12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Елена Александровна31
Россия, Пермский край, Пермь

Детское исследование.

Организация детской деятельности при изучении темы

«Животные разных континентов»


Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица


Актуальность. Ребенок по своей природе исследователь. Жажда новых впечат­лений, любознательность традиционно рассматри­ваются как важнейшие черты детского поведения. Поисковая активность – естественное состояние ребенка. Она порождает исследовательское поведение. Создает условия для самораз­вития ребенка.

Но как не запутаться ребенку в огромном потоке информации? Для этого важно педагогическое руководство детскими исследованиями. Темы исследований в основном рождаются из интересов детей. Каждое исследование своеобразно, ребенок может углубиться в заинтересовавшую его тему настолько, насколько позволяют ему его способности и возникший интерес. Исследования предполагают использовать любые подручные средства: книги, интернет, знания взрослых, игрушки, картинки и т.п.

Цель – Организация исследовательского поиска детей старшего дошкольного возраста по знакомству с животными разных континентов.

Задачи:

1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о животных разных континентов.

2. Развитие способностей детей анализировать особенности и видеть закономерности жизни разных животных.

3. Приобщение родителей к оказанию помощи детям по поиску и сбору информации об обитателях разных континентов.

4. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника

5. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности обитателей разных континентов.

Для развития практики исследования в дошкольном возрасте можно использовать метод выявления проблем. В нашем случае источником проблемы может быть карта планеты Земля. Дети рассматривая ее узнают, сколько и какие есть континенты на нашей планете, узнают названия материков, стран, находят знакомые города и реки. Но кто там живет, какие животные обитают –не понятно. Тогда в группе появляется карта животного мира. Рассматривая ее, дети узнают знакомых животных, удивляются странным, незнакомым – как много живет их на нашей планете!

С детьми проводится беседа: Что мы знаем о животных? Что хотели бы узнать? - и выясняем, что детям интересно узнать о разных животных поподробнее. Как называются? Место их обитания? Почему они живут там? Выявляется проблема.

Проблема: Почему на разных континентах живут разные животные?

Намечаем вместе с детьми цель: Узнать подробнее о животных разных континентах и ответить на вопрос: Почему именно там живут те или иные животные?

Но как это могут сделать дети?

Получить как можно больше новых сведений о предмете их исследования, и подготовить о нем сообщение - небольшой доклад. Решаем вместе с детьми, что будем это делать все вместе, ведь вместе интересно, быстро и познавательно. Для того чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию.

Дети между собой распределяют животных, кому какое нравится, и договариваются узнать о нем: где обитает, его характерные особенности, внешний вид, чем питается, интересные факты о жизни. Это становится планом будущего доклада.

Составление плана исследования

Исследование начинаем с обычного проблемного вопроса: «Что мы должны сделать в начале?». В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы: «спросить у родителей», «посмотреть в энциклопедиях, в книгах», «обратиться к компьютеру», «Посмотреть по телевизору» и др.

Постепенно выстраивается цепочка, которая становится планом будущего исследования. Сбор материала проходит постепенно: дети часто подходят к карте, изучают её, рассматривают. Приносят картинки, энциклопедии, маленькие доклады, которые приготовили сами и вместе с родителями. В группе появляется много разных энциклопедий, книг о животных, дидактические игры. Детям интересно исследовать особенности разных мест обитания животных. Дополнительно появляется карта с обозначением разных природных зон.

Совместно с детьми изготавливаются макеты мест обитания разных животных.

Работая с дидактическим материалом, дети задают вопросы, делятся друг с другом имеющейся информацией.

Обобщаем полученные данные

В своих докладах дети рассказывают о своих исследованиях, о том животном, которое выбрали. Дети рассказывают много интересного не только про незнакомых животных, но и удивительные факты о животных, которые им хорошо знакомы. (что животные живут в определенных, характерных для их жизни местах, что животные, живущие в пустыне, могут долгое время прожить без воды, что на территории Австралии в ее саваннах и тропических лесах встречаются такие животные, которые не водятся больше нигде, кроме этого континента.(это сумчатые животные), что на севере земного шара много животных, схожих с животными, живущими в лесах нашего региона, только у них разный окрас: белый и бурый медведь, песец и лиса, полярная сова, арктические волки и др.)

Исследование позволяет детям сделать вывод, что для каждого животного характерна своя природная зона А на разных континентах могут быть разные природные зоны. Поэтому там живут разные животные.

Все знания, полученные детьми во время исследования, запомнаются детям надолго.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.