Дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной ИГРАТЬ

0
0
Материал опубликован 10 December в группе

ДЕРИВАТЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА С ВЕРШИНОЙ ИГРАТЬ


В современной дериватологии активному изучению подвергается структура словообразовательных гнезд в синтагматическом и парадигматическом планах. В данной статье словообразовательное гнездо с вершиной играть рассматривается в парадигматическом плане: описывается словообразовательная парадигма первой ступени деривации, имеющаяся в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1978). На парадигматическом уровне словообразовательное гнездо с вершиной играть первой ступени представляет собой совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу.

Словообразовательное гнездо является самой сложной комплексной единицей словообразовательной системы, в которой отражается ступенчатый характер русского словообразования: происходит последовательное подчинение одних слов другим. Возглавляет словообразовательное гнездо исходное слово – вершина, в качестве которой выступает непроизводное слово, а все остальные слова гнезда являются производными. По объему словообразовательные гнезда делятся на 3 типа: нулевые, слаборазвернутые и сильноразвернутые. Нулевое гнездо состоит из одного слова, оно включает только вершину, при которой нет ни одного производного. Слаборазвернутое гнездо состоит из двух слов – вершины и только одного производного. Сильноразвернутое гнездо включает в себя три и более слова [1, с. 226-230].

В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова (М. 1978) в сильноразвернутом словообразовательном гнезде с вершиной играть на первой ступени деривации содержится 26 слов различных частей речи. Парадигма представлена именами существительными, именами прилагательными, глаголами. Глагольный блок включает 20 производных (взыграть, выиграть, доиграть, доиграться, заиграть I, заиграть II, заигрывать II, наиграть, наиграться, обыграть, отыграть, переиграть, поиграть, поигрывать, подыграть, проиграть, разыграть, разыграться, сыграть, сыграться); адъективный блок содержит 3 единицы (игральный, игривый, игристый); в субстантивном блоке – 3 члена (игра, игралище, игрок). Первая ступень деривации представлена одной словообразовательной парадигмой с исходным словом играть:

t1765388513ab.gift1765388513ac.gifигр- -а́ (нулевая суффиксация);

игра́-лищ-е (суффиксальный способ словообразования);

игр-о́к (суффиксальный способ словообразования);

игра́-льн-ый (суффиксальный способ словообразования);

игр-и́в-ый (суффиксальный способ словообразования);

игр-и́ст-ый (суффиксальный способ словообразования);

вз-ыгра́ть (приставочный способ словообразования);

иt1765388513ad.gif гра́ть вы́-играть (приставочный способ словообразования);

до-игра́ть (приставочный способ словообразования);

до-игра́ть-ся (приставочно-постфиксальный способ

словообразования);

за-игра́ть I (приставочный способ словообразования);

за-игра́ть II (приставочный способ словообразования);

за-и́гр-ыва-ть II (приставочно-суффиксальный способ

словообразования);

на-игра́ть (приставочный способ словообразования);

на-игра́ть-ся (приставочно-постфиксальный способ

словообразования);

об-ыгра́ть (приставочный способ словообразования);

от-ыгра́ть (приставочный способ словообразования);

пере-игра́ть (приставочный способ словообразования);

по-игра́ть (приставочный способ словообразования);

по-и́гр-ыва-ть (приставочно-суффиксальный способ

словообразования);

под-ыгра́ть (приставочный способ словообразования);

про-игра́ть (приставочный способ словообразования);

иt1765388513ae.gif гра́ть раз-ыгра́ть (приставочный способ словообразования);

раз-ыгра́ть-ся (приставочно-постфиксальный способ

словообразования);

с-ыгра́ть (приставочный способ словообразования);

с-ыгра́ть-ся (приставочно-постфиксальный способ

словообразования).

Дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть образованы различными способами: 6 – суффиксальным способом, 14 – приставочным, 2 – приставочно-суффиксальным, 4 – приставочно-постфиксальным способом.

При образовании производного слова на стыке производящей основы и словообразовательного аффикса по законам русского языка не все сочетания фонем допустимы. Поэтому происходит взаимоприспособление производящей основы и словообразовательного аффикса, приводящее к различным изменениям производящей основы. Такие явления принято называть морфонологическими. В словообразовательном гнезде с вершиной играть на первой ступени деривации наблюдаются следующие морфонологические явления:

При словообразовании глаголов с помощью приставок, оканчивающихся на твердый согласный, в звуковом составе корня происходит чередование гласных [и]//[ы]: начальный гласный переднего ряда [и] в корне изменяется на гласный среднего ряда [ы]:

иt1765388513af.gifграть вз-ыграть

иt1765388513af.gifграть об-ыграть

иt1765388513af.gifграть от-ыграть

иt1765388513af.gifграть под-ыграть

иt1765388513af.gifграть раз-ыграть

иt1765388513ag.gifграть раз-ыграться

иt1765388513ag.gifграть с-ыграть

иt1765388513ag.gifграть с-ыграться

При образовании прилагательных происходит чередование парных по твёрдости / мягкости согласных: иг[р]ать – иг[р’]истый, иг[р]ать – иг[р’]ивый.

При соединении производящей основы со словообразующим аффиксом ударение у производного слова может сохраняться на том же месте, что и у производящего. На первой ступени словообразовательного гнезда у дериватов в 19 случаях ударение сохраняется на том же слоге, что и в исходном слове: игра́ть – игра́лище, игра́ть – игра́льный, игра́ть – взыгра́ть, игра́ть – доигра́ть, игра́ть – доигра́ться, игра́ть – заигра́ть I, игра́ть – заигра́ть II, игра́ть – наигра́ть, игра́ть – наигра́ться, игра́ть – обыгра́ть, игра́ть – отыгра́ть, игра́ть – переигра́ть, игра́ть – поигра́ть, игра́ть – подыгра́ть, игра́ть – проигра́ть, игра́ть – разыгра́ть, игра́ть – разыгра́ться, игра́ть – сыгра́ть, игра́ть – сыгра́ться.

Но следует обратить внимание на изменение места ударения. При словообразовании ударение может переходить с основы на словообразующий аффикс (суффикс): игра́ть – игро́к, игра́ть – игри́вый, игра́ть – игри́стый; с основы на окончание: игра́ть – игр(а́); с одного слова производящей основы на другой её слог: игра́ть – заи́грывать, игра́ть – пои́грывать. Здесь изменению места ударения предшествует усечение производящей основы. При словообразовании на границе производящей основы и словообразовательного аффикса (суффикса) оказываются сочетания звуков, не характерные для современного русского языка и не соответствующие нормам сочетания фонем на морфемном шве. Усекается конечная часть производящей основы. Цель усечения – устранить скопление гласных на границе морфем (морфемном шве), облегчить присоединение суффикса к производящей основе и обеспечить свойственное русскому языку сочетание фонем: игра́ть – игро́к, игра́ть – игри́вый, игра́ть – игри́стый.

Таким образом, на первой ступени словообразовательного гнезда с глагольной вершиной играть преобладают дериваты-глаголы, образованные следующими способами: приставочным (14 производных), приставочно-суффиксальным (2 слова) и приставочно-постфиксальным (4 слова). Производные имена существительные (3 слова) и имена прилагательные (3 слова) образуются только суффиксальным способом.

Список литературы


1. Мусатов В.Н. Русский язык: Морфемика. Морфонология. Словообразование.

М.: Флинта: Наука, 2010. 360 с.

2. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.

М.: Просвещение, 1978. 727 с.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.