осилить дорогостоящую покупку и помочь сыну и внуку продолжить занятия любимым делом? |
Доходы | Расходы | Сбережения |
Мама – 13 тыс.руб. | Квартплата – 5 тыс.руб. | Копят на путёвку в санаторий для бабушки. Откладывают в месяц 3 тыс.руб. |
Папа – 16 тыс.руб. | Продукты – 11 тыс.руб. | |
Бабушка – 8 тыс.руб. | Медикаменты – 3 тыс.руб. | |
| Одежда – 3 тыс.руб. | |
| Кредит за машину – 5 тыс.руб. | |
| Плата за секцию – 2 тыс.руб. | |
| Поездки на дачу – 2 тыс.руб. | |
| Кино – 500 руб. | |
| Салон красоты для мамы – 1 тыс.руб. | |
| Проездной сыну – 500 руб. |
Приложение 4
Кейс №3. (вариант для 2 группы)
«Накопи на мечту»
| Семья Петровых. Мама, Елена Сергеевна работает продавцом. Папа, Михаил Егорович работает инженером. Старший сын Саша – студент 1 курса. Дочь Катя – ученица 4 класса. Катя увлеклась скейтбордингом. Она мечтает на день рождения получить сертификат на обучение в школе скейтбординга. Стоимость сертификата на обучение – 7,5 тыс.руб. Семья Кати не может сразу купить все необходимое. Рассмотри таблицу доходов и расходов семьи. Как семье осуществить мечту дочери? |
Доходы | Расходы | Сбережения |
Мама – 15 тыс.руб. | Квартплата – 6 тыс.руб. | Копят ремонт в гостиной. Откладывают в месяц 2 тыс.руб. |
Папа – 18 тыс.руб. | Продукты – 10 тыс.руб. | |
Брат – 4 тыс.руб. | Медикаменты – 1 тыс.руб. | |
| Одежда – 4 тыс.руб. | |
| Ипотека – 7 тыс.руб. | |
| Абонемент в бассейн – 2 тыс.руб. | |
| Поездки к бабушке – 2 тыс.руб. | |
| Кино/пиццерия – 1 тыс.руб. | |
| Салон красоты для мамы – 1 тыс.руб. | |
| Проездной сыну – 500 руб. |