12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ханхатова Анна Юрьевна10
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №27














Методическая разработка внеурочного занятия

по теме «Деньги любят счет»






Разработчик проекта:

Ханхатова Анна Юрьевна,

учитель начальных классов МАОУ лицей № 27






г. Улан-Удэ

ВВЕДЕНИЕ

Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет.

Вроде и доходы такие же как в семьях друзей, но вот почему то не хватает, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как вода сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги полный кошелек, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у нее деньги есть всегда.

Семейный бюджет-это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течении определенного времени.

Семейный бюджет составляется для:

-контроля за финансовым положением семьи;

-достижения финансовых целей (квартира, машина, отдых, образование, и т.д.);

-финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).

Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять откуда приходят и куда уходят ваши деньги. Только разобравшись с движением денег в семье вы сможете их контролировать и начать управлять ими.

Основная задача при составлении бюджета-правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам хватило денег на жизнь. Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье.

Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления. Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.

Расходы – это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и непредвиденные.

Методическая разработка занятия на тему: «Деньги любят счет» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 2-3 классов общеобразовательных школ в курсе внеурочной деятельности.

Основная цель методической разработки заключается в построении модели внеурочного занятия.

Задачи проекта:

- изучить методические рекомендации по разделу «Семейный бюджет»

- сконструировать модель мини-проекта

- разработать технологическую карту

- подобрать ресурсы для проведения занятия.

Форма проведения – занятие с элементами практикума и игры, основной дидактической целью, которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся.

Актуальность темы: заключена в том, что рассматриваемые понятия (доход, источники и виды дохода, расход) – есть бюджет любой семьи, призванный обеспечивать ее благополучие.

Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах. В результате у школьников формируются умения грамотного планирования бюджета.

Основная часть

1) Общая характеристика методической разработки.

Наименование: Внеурочное занятие для учащихся 2-3 классов «Основы финансовой грамотности» по теме «Деньги любят счет»

Тип занятия: урок открытия новых знаний.

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная.

Место занятия в реализации курса: урок освоения нового материала в разделе «Семейный бюджет».

2) Методическая характеристика.

Цели занятия: рассмотреть источники доходов и направления расходов семьи и формы контроля над ними.

Задачи:

1.научить анализировать бюджет семьи;

2.рассмотреть статьи доходов и расходов семьи;

3.научить составлять финансовый план семьи;

4.составлять собственный план расходов.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения, убеждать и отступать; развитие способности сохранять доброжелательное отношение к друг другу в ситуации конфликта интересов.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

Предметные: усвоение знаний о структуре семейного бюджета, понимание и правильное использование экономических терминов (доход, расход и семейный бюджет). Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет. Называть основные источники доходов и основные направления расходов.

Базовые понятия и знания: семейный бюджет, деньги, доход, расход.

Технология: обучение в сотрудничестве; проектная технология; игровая технология.

Методы: наглядный, игровой, словесный.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Количество занятий по теме/порядковый номер в теме: 2/1

Оборудование занятия: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданием.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе занятия «Деньги любят счет» спланированного в рамках курса внеурочной деятельности «Введение в финансовую грамотность» были достигнуты следующие образовательные результаты:

- обучающиеся закрепили понятие «семейный бюджет»;

-запомнили составные части семейных доходов и расходов;

-научились определять составные части семейных доходов и расходов;

- осознали важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности;

-развили экономное отношение к семейному бюджету.

Предложенное занятие ориентировано на детей 8-9 лет и направлено на развитие умений и навыков в области финансовых отношений в семье, на формирование навыков социального взаимодействия и общения.

Данная методическая разработка может быть использована в рамках элективного курса «Основы финансовой грамотности»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Финансовая грамотность. Гловели Г.Д. Материалы для учащихся.2-3классы. М.: Вита-Пресс,2014г.

2.Финансовая грамотность. Корлюгова Ю.Н. Учебная программа. 2-3 классы.М.:Вита-Пресс,2014г.

3. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя 2-3 классов. Корлюгова Ю.Н. М.:Вита-Пресс,2014г.

4.Финансовая грамотность: рекомендации для родителей. 2-3 классы. Корлюгова Ю.Н. М.:Вита-Пресс,2014г.

5. Введение в финансовую грамотность. Рутковская Е.Л. Учебное пособие. М.:Интеллект-Центр 2020 г.




ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Карточка 1

Доходы.

Зарплата папы – 50 крапсов

Зарплата мамы – 30 крапсов

Пенсия дедушки – 10 крапсов

Пенсия бабушки – 10 крапсов

 Стипендия старшего сына (дочери) –2 крапса

Пособие – 3 крапса

Доход вашей семьи: -----
























Приложение 2

Карточка 2.

Расходы.

1. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести  на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой.



Лекарства .

Продукты .

Одежда, обувь.

Бытовая химия. 

Предметы личной гигиены.

Транспорт (автобус, такси).

Велосипед.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки .

Книги, канцелярские товары.

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья).

Кроссовки (босоножки).

Игрушки .

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея.

Отдых, поездка .

 2. Проставьте рядом с галочками, стоимость выбранных вами товаров и  услуг.





Приложение 3


Лекарства – 2 крапса.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 крапсов

Одежда, обувь – 10 крапсов.

Бытовая химия  - 2 крапса

Предметы личной гигиены – 2 крапса

Транспорт (автобус, такси) – 4 крапса

Велосипед – 20 крапсов.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки - 5 крапсов.

Книги, канцелярские товары – 2 крапса

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 крапсов

Игрушки – 3 крапса

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 крапсов

Отдых, поездка – 40 крапсов

Расход:














Приложение 4


Тест

1 . Из чего складывается семейный бюджет?


А) из заработной платы, пенсии, стипендии.

Б) из доходов и расходов.

В) из денег. 


2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:


А) расходы

Е) проценты

Ю) доходы


3. Авторское вознаграждение это:


Б) зарплата

Г) налог

Д) гонорар


4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:


Ш) доходы

Ж) расходы

Х) прибыль

 

5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:

Е) доходы больше расходов

И) доходы равны расходам

А) доходы меньше расходов

 

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:

Т) доходов

П) расходов

К) гонорара

 









Конспект занятия

1.Орг момент

Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры «Добрый день». Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.

Попробуем.

- Добрый день девчонкам!

- Добрый день мальчишкам!

- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!

- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!

2. Актуализация знаний.

Слайд: Рисунок Мудрой Черепахи

-Сегодня к нам на урок пришла мудрая Черепаха. С собой она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь мудрой Черепахе собрать её монеты.

(На столе лежат монеты, на обратной стороне которых написаны вопросы. Проверка д/з)

Учащиеся собирают монеты в горшок: (на каждой монете написаны вопросы)

1.  Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов).

2. Из чего складываются доходы? (Налогов граждан и организаций).

3. На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия).

4. В каком учреждении получают деньги за работу из бюджета? (В магазине; в школе; в больнице и др.)

5. Кто получает зарплату из бюджета? (Офицер, официант, продавец,  учитель, врач и т.д.)

Слайд: Вывод:  Государственный бюджет – это план доходов и расходов.

- Молодцы ребята, вы помогли мудрой Черепахе, она вам очень благодарна! 

3.  Изучение нового материала. Постановка проблемы урока.

- Ребята, а вот одна монетка закатилась (достаю монетку с вопросом)
Может ли быть другой бюджет кроме государственного?
(ответы детей: бюджет завода, бюджет района, …)

Слайд:
- Проверим ваши догадки, отгадав ребус. («7 Я» - семья)

Словарная работа:

- Что обозначает это слово? (Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)

-Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.

-На основе чего строятся взаимоотношения в семье?

-Назовите правила поведения в семье. (ведение общего хозяйства, выполнение обязанностей по дому, решение проблем, уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций)

- Образуйте прилагательное от этого слова. (семейный)

-Может ли у семьи быть свой бюджет?

- А вот отгадайте следующего сказочного героя и скажите была ли у него семья?

Всем известен этот кот,

Он хозяйство сам ведёт:

Убирает, шьёт, готовит

И корову даже доит.

Много у него забот-

Мальчик, пёс и огород. (Это Матроскин)

- А была ли у него семья? С кем жил кот? (Да, они вели общее хозяйство)

-Вы уже знаете из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете из чего складывается семейный бюджет? (Из доходов и расходов)

- Почему Матроскин поссорился с Шариком? (В\фрагмент)

- Израсходовал деньги на ненужный товар.

- Почему он так это сделал?(Не знал, как правильно распределить деньги)

- Научим Шарика распоряжаться деньгами? (Да)

- Какую учебную задачу вы сегодня перед собой поставите?

(узнать, что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи).



Тема занятия: «Деньги любят счет Семейный бюджет»

Слайд «Деньги любят счет Семейный бюджет или»

Слайд:

Задачи урока:

- Узнать, что такое семейный бюджет?

- Для чего нужен семейный бюджет?

- Из чего складывается семейный бюджет?

- Как ведётся хозяйство семьи?

- Сегодня на уроке мы должны будем найти  ответы на эти вопросы. Будем сравнивать, анализировать, делать выводы. - Я предлагаю сегодня  на уроке учиться правильно распределять деньги в семье, чтобы не оказаться на месте Шарика.

4 . Открытие новых знаний.

-  Мы разделимся на три группы -  три семьи: семья Ивановы, Петровы, Сидоровы  (в группе по 4 человека)

Выбираем роль членов семьи. (Папа, мама, 1-2 ребёнка, возможны дедушка и бабушка)

Выбирают бейджики 

Ивановы

Петровы

Сидоровы

Папа-инженер

Папа-писатель

Папа-доктор

Мама-декр отпуск

Мама-учитель

Мама-продавец

Ребёнок-малыш

Бабушка-пенсионерка

Ребёнок-студент

Дедушка-пенсионер

Ребёнок-школьник

Дедушка-пенсионер


Ролевая игра.

- Приглашается семья Ивановых. (Раздаются реквизиты- дедушке – книгу, очки; папе – галстук, маме – фартук, куклу, брату-студенту студенческий  билет)

- Каждый член вашей большой дружной семьи должен выбрать свой источник доходов(на доске выбирают карточки)

Каждый из них держит карточку:

Дедушка – пенсия (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

Брат – стипендия (Стипендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

Мама в отпуске по уходу за ребёнком – пособие (пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

Папа – зарплата (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

 - Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).

- А деньги, которые расходуют? (Расход).

- Давайте сделаем выводы.

 - Вывод: Так вот сегодня мы будем учиться как правильно распределять деньги  в семейном бюджете, чтобы не оказаться на месте Шарика.

 5. Практическая работа.

- Итак, каждая группа – это семья.

- Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «Крапсы».

 (Каждой семье раздаются карточки)

Карточка 1

Доходы.

Зарплата папы – 50 крапсов

Зарплата мамы – 30 крапсов

Пенсия дедушки – 10 крапсов

 Пенсия бабушки – 10 крапсов

 Стипендия старшего сына (дочери) –2 крапса

Пособие – 3 крапса

Доход вашей семьи: -----



Карточка 2.

У нас в каждой семье на партах лежат карточки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести  на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой.

Расходы.

Лекарства .

Продукты .

Одежда, обувь.

Бытовая химия. 

Предметы личной гигиены.

Транспорт (автобус, такси).

Велосипед.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки .

Книги, канцелярские товары.

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья).

Кроссовки (босоножки).

Игрушки .

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея.

Отдых, поездка .

 - Проставьте  рядом с галочками, стоимость выбранных вами  товаров и  услуг.

Расходы.

Лекарства – 2 крапса.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 крипсов

Одежда, обувь – 10 крапсов.

Бытовая химия  - 2 крапса

Предметы личной гигиены – 2 крапса

Транспорт (автобус, такси) – 4 крапса

Велосипед – 20 крапсов.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки - 5 крапсов.

Книги, канцелярские товары – 2 крапса

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 крапсов

Игрушки – 3 крапса

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 крапсов

Отдых, поездка – 40 крапсов

Расход:

- Сложите все крапсы. Сколько у вас получилось?

- Сравните доходы и расходы вашей семьи. Обсудите в семье.

(Ответы детей).

- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?

(Расходы не должны превышать Доходов)

Слайд:   Вывод: (Расходы не должны превышать Доходов)

- Что произойдёт, если…

Доходы < Расходы (Дефицит бюджета).

Доходы > Расходы (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

Какая формула будет наилучшей? (Доходы больше  расходов)
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
– Что в этом случае делать? (Если экономия – отложим сбережения,
Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)

На чём мы можем сэкономить? 

Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

Итак, что мы сейчас составили?

(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Шарика)

Слайд: Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать бюджет.

- Конечно это всё условные цифры, но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?

- Что означает слово ЭКОНОМИЯ? (Бережливость)

- Можно ли сэкономить на квартплате?

- Можно ли сэкономить на продуктах?

- Можно ли сэкономить на одежде и обуви?

Смысл пословицы: «Копейка рубль бережёт».

А могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

(Лотерея, премия.) 

А непредвиденные расходы? 

(Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.)

К нам в школу пришли телеграммы “Прошу помочь!”. Послушайте.

1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.
2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки.
3. Врачу ветеринару на открытие приюта для бездомных собак.
4. Спортсмену для поездки на соревнования.

Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор.

Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили.

Вывод: Итак, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы.

- Мудрая Черепаха очень довольна тем. Как вы работали и надеется, что вы хорошо усвоили новы материал. А чтобы это проверить, она подготовила тест по теме «Семейный бюджет».

1 . Из чего складывается семейный бюджет?


А) из заработной платы, пенсии, стипендии.

Б) из доходов и расходов.

В) из денег. 


2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:


А) расходы

Е) проценты

Ю) доходы


3. Авторское вознаграждение это:


Б) зарплата

Г) налог

Д) гонорар


4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:


Ш) доходы

Ж) расходы

Х) прибыль

 

5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:

Е) доходы больше расходов

И) доходы равны расходам

А) доходы меньше расходов

 

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:

Т) доходов

П) расходов

К) гонорара


Обменяйтесь листочками. Выпишите буквы правильных ответов. Какое

слово получилось?


Групповое выполнение теста. Самопроверка. (Дан ключ ответов)

VII. Рефлексия.

- Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… 

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

- Спасибо вам за урок. Молодцы.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.