Классный час для учащихся 15–16 лет «Десна-красавица»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
"РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ОЗЕРНЫЙ"
«Многие города мечтают о такой реке, как о благословении,
а здесь с ней обращаются, как с падчерицей.
Привыкли, думают, наверное:
потом когда-нибудь сделаем, куда ей, реке, деться? Не убежит».
Н. Грибачев, А. Кривицкий, С. Смирнов «Десна-красавица»
Тема: «Десна – красавица»1
Разработала: педагог Скороход Г.Н.
Возраст участников: 15-16 лет.
Продолжительность: 50 минут
1. Предположительно мероприятие проводится с 15 мая по 15 июня, в период акции «Единые дни действий в защиту малых рек и водоёмов» или 22 марта во Всемирный день воды.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: создание условий для развития потребности в экологическом образовании и воспитании, при котором формируется ответственное отношение к природе родного края, экологически грамотное поведение.
Задачи:
Образовательные:
Расширение и углубление знаний о природе родного края, о реке Десне и её пойме;
Приобретение навыков научно-исследовательской деятельности;
Развитие умений, характерных для проектной деятельности.
Воспитательные:
Формирование бережного отношения к природе родного края, развитие потребностей в экологическом образовании;
Приобщение к коллективной деятельности;
Организация комфортной, эмоционально насыщенной образовательной среды в детском коллективе;
Формирование чувства патриотизма.
Развивающие:
Развитие креативных способностей у детей;
Развитие личных качеств: аккуратности, трудолюбия, ответственного отношения к Природе;
Развитие коммуникативных способностей;
Формирование коммуникативных навыков, культуры общения и поведения;
Способствовать развитию мотивационной деятельности при выполнении заданий творческого характера.
Содержание учебного материала занятия:
Занятие актуально тем, что направлено на формирование универсальных учебных действий необходимых для гармоничного развития личности ребёнка для его духовно-нравственного развития. На занятии используются наиболее целесообразные для решения поставленных задач формы работы групповая и индивидуальная. В основе занятия лежит системно-деятельностный подход, который реализуется средствами, представленными игровыми заданиями, технологией сотрудничества.
Технологии, приёмы и методы, используемые на занятии:
Информационно-коммуникативная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая, групповая, наблюдение, анализ, технология развития ценностных ориентаций.
Формы организации работы:
Фронтальная, самостоятельная, в группах.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на занятии:
Обсуждение, диалог, практикум, защита проекта, работа с картой, рефлексия.
Планируемые результаты:
Предметные:
-Выполнять задания творческого и поискового характера;
- Получение знаний о реке Десне и её пойме;
-Развитие представлений о связях и закономерностях между степенью загрязнения реки Десны и источников загрязнения, развитие умения логически мыслить, выдвигать гипотезы и делать выводы.
Личностные результаты:
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности воспитанников к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- Осознавать нравственные ориентиры в своей жизни и в обществе.
Метапредметные результаты: - Выполнение мини-проектов, умение работать в группе; - Применять знания на практике.
Регулятивные:
-Учиться понимать и принимать учебную задачу;
-Оценивать правильность выполнения действий;
-Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологической высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные: - Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - Выполнять мыслительные операции анализа сравнения делать умозаключения.
Подготовительная работа: Класс делится на группы (по желанию детей). Работа групп складывается из 3 этапов: поиск и анализ информации, подготовка сообщения с поиском на карте места, о котором идёт речь (по необходимости), создание страницы для коллективной презентации, защита работы (кураторы групп, старшие товарищи осуществляют помощь на всех этапах выполнения задания, включая распределение обязанностей).
Задания:1гр. - исток реки Десны, легенда о Деснянке, Десногорское водохранилище; 2 гр.- флора и фауна Придесенья, заповедники; 3 гр.- экологическое состояние реки и её берегов, законы РФ о защите водных объектов. 4гр. - общая информация о реке, разработка опросного листа, проведение социологического опроса об отношении школьников и взрослого населения к вопросу загрязнения берегов реки (приложение 4); 5 гр. - подготовка слайд-шоу «Десна-красавица» (фотосъемка, создание презентации). Педагог с участниками команд готовит презентацию о реке Десне,
Оборудование: плакат о проведении акции «Единые дни действий в защиту малых рек и водоёмов» ( или о Всемирном дне воды), проектор, ноутбук, экран, информация о памятнике природы «Деснянские Жигули»,
Красная книга Брянской области, вопросы и презентация викторины о животном и растительном мире реки Десны и её берегов «Это интересно», слайд-шоу «Десна-красавица», легенда о Деснянке, аудиозапись «Русская народная - Плясовая музыка», презентация «Экскурсия по Десне», оценочные карточки, карточки для индивидуальных ответов, приз победителю конкурса «Самый внимательный слушатель», географическая карта с изображением реки Десны, ПК, плакаты, гуашь, краски, кисти, карандаши, фломастеры.
Технологическая карта мероприятия |
||||
Время |
Этап |
Действия педагога |
Действия детей |
Учебные действия |
2 мин. |
1.Организационный Задачи: Психологически настроить детей на познавательную деятельность Режим работы: управляемый диалог |
Организация местоположения каждого воспитанника по секторам (5 секторов) в соответствии с полученной карточкой (5 цветов). Педагог приветствует детей: Здравствуйте, ребята. Желаю вам сегодня успехов на занятии! Давайте повернёмся друг к другу и улыбнёмся! |
Занимают места, приветствуют педагога |
Личностные: положит отношение к занятию, понимание необходимости учения Коммуникативные: сотрудничество с педагогом и сверстниками |
7 мин |
2. Целеполагание Задачи: Определить цель и задачи, включить в учебную деятельность на личностно значимом уровне Режим работы: Управляемый диалог, фронтальная работа |
Педагог предлагает определить тему, цель и задачи мероприятия, с помощью презентации создаёт коммуникативную ситуацию, ведёт диалог с детьми, учит ставить цели, основываясь на собственном опыте. Демонстрация слайд-шоу «В пойме красавицы-Десны». Музыка Л.Афанасьева. Слова И. Шаферан Песня «Гляжу в озёра синие». Фотографии пейзажей постепенно сменяют фотографии мусора на берегу реки Десны.. Речь педагога в диалоге с детьми: Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем мероприятии? Вы правы, о реке Десне. Это главная река нашего города. В парке-музее им. А.К. Толстого в Брянске встречает гостей деревянная скульптура Деснянки - богины реки Десны. О ней существует немало легенд. Желающие могут познакомиться с ними после окончания нашего мероприятия (показывает). О красоте нашей реки писали многие известные авторы. Вот строки из автобиографического романа режиссёра А. П. Довженко «Зачарована Десна». «Благословенна будь, моя девственная Десна. Вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрел, чувствовал себя бесконечно богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь. Далёкая краса моя! Счастливый я, что родился на твоём берегу, пил в незабываемые годы твою мягкую, веселую, сивую воду, ходил босым по твоим сказочным насыпям, слушал разговоры рыбаков на твоих лодках и сказания стариков про древность, считал в тебе звезды на перекинутом небе..». (Перевод с украинского Э.Н. Асанововой). Супруга А Довженко, режиссёр Юлия Солнцева, сняла одноимённый художественный фильм. И как больно видеть нам сегодня мусор на берегу Десны. Давайте сформулируем тему мероприятия. Спасибо за варианты, я предлагаю взять вариант «Десна – красавица» Давайте определим этапы работы. Вы правы, мы сегодня поговорим не только о проблемах нашей реки , но и: 1.Об истоке реки Десны; 2.Десногорском водохранилище; 3..Флоре и фауне Придесенья. Ребята, почему именно сегодня мы говорим о проблемах нашей реке? |
Дети анализируют изображения, слушают педагога, смотрят изображения, отвечают на вопросы, формулируют тему занятия, планируют этапы занятия. Ответы детей ( варианты): о Десне Ответы детей (варианты): Об экологической обстановке, истоке реки Десны, флоре и фауне Придесенья. Ответы детей (варианты): проходит акция «Единые дни действий в защиту рек и водоёмов» |
Регулятивные: выдвигать версии, определять цель, планировать деятельность Познавательные: проявление познавательной активности, умений спрашивать, обобщать Коммуникативные: участвовать в диалоге, излагать своё мнение Личностные: осознавать себя представителем своего региона, любить свой регион |
14 мин |
3.Применение знаний и умений в новой ситуации Задачи: Применение полученных знаний при реализации коллективного проекта |
Педагог организовывает работу с презентацией, защита работ. Педагог: А хорошо ли мы знаем свою реку? Давайте посмотрим небольшую презентацию «Экскурсия по реке Десне» и прослушаем ваши сообщения. Предлагаю быть предельно внимательными и делать необходимые пометки, так как по окончании презентации мы проведём конкурс «Самый внимательный слушатель». Дети совершают экскурсию по реке Десне (приложение 1), перед началом каждого сообщения отмечают флажком место на карте. |
Дети осознают, что имеют необходимые знания для выполнения задания, они провели анализ информации, вычленили главное. Защищают проект. |
Личностные: проявляют познавательную самостоятельность и активность. Коммуникативные: умение работать в группах, выполнение заданий по заданному алгоритму. Регулятивные: уметь воплощать идеи в образ, оценивать успешность работы. |
2 мин. |
4.Динамическая пауза Задачи: соблюдение здоровьесберегающе- го режима, снятие усталости и напряжения |
Педагог проводит динамическую паузу. Ребята, давайте попытаемся представить , как течёт наша река. Для этого поиграем в русскую народную игру «Ручеёк». ( аудиозапись «Русская народная - Плясовая музыка»). |
Выполняют упражнения |
Личностное осознание бережного отношения к своему здоровью |
5 мин. |
5.Актуализация знаний Задачи: Актуализировать имеющиеся знания Режим работы: фронтальный ребёнок - группа |
Педагог организовывает конкурс «Самый внимательный слушатель». Викторина (приложение 2, с презентацией «Это интересно»). Самому внимательному слушателю вручается приз. |
Дети отвечают на вопросы. |
Познавательные: проявление познавательной активности. Аргументация своего мнения и позиции в процессе коммуникации, повторение известного материала. Коммуникативные: воспринимать и воспроизводить информацию |
14 мин. |
6.Творческая проектная деятельность Режим работы: Ребёнок-группа, Самостоятельная работа |
Педагог организовывает работу групп по цвету карточек (5 групп). Ранее назначенные старшие товарищи курируют, оказывают помощь в организации процесса. По окончании выполнения педагог организует устную защиту и опрос детей. Речь воспитателя в диалоге с детьми: Теперь давайте работать группами. Задание: разработать макет плаката или информационного щита «За чистые берега Десны!». Прошу вас помогать друг другу, сотрудничать. По вашему желанию работаем на ПК или рисуем на плакате. В этом случае, получаем всё необходимое: карандаши ( гуашь, фломастеры, кисти, краски). Перед вами конверты. Там вы найдёте: -карты для индивидуальной работы; - карты для оценки мероприятия. Для облегчения работы вам будут помогать инструкторы. Педагог контролирует работу, помогает выполнить индивидуальную работу. Речь воспитателя: Теперь каждый приступает к самостоятельному заполнению карточки. Подумайте и запишите ответ на вопрос: Как мы можем сохранить наши водоёмы чистыми? Давайте озвучим ваши предложения. |
Дети планируют деятельность, работают в группах. Дети -ассистенты помогают. Дети разрабатывают макет плаката (информационного щита), защищают проект. Работают самостоятельно. Зачитывают индивидуальные ответы. Ответы (варианты): Организовать отряд «Речной патруль», проводить природоохранные акции, проведение конкурса рисунков, конкурса фотографий о Десне, конкурса эссе о Десне. |
Личностные: проявляют познавательную самостоятельность и активность. Коммуникативные: умение работать в группах, выполнение заданий по заданному алгоритму. Регулятивные: уметь воплощать идеи в образ, оценивать успешность работы. |
4 мин |
7. Подведение итогов Задачи: рефлексия, инструктаж по выполнению задания. Режим работы: фронтальный |
Педагог предлагает обсудить итоги занятия, соотнести цели и результат, уточняет, довольны ли ребята собственной работой. Возьмите листки(приложение 3). Пожалуйста, по пятибалльной шкале оцените этапы занятия, поставьте оценку своей команде, оцените, насколько слаженно вы работали. Организует рефлексию. Закончите фразу: Я знаю теперь… Мне понравилось… Педагог. Спасибо, ребята, за активное участие. Проблемы экологии и охраны окружающей среды не могут не волновать каждого из нас. Это вопрос здоровья человека, здоровья его семьи, детей и судьбы планеты в целом. Ваши предложения я предлагаю передать активу нашего учебного заведения. Вам я предлагаю подготовить и провести праздник «День реки Десны». Украшением его станут ваши замечательные плакаты. |
Озвучивают, что успели сделать на занятии, чему научились, оценивают работу, заполняют таблицу. Осуществляют самооценку. |
Регулятивные: соотносить цель и результаты. Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Литература:
http://mirlit.cfuv.ru/wp-content/uploads/2017/01/019asanova-1.pdf
Приложения
Приложение 1.
Наиболее крупной рекой Брянской области является Десна. Это первый по длине и второй по величине бассейна левый приток Днепра - одна из красивейших рек Европы. Длина ее от истока до устья 1187 ( по другой версии -1130)км. Протяженность в пределах области около 500 км. Площадь бассейна 100 (88, 9 км 2) тыс. км2. На этой территории можно разместить три таких государства, как Бельгия. Здесь проживает около 8 млн. человек.
Десна берет начало в пределах Смоленской возвышенности с торфоболота "Голубой мох" в окрестностях города Ельни Смоленской области России. Протекает по Смоленской и Брянской областям России, Черниговской и Киевской областям Украины. Течёт преимущественно с северо-востока на юго-запад со скоростью 0,3-0,4 м/сек. Ширина деснянской поймы достигает 4—6 километров.
Средняя глубина Десны на большей ее протяженности -2-4 метра, максимум 17 метров .
На территории Брянской области р. Десна собирает воды с 27, 8 тыс. км.2 площади бассейна. Среднегодовой объём стока воды у выхода Десны за пределы области составляет 4, 7 км3.
Замерзает Десна обычно в первую декаду декабря, вскрывается в начале апреля.
Весной, в половодье, она широко разливается. Наибольший уровень разлива за последние 70 лет отмечен в 1931 году (тогда вода поднялась на 5,5 м) и в 1963-м (почти на 5 м).
. На Десне построено Десногорское водохранилище (пруд-охладитель Смоленской атомной электростанции). Плотина находится в городе Десногорске. Наибольшие города, расположенные на Десне: Ельня, Десногорск, Жуковка, Брянск, Трубчевск (Россия), Новгород-Северский, Чернигов, Остер (Украина).
В русле Десны водная растительность развивается слабо, а в пойменных водоемах достаточно сильно. Пойменные луга Десны и ее притоков очень красивы в летнюю пору. В состав луговой растительности входят различные виды колокольчиков, подмаренников, нивяник, изоваль, тимьян, лапчатка, погремок, одуванчик, клевер. Большую ценность представляют эти луга с точки зрения использования их под сенокосы и пастбища.
Десна прекрасна во все времена. Весной она в черемухе. Летом утопает в зелени деревьев, кустарника и трав. Но, кажется, лучше всего она — зимой. Сковавший ее лед, как драгоценные камни, сверкает на солнце. Точно пеленою покрыты луга. Блестит под снежной бахромой прибрежный лес.
С древних времен Десна была важной транспортной магистралью, по которой шли торговые пути на Днепр, Дон (по Сейму) и на Оку (по Болве). По Десне славянские купцы продвигались в глубину девственных северных лесов и обменивали свои товары на медвежьи шкуры, бобровые и беличьи меха, на душистый мед.
Интенсивно использовалась Десна крепостниками Мальцевыми. Они направляли в Киев караваны судов, груженных бемским, белым и полубелым стеклом; искусно выполненными, с богатой гранью и резьбой изделиями из хрусталя, добротной эмалированной посудой; чугунным литьем и другими товарами.
В предвоенные годы Десна была судоходна до Брянска. В связи с потеплением климата и вырубкой водоохранных лесов уровень воды в реке в середине – конце 20 столетия снизился. Транспортное значение Десны заметно упало. Во второй половине 20 века пароходы курсировали лишь в низовье реки—от Чернигова до Киева.
В пределах Брянской области из-за небольшой глубины Десна проходима лишь для мелкосидящих судов. Ее притоки еще менее судоходны, они доступны только для туристских байдарок и АВП.
От Гавани (устье Навли) по Десне во второй половине 20 столетия сплавлялся лес.
Десна принимает 18 правых притоков (наибольшая Судость) и 13 левых (основные Сейм, Остер).
Десна впадает в Днепр в 9 километрах выше от Киева двумя рукавами, из которых левый называется Десенкой. В результате сооружения плотины Каневского водохранилища в 1972-1978 годах нижний участок Десны подтоплен. Водные ресурсы реки активно используются для водоснабжения прилегающих населенных пунктов. За счет Деснянской воды обеспечивается около 60% централизованного хозяйственного и питьевого водоснабжения Киева
Трудно переоценить народнохозяйственное значение реки Десна и её притоков для ряда областей России (Смоленская, Брянская, Калужская, Курская) и Украины (Черниговская, Сумская и Киевская).
Реки дают воду населению городов и сел, промышленным предприятиям, животноводческим фермам.
Широко разливаясь весной, реки обогащают почву долин питательными веществами. Поймы рек — это плодородные наносные (аллювиальные) почвы и замечательные заливные луга—лучшие кормовые угодья области.
Реки — излюбленное место отдыха населения. На их берегах раскинулись парки, дома отдыха, санатории, детские лагеря. Немало туристов отправляются летом вдоль берегов Десны и ее притоков.
В реках водится лещ, плотва, чехонь, голавль, щука, сом, окунь, стерлядь. Акклиматизированы в водоёмах Брянщины ротан или головешка, серебряный карась. Рыбаками-любителями было выловлено в 1998 году около 240 тонн рыбы.
Основными лесообразующими древесными породами нашей области являются ель, сосна, береза, осина, ольха, дуб. Кустарниковый ярус представлен малиной, крушиной, бересклетом, рябиной, дроком. В травянистом покрове встречаются майник, кислица, седмичник, брусника, черника, земляника, сныть, зеленчук, лапчатка, зеленые мхи. На верховных болотах растут багульник, осока, торфяной мох-сфагнум, вереск.
Вблизи городов, на лугах, в лесах, в водоемах, можно встретить и редкие виды растений, занесенные в Красную книгу Брянской области: любка двулистная, кувшинка белая, редкое реликтовое охраняемое растение, распространённое в водоёмах Брянщины и разводимое в аквариумах водный папоротник или сальвиния плавающая Одно из наиболее красивых растений на водоёмах Брянщины кувшинка белая или лилия водяная белая встречается на всей территории, но стала редким видом, поэтому тоже включена в список охраняемых растений. К сожалению, численность вида вышеперечисленных охраняемых растений продолжает сокращаться, главным образом, из-за вмешательства человека в места естественных обитаний.
В настоящее время многие из диких животных вывелись совсем, а некоторые встречаются редко: дикий кабан, косуля, лось, речной бобр, барсук, волк, лисица, заяц-русак, белка, зубр, рысь, бурый медведь. Причины тому - вырубка леса на больших площадях, осушение болот, активное освоение человеком естественных ландшафтов. Акклиматизировалась в местных водоемах жительница Северной Америки водяная крыса - ондатра.
Распространены представители отряда воробьиных: трясогузка, белая ворона, грач, галка, сорока, синица большая, зяблик, дрозд.
Большинство птиц обитает в лесу - вальдшнепы, тетерева, рябчики, очень редко, глухари. На озерах, старицах, заливных лугах гнездится кряква, чирок. Во влажных лесах южных и центральных районов Брянщины встречается редкое земноводное животное квакша обыкновенная - очень редкий вид амфибий. Сверху она окрашена в ярко-зелёный цвет, а снизу в желтовато-белый. Окраска квакши меняется в зависимости от температуры и влажности воздуха, от характера поверхности , на которой она сидит.
Для восстановления, пополнения и охраны животного мира в Брянской области организован заповедник «Брянский лес», 7 охотничьих заказников областного значения: Деснянско-Жеренский, Рамасухский, Карачевский, Злынковский, Клинцовский, Бытошский, Суземский и один федерального значения - Клетнянский, охраняемый лесопарк – роща «Соловьи», памятник природы областного значения «Деснянские Жигули».
В бассейнах рек Десны, Снежети и Ревны, в пределах территорий Брянского, Выгоничского и Навлинского административных районов с целью сохранения природных комплексов Брянского лесного массива, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а также использование их в рекреационных, научных и культурных целях. создаётся национальный парк «Придеснянский». Площадь земель составит 140 тыс. га.
В настоящее время «В мире - катастрофическая нехватка питьевой воды. Вода становится дефицитным продуктом во всем мире. Сенсационное заявление сделала группа известных британских исследователей: в XXI веке вода и нефть сравняются в цене».
«Все легкодоступные источники были уже использованы, - считает ведущий управляющий PFW Water Fund Нил Берлант. - В то же время соленая вода морей и океанов требует дорогостоящей процедуры опреснения. При этом работа с подземными источниками также затратная. Выход напрашивается сам: нужно беречь реки и максимально использовать их ресурсы».
Еще недавно чистоту берегов Десны, главной реки нашего города, можно было поддерживать силами единичных энтузиастов, которые, выбираясь на природу, собирали мусор за собой и тот, что был оставлен до них. Но горы пластиковых бутылок, пакетов и прочих отходов растут прямо на глазах.
А ведь мусор, оставленный даже в 200 метрах (в зависимости от рельефа) от кромки воды весной смывается в реку. Расстояние 500 метров от русла Десны (для рек от пятисот километров (длина Десны – 1187 км.) является, согласно главе 6 статье 65 Водного кодекса РФ, водоохраной зоной, на которой должен быть установлен специальный режим деятельности « …в целях предотвращения загрязнения, засорения, …водных объектов и истощения их вод, а также для сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира».
С каждым годом купание здесь становится все опаснее - можно поранить ноги об острый край консервной банки или разбитой бутылки. Происходит загрязнение флоры и фауны реки.
На берегах мы часто видим рыбаков. Но основная масса жителей считает, что рыбу, выловленную в Десне, есть нельзя. Ведь даже купание по данным санитарно-эпидемиологического контроля часто ограничено.
И самое главное – воду из Десны мы пьём (Бордовичский водозабор), и пьют наши соседи-жители Украины.
Учёные утверждают, что уровень заболеваемости людей на 50-80 процентов определяется состоянием окружающей среды. По итогам социологического опроса 72 процента опрашиваемых переживают по поводу загрязнения берегов реки Десны. Решать эту проблему –наша задача.
Приложение 2
Викторина
1.Чему равна длина реки Десны?
1130 км.
2.Чему равен максимальный подъем воды в половодье?
618см в 1931 г.
3.Сколько притоков принимает Десна?
18 правых, 13 левых.
4.Какой приток р. Десны в пределах Брянской области самый крупный?
Река Судость правобережный приток; её общая длина составляет 195 км, в пределах Брянской области -188 км.
Судость впадает в р. Десну на расстоянии 574 км. от устья.
Другие крупные притоки: Нерусса-130 км (общая длина-161 км), Снов-125 км(253км), Болва-92 км(213 км), Навля-80 км(126 км), Ветьма-78 км (112 км), Беседь-54км(261 км).
5. Как называется редкое реликтовое охраняемое растение, распространённое в водоёмах Брянщины и разводимое в аквариумах?
Водный папоротник или сальвиния плавающая.
6.Какое растение самое красивое на водоёмах Брянщины?
Кувшинка белая или лилия водяная белая.
На Брянщине встречается на всей территории, но стала редким видом, поэтому включена в список охраняемых растений.
7. Какая рыба - хищник считается самой распространённой в водоёмах Брянщины?
Щука обыкновенная.
Достигает 1, 5 длины и 65 кг веса.
8. Как называется редкая осетровая рыба, встречающаяся в р. Десне?
Стерлядь.
9. Какие виды рыб были акклиматизированы в водоёмах Брянщины?
Ротан или головешка, серебряный карась. Делаются попытки акклиматизации белого толстолобика, белого амура, радужной форели, пеляди, ленского осётра и бестера
10. Какое количество рыбы вылавливается рыболовами-любителями в водоёмах Брянщины?
240 тонн (1998 год). В настоящее время в области насчитывается 26 тыс. рыбаков-любителей.
11. Как называется ценное пушное животное, грызун, отличный «гидротехник» Брянщины?
Бобр обыкновенный или речной.
Тело у него массивное, длина его достигает 70-100 см, длина хвоста-25-38 см, вес до 30 кг.
12. Как называется редкое земноводное животное, встречающееся во влажных лесах южных и центральных районов Брянщины?
Квакша обыкновенная - очень редкий вид амфибий. Сверху она окрашена в ярко-зелёный цвет, а снизу в желтовато-белый. Окраска квакши меняется в зависимости от температуры и влажности воздуха, от характера поверхности , на которой она сидит.
На территории Брянщины обитает 11 видов амфибий или 40, 7 % амфибий России.
Большинство земноводных - полезные животные. Они истребляют насекомых-вредителей.
Сейчас многие амфибии стали редкими и взяты под охрану.
13. Как называется крупное вымершее животное, обитавшее на территории Брянщины во время оледенения Евразии?
Мамонт.
14. Как называется самое крупное копытное животное, обитающее на территории Брянщины?
Зубр - самый крупный дикий бык Европы. Длина его тела составляет около 350 см, высота-2 м, вес-700 кг, бегает со скоростью до 50 км/час. Продолжительность жизни 22-27 лет. Зубр находится под охраной государства; занесён в «Красную книгу» России.
15. Как называется самое крупное хищное животное, обитающее на Брянщине?
Бурый медведь. Длина тела достигает 2, 5 м, вес до 700 кг.
16. Как называется крупное животное семейства кошачьих, обитающее в Брянских лесах?
Рысь обыкновенная. Размерами рысь со среднюю собаку, длина тела 85-105 см, вес достигает 32 кг. Общая численность на территории Брянщины не превышает 25 особей.
Приложение 3
Оценочный лист
(от 1 до 5 баллов)
Оцени занятие |
|
1 этап. Анализ материала и подготовка выступления |
|
2 этап. Выступление. |
|
3 этап. Работа над созданием информационного плаката |
|
4 этап. Защита проекта «Информационный плакат» |
|
5 этап. Оцени работу твоей группы |
Приложение 4.
Социологический опрос
Добрый день! Инициативная группа ГБУСО РЦ «Озёрный» проводит социологический опрос.
1.Как Вы относитесь к проблеме загрязнения берега Десны?
А) Не замечаю
Б) Мне всё - равно
В) Переживаю по этому поводу
2.Что Вы могли бы предложить для изменения ситуации? Благодарим за помощь.
Экскурсия по Десне
PPTX / 866.24 Кб
Десна-красавица
PPT / 10.2 Мб
Это интересно
PPT / 4.03 Мб