Авторская программа декоративно-прикладной направленности «Рукодельница» для учащихся 10–15 лет
ПРОГРАММА
“Рукодельница”
авторская, комплексная, декоративно-прикладной направленности
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся 10-15 лет
Составитель:
Плаунова Н.В.
2016-2017г
Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, далёкой и близкой, не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования. академик Д.С. Лихачёв |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствовали бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.
Комплексная программа “Культура быта”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, ткани, техникой бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов мира, России, национально-культурными особенностями края, и, способствует адаптации учащихся к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.
Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению учащимися разнообразными видами декоративно-прикладного творчества Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта.
Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами, шились из ткани. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Это – игрушки-сувениры. Мягкие же игрушки используются в игре детьми с древних времен и по настоящее время.
Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства русского народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания детей.
Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но, ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.
Цель настоящей программы - разностороннее комплексное развитие детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Цель: привить детям практические трудовые навыки в работе с тканью, шнурами цветными, бисером, стеклярусом, бисером. Воспитать художественный вкус, развить творческую активность.
Посещая кружок, ребята обучаются работе с иглой, знакомятся с инструментами. У них развивается моторика кисти рук, глазомер, творческое мышление, двигательная и зрительная память. Воспитывается терпение, аккуратность, усидчивость и внимательность и творческий подход к делу. У школьников совершенствуется мелкая моторика рук. Развивается художественный вкус, фантазия, пространственное представление. Очень полезно для детей, испытывающих трудности в школе (невнимательность, неусидчивость, импульсивность, плохой почерк и недержание строки), а так же всем, кто хочет научиться основным приемам плетения бисером и создавать бижутерию своими руками.
Изделия, изготовленные детьми, могут служит наглядными пособиями, выставленными экспонатами, оформительским материалом.
Для выполнения работ используются ткани, нитки капроновые, бисер, стеклярус, тесьма, шнуры, цветные ленты, пуговицы, картон, поролон, проволока, ножницы, иголки, булавки, леска, наперстки, мел, карандаш, плоскогубцы, сантиметровая линейка, линейка угольник, клей ПВА, тетрадь в клетку.
Задачи:
образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов края, формирование знаний по основам цветоведения и материаловедения, освоение основных приёмов обработки природных материалов и ткани, овладение навыками бисероплетения;
воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда;
развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”. Подавляющее большинство программ для государственных внешкольных учреждений предполагает изучение лишь какого-то одного вида декоративно-прикладного творчества, о чем говорят сами названия программ: “Аппликация соломкой”, “Вышивка”, “Художественная вышивка”, “Мягкая игрушка”.
В программе “Технология” отводится мало времени изучению такого вида декоративно-прикладного искусства как вышивание, и совсем не уделяется внимания искусственных цветов из ткани, вышиванию лентами, бисероплетению.
Программа “Культура быта” не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики.
Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Работа по программе “Культура быта” осуществлялась с 2000по 2004 уч. гг. В этот период она претерпевала изменения, вносились некоторые коррективы. Настоящая дополнительная образовательная программа соотносилась со школьной программой “Технология”, методами и формами работы в данной образовательной области. Благодаря обучению в творческом объединении “Культура быта” учащиеся в возрасте 9 - 15 лет могут получить начальные сведения о таких видах декоративно-прикладного творчества, как флористика, биолатрика, бисероплетение, а так же расширить и углубить свои знания в области художественной обработки ткани при выполнении вышивки, мягкой игрушки, изготовлении искусственных цветов из ткани. Большое внимание уделяется такому до сих пор малоизвестному в России виду декоративно-прикладного искусства как вышивка шёлковыми лентами.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе с выкройками-лекалами, выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Средний возраст учащихся - 10-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьнойдезадаптации).
Программа составлена с учетом обучения по 2часа 2 раза в неделю.Таким образом общее количество на 35 учебных недель приходится 140 часов.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с основными способами обработки природных материалов растительного происхождения, классификацией текстильных волокон, основами цветоведения и материаловедения, осваивают технику выполнения швов (“вперед иголку”, “шнурок”, “за иголку”, “тамбурный”, “елочка”, “узелки”, “роспись”, “стебельчатый”, “петельный”), используемых в ручной вышивке основные этапы изготовления полуплоской и объёмной мягкой игрушки, искусственных цветов из ткани, учатся выполнять простейшие приёмы бисероплетения (простая цепочка, цепочки сбусинками, с бугорками, с петельками, цепочки “зигзаг”, “змейка”, “в крестик”, цветком из шести лепестков, цветком из восьми лепестков, плоское и объёмное соединение цепочек “в крестик”, наплетения на цепочку “колечки”, подвески), пользоваться описаниями, условными обозначениями, читать схемы и составлять рабочие рисунки самостоятельно.
В далнейшем учащиеся осваивают основные способы обработки природных материалов животного происхождения (плавники, чешуя, яичная скорлупа, раковины моллюсков), знакомятся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, видами переплетения тканей, учатся чётко выполнять швов “козлик”, постигают основные этапы и особенности изготовления перчаточных кукол, обучаются более сложным приёмам бисероплетения (цепочка “мозаика”, “восьмёрки”, “соты”, ромбы, “фонарики”, ажурное полотно (сетка), полотно “в крестик”, ажурный цветок, кубик из 12-ти бисерин), а также учатся рассчитывать плотность плетения.
Учащиеся знакомятся с основными способами обработки природных материалов (кожа, соленое тесто), свойствами шерстяных и шелковых тканей, осваивают технику выполнения швов (“владимирская гладь”, “крестик”), технику вышивания лентами, основные этапы и особенности изготовления каркасной мягкой игрушки, учатся чётко выполнять изученные приёмы бисероплетения (уголки, многослойное, объёмное плетение).
Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ. В связи с тем, что программа является комплексной, её реализация может осуществляться несколькими педагогами, каждый из которых может вести занятия по одному из видов декоративно-прикладного творчества.
В творческом объединении “Культура быта” основным дидактическим принцип - обучение в предметно-практической деятельности. Одним из способов организации учебной деятельности является упражнение, заключающееся в многократном выполнении необходимых действий.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Помимо учебной деятельности с учащимися творческого объединения проводится просветительская и досугово-развивающая работа: экскурсии в музеи посещение театров и т.д.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень - репродуктивный с помощью педагога;
II уровень - репродуктивный без помощи педагога;
III уровень - продуктивный
IV уровень - творческий
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в творческом объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Цифровой, графический и терминологический диктанты.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.
Решение кроссвордов.
Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: районных, городских, областных; олимпиадах в области декоративно-прикладного творчества.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Календарно тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Дата проведения |
1. |
Вводное занятие. |
2.09 |
2 |
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства. |
2.09 |
3 |
История возникновения вышивки. Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. |
7.09 |
4 |
Особенности вышивки различных народов мира. |
7.09 |
5 |
Инструменты и материалы для вышивки. |
9.09 |
6 |
Правила техники безопасности.подготовка материалов к работе. |
9.09 |
7 |
Технология выполнения различных видов швов. |
14.09 |
8 |
Технология выполнения швов»козлик», «узелок»,»крест»,»полукрест». |
14.09 |
9 |
Технология выполнения швов»козлик», «узелок»,»крест»,»тамбурный». |
16.09 |
10 |
Технология выполнения швов»козлик», «узелок»,»крест»,»тамбурный». |
16.09 |
11 |
Вышивка монограммы на салфетке. |
21.09 |
12 |
Вышивка монограммы на салфетке. |
21.09 |
13 |
Технология оформления монограммы. |
23.09 |
14 |
Оформление салфетки. Мини-выставка работ учащихся. |
23.09 |
15 |
Выполнение вышивки по рисованному контуру. |
27.09 |
16 |
Технология выполнения вышивки по рисованному контуру. |
27.09 |
17 |
Вышивка гладью картина «Друзья» |
30.09 |
18 |
Вышивка гладью картина «Друзья» |
30.09 |
19 |
Вышивка гладью картина «Друзья» |
4.10 |
20 |
Исправление недочетов. Оформление изделия. |
4.10 |
21 |
Технология выполнения шва «крест»,»полукрест». |
7.10 |
22 |
Закрепление умений выполнять швы «крест»,»полукрест». |
7.10 |
23 |
Выполнение вышивки крестиком «Сирень» |
11.10 |
24 |
Выполнение вышивки крестиком «Сирень». |
11.10 |
25 |
Выполнение вышивки крестиком «Сирень». |
14.10 |
26 |
Устранение недочетов.окончательная обработка и оформление картины. |
14.10 |
27 |
Общие сведения о тканях и волокнистых материалах. |
18.10 |
28 |
Основные свойства тканей. |
18.10 |
29 |
Основы цветоведения. виды цветов. |
21.10 |
30 |
Теплые и холодные свойства цвета. |
21.10 |
31 |
Подготовка материалов к работе .Окраска. |
25.10 |
32 |
ПТБ при выполнении ручных работ. |
25.10 |
33 |
Техника вышивки лентами, как древний вид декоративно-прикладного искусства. |
28.10 |
34 |
Технология выполнения вышивки лентами. |
28.10 |
35 |
Закрепление ленты на канве. |
8.11 |
36 |
Выполнение простейших узоров вышивки лентами. |
8.11 |
37 |
Технология выполнения плоского узла. |
11.11 |
38 |
Технология выполнения петельчатого шва. |
11.11 |
39 |
Технология выполнения швов: обвитая наметка, наметка зигзагом. |
15.11 |
40 |
Перенос рисунка на ткань. |
15.11 |
41 |
Вышивка картины «Цветочная поляна». |
18.11 |
42 |
Вышивка картины «Цветочная поляна». |
18.11 |
43 |
Вышивка картины «Цветочная поляна». |
22.11 |
44 |
Завершение работы «Цветочная поляна»Мини выставка работ учащихся. |
22.11 |
45 |
Вышивка лентами работы»Весенний букет» |
25.11 |
46 |
Вышивка лентами работы «Весенний букет». |
25.11 |
47 |
Вышивка лентами работы «Весенний букет».Завершение работы. |
29.11 |
48 |
Мягкая игрушка .Первые мягкие игрушки. |
29.11 |
49 |
Правила ТБ при работе с инструментами. |
2.12 |
50 |
Виды мягких игрушек. Технология их выполнения. |
2.12 |
51 |
Изготовление шаблонов выкройки мягкой игрушки. |
6.12 |
52 |
Выполнение полуобъемной мягкой игрушки «Зайчонок» |
6.12 |
53 |
Выполнение полуобъемной мягкой игрушки «Зайчонок» |
9.12 |
54 |
Технология выполнения объемной игрушки «Спаниель» |
9.12 |
55 |
Технология выполнения объемной игрушки «Спаниель» |
13.12 |
56 |
История возникновения лоскутного шитья. |
13.12 |
57 |
Инструменты ,материалы, приспособления .ПТБ. |
16.12 |
58 |
Лоскутная мозаика. |
16.12 |
59 |
Искусственные цветы из ткани. |
20.12 |
60 |
Изготовление искусственных цветов из ткани. |
20.12 |
61 |
Изготовление панно «Подсолнух» в технике лоскутной пластики. |
23.12 |
62 |
Изготовление панно «Подсолнух» в технике лоскутной пластики. |
23.12 |
63 |
Изготовление панно «Подсолнух» в технике лоскутной пластики. |
27.12 |
64 |
Изготовление картины «Весенний пейзаж». |
27.12 |
65 |
Изготовление картины «Весенний пейзаж». |
10.01 |
66 |
Рождественские посиделки. История рождества. |
10.01 |
67 |
Рождественские посиделки. Поделки на новогоднюю тематику. |
13.01 |
68 |
Завершение работы по картине «Весенний пейзаж»соединение основы с подкладой. |
13.01 |
69 |
Оформление картины «Весенний пейзаж».мини выставка работ учащихся. |
17.01 |
70 |
Биолатрика: панно из кожи. Знакомство с изделиями. Инструменты и приспособления. |
17.01 |
71 |
ПТБ при работе с инструментами и приспособлениями. |
20.01 |
72 |
Технология работы с кожей.обновление старой кожи. |
20.01 |
73 |
Окраска, разглаживание, перфорация деталей. |
24.01 |
74 |
Художественная обработка кожи.драпировка. |
24.01 |
75 |
Аппликация из кожи .лоскутная мозаика. Технология изготовления отдельных элементов. |
27.01 |
76 |
Подготовка основы декоративного панно. |
27.01 |
77 |
Перенесение деталей выкройки.Раскрой ,изготовление отдельных элементов композиции. |
31.01 |
78 |
Изготовление цветов и соцветий из кожи. Сборка цветов. |
31.01 |
79 |
Составление композиции .Прикрепление деталей |
3.02 |
80 |
Составление композиции .Прикрепление элементов. Оформление панно. |
3.02 |
81 |
Окончательная обработка изделия. Оформление работы. |
7.02 |
82 |
Исторический экскурс. Изделия из соленого теста. |
7.02 |
83 |
Приготовление соленого теста .Окрашивание. |
10.02 |
84 |
Способы изготовления изделий вырезание формочек, полосок и т.д. |
10.02 |
85 |
Сушка и обжиг изделия .Способы сушки. |
14.02 |
86 |
Технология выполнения эффекта глазирования изделий. |
14.02 |
87 |
Изготовление отдельных элементов композиции. |
17.02 |
88 |
Технология изготовления и соединения элементов корзины. |
17.02 |
89 |
Соединение всех элементов композиции. |
21.02 |
90 |
Раскрашивание .Лакировка. |
21.02 |
91 |
История бисероплетения. Твое рабочее место. Правило безопасной работы. Знакомство с видами бисера, ткани, стеклярусов. |
24.02 |
92 |
Знакомство с инструментами: история об игле, о булавке, о ножницах, о наперстке, о бисере. Правила обращения с инструментами. Работа с иглой, низание бисера |
24.02 |
93 |
Основные приемы бисероплетения .Нанизывание бисера на нитку 2*2 в один ряд. |
28.02 |
94 |
Низание в один ряд с цветочками. Цепочка из бисерин и бусин. |
28.02 |
95 |
Знакомство со стеклярусом. Цепочка, низание простое |
3.03 |
96 |
«Чудо-дерево» для класса. |
3.03 |
97 |
«Чудо-дерево» для класса. |
7.03 |
98 |
«Чудо-дерево» для класса. |
7.03 |
99 |
«Чудо-дерево» для класса. |
10.03 |
100 |
Прямое и обратное направление низания. |
10.03 |
101 |
Закрепление вспомогательной бусины. . Простое оплетение бусины |
14.03 |
102 |
Параллельное низание с разными рядами. |
14.03 |
103 |
Низание «Елка», «Елочка», «Елочные игрушки». |
17.03 |
104 |
Низание «Елка», «Елочка», «Елочные игрушки». |
17.03 |
105 |
Схемы для узоров из бисера. Нарисовать на схеме орнамент. |
21.03 |
106 |
Бусы простые, многорядные. |
21.03 |
107 |
Бусы простые, многорядные. |
24.03 |
108 |
Изготовление подвески кисточки, низание крестиками. |
24.03 |
109 |
Подвески «Сосулька», «Петельки» |
4.04 |
110 |
Подвески «Капелька», «Стрелка» |
4.04 |
111 |
Подвески «Цветок», «Трилистник» |
7.04 |
112 |
Приплетение подвесок. |
7.04 |
113 |
Серьги. Виды серег. Практическое занятие. |
11.04 |
114 |
Браслеты из бисера. |
11.04 |
115 |
Чавага, боошкун – тувинское национальное украшение для девочек. |
14.04 |
116 |
Параллельное низание с одинаковыми рядами «Олень», «Рыбка». |
14.04 |
117 |
Параллельное низание с одинаковыми рядами «Олень», «Рыбка». |
18.04 |
118 |
Веселый зоопарк «Крокодил», «Жираф», «Змея», «Стрекоза». |
18.04 |
119 |
Веселый зоопарк «Крокодил», «Жираф», «Змея», «Стрекоза». |
21.04 |
120 |
Художественное вязание крючком. |
21.04 |
121 |
Вязание крючком. Материалы и инструменты. Правила начала вязания. Воздушные петли, цепочка |
25.04 |
122 |
Приемы вязания крючком. Полустолбик.. |
25.04 |
123 |
Приемы вязания крючком. Столбик без накида |
28.04 |
124 |
Приемы вязания крючком. Вязание по кругу |
28.04 |
125 |
Условные обозначения, применяемые при вязании крючком .Столбик с накидом. |
2.05 |
126 |
Изготовление поделок и изделий. |
2.05 |
127 |
Изготовление поделок и изделий. |
5.05 |
128 |
Изготовление поделок и изделий. |
5.05 |
129 |
Изготовление поделок и изделий. |
12.05 |
130 |
Художественное выжигание по шелку. |
12.05 |
131 |
Вводное занятие- знакомство с возможностями техники Материалы и инструменты , техника выжигания по шелку. |
16.05 |
132 |
Гильоширование ,накладная техника. |
16.05 |
133 |
Гильоширование ,накладная техника. |
19.05 |
134 |
Ажурные салфетки |
19.05 |
135 |
Ажурные салфетки |
23.05 |
136 |
Художественное оформление панно. |
23.05 |
137 |
Художественное оформление панно. |
26.05 |
138 |
Ковроткачество ( вторая жизнь вещей). |
26.05 |
139 |
Материалы и инструменты для работы. Приемы работы Изготовление мини ковриков, панно |
30.05 |
140 |
Изготовление мини ковриков, панно. |
30.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественных народных промыслов. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТКАНЯХ И ВОЛОКНИСТЫХ МАТЕРИАЛАХ
Теоретические сведения. Общие сведения о тканях и волокнистых материалах. Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о производстве тканей. Виды тканей. Окраска и рисунок тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Определение основных и уточных нитей. Краткие сведения о профессиях ткацкого и швейного производства.
Практическая работа. Подбор образцов тканей по виду, цвету и назначению. Определение на образцах тканей нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон.
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Тёплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.
Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Выбор наиболее удачных цветовых решений на основе сочетания основных и дополнительных цветов.
ОТДЕЛКА ТКАНИ: ВИДЫ ШВОВ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории народной вышивки. Особенности народной вышивки . Виды швов, используемых в ручной вышивке, их применение. Приемы выполнения стежков и строчек. Виды швов: “вперед иголку”, “шнурок”, “за иголку”, “тамбурный”, “елочка”, “узелки”, “роспись”, “стебельчатый”, “петельный” (“краевой”). Технология их выполнения, применение в отделке ткани. Способы перевода рисунка на ткань.
Практическая работа. Освоение техники выполнения изученных швов. Вышивание салфетки на их основе. ВТО вышивки.
МЯГКАЯ ИГРУШКА: ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории народной игрушки. Особенности народной игрушки Воронежского края. Технология выполнения мягкой игрушки. Материалы и инструменты. Работа с выкройками. Подбор материалов. Обработка тканей с осыпающимися краями. Предание тканям жёсткости. Раскрой деталей. Пошив игрушки. Набивка деталей игрушки. Сборка и оформление игрушки. Условные обозначения.
Практическая работа. Перенесение деталей выкройки. Запись условных обозначений в альбом.
ПОЛУОБЪЁМНАЯ МЯГКАЯ ИГРУШКА
Теоретические сведения. Особенности технологии выполнения полуобъёмных игрушек. Отсутствие элементов влияющих на объём. Расположение деталей в плоскости. Достижение рельефности за счёт наложения одних частей игрушки на другие. Особенности набивки полуобъёмной игрушки. Требования, предъявляемые к полуобъёмной игрушке: удерживание формы, чёткие очертания, ровная поверхность, мягкость, лёгкость. Применение: сувенир-миниатюра, ёлочная игрушка или элемент интерьера. Выбор и анализ модели. Запись последовательности выполнения игрушки. Зарисовка модели. Выбор тканей.
Практическая работа. Выполнение выкроек-лекал. Раскрой и сметывание деталей. Пошив и оформление игрушки.
ОБЪЁМНАЯ ИГРУШКА
Теоретические сведения. Особенности технологии выполнения объёмных игрушек. Наличие вытачек, различных вшивных элементов, создающих дополнительный объём. Изготовление волос, грив, хвостов, помпонов. Выбор и анализ модели. Подбор материалов.
Практическая работа. Работа с выкройками. Раскрой деталей. Пошив игрушки. Набивка деталей игрушки. Сборка и оформление игрушки.
ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ ИЗ ТКАНИ
Изготовление браслета “ёлочка”. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Выполнение колье “кораллы”.Теоретические сведения. Материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления цветов. Подготовка тканей, технология обработки. Техника безопасности. Анализ образцов. Последовательность выполнения. Зарисовка схем. Изготовление лекал. Выбор тканей. Экономичная раскладка лекал на ткани. Перенесение деталей выкройки. Раскрой. Тонирование. Тепловая обработка. Изготовление сердцевинки, тычинок и пестиков. Обвивание черешков, стеблей. Изготовление цветоложа розы.
Практическая работа. Упражнения по изготовлению стеблей (обвивание проволоки бумагой, нитками).Выполнение отдельных элементов цветков и соцветий (купальница европейская, ромашка луговая, роза полиантовая полумахровая). Сборка цветков и соцветий. Оформление букетика.
БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
Теоретические сведения. Исторический экскурс. Использование бисера в народном костюме Воронежской губернии. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка “зигзаг”, цепочка “змейка”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”, “колечки”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Наплетения на цепочку “колечки”. Подвески: бахрома (простая, спиральная), “веточки”, “кораллы”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Практическая работа.Освоение приемов бисероплетения: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка “зигзаг”, цепочка “змейка”, цепочка “в крестик”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков. Плоское и объёмное соединение цепочек “в крестик”. Выполнение наплетений на цепочку “колечки
ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения используемые дляизготовления цветов: параллельное плетение, петельное плетение, игольчатое плетение, низание дугами, косое плетение. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей (“Смородина”, “Орхидея”), букета цветов (колокольчики, мак, незабудки, ромашки, лилии, роза). Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.
ПЛЕТЕНИЕ ПЛОСКИХ ФИГУРОК ЖИВОТНЫХ
Теоретические сведения. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Техника “кирпичный стежок”. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей: “Божья коровка”, “Муха”, “Шмель”, “Стрекоза”, “Жук”, “Бабочка”, “Паук”, “Скорпион”, “Ящерица”, “Змея”, “Зайчик”, “Мышка”, “Тигрёнок”, “Знаки зодиака”. Подготовка основы для брошей. Плетение кулона “Тигрёнок” в технике “кирпичный стежок”. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
БИОЛАТРИКА: ПАННО ИЗ КОЖИ
Теоретические сведения. Исторический экскурс. Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Обновление старой кожи. Окраска, разглаживание, разметка и раскрой кожи. Шерфование кожаных изделий. Перфорация деталей. Способы соединения и крепления кожи: склеивание, оплётка, сшивание, сцепление. Художественная обработка кожи: драпировка, термическая обработка (прожаривание, буление, горячее тонирование), аппликация, лоскутная мозаика. Выбор моделей, анализ.Последовательность выполнения. Изготовление лекал. Выбор тканей. Экономичная раскладка лекал на ткани.
Практическая работа. Перенесение деталей выкройки. Раскрой. Изготовление отдельных элементов цветков и соцветий из кожи (серединки цветка, тычинок и пестиков). Сборка цветков и соцветий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА
Теоретические сведения. Исторический экскурс. Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Приготовление солёного теста из пшеничной и ржаной муки, замешивание. Окрашивание теста. Обработка солёного теста. Способы изготовления изделий: вырезание формочками для выпечки, вырезание по шаблону, полуплоская и объёмная лепка. Обработка подручными средствами: насадками кулинарного шприца, расчёской, чайным ситечком, чесноковыжималкой. Отпечатки и выпуклые рельефы. Сушка иобжиг изделий. Способы сушки: воздушная, сушка в духовом шкафу, комбинированная. Цветовые эффекты и глазирование.
Практическая работа. Изготовление изделий из солёного теста. Сушка. Раскрашивание. Лакировка.
Рукоделие. Вязание крючком
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.
Практические работы
Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. . Воздушные петли, цепочка. Приемы вязания крючком. Полустолбик. Столбик без накида.
Вязание по кругу. Столбик с накидом.
Изготовление поделок и изделий.
Варианты объектов труда.
Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Поделки, шарфик, шапочка.
Вышивка лентой
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории вышивки лентой. Материалы и инструменты.
Изделия, вышитые лентой. Знакомство с возможностями техники
Практические работы
Техника выполнения швов
Оформление миниатюре в технике вышивки лентой
Варианты объектов труда.
Рисунки. Оформление диванных подушек, панно
Художественное выжигание по шелку.
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории рукоделия. Изделия в технике выжигания по шелку. Знакомство с возможностями техники
Практические работы
Поисковая работа. Материалы и инструменты . Зарисовка узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для выжигания по шелку. Подготовка материалов к работе. Выбор ткани, в зависимости от свойства ткани . Расчет количества ткани. Техника выжигания по шелку. Гильоширование. Накладная техника. Изготовление ажурных салфеток. Художественное оформление панно.
Варианты объектов труда.
Рисунки. Оформление салфеток, панно. Творческая работа учащихся.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы проведения занятий
№ пп |
Тема |
Формы проведения занятий |
1. |
Вводное занятие |
Беседа |
2. |
Работа с природными материалами |
Беседа, экскурсии |
3. |
Художественная обработка ткани |
Беседа, конкурсы, выставки, игра |
4. |
Бисероплетение |
Беседа, конкурсы, выставки, игра |
5. |
Итоговое занятие |
Конкурсы, выставки |
Методы обучения
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Техническое оснащение и дидактический материал
Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.
Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, крючок, шило, бульки с диаметрами шариков от 5 до 30 мм, резцы, петля, подкладка резиновая жесткая, подкладка резиновая мягкая, подушка с песком, стекло листовое, швейные иглы, иглы для вышивания, иглы для бисероплетения, булавки, напёрсток, копировальный ролик, кисточки, карандаши, шариковые ручки, портновские мелки, ластик, линейка, циркуль, сантиметровая лента, электрический утюг, гладильная доска.
Материалы: засушенные растения, соломка, кора деревьев, спилы древесины, фанера, ДВП, раковины моллюсков, яичная скорлупа, перья птиц, кожа, ткань, драп, фетр, трикотаж, флизелин, синтепон, кружево, тесьма, ленты, сутаж, поролон, вата, натуральный и искусственный мех, швейные нитки, мулине, капроновая нить № 63, моноволокно, проволока, воск, бисер, стеклярус, рубленый бисер, бусины;фурнитура: пуговицы, крючки, петли, кнопки, замочки для цепочек и браслетов, швензы, заготовки-замочки для клипс, брошей, колец, заколок для волос; калька, бумага,картон, копировальная бумага, миллиметровая бумага, акварельные краски, клей ПВА, клей “Момент”, обойный клей, мука, соль, крахмал, желатин, манная крупа, зубной порошок, лак для ногтей.
Специальная литература.
Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: таблица “Основные приёмы бисероплетения”; схемы изделий; коллекции ниток; образцы бисероплетения; изделия; раздаточный материал, инструкционные карты; дидактические карточки.
Формы подведения итогов
№ пп |
Тема |
Форма подведения итогов |
1. |
Вводное занятие |
Фронтальная беседа. |
2. |
Работа с природными материалами |
Фронтальная и индивидуальная беседы, дидактические карточки, цифровой, диктант, выполнение практических заданий. |
3. |
Художественная обработка ткани |
Фронтальная и индивидуальная беседы, дидактические карточки, решение ситуационных задач, решение кроссвордов, графический и терминологический диктанты, выполнение практических заданий. |
4. |
Бисероплетение |
Дидактические карточки, цифровой и графический диктанты, игра, выполнение дифференцированных практических заданий. |
5. |
Итоговое занятие |
Контрольное занятие, конкурсы, выставка. |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: “Просвещение”, 1985.
Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. №7.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Москва - Воронеж, 1995.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: “Просвещение”, 1993.
Журнал “Школа и производство”.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.
Кульневич С.В. Новая педагогика. - Воронеж, 1997.
Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997.
Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж, 1992.
Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.
Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1 – 4 классы одиннадцатилетней школы). – М., 1988.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). – М., 1982.
Творческие работы учащихся школ . – 1989.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998.
Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Бисер – Land. Изделия наших читателей: Практическое пособие. 4-й выпуск. – СПб., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Божко Л. Бисер. – М., 2000.
Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003.
Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Фенечки из бисера. – СПб., 2000.
Деревянко Н.С. Мягкая игрушка. Волшебный сад. – М., 2001.
Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983.
Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000.
Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001.
Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990.
Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. – М., 2001.
Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001.
Крутий Я.В. 100 схем для вышивания крестом и гладью. – Ростов-на-Дону, 2000.
Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999.
Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. – Ярославль, 2000.
Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Волшебный стежок. – Минск, 2000.
Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.
Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1999.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
Пономарёв П.Д. Народный костюм . – Воронеж, 1994.
Рукоделие. – Харьков, 1997.
Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000.
Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000.
Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. Искусство делать цветы. М., 1992.
Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.
Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
21
Акатова Ирина Анатольевна